рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль кредитного рынка в экономике России

В широком смысле слова, участниками кредитных отношений являются все, начиная от государства и заканчивая гражданами. При этом также все являются как кредиторами, так и заемщиками. В самом деле, вкладывая деньги в банк, гражданин является кредитором, так как предоставляет свои средства во временное пользование, а получая ссуду, например на приобретение автомобиля, земельного участка и т.д., является заемщиком. Государство, размещая ценные бумаги на рынке является заемщиком, а предоставляя кредит коммерческим банкам - кредитором. Таким образом, круг участников кредитного рынка очень широк и включает в себя хозяйствующих субъектов, население и государство.


1.2 Инструменты влияния кредитного рынка на экономику


Осуществляя операции на кредитном рынке, участники выбирают соответствующие финансовые (денежные) инструменты их проведения. Финансовые инструменты представляют собой разнообразные обращающиеся финансовые документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на кредитном рынке. К инструментам кредитного рынка относятся инструменты, обращающиеся на денежном рынке.

На данном рынке действуют четыре основных инструмента [4]:

-                   казначейские векселя;

-                   коммерческие векселя (переводные векселя);

-                   коммерческие бумаги;

-                   депозитные сертификаты.

Казначейские векселя выпускаются государством в качестве обязательства выплатить определенную денежную сумму, как и по всем векселям. Вексель представляет собой долговой инструмент, но по нему не выплачиваются, ни проценты, ни купонная ставка. Казначейские векселя выпускаются, как правило, сроком на 3, 6 и 12 месяцев. Размещаются в основном на принципах аукциона. Доход по ним формируется как разница между номиналом, по которому они погашаются, и ценой, по которой они приобретаются. Часть выпуска казначейских векселей покупается Центральным банком.

Казначейские векселя и различные займы (ЦБ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т.п.)  служат государству как формы привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета. Государство становится заемщиком финансовых средств или у населения, банков и предприятий, и в этом случае возникает внутренний государственный долг, или другого государства, или международных финансовых организаций, тогда возникает внешний государственный долг [11, с.61].

Согласно ниже представленной таблицы видно, что государственный внутренний долг к декабрю 2009 года увеличился и составляет на 1 декабря 1962,410 млрд. рублей (по сравнению на начало года 1499,824 млрд. руб.). Снижение показателей наблюдалось только в мае и июне этого года.

Как правило, правительство осуществляет эмиссию казначейских векселей регулярно, и это дает  государству возможность изымать деньги из обращения (потому, что после покупки таких векселей у банков остается меньше средств для предоставления кредитов) или вкладывать их в обращение (когда правительства выкупают векселя у банков). Таким способом государство может влиять на объем денежной массы  в обращении.

Помимо казначейских векселей государство выпускает казначейские ноты и казначейские облигации. Казначейские ноты выпускаются сроком от 1 до 10 лет. По ним выплачивается процент. Казначейские облигации выпускаются сроком на 10 лет и более.

Переводные (коммерческие) векселя выпускаются компаниями в качестве долговых инструментов в уплату за товары и услуги. Такие векселя получают дополнительное доказательство кредитоспособности в форме банковской гарантии или акцепта. Компания, получающая вексель, может извлечь из самого векселя очень мало пользы, но она может продать этот вексель другому банку для того, чтобы получить необходимые средства. Покупающий банк приобретает вексель с подходящим дисконтом по отношению к лицевой стоимости в связи с финансовым риском непогашения долгового обязательства в срок. Процесс расчета дисконта аналогичен процедуре с казначейскими векселями, однако ставка дисконта отражает величину риска, связанного с операцией.

Простой или переводной вексель корпорации, правительственного агентства или банковской холдинг-компании, как правило, не имеющий специального обеспечения, но подкрепленный неиспользованными банковскими кредитными линиями и применяемый для краткосрочного кредитования, такие векселя имеют срок действия до 270 дней. Продаются с дисконтом к номиналу непосредственно инвестору или дилерам, последние в свою очередь продают их инвесторам. Именно коммерческие векселя служат основой вексельного оборота.

Однако векселю присущ ряд недостатков, который не позволил ему стать универсальной формой кредитных денег [6, с. 96].

Во-первых, вексель оказался пригодным для обслуживания только отдельных операций в движении капитала, например, расчетов с поставщиками и оптовыми торговцами. Он не годится для финансирования инвестиций, а также для выплат зарплаты и других регулярных доходов.

Во-вторых, круг оборота векселя ограничен либо постоянными прочными деловыми связями предпринимателей, либо пределами известности о солидности и кредитоспособности фирмы, выпускающей векселя.

В-третьих, с помощью векселя имеется возможность сделать лишь один четко определенный платеж – его нельзя раздробить и использовать для обслуживания нескольких платежных операций.

Вексель по причинам своего происхождения и особенностям оборота характеризуется как частные кредитные деньги. Частный характер происхождения векселя ограничивает его возможности выполнять функции кредитных денег. Недостатки векселя в деле выполнения им роли денег, соответствующих потребностям капитализма, преодолеваются путем дальнейшего развития кредитно-денежных отношений, появления и развития новых форм кредитных денег.

Препятствия и ограничения, на которые наталкивается развитие кредитных денег в форме коммерческих векселей, позволяет преодолеть банковская система. Вместе с превращением коммерческого кредита в банковский кредит происходит появление новых форм кредитных денег – банкнот и депозитных денег.

Коммерческая бумага аналогична простому векселю, хотя вексель является самостоятельным инструментом, а коммерческая бумага выпускается как часть программы финансирования (то есть, как только истекает срок действия одного выпуска, тут же выпускается другой). Фактически коммерческая бумага является альтернативой краткосрочного банковского кредита. Соответственно эмитент является исходным заемщиком и не перекладывает свои долговые обязательства на третью сторону [13, с. 274].

Депозитный сертификат — это сертификат, подтверждающий размещение депозита у эмитента и являющийся объектом для торговли, аналогично сберегательной книжке, выдаваемой банком при внесении депозита на индивидуальный банковский счет [12, с. 82]. Выпуск депозитного сертификата в такой форме делает его переводным. Он выпускается с фиксированной процентной ставкой, что означает, что эмитент берет на себя обязательства погасить инструмент по его лицевой стоимости плюс сумма процентов в конкретный момент в будущем. Например, депозитный сертификат может быть выпущен с лицевой стоимостью $1 млн., процентной ставкой 10% и сроком погашения один год. Следовательно, на дату погашения будет выплачена сумма, равная $1 млн. плюс $100 000, то есть $1,1 млн. Такие платежи также называются “основная сумма долга плюс проценты”.

Такие документы, удостоверяющие право собственности, часто выпускаются в форме на предъявителя (то есть они не регистрируются на имя конкретного владельца), и таким образом они могут обращаться на вторичном рынке со скидкой по отношению к окончательной стоимости, то есть $1,1 млн. Как и у векселей, размер дисконта отражает как время, оставшееся до конца срока действия, так и текущие процентные ставки, преобладающие на банковском. К инструментам кредитного рынка так же относятся  деньги и расчетные документы.

Расчетные документы - оформленные в письменном виде требования или поручения организаций на перечисление денежных средств в безналичном порядке за отпущенные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги [12, с. 348]. Основными расчетными документами являются: платежные поручения, платежные требования-поручения, расчетные чеки, аккредитивы.


1.3 Правовые основы функционирования кредитного рынка в России


Согласно ст.1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 28.04.2009, с изм. От 03.06.2009) [2]:

«Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.  

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации».

Согласно ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся:

1)                привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2)                размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3)                открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4)                осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5)                инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6)                купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7)                привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8)                выдача банковских гарантий;

9)                осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) [2].

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами. Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.

Федеральный закон "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». «Кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику — физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика — физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.

В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика - физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи указанного заемщика в пользу третьих лиц в случае, если обязанность этого заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица.

В случае если полная стоимость кредита не может быть определена до заключения кредитного договора с заемщиком — физическим лицом и до изменения условий кредитного договора, влекущего изменение полной стоимости кредита, поскольку кредитный договор предполагает различные размеры платежей указанного заемщика по кредиту в зависимости от его решения, то кредитная организация обязана довести до заемщика - физического лица информацию о полной стоимости кредита, определенной исходя из максимально возможных суммы кредита и срока кредитования.

В расчет полной стоимости кредита не включаются платежи заемщика — физического лица по кредиту, связанные с несоблюдением им условий кредитного договора.

Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика — физического лица в порядке, установленном Банком России».

При обсуждении проблем создания кредитного бюро в Российской Федерации потенциальные участники часто ссылаются на законодательные ограничения в сборе и распространении информации, которые вытекают из статьи 857 Гражданского Кодекса Российской Федерации, гарантирующей тайну сведений о клиенте и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", гарантирующей тайну операций клиентов, сведений о счетах и вкладах.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.