рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Рентабельность функционирования предприятия и пути ее повышения



По полученным результатам можно сделать вывод о том, что на приыль, приходящейся на один рубль реализации, а, следовательно, и на рентаельость производства ЗАО «Иркутский завод низковольтных устройств» наибольшее влияние оказало повышение производственной себестоимости, что снизило рентабельность на 74,479% и увеличение цен на реализованную продукцию, благодаря чему рентабельность производства выросла на 52,640%.

 

2.2 Анализ финансовой рентабельности


Исследование финансовой рентабельности ЗАО «Иркутский завод низковольтных устройств» начнем с анализа соотношения чистой прибыли к различным показателям авансированных средств, т.е. с использования формулы (1.10). При этом необходимо отметить, что инвестированный капитал в данном случае будет равен собственному, т.к. долгосрочных обязательств на протяжении последних двух лет у предприятия не возникало. Поэтому формула будет выглядеть следующим образом:



Показатель, характеризующий доходность всего имущества предприятия () был рассчитан нами ранее, а для расчета показателя, отражающего доходность собственного капитала () необходимо, прежде всего, произвести расчет среднегодовой стоимости капитала:


 млн. руб.

 млн. руб.


Получив необходимые данные, можно проанализировать уровни рентабельности по этим показателям за прошлый и отчетный годы соответственно:


 

или  .


Таким образом, можно сделать вывод о том, что доходность собственного капитала выше доходности всех активов предприятия, т.е. анализируемое предприятие эффективно использует свои финансовые рычаги для повышения рентабельности.

Вторым показателем, наиболее полно характеризующим финансовую деятельность ЗАО «Иркутский завод низковольтных устройств», является показатель рентабельности собственного капитала, который был рассмотрен выше. Однако, для более удобного представления данных, участвующих в расчете рентабельности собственного капитала, занесем их в таблицу.


Таблица 2.5

Анализ финансовой рентабельности ЗАО «Иркутский завод низковольтных устройств»

Показатели

млн.руб.

За пред. год

За отчет. год

Отклонение


Темп роста, %

Чистая прибыль

326214

152567

173647

46,77

Среднегодовая стоимость собственного капитала

500612,5

727764,5

227152

145,37

Рентабельность собственного капитала, %

65,16

20,96

44,20

32,17


Данные таблицы показывают, что финансовая рентабельность предприятия снизилась в отчетном году на 44,20% по сравнению с предшествующим периодом. На изменение уровня рентабельности против прошлого года повлияли изменения суммы чистой прибыли, полученной предприятием, и суммы собственного капитала, вложенного в предприятие.

Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала составило:


млн. руб., или 34,68%.


Влияние изменения величины собственного капитала на финансовую рентабельность составило:


 млн. руб., или 9,52%.


Таким образом, сокращение чистой прибыли в отчетном периоде на 173647 млн. руб., или на 53,23% (100%46,77%), вызвало сокращение прибыли на 1 руб. собственного капитала на 34,68 коп. При этом рост среднегодовой стоимости собственного капитала на 227152 млн. руб., или 45,37%, также отрицательно повлиял на рентабельность собственного капитала и составил 9,52 коп. прибыли на 1 руб. собственного капитала.

Кроме того, как было отмечено выше, ставку доходности (рентабельность собственного капитала) можно представить расширенным образом, используя формулы (1.12) и (1.13). Однако для этого, согласно расчету, нам необходимы некоторые показатели, расчет которых приведены ниже в таблице.



Таблица 2.6

Анализ рентабельности собственного капитала.

Показатели

руб.

За пред. год

За отчет.год

Отклонение

Темп роста, %

Финансовая структура капитала (ФСК)

 1,0666

 1,0708

 0,0042

 100,39

Показатели

руб.

За пред. год

За отчет.год

Отклонение

Темп роста, %

Коэффициент оборачиваемости

активов (КОА)

 1,8022

 1,0043

 0,7979

 55,73

Норма эксплуатационной прибыльности до налога по результатам (НЭП)

0,3541

0,2083

0,1458

58,83

Ставка налогообложения (СН)

0,9573

0,9359

0,0214

97,76

Доля чистой прибыли в текущей прибыли (ДЧП)

1

1

0

100,00

Рентабельность собственного капитала (RСК), %

65,16

20,96

44,20

32,17


Как показывают данные таблицы, рентабельность собственного капитала упала в отчетном периоде на 44,20%. Причем это изменение было вызвано под действием изменения ряда таких факторов, как изменение финансовой структуры капитала, коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыльности, ставки налогообложения. Определим влияние изменения названных факторов на обобщающий показатель, применяя формулы (1.14), (1.15), (1.16), (1.17), (1.18):

1) влияние изменения финансовой структуры капитала:


 руб., или 0,29%


2) влияние изменения оборачиваемости активов:


 руб., или 28,96%


3) влияние изменения нормы эксплуатационной прибыли:


 руб., или –15,01%


4) влияние изменения ставки налогообложения:


 руб., или 48%


5) влияние изменения доли чистой прибыли в текущей прибыли:


 руб., или 0%.


Данные расчеты позволяют сделать вывод о том, что лишь благодаря улучшению финансовой структуры на 0,42% доходность собственного капитала ЗАО «Иркутский завод низковольтных устройств» выросла (хотя и незначительно) и составила 29 коп. на один рубль вложенных средств в собственный капитал. Остальные факторы отрицательно повлияли на рентабельность собственного капитала, причем наибольшее влияние оказала оборачиваемость активов: замедление оборачиваемости на 44,27% (100%55,73%) по сравнению с прошлым годом повлекло снижение доходности собственного капитала на 28,96%. Также необходимо отметить, что вследствие отсутствия за анализируемый период чрезвычайных расходов и доходов у предприятия, доля чистой прибыли предприятия в текущей прибыли не изменилась и не повлияла на рентабельность собственного капитала.


2.3 Анализ рентабельности продукции


Изучение основной деятельности начнем с расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия. Используя формулу (1.19), получаем результаты за 2006 и 2007 года соответственно:


 

или  .


Полученные данные свидетельствуют о верности неравенства и говорят о том, что уровень рентабельности, рассчитанный на основе показателя прибыли от реализации, будет выше уровня рентабельности, рассчитанного с использованием налогооблагаемой прибыли, вследствие имевших место в анализируемом периоде процентов к получению, доходов от участия в других организациях, а также операционных и внереализационных доходов и расходов. В свою очередь, последний показатель также превысит уровень рентабельности, исчисленный исходя из чистой прибыли, т.к. разницу в числителях формулы составит налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.

Для характеристики рентабельности реализованной продукции ЗАО «Иркутский завод низковольтных устройств» применим формулу (1.20), а расчет произведем в таблице.



Таблица 2.7

Анализ рентабельности реализованной продукции ЗАО «Иркутский завод низковольтных устройств»

Показатели

млн. руб.

За базисный период

По базису на фактически реализованную продукцию

Фактическая себестоимость при базисных ценах

За отчетный период

Выручка от реализации

 962269

 650004

 650004

 782605

Полная себестоимость реализованной продукции

 615259

 415607,5

 613366

 613366

Прибыль от реализации

 347010

 234396,5

 36638

 169239

Рентабельность реализованной продукции, %

 56,40

 56,40

5,97

 27,59


Из таблицы видно, что реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реалиизации, снизился в 2007 году по сравнению с предыдущим годом на 28,81% (27,59%56,40%). Причем на это снижение оказало воздействие ряда факторов, а именно: влияние изменения себестоимости выпускаемой продукции снизило уровень рентабельность реализованной продукции на 50,43% (5,97%56,40%); влияние изменения оптовых цен на реализованную продукцию повысило уровень рентабельности на 21,62% (27,59%5,97%). При этом необходимо отметить, что структура ассортимента выпускаемой продукции на предприятии практически не изменилась и не повлияла существенным образом на уровень рентабельности реализованной продукции и составила 0% (56,40%56,40%).

Кроме того, для осуществления контроля за себестоимостью реализованной продукции, а также за изменениями в политике ценообразования на исследуемом предприятии, произведем расчет рентабельности продаж в таблице на основании формулы (1.21).


Таблица 2.8

Анализ рентабельности продаж ЗАО «Иркутский завод низковольтных устройств».

Показатели

млн. руб

За предыд. год

За отчет. год

Отклонение

Темп роста, %

Выручка от реализации

 962269

 782605

 179664

 81,33

Полная себестоимость реализованной продукции

 615259

 613366

 1893

 99,69

Прибыль от реализации

 347010

 169239

 177771

 48,77

Рентабельность продаж, %

 36,06

 21,63

 14,44

 59,97


Как показывают данные приведенной таблицы, рентабельность продаж за отчетный год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 40,03% (100%59,97%), что в абсолютном выражении составило 14,44%. Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.

Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (1.22):


 или 14,68%.


Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (1.23):


 или 0,25%.


Из представленных расчетов видно, что снижение оптовых цен на реализованную продукцию на 179664 млн. руб. (или на 18,67%) в отчетном периоде вызвало уменьшение прибыли на каждый рубль реализованной продукции на 14,68 коп. В то же время небольшое сокращение полной себестоимости на 1893 млн. руб. (или на 0,31%) повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 0,25%.



3. Методы повышения рентабельности предприятия


Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.