рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Реализация новых подходов в управлении бюджетом при формировании федерального бюджета 2006 года

 

1 Исчислен в соответствии с классификатором ОКОНХ, с 2005 года Росстатом не исчисляется.

2 Исчисляется в соответствии с классификатором ОКВЭД как агрегированный индекс производства по видам деятельности «добыча

полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды».

3Расчетно.


Диаграма 1. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации в 2005 и 2006 годах (темп прироста, в % к предыдущему году)



По данным Росстата, объем валового внутреннего продукта России в 2006 году (первая оценка) составил в текущих рыночных ценах 26 781,1 млрд. рублей, темп роста реального объема ВВП по сравнению с 2005 годом – 106,7 %, индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам 2005 года – 116,1 %.

В 2006 году практически по всем видам деятельности наблюдались более высокие, чем в 2005 году, темпы роста валовой добавленной стоимости: рыболовство, рыбоводство (112 % в 2006 году и 103,4 % в 2005 году), добыча полезных ископаемых (102,1 % и 100,9 % соответственно), строительство (114,1 % и 110,6 %), гостиницы и рестораны (111,2 % и 108,8 %), транспорт и связь (109,4 % и 106,8 %), образование (101,8 % и 100,4 %), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (112,7 % и 107,5 %), а также рост чистых налогов на продукты (109,1 % и 108,4 %).

В то же время в 2006 году по сравнению с 2005 годом произошло значительное замедление темпа роста валовой добавленной стоимости по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг – 106,1 % (111,8 % в 2005 году), а также несколько замедлились темпы роста валовой добавленной стоимости по обрабатывающим производствам – 104,8 % (105,7 % соответственно), оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 108,7 % (109,9 %).

Анализ компонентов использованного ВВП показал, что внутренний спрос увеличился на 10,2 % (в 2005 году - на 9,1 %), внешний спрос (экспорт товаров и услуг) – на 7,2 % (в 2005 году - на 6,4 %). Таким образом, внутренний спрос на 3 процентных пункта опережал внешний (в 2005 году - на 2,7 процентного пункта).

Расширение внутреннего спроса связано главным образом с высоким темпом роста инвестиционной составляющей, в результате валовое накопление основного капитала выросло на 13,9 % (в 2005 году – на 8,3 %), что на 7,2 процентного пункта выше темпа роста ВВП (в 2005 году – на 1,9 процентного пункта). Расходы на конечное потребление домашних хозяйств выросли в 2006 году на 11,2 % (в 2005 году – на 12,8 %), что на 4,5 процентного пункта выше темпа роста ВВП (в 2005 году – на 6,4 процентного пункта).

Прирост внутреннего спроса в 2006 году продолжал удовлетворяться в значительной степени за счет расширения импорта товаров. Прирост импорта товаров (физический объем) в 2006 году составил 24 % (в 2005 году – 16,9 %), что связано с ростом импорта машин, оборудования и транспортных средств. Импорт по этой группе товаров увеличился на 50,9 % (в 2005 году - на 39,6 %). Значительным был также рост импорта пшеницы и меслина (в 2,4 раза в 2006 году по сравнению со снижением на 57,7 % в 2005 году). В структуре импорта увеличилась доля машин, оборудования и транспортных средств с 44 % в 2005 году до 47,7 % в 2006 году, снизилась доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья с 17,7 % до 15,7 % и продукции химической промышленности – с 16,5 % до 15,8 % соответственно. В 2006 году темп роста импорта товаров и услуг на 14,5 процентного пункта опережал темп роста экспорта товаров и услуг (в 2005 году – на 10,6 процентного пункта). Объем чистого экспорта в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизился на 15,8 % (в 2005 году – на 12,8 %).

В 2006 году объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с 2005 годом на 13,7 % и составил 4 580,5 млрд. рублей, или 168,5 млрд. долларов США (в 2005 году по сравнению с 2004 годом прирост составил 10,9 %). Росту инвестиций в основной капитал способствовали улучшение финансового состояния организаций (доля прибыльных организаций в общем числе организаций в 2006 году составила 70,3 %, в 2005 году – 63,6 %), снижение уровня инфляции. В 2006 году доля инвестиций в ВВП выросла по сравнению с предыдущим годом на 0,4 процентного пункта и составила 17,1 % (в 2005 году - 16,7 %), однако этого недостаточно для существенного обновления основного капитала.

Основной объем инвестиций в основной капитал в 2006 году направлялся на развитие следующих видов экономической деятельности: транспорта и связи (23,5 % общего объема инвестиций), операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (16,4 %), обрабатывающих производств (15,8 %), добычи полезных ископаемых (15,3 %).

Увеличение инвестиционной активности носило дифференцированный характер. По сравнению с 2005 годом возрос объем инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (на 42,5 %), в производство машин и оборудования (на 31,9 %), в гостиницы и рестораны (на 31,5 %), в образование (на 30,3 %), добычу полезных ископаемых (на 22,7 %), в здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 22,3 %). В то же время по ряду обрабатывающих производств наблюдалось снижение объема инвестиций по сравнению с уровнем прошлого года: обработке древесины и производству изделий из дерева – на 36,8 %, текстильному и швейному производству – на 8,2 %, производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 1,6 %.

Высокие цены на экспортируемое сырье и рост инвестиционной активности организаций оказали влияние на структуру использованного ВВП. Доля чистого экспорта уменьшилась с 13,5 % в 2005 году до 12,8 % в 2006 году. Доля валового накопления увеличилась незначительно и составила 20,4 % (20,2 % - в 2005 году). При этом доля валового накопления основного капитала несколько увеличилась (с 17,8 % в 2005 году до 18 % в 2006 году), а доля прироста запасов материальных оборотных средств осталась без изменения и составила 2,4 %.

В условиях благоприятной внешней конъюнктуры и изменений в потоках капитала золотовалютные резервы Российской Федерации на 1 января 2007 года составили 303,7 млрд. долларов США и увеличились по сравнению с 1 января 2006 года на 121,5 млрд. долларов США, или в 1,7 раза. Золотовалютные резервы Российской Федерации на 1 января 2007 года превысили объем государственного внешнего долга Российской Федерации на 251,7 млрд. долларов США, или в 5,8 раза (52,0 млрд. долларов США). По объему золотовалютных резервов Россия вышла на третье место в мире после Китая и Японии.

Несмотря на положительную динамику развития экономики Российской Федерации, существенных сдвигов в повышении благосостояния населения не произошло.

В 2006 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения замедлился и составил 10,2 % (в 2005 году – 11,1 %). Остается значительной дифференциация по уровню заработной платы в различных отраслях экономики. В 2006 году уровень номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства составил 42,7 % общероссийского уровня средней заработной платы, работников текстильного и швейного производства – 45,3 %, работниковобразования – 65,1 %, работников здравоохранения и предоставления социальных услуг –75,4 %. При этом уровень начисленной среднемесячной заработной платы работников,занимающихся производством кокса и нефтепродуктов, финансовой деятельностью, добычейтопливно-энергетических полезных ископаемых, в 2,1 – 2,6 раза превышает общероссийскийуровень средней заработной платы.

Средний размер назначенных месячных пенсий в 2006 году составил 25,4 % среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, что на 2,2 процентного пункта ниже соответствующего показателя за 2005 год (27,6 %).

Дифференциация населения по уровню доходов (соотношение между средними уровнями доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченной части населения) за 2006 год по сравнению с 2005 годом значительно увеличилась и составила – 15,3 раза (в 2005 году– 14,9 раза). При этом на долю 10 % наиболее обеспеченной части населения приходилось 30,2 % общего объема денежных доходов (в 2005 году – 29,9 %), а на долю 10 % наименее обеспеченной части населения - 2 % (в 2005 году - 2 %).

Численность официально зарегистрированных безработных в 2006 году по сравнению с 2005 годом сократилась на 4,4 % и составила в среднем за год 1,8 млн. человек.

Номинальный обменный курс рубля по отношению к доллару США в среднем за 2006 год составил 27,18 рубля за 1 доллар США по сравнению с прогнозным курсом 28,6 рубля за 1 доллар США, учтенного в расчетах к проекту федерального бюджета на 2006 год, и 27,3 рубля за 1 доллар США – в расчетах к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год». В среднем за 2005 год номинальный обменный курс рубля по отношению к доллару США составлял 28,28 рубля за 1 доллар США.

Прирост индекса реального курса рубля по отношению к доллару США в 2006 году по сравнению с предыдущим годом составил 10,7 % (в 2005 году – 10,8 %).

Индекс реального эффективного курса рубля по отношению к иностранным валютам, по данным Центрального банка Российской Федерации, в декабре 2006 года по отношению к декабрю 2005 года составил 107,4 % (в декабре 2005 года к декабрю 2004 года - 110,5 %).

В целом итоги социально-экономического развития за 2005 – 2006 годы свидетельствуют, что антиинфляционная политика Правительства Российской Федерации недостаточно эффективна и нуждается в основательной корректировке в направлении развития способов формирования и удовлетворения платежеспособного спроса, прежде всего на базе ускорения роста отечественного производства. В частности, необходимо повысить эффективность механизма сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги жилищно-коммунального хозяйства, принять меры по развитию конкурентоспособности отечественных товаров, проводить более взвешенную политику в области квотирования и таможенно-тарифного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, что позволит избежать резких скачков цен на импортную продукцию, добиться равномерного использования средств федерального бюджета, проведения Банком России эффективной денежно-кредитной политики, развития финансовых институтов и инструментов, обеспечивающих инвестирование средств населения в государственные и корпоративные ценные бумаги.

Анализ отклонений отчетных данных Росстата от прогнозных показателей, послуживших базой для формирования параметров Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год», показал следующее.

Из 25 основных макроэкономических показателей, характеризующих социально- экономическое развитие Российской Федерации, прогнозируемых Минэкономразвития России при формировании федерального бюджета на 2006 год, по 15 показателям (60 % общего количества) отклонения от отчетных данных Росстата не превысили 5 %, по 5 показателям (20 %) составили более 15 %. Наиболее существенное отклонение (превышение) отмечено по показателям, связанным с внешнеэкономической деятельностью: экспортной цене на нефть марки «Юралс» (52,8 %), средней экспортной цене на газ (32,4 %), экспорту товаров (30,8 %), импорту товаров (18,5 %).

Имеются отклонения отчетных данных Росстата и от прогнозных показателей, послуживших базой для формирования параметров Федерального закона от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ. Из 25 основных макроэкономических показателей по 3 показателям (12 % общего количества основных показателей) отклонения превысили 5 %. Один показатель (уровень инфляции) соответствует прогнозному значению.



Заключение

Анализ исполнения Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы) (далее – Программа) и плана действий по ее реализации в 2006 году, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, показал, что в 2006 году принимались меры институционального характера, направленные на решение важнейших социально-экономических задач.

Приняты федеральные законы «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», «О защите конкуренции», «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части гармонизации земельного и гражданского законодательства, «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации».

Законодательно установлены основные принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с некоммерческими организациями, созданы условия для привлечения внебюджетного финансирования в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной поддержки населения, спорта, в рамках развития благотворительной деятельности.

Внесены изменения в налоговое законодательство, предусматривающие совершенствование налогового администрирования, механизма исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

В 2006 году Правительством Российской Федерации в целях создания условий для ускоренного технологического обновления основных производственных фондов установлены нулевые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования, введен беспошлинный режим ввоза в отношении технологического оборудования для производства авиационных двигателей.

Правительством Российской Федерации утверждены Стратегия развития финансовогорынка Российской Федерации и план мероприятий по ее реализации на 2006 - 2008 годы. В целях создания современной комплексной и эффективной системы корпоративного управления Правительством Российской Федерации одобрена концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года.

Правительством Российской Федерации принимались меры, направленные на реализацию приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», на решение демографической проблемы.

Вместе с тем анализ выполнения плана действий по реализации Программы в 2006 году показал, что значительная часть мероприятий (по экспертной оценке, 57 %) Правительством Российской Федерации в 2006 году не выполнена. Не завершена отработка механизмов финансирования медицинской помощи населению, отложено принятие федерального закона об обязательном медицинском страховании до получения результатов реализации в 2007 - 2008 годах в 10 субъектах Российской Федерации пилотных проектов в сфере здравоохранения.

Не внесены изменения в Федеральный закон «О лекарственных средствах», направленные на упорядочение процедуры государственной регистрации лекарственных средств, устранение законодательных противоречий, связанных с ввозом лекарственных средств на территорию Российской Федерации.

Не внесены изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников.

Правительством Российской Федерации не принята концепция государственной миграционной политики Российской Федерации, разрабатываемая в целях обеспечения потребностей экономики Российской Федерации в трудовых ресурсах. В 2006 году не принята концепция демографического развития Российской Федерации до 2025 года, формирующая предпосылки к последующему демографическому росту (Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года утверждена

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351).

Не осуществлен перевод оплаты труда работников бюджетной сферы на отраслевые системы.

Законодательно не решен ряд вопросов в области доверительного управления средствами пенсионных накоплений, не определены механизмы, стимулирующие добровольное участие граждан в формировании накопительной части трудовой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, не принято законодательное решение о переводе базовой части трудовой пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения. Не приняты федеральные законы о профессиональных пенсионных системах.

Не реализованы в полном объеме меры, обеспечивающие проведение административной реформы. Не приняты в 2006 году федеральные законы о стандартах государственных услуг и об административных регламентах, устанавливающие порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, необходимые для повышения эффективности государственного управления.

В 2006 году не внесены изменения в бюджетное законодательство, направленные на совершенствование бюджетного процесса, в том числе переход к среднесрочному бюджетному планированию (Федеральный закон № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» принят 26 апреля 2007 года).

Медленно осуществлялась подготовка проектов федеральных законов о развитии банковского сектора, предусмотренных к принятию в 2006 году. Не принята новая редакция федерального закона, направленного на совершенствование бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, с учетом изменившихся экономических условий, тенденций общественного развития, а также передовой международной практики постановки на бухгалтерский учет и регулирования бухгалтерского учета.

Не внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части дифференциации акцизов на нефтепродукты в зависимости от их качественных характеристик.

В 2006 году законодательно не установлены процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в том числе в целях развития транспортной и социальной инфраструктуры. Не внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, уточняющие условия и порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предусматривающие обоснованные цены для приобретения таких прав, в целях ускорения вовлечения земли в хозяйственный оборот.

Не обеспечено создание системы федерального мониторинга территориального социально-экономического развития Российской Федерации, включая развитие территориальных производственных кластеров, предусматривающей в том числе проведение анализа нормативной правовой базы и реализации социально-экономических реформ, выявление возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, а также решение задачи расширения механизмов стимулирования проведения социально- экономических реформ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Таким образом, в 2006 году Правительством Российской Федерации не были реализованы в полном объеме меры институционального характера, предусмотренные Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) и планом действий по ее реализации в 2006 году в сферах модернизации здравоохранения и образования, совершенствования пенсионной системы и системы оплаты труда работников бюджетной сферы, повышения эффективности государственного управления, развития банковского сектора, снижения инфляции, совершенствования налогового законодательства, устранения инфраструктурных ограничений экономического роста, развития рынков земли и недвижимости, реформы технического регулирования, совершенствования бухгалтерского учета и отчетности, стимулирования проведения социально-экономических реформ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, предусматривающие создание институтов современных рыночных отношений, являющихся важными источниками экономического роста.



Список литературы

1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2006 год, представленному в форме проекта федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год» Утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 2 ноября 2007 г. № 48К (566), Москва, 2010.

2. «Государственные и муниципальные финансы» А. М. Бабич, Л. Н. Павлова М., 2009 , ЮНИТИ

3.                 «Бюджетная система России» под ред. проф. Г.Б., Поляка М., 2009, ЮНИТИ

4.                 «Бюджетная система Российской Федерации» под ред. проф. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской М., 2009, Юрайт

5.                 «Финансы» под ред. проф. А.М. Ковалевой М., 2009 «Финансы и статистика»

6.                 «Финансы и кредит» под ред. проф. А.М. Ковалевой М., 2009, «Финансы и статистика»

7.                 «Финансовый менеджмент» под ред. проф. Н.Ф. Самсонова М., 2009, «Финансы»


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.