рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль финансов в регулировании экономики Республики Беларусь

Участники финансово-промышленных групп самостоятельно действуют на внутреннем рынке и проводят международные торговые сделки. В них могут быть как национальные предприятия, так и иностранные фирмы и компании. В них могут входить и государственные и частные хозяйствующие субъекты. Основной целью объединения независимых фирм и компаний в финансовые и финансово-промышленные группы является привлечение дополнительного финансового капитала, необходимого для освоения новых технологий, повышения конкурентоспособности и выхода на мировые рынки.

В вышеназванные структуры в обязательном порядке входят банки и др. кредитные и финансовые организации. И банки, как правило, стоят во главе финансовой группы, выступают в роли ее главной (материнской) компании.

В мировой практике действуют группы, возглавляемые крупными промышленными корпорациями, которые называются промышленно-финансовыми группами, но это не меняет их сути.

Создание финансово-промышленных групп основано на системе участия, которая позволяет объединять под эгидой головной материнской компании большое число фирм. Суть ее состоит в том, что для контроля над капиталом группы достаточно владеть определенной долей его акций. В идеале – это 50 процентов, но на практике эта доля может составлять 15-20 %. Материнское общество владеет контрольным пакетом акций дочернего общества, а дочернее – внучатого.

Таким образом, материнская компания обладая относительно небольшим капиталом контролирует значительный капитал нескольких компаний и банков, определяет для них стратегию и политику развития, осуществляет выбор долгосрочных целей и программ. Единое стратегическое руководство всеми входящими в группу компаниями является определяющим принципом любой финансово-промышленной группы.

Белорусские предприятия и банки в основном участвуют в создании таких групп с предприятиями России. Так, в состав финансово-промышленной группы «Формам» по созданию и производству оборудования для выпуска химических волокон вместе с рядом российских предприятий входят два белорусских предприятия: «Гродненское ПО Химволокно» и Светлогорское ПО «Химволокно». Созданы или создаются финансово-промышленные группы с участием белорусских и российских предприятий: «Большегрузные автомобили», «Интеграл», Кормоуборочная техника», «Точность», «Вымпел».

Преимущества в создании финансово-промышленных групп можно определить следующим образом:

1. Быстрая адаптация фирм к условиям зарубежных рынков, в способности дополнительного привлечения капиталов и финансовых средств, укрепление своих позиций на мировом рынке. Это положительно сказывается на экономике республики (увеличение экспортно-импортных операций, укрепление платежного баланса, привлечение иностранной валюты).

2. Получение дополнительного эффекта основанного на экономии издержек, особенно в отраслях, где оптимальные размеры производства и минимально необходимый капитал очень велики (самолетостроение и автомобилестроение, производство химических волокон, алюминия, транспортной и строительно-дорожной техники и др.).

3. Образование многонациональных корпораций, в которые входят ограниченное число фирм, сосредотачивают у себя основную часть производства данного вида продукции. Это способствует получению ими максимального финансового результата.

4. Создание крупных многонациональных корпораций также способствует внедрению наукоемких технологий, требующих больших затрат [2, с. 209].

В условиях рыночной экономики финансы активно используются для решения такой проблемы, как: взаимные неплатежи предприятий и организаций. Ситуация с неплатежами может возникать в том случае, когда деньги за отгруженную предприятием продукцию еще не поступили, а предприятию нужны денежные средства доля оплаты сырья и материалов для следующего производственного цикла. Чем дольше этот временной лаг, тем больше потенциальная возможность срыва платежных обязательств предприятия. Причиной такого положения является функционирование в республике нерентабельных и убыточных предприятий. Они становятся началом цепочки неплатежей из-за отсутствия средств для расчетов с поставщиками.

Другими причинами этого положения являются: несбалансированность доходов и расходов государства, задерживающая платежи по государственным закупкам и заказам; необоснованный рост затрат предприятий; относительно низкий уровень, заработной платы работников ограничивает их покупательную способность; диспропорции между возможностями конечного потребления и чрезмерными материальными затратами по всей цепочке отраслей порождает инфляцию и приводят к неплатежам; значительное отклонение в ценах различных товаропроизводителей (монополизм «Белтелеком»), неплатежи на уровне стран СНГ. Задолженность предприятий ближнего зарубежья также нередко, являются началом цепочки неплатежей белорусских предприятий.

В нормальных условиях предприятие, оказавшееся в таком положении, решает эту проблему при помощи кредитов под оборотные средства или за счет прибыли. В нынешних условиях большинство предприятий не может этим воспользоваться. Убыточные предприятия не имеют прибыли и не в состоянии расплатиться за кредит

В решении вышеуказанных проблем неплатежей можно использовать ряд мер административного и финансового характера: активное использование вексельного обращения; практическая реализация механизма банкротства предприятий; урегулирование взаимоотношений между странами СНГ на правительственном уровне; реализация программы ресурсосбережения и энергосбережения; минимизация времени прохождения платежей.

Понятие «несостоятельность» (банкротство) указывает на неспособность удовлетворения требований кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Отсутствие на расчетном счете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов и иных аналогичных сумм, также является признаком несостоятельности предприятия.

Важнейшими элементами системы государственного регулирования отношений несостоятельности является оказание финансовой поддержки предприятиям по восстановлению их платежеспособности, финансирование социальной инфраструктуры и ликвидационных мероприятий. Государственное финансирование может быть на возвратной или безвозвратной основе в зависимости от приоритетов.

Государственное безвозвратное финансирование может быть направлено на: содержание социально-культурной и коммунально-бытовой сферы; возмещение убытков предприятий, поставленных действующим законодательством в такие условия хозяйствования, когда не возмещаются затраты на производство продукции; финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование; финансирование ликвидационных процедур, если не хватает средств от продажи имущества должника.

В остальных случаях государственная финансовая поддержка должна оказываться на возвратной основе.

Большую роль в регулировании экономики, в мобилизации и распределении финансовых ресурсов играет финансовый рынок.

Финансовый рынок – совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей         временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане [2, с. 212].

Финансовый рынок является элементом рыночной инфраструктуры. Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, “связывания” части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита госбюджета без денежной эмиссии.

Основными элементами финансового рынка являются кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок. Названные элементы финансового рынка находятся в тесном взаимодействии. Например, увеличение объема свободных денежных средств у населения и предприятий ведет к расширению рынков кредита и ценных бумаг. И наоборот, выпуск ценных бумаг снижает потребность в финансировании народного хозяйства за счет кредитов и аккумулирует временно свободные средства инвесторов. Взаимосвязь кредитного рынка ценных бумаг проявляется и в их секьютеризации. С одной стороны, кредиты принимают характеристики ценных бумаг, так как приносят доход и обращаются (т.е. покупаются и продаются), в результате чего увеличивается их мобильность и уменьшается кредитный риск (риск не возврата ссуды). С другой стороны, ценные бумаги (акции, векселя, чеки и др.) выступают как документы, подтверждающие долговые и долевые обязательства на кредитном рынке.

Через кредитный рынок обеспечивается перераспределение денежных средств путем предоставления владельцами их в ссуду на условиях возвратности, платности и срочности.

Кредитор получает вознаграждение в виде процента за капитал. Заемщик стремится получить доход, достаточный для возврата суммы кредита, уплаты процента за предоставленный кредит и получить прибыль для себя.

Наряду с кредитом, важным элементом финансового рынка является рынок ценных бумаг (фондовый рынок).

Рынок ценных бумаг – отношение финансового рынка, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг. Рынок ценных бумаг охватывает кредитные отношения и отношения совпадения, выражающиеся в выпуске особых документов – ценных бумаг.

Ценные бумаги – денежные документы, имущественные права или отношения владельцы ценной бумаги по отношению к эмитенту. Ценные бумаги могут выпускаться в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах.

Основными ценными бумагами являются акции и облигации.

Покупатели акций становятся совладельцами акционерного общества и имеют право получать доход на акции, а в отдельных случаях принимать участие в управлении акционерным обществом. Владельцы облигаций становятся кредиторами государства или предприятий, выпустивших облигации.

Кроме основных ценных бумаг существуют вторичные, или производственные бумаги, представляющие собой долговые обязательства или контракты, закрепляющие права на получение товарных или денежных ценностей, а также покупку-продажу ценных бумаг в будущем. К этой группе ценных бумаг относятся опционы, фьючерсы, варранты, ордера, свопы и т. д.

Производственные ценные бумаги имеют самостоятельное обращение на рынке ценных бумаг и являются инструментами страхования (хеджирование) вложекурсовой стоимости активов, лежащих в основе контрактов.

По характеру движения ценных бумаг фондовый рынок делится на первичный и вторичный. На первичном продаются и покупаются ценные бумаги новых выпусков, а на вторичном обращаются (перепродаются) ранее выпущенные ценные бумаги. Именно на вторичном рынке, где обращаются ранее размещенные ценные бумаги, осуществляется перечень капитала из одних отраслей или акционерных обществ в другие.

По форме организации фондовый рынок подразделяется на организованный (биржевой) и перераспределенный (внебиржевой). Фондовая биржа – организация с правом юридические лица, где осуществляется торговля ценными бумагами, определение их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирование деятельности участников рынка ценных бумаг. На биржах проводятся котировки ценных бумаг – регулярные оценки специалистами курса покупателей и продавцов ко всем видам ценных бумаг, которые проходят через биржу. Котировки показывают, по какой цене на данной бирже в данный момент можно купить или продать конкретные ценные бумаги [2, с. 214].

Основные участники на рынке ценных бумаг: эмитенты – юр. лица производящие выпуск ценных бумаг; инвесторы – индивидуальные и институциональные – банки, инвестиционные фонды, страховые компании и т. п.; посредники – брокеры, дилеры, фондовые биржи.

Развитие рынка ценных бумаг является условием и показателем развития рыночных преобразований в стране.


Заключение


Проведенные исследования позволяют сделать следующие основополагающие выводы:

Изучение и раскрытие сущности финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые у предприятий и граждан налоги, каковы причины и последствия бюджетного дефицита и как их преодолеть. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.

В условиях рыночной экономики принципиальным образом изменяется роль финансового регулирования. Оно становится одним из главных факторов экономического развития в условиях ограниченного вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования. Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния.

Проблемы финансового оздоровления волнуют сейчас буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере тесным образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в производство и социальную сферу и т.п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах; они глубоко волнуют каждого из нас. Не в последнюю очередь также необходима хорошо работающая банковская система, предприятия должны вовремя платить налоги, а для этого необходима налоговая реформа, обеспечение жесткого контроля за расходованием бюджетных средств.

От понимания сущности финансов зависит четкое функционирование финансовой системы государства. Слаженность работы всех ее звеньев и подсистем. Кроме того, хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо нашей стране потому, что она переживает сегодня глубокий экономический и финансовый кризис. Без четкого функционирования финансовой системы невозможно оздоровление экономики, развития внутренних и внешних финансовых связей. Необходимо улучшать финансовую систему для ее более четкого функционирования.

Список использованных источников

финансы переходный период регулирование

1.           Барсегян Л.М. Финансы: курс лекций / Л.М. Барсегян, Т.Г. Струк. – 2-е изд. стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 251 с.

2.           Воробьев М.К., Осипов И.А. Теория финансов: учебно-методический комплекс. – Мн.: издательство МИУ, 2005. – 262 с.

3.           Теория налогов: Учеб. / Н.Е. Заяц, Ф.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 220 с.

4.           Финансы: курс лекций / Л.М. Барсегян, Т.Г. Струк. – 2-е изд. стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 251 с.

5.           Финансы предприятий: Учебник / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лапко; Под ред. Л.Г. Колпиной. – 2-е изд., дораб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 336 с.

6.           Финансы предприятий: Учебное пособие / Н.Е. Заяц и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 528 с.

 /


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.