рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую экономику

p> Итак, становление долговременной стратегии развития СЭЗ – это разработка Федеральной программы создания и развития СЭЗ. Разработкой программы должны заниматься соответствующие министерства и ведомства на основе предложений региональных администраций и органов местного самоуправления, на территории которых предлагается создать СЭЗ. При утверждении подобного документа в правительстве указываются источники финансирования затрат на создание объектов инфраструктуры, зданий и сооружений административного назначения. Федеральная программа должна включать следующие разделы: а). Основные направления политики создания и развития СЭЗ; б). Анализирование функционирования СЭЗ на территории страны и меры повышенной эффективности их деятельности. в). Материальные, финансовые и другие ресурсы необходимые для реализации федеральной программы, в том числе за счет средств федерального бюджета с распределением ресурсов по свободным зонам.

Необходимо, чтобы при внесении в Государственную думу законопроекта о федеральном бюджете на следующий год правительством указывалось предложение по финансированию СЭЗ.

Вообще в зависимости от типа СЭЗ (см. 1.2.) существуют различия в способе регулирования их деятельности.

СЭЗ могут создаваться в России на локальных участках территорий с выгодным географическим положением и ресурсным потенциалом; а также по претензии на получение льгот в связи с депрессивным состоянием экономического региона.

Во втором случае учреждение СЭЗ, не создавая стимулов для привлечения внутренних или внешних инвестиций в производство, лишь искусственно поддерживает торгово-посреднический сектор экономики, лишая федеральный и местный бюджеты значительной доли налоговых поступлений.

Вообще вопрос практического создания СЭЗ обусловлен возможностями осуществления капитальных затрат на обустройство и инфраструктурное обеспечение ее территории – и это основная часть затрат, связанных с формированием зоны.

Существуют различные мнения по поводу источников финансирования затрат на развитие инфраструктуры СЭЗ, также существует множество мнений по вопросу о степени участия государства в финансировании.

Для условий России наиболее предпочтительным является вариант смешанного финансирования, когда государство целевым назначением выделяет средства (в том числе на возвратной основе, например в виде льготного долгосрочного кредита) на первоначальное развитие инфраструктурных объектов в СЭЗ, а частные инвесторы, пользуясь льготным налоговым режимом, вкладывают средства непосредственно в производственные объекты, расширяя при необходимости мощности инфраструктурного обеспечения.

Подобная схема применялась при создании свободной экспортной зоны
«Масан» в Южной Корее, обеспечила производство продукции на $1,9 млрд. в год при $28 млн. государственных финансовых вложений. В обустройстве территории на первоначальном этапе развития зоны (1973-79 г.г.) и от $100 млн. до $200 млн. частных инвестиций ежегодно на развитие промышленного производства в зоне.

Для крупномасштабных инвестиций важнее стабильность политического и правового режима, чем величина льгот, но Россия не может гарантировать ни стабильность, ни предоставление больших льгот.

Государство самоустранилось от финансовой помощи обустройству СЭЗ, местные органы не располагают соответствующими возможностями, а иностранный капитал готов вливаться лишь в партнерстве с российскими инвесторами для разделения риска и как подтверждение серьезного подхода к делу.

Однако все-таки финансирование СЭЗ осуществляется в небольших размерах. В мае 1993 года правительство России предоставило администрации
СЭЗ «Находка» кредит в размере 20 125 млн. рублей на создание технопарков, переоборудования военного аэродрома и других целей.

Здесь можно также привести Указ Президента РФ, который говорит о том, что правительству небезразлична судьба СЭЗ России.

ПРЕЗИДЕНТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗ

от 4 июня 1992 г. N 548


О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ СВОБОДНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях ускорения реализации постановлений Верховного Совета
Российской Федерации от 14 июля 1990 г. № 106-1 и 13 сентября 1990 г. N
165-1 "О создании зон свободного предпринимательства" и соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации "О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон", а также укрепления правовых гарантий иностранным инвесторам в СЭЗ постановляю:

1. Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с органами управления СЭЗ определить условия предоставления бюджетных кредитов. Установить, что средства, полученные в счет бюджетных кредитов, направляются органами управления СЭЗ на финансирование приоритетных объектов инфраструктуры зон.

2. Государственная программа приватизации на территории СЭЗ осуществляется в первоочередном порядке. Государственному комитету
Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с органами управления СЭЗ в двухмесячный срок определить и утвердить перечень объектов государственной собственности по каждой СЭЗ, подлежащих первоочередной приватизации.

3. Установить, что часть средств от приватизации объектов, указанных в п. 2, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, направляется на формирование фондов развития, залоговых и страховых фондов СЭЗ. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в двухмесячный срок утвердить нормативы отчислений в эти фонды.

4. Государственному таможенному комитету Российской Федерации определить порядок таможенного контроля на территории с учетом специфики каждой зоны.

5. Экспортные пошлины на сырьевые товары, добываемые в СЭЗ и вывозимые в счет квот, предусмотренных положениями о СЭЗ, устанавливаются в размере 50% от уровня, предусмотренного действующим экспортным тарифом, по представлению администрации СЭЗ.

6. Правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, включая порядок их налогообложения, на территории СЭЗ до принятия Закона
Российской Федерации "О свободных экономических зонах в Российской
Федерации" определяются Законом Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации и положениями о СЭЗ.

7. Условия хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранных инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой, эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, определяются соответствующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации.

8. Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок разработать проект Закона Российской Федерации "О свободных экономических зонах в Российской Федерации".

9. Возложить контроль и координацию работы по созданию и развитию свободных экономических зон на территории Российской Федерации на
Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов
Российской Федерации.

10. Правительству Российской Федерации совместно с органами управления СЭЗ в трехмесячный срок подготовить предложения по приведению положений о СЭЗ в соответствие с настоящим Указом.

11. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания за исключением п. 3 и п. 6, вступающих в силу в соответствии с порядком, установленным постановление Съезда народных депутатов.

Президент Российской Федерации

Б. ЕЛЬЦИН

Исходя из международного опыта, объемы затрат на создание и развитие различных типов СЭЗ неодинаковы. Более сложными и крупными и, как следствие, более дорогими объектами являются зоны производственного типа (в отличие от зон торгово-складского типа или свободных таможенных зон).
Комплексное обустройство квадратного километра зон экспортного производства
(при обычных масштабах зоны не более 3 кв. км) в различных странах мира обходится в 25-50 млн. долларов США (в КНР - до 70 млн. долларов). Но средств в бюджете на всех не хватает, и СЭЗ России «не стоят в списках первыми». Остается надеяться только на иностранных инвесторов, что они
«придут, увидят, помогут».

В последнее время рост объемов иностранных инвестиций шел в основном за счет вложений в финансовый сектор и за счет кредитов международных финансовых организаций. В результате по итогам прошлого года доля портфельных инвестиций в несколько раз превысила прямые вложения в экономику. Сегодня иностранный капитал преимущественно направляется в такие отрасли российской экономики, как финансы, кредит, страхование; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; топливно- энергетический комплекс; пищевая промышленность; торговля и общественное питание. По данным Государственной регистрационной палаты при Минюсте
России в Государственный реестр внесено свыше 26 тыс. коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Доля иностранных денег в уставных капиталах этих организаций составляет порядка 14,3 млрд. долл. Коммерческие организации с долевым участием иностранного капитала (СП) на территории
России созданы предпринимателями из 147 стран, а организации со 100% иностранным капиталом созданы предпринимателями из 125 стран. Основная доля инвестиций (70%) приходится на 25 ведущих стран инвесторов. В их число входят страны «большой семерки».

Отсутствие четкого законодательства о свободных экономических зонах
(СЭЗ), базирующегося на продуманной концепции их создания и развития, которая строилась бы на основе апробированных мировой практикой подходах, привело к тому, что процесс формирования СЭЗ в России практически зашел в тупик. Такой ситуации способствовала изначально неверная концепция формирования СЭЗ. Зоны рассматривались в качестве универсального средства достижения множества сложных целей. При этом в регионах приобрело широкое распространение представление, что достаточно объявить регион свободной зоной и ввести там ряд налоговых или каких-либо других льгот, как туда устремится иностранный капитал, с помощью которого можно будет решить наиболее острые социальные, экономические и даже экологические проблемы.
Явно недооценивались такие ключевые моменты, определяющие возможности развития СЭЗ, как выгодность экономико-географического положения, наличие в регионе необходимой производственной и деловой инфраструктуры, условий для активной внешнеэкономической деятельности и т.д. Как я уже отмечала
(п.1.1.), отсутствие базового закона о свободных экономических зонах в период 1990-1994 годов постановлениями правительства и указами Президента
РФ было создано около двух десятков таких зон, в том числе семь зон - в
Азиатско-Тихоокеанском регионе: СЭЗ "Находка", "Ева" (Еврейская автономная область), "Кузбасс", "Сахалин" и "Даурия" (Чита), Зона свободного предпринимательства "Алтай" и эколого-экономическая зона "Горный Алтай".
Однако данные решения были приняты без тщательного анализа их последствий, без учета баланса между необходимой и наличной рабочей силой и реальных экономических возможностей государства.

Инвестиционные риски, рост процентных ставок по кредитам и сохранение устойчивой тенденции к снижению рентабельности предприятий спровоцировали отток как отечественных, так и иностранных инвестиций из реального сектора экономики. Таким образом, сохранение на приемлемом уровне не только портфельных, но и прямых инвестиций из-за слабого государственного стимулирования, из-за отсутствия четкой глобальной программы действий на федеральном уровне, было поставлено под вопрос. От правительства требуется в срочном порядке осуществить комплекс мер, направленных на стимулирование иностранных инвесторов, обеспечение благоприятного инвестиционного климата в стране, устранение барьеров на пути иностранных инвестиций и принятие общепризнанных стандартов в отношении иностранных инвесторов. Необходимо также восстановить доверие к банковской системе в целом, сохранить стабильность и конвертируемость рубля. Но начинать надо как всегда, с законодательной базы. Работа по совершенствованию законодательной базы шла по двум направлениям - совершенствование внутри российского законодательства в сфере привлечения иностранных инвестиций, а также подготовка и заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений и договоров об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время принят и действует ряд федеральных законов, прямо относящихся к регулированию иностранных инвестиций: Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (принят в 1991 г.), Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (принят в 1995 г.), Федеральный закон «Об участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» (принят в 1997 г.). Принятие двух последних законов позволило начать освоение крупномасштабных проектов с привлечением иностранных инвестиций по добыче нефти и газа на острове Сахалин.

В июле 1998 г. Государственной думой принят в третьем чтении и одобрен
Советом Федерации федеральный законопроект «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации». Президент РФ 31 июля 1998 г. наложил вето на представленный законопроект. Специальной комиссией, состоящей из представителей Госдумы, Совета Федерации, аппаратов президента и правительства, доработка проекта была завершена и оформлена протоколом.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» подтверждается национальный режим и стабильные условия для иностранных инвесторов и устанавливается, что изъятия из национального режима могут вводиться только федеральными законами. Цель закона - предоставить иностранному инвестору гарантии от необоснованной национализации.

В соответствии с данным законом иностранным инвесторам могут быть предоставлены таможенно-тарифные и налоговые льготы при условии, что вложения капитала превышают сумму 500 млн. руб. или осуществляются в приоритетные отрасли, производства или виды деятельности. Сохраняются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе инвесторами товаров, являющихся вкладом в уставный капитал и представляющих элементы основных производственных фондов.

В Думе также находится на рассмотрении ряд федеральных законопроектов, касающихся международного инвестиционного сотрудничества и привлечения иностранных инвестиций, в том числе и закон «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской
Федерации» (проект закона о СЭЗ был принят в третьем чтении и одобрен
Советом Федерации, однако не был подписан президентом). Была подготовлена новая редакция законопроекта, которая должна быть одобрена согласительной комиссией и повторно рассмотрена Государственной Думой). Создаваемая правовая база, контуры которой просматриваются в упомянутом законопроекте, должна, по идее, расширить формы привлечения иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, обеспечить приток крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики.
3. Процесс интеграции России в мировую экономику.

3.1. Первый опыт интеграции России в мировую экономику.

Владимир Путин выступил на заседании Координационного Совета отечественных товаропроизводителей с рядом заявлений, которые можно рассматривать как первый эскиз его предвыборной президентской программы.
"Первый раздел" касается международной политики. Основные тезисы премьера таковы: "Обстановка на мировой арене развивается сегодня не по тем сценариям, которые разрабатывались некоторыми российскими политиками в начале 1990-х годов, и нам приходится на это реагировать". "Интеграция
России в мировую экономику оказалась связанной с большими потерями для российского хозяйства". "Российское государство и товаропроизводители оказались не готовы к конкурентной борьбе на мировом рынке". "Мы не сумели создать действенную систему протекционистских мер для отечественных товаропроизводителей", - признал Путин. К вступлению во Всемирную торговую организацию, по мнению премьера, следует "подходить очень взвешенно".
Российским производителям необходимо более активно и наступательно действовать на внешних рынках, необходима "активизация политической поддержки российских экспортеров на самом высоком уровне". По словам премьера, убытки России от дискриминационных мер Запада составляют $2-2,5 млрд. в год, что "сопоставимо с кредитами России от международных финансовых организаций".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.