p> Итак, становление долговременной стратегии развития СЭЗ – это
разработка Федеральной программы создания и развития СЭЗ. Разработкой
программы должны заниматься соответствующие министерства и ведомства на
основе предложений региональных администраций и органов местного
самоуправления, на территории которых предлагается создать СЭЗ. При
утверждении подобного документа в правительстве указываются источники
финансирования затрат на создание объектов инфраструктуры, зданий и
сооружений административного назначения. Федеральная программа должна
включать следующие разделы: а). Основные направления политики создания и развития СЭЗ; б). Анализирование функционирования СЭЗ на территории страны и меры
повышенной эффективности их деятельности. в). Материальные, финансовые и другие ресурсы необходимые для
реализации федеральной программы, в том числе за счет средств федерального
бюджета с распределением ресурсов по свободным зонам. Необходимо, чтобы при внесении в Государственную думу законопроекта о
федеральном бюджете на следующий год правительством указывалось предложение
по финансированию СЭЗ. Вообще в зависимости от типа СЭЗ (см. 1.2.) существуют различия в
способе регулирования их деятельности. СЭЗ могут создаваться в России на локальных участках территорий с
выгодным географическим положением и ресурсным потенциалом; а также по
претензии на получение льгот в связи с депрессивным состоянием
экономического региона. Во втором случае учреждение СЭЗ, не создавая стимулов для привлечения
внутренних или внешних инвестиций в производство, лишь искусственно
поддерживает торгово-посреднический сектор экономики, лишая федеральный и
местный бюджеты значительной доли налоговых поступлений. Вообще вопрос практического создания СЭЗ обусловлен возможностями
осуществления капитальных затрат на обустройство и инфраструктурное
обеспечение ее территории – и это основная часть затрат, связанных с
формированием зоны. Существуют различные мнения по поводу источников финансирования затрат
на развитие инфраструктуры СЭЗ, также существует множество мнений по
вопросу о степени участия государства в финансировании. Для условий России наиболее предпочтительным является вариант
смешанного финансирования, когда государство целевым назначением выделяет
средства (в том числе на возвратной основе, например в виде льготного
долгосрочного кредита) на первоначальное развитие инфраструктурных объектов
в СЭЗ, а частные инвесторы, пользуясь льготным налоговым режимом,
вкладывают средства непосредственно в производственные объекты, расширяя
при необходимости мощности инфраструктурного обеспечения. Подобная схема применялась при создании свободной экспортной зоны
«Масан» в Южной Корее, обеспечила производство продукции на $1,9 млрд. в
год при $28 млн. государственных финансовых вложений. В обустройстве
территории на первоначальном этапе развития зоны (1973-79 г.г.) и от $100
млн. до $200 млн. частных инвестиций ежегодно на развитие промышленного
производства в зоне. Для крупномасштабных инвестиций важнее стабильность политического и
правового режима, чем величина льгот, но Россия не может гарантировать ни
стабильность, ни предоставление больших льгот. Государство самоустранилось от финансовой помощи обустройству СЭЗ,
местные органы не располагают соответствующими возможностями, а иностранный
капитал готов вливаться лишь в партнерстве с российскими инвесторами для
разделения риска и как подтверждение серьезного подхода к делу. Однако все-таки финансирование СЭЗ осуществляется в небольших
размерах. В мае 1993 года правительство России предоставило администрации
СЭЗ «Находка» кредит в размере 20 125 млн. рублей на создание технопарков,
переоборудования военного аэродрома и других целей. Здесь можно также привести Указ Президента РФ, который говорит о том,
что правительству небезразлична судьба СЭЗ России. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗ от 4 июня 1992 г. N 548 О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В целях ускорения реализации постановлений Верховного Совета
Российской Федерации от 14 июля 1990 г. № 106-1 и 13 сентября 1990 г. N
165-1 "О создании зон свободного предпринимательства" и
соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации "О
первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон", а также
укрепления правовых гарантий иностранным инвесторам в СЭЗ постановляю: 1. Министерству финансов Российской Федерации по согласованию
с органами управления СЭЗ определить условия предоставления бюджетных
кредитов. Установить, что средства, полученные в счет бюджетных
кредитов, направляются органами управления СЭЗ на финансирование
приоритетных объектов инфраструктуры зон. 2. Государственная программа приватизации на территории СЭЗ
осуществляется в первоочередном порядке. Государственному комитету
Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с
органами управления СЭЗ в двухмесячный срок определить и утвердить перечень
объектов государственной собственности по каждой СЭЗ, подлежащих
первоочередной приватизации. 3. Установить, что часть средств от приватизации объектов,
указанных в п. 2, подлежащих перечислению в федеральный бюджет,
направляется на формирование фондов развития, залоговых и страховых
фондов СЭЗ. Государственному комитету Российской Федерации по управлению
государственным имуществом по согласованию с Министерством
финансов Российской Федерации в двухмесячный срок утвердить нормативы
отчислений в эти фонды. 4. Государственному таможенному комитету Российской Федерации
определить порядок таможенного контроля на территории с учетом
специфики каждой зоны. 5. Экспортные пошлины на сырьевые товары, добываемые в СЭЗ и
вывозимые в счет квот, предусмотренных положениями о СЭЗ,
устанавливаются в размере 50% от уровня, предусмотренного
действующим экспортным тарифом, по представлению администрации СЭЗ. 6. Правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранных
инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, включая
порядок их налогообложения, на территории СЭЗ до принятия Закона
Российской Федерации "О свободных экономических зонах в Российской Федерации" определяются Законом Российской Федерации «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации и положениями о СЭЗ. 7. Условия хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранных
инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой,
эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых природных
ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и морской
экономической зоны, определяются соответствующим законодательством и
нормативными актами Российской Федерации. 8. Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок
разработать проект Закона Российской Федерации "О свободных
экономических зонах в Российской Федерации". 9. Возложить контроль и координацию работы по созданию и развитию
свободных экономических зон на территории Российской Федерации на
Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов
Российской Федерации. 10. Правительству Российской Федерации совместно с органами
управления СЭЗ в трехмесячный срок подготовить предложения по
приведению положений о СЭЗ в соответствие с настоящим Указом. 11. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания за исключением п. 3 и п. 6, вступающих в силу в соответствии с порядком,
установленным постановление Съезда народных депутатов. Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН Исходя из международного опыта, объемы затрат на создание и развитие
различных типов СЭЗ неодинаковы. Более сложными и крупными и, как
следствие, более дорогими объектами являются зоны производственного типа (в
отличие от зон торгово-складского типа или свободных таможенных зон).
Комплексное обустройство квадратного километра зон экспортного производства
(при обычных масштабах зоны не более 3 кв. км) в различных странах мира
обходится в 25-50 млн. долларов США (в КНР - до 70 млн. долларов). Но
средств в бюджете на всех не хватает, и СЭЗ России «не стоят в списках
первыми». Остается надеяться только на иностранных инвесторов, что они
«придут, увидят, помогут». В последнее время рост объемов иностранных инвестиций шел в основном
за счет вложений в финансовый сектор и за счет кредитов международных
финансовых организаций. В результате по итогам прошлого года доля
портфельных инвестиций в несколько раз превысила прямые вложения в
экономику. Сегодня иностранный капитал преимущественно направляется в такие
отрасли российской экономики, как финансы, кредит, страхование; общая
коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; топливно-
энергетический комплекс; пищевая промышленность; торговля и общественное
питание. По данным Государственной регистрационной палаты при Минюсте
России в Государственный реестр внесено свыше 26 тыс. коммерческих
организаций с иностранными инвестициями. Доля иностранных денег в уставных
капиталах этих организаций составляет порядка 14,3 млрд. долл. Коммерческие
организации с долевым участием иностранного капитала (СП) на территории
России созданы предпринимателями из 147 стран, а организации со 100%
иностранным капиталом созданы предпринимателями из 125 стран. Основная доля
инвестиций (70%) приходится на 25 ведущих стран инвесторов. В их число
входят страны «большой семерки». Отсутствие четкого законодательства о свободных экономических зонах
(СЭЗ), базирующегося на продуманной концепции их создания и развития,
которая строилась бы на основе апробированных мировой практикой подходах,
привело к тому, что процесс формирования СЭЗ в России практически зашел в
тупик. Такой ситуации способствовала изначально неверная концепция
формирования СЭЗ. Зоны рассматривались в качестве универсального средства
достижения множества сложных целей. При этом в регионах приобрело широкое
распространение представление, что достаточно объявить регион свободной
зоной и ввести там ряд налоговых или каких-либо других льгот, как туда
устремится иностранный капитал, с помощью которого можно будет решить
наиболее острые социальные, экономические и даже экологические проблемы.
Явно недооценивались такие ключевые моменты, определяющие возможности
развития СЭЗ, как выгодность экономико-географического положения, наличие в
регионе необходимой производственной и деловой инфраструктуры, условий для
активной внешнеэкономической деятельности и т.д. Как я уже отмечала
(п.1.1.), отсутствие базового закона о свободных экономических зонах в
период 1990-1994 годов постановлениями правительства и указами Президента
РФ было создано около двух десятков таких зон, в том числе семь зон - в
Азиатско-Тихоокеанском регионе: СЭЗ "Находка", "Ева" (Еврейская автономная
область), "Кузбасс", "Сахалин" и "Даурия" (Чита), Зона свободного
предпринимательства "Алтай" и эколого-экономическая зона "Горный Алтай".
Однако данные решения были приняты без тщательного анализа их последствий,
без учета баланса между необходимой и наличной рабочей силой и реальных
экономических возможностей государства. Инвестиционные риски, рост процентных ставок по кредитам и сохранение
устойчивой тенденции к снижению рентабельности предприятий спровоцировали
отток как отечественных, так и иностранных инвестиций из реального сектора
экономики. Таким образом, сохранение на приемлемом уровне не только
портфельных, но и прямых инвестиций из-за слабого государственного
стимулирования, из-за отсутствия четкой глобальной программы действий на
федеральном уровне, было поставлено под вопрос. От правительства требуется
в срочном порядке осуществить комплекс мер, направленных на стимулирование
иностранных инвесторов, обеспечение благоприятного инвестиционного климата
в стране, устранение барьеров на пути иностранных инвестиций и принятие
общепризнанных стандартов в отношении иностранных инвесторов. Необходимо
также восстановить доверие к банковской системе в целом, сохранить
стабильность и конвертируемость рубля. Но начинать надо как всегда, с
законодательной базы. Работа по совершенствованию законодательной базы шла
по двум направлениям - совершенствование внутри российского
законодательства в сфере привлечения иностранных инвестиций, а также
подготовка и заключение международных договоров о поощрении и взаимной
защите капиталовложений и договоров об избежании двойного налогообложения. В настоящее время принят и действует ряд федеральных законов, прямо
относящихся к регулированию иностранных инвестиций: Закон РСФСР «Об
иностранных инвестициях в РСФСР» (принят в 1991 г.), Федеральный закон «О
соглашениях о разделе продукции» (принят в 1995 г.), Федеральный закон «Об
участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на
условиях раздела продукции» (принят в 1997 г.). Принятие двух последних
законов позволило начать освоение крупномасштабных проектов с привлечением
иностранных инвестиций по добыче нефти и газа на острове Сахалин. В июле 1998 г. Государственной думой принят в третьем чтении и одобрен
Советом Федерации федеральный законопроект «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации». Президент РФ 31 июля 1998 г. наложил вето на
представленный законопроект. Специальной комиссией, состоящей из
представителей Госдумы, Совета Федерации, аппаратов президента и
правительства, доработка проекта была завершена и оформлена протоколом. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» подтверждается национальный режим и стабильные условия для
иностранных инвесторов и устанавливается, что изъятия из национального
режима могут вводиться только федеральными законами. Цель закона -
предоставить иностранному инвестору гарантии от необоснованной
национализации. В соответствии с данным законом иностранным инвесторам могут быть
предоставлены таможенно-тарифные и налоговые льготы при условии, что
вложения капитала превышают сумму 500 млн. руб. или осуществляются в
приоритетные отрасли, производства или виды деятельности. Сохраняются
льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную
стоимость при ввозе инвесторами товаров, являющихся вкладом в уставный
капитал и представляющих элементы основных производственных фондов. В Думе также находится на рассмотрении ряд федеральных законопроектов,
касающихся международного инвестиционного сотрудничества и привлечения
иностранных инвестиций, в том числе и закон «Об основах создания,
функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской
Федерации» (проект закона о СЭЗ был принят в третьем чтении и одобрен
Советом Федерации, однако не был подписан президентом). Была подготовлена
новая редакция законопроекта, которая должна быть одобрена согласительной
комиссией и повторно рассмотрена Государственной Думой). Создаваемая
правовая база, контуры которой просматриваются в упомянутом законопроекте,
должна, по идее, расширить формы привлечения иностранных инвестиций на
основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, обеспечить
приток крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики.
3. Процесс интеграции России в мировую экономику. 3.1. Первый опыт интеграции России в мировую экономику. Владимир Путин выступил на заседании Координационного Совета
отечественных товаропроизводителей с рядом заявлений, которые можно
рассматривать как первый эскиз его предвыборной президентской программы.
"Первый раздел" касается международной политики. Основные тезисы премьера
таковы: "Обстановка на мировой арене развивается сегодня не по тем
сценариям, которые разрабатывались некоторыми российскими политиками в
начале 1990-х годов, и нам приходится на это реагировать". "Интеграция
России в мировую экономику оказалась связанной с большими потерями для
российского хозяйства". "Российское государство и товаропроизводители
оказались не готовы к конкурентной борьбе на мировом рынке". "Мы не сумели
создать действенную систему протекционистских мер для отечественных
товаропроизводителей", - признал Путин. К вступлению во Всемирную торговую
организацию, по мнению премьера, следует "подходить очень взвешенно".
Российским производителям необходимо более активно и наступательно
действовать на внешних рынках, необходима "активизация политической
поддержки российских экспортеров на самом высоком уровне". По словам
премьера, убытки России от дискриминационных мер Запада составляют $2-2,5
млрд. в год, что "сопоставимо с кредитами России от международных
финансовых организаций".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|