рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Российская налоговая система

Однако, скорее всего, проверяющие будут разрешать признавать в налоговом учете только те суммы суточных, которые предусмотрены соответствующим локальным нормативным актом (например, приказом руководителя или положением о командировочных расходах). Ведь иные суммы можно признать выплаченными работнику безвозмездно (п. 16 ст. 270) или, как минимум, не связанными с получением организацией доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

3. Государство стимулирует осуществление работодателем добровольного личного страхования своих работников. С 1 января 2009 года такие расходы будут признаваться в размере не трех, а шести процентов расходов на оплату труда, то есть норматив увеличен в два раза.

4. Федеральным законом от 30.04.2008 № 55-ФЗ были введены меры налогового стимулирования участия граждан в системе дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Во-первых, соответствующие взносы, уплаченные за своих работников, работодателям разрешено включать в состав расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ). Во-вторых, указанные суммы (до 12 тысяч в год на каждого работника) освобождены от налогообложения ЕСН (пп. 7.1 п. 1 ст. 238 НК РФ). В-третьих, и суммы, уплаченные работодателями (также не более 12 тысяч рублей в год), и суммы, профинансированные государством, не признаются доходом физического лица, облагаемым НДФЛ (п. 38 и 39 ст. 217 НК РФ). Если же застрахованное лицо самостоятельно уплачивает такие дополнительные страховые взносы, оно в силу пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ имеет право на социальный налоговый вычет в соответствующих суммах.

Таким образом, суммы дополнительных страховых взносов освобождены от налогообложения всеми налогами как у работодателя, так и у физического лица.

5. Увеличены суммы налоговых вычетов по НДФЛ, а также суммы доходов, до достижения которых предоставляются стандартные вычеты. Так, стандартный вычет в размере 400 рублей на налогоплательщика будет предоставляться за все месяцы, в которых доход физического лица не превысил 40 тысяч рублей (в 2008 году – 20 тысяч). Размер стандартного налогового вычета на детей увеличен с 600 до 1000 рублей в месяц, при этом соответствующий предельный размер доходов повышен с 40 до 280 тысяч рублей. Совокупный размер социального налогового вычета повышен на 20 тысяч рублей и с нового года составит 120 000 руб. Кроме того, размер имущественного вычета в размере расходов на приобретение жилья увеличен с одного до двух миллионов рублей (последняя поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008).

Следует отметить, что несколько изменился и порядок предоставления стандартных вычетов по НДФЛ на детей. Теперь этот вычет в двойном размере может быть предоставлен одному из родителей на основании заявления об отказе второго родителя от этого вычета.

Во вторую группу изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 2009 года, вошли изменения, которые нельзя однозначно назвать ни улучшающими, ни ухудшающими положение налогоплательщиков; они направлены на изменение порядка исчисления тех или иных налогов в определенных аспектах, либо уточняют соответствующие положения. В эту же группу следует включить и «процедурные» поправки, изменяющие отдельные аспекты взаимодействия участников налоговых правоотношений.

1. Возвращена льгота по НДС в отношении лома и отходов черных металлов. В 2008 году операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежали налогообложению без права отказа от этой льготы, а реализация лома и отхода черных металлов подлежала налогообложению в общем порядке. Признав неэффективность такого механизма, законодатели вернули льготу, однако, как и в случае с цветным металлоломом, лишили налогоплательщиков возможности отказа от этой льготы, включив ее в п. 2 ст. 149 НК РФ, а не в п. 3, как было ранее.

2. Принципиально изменен порядок применения нелинейного метода амортизации амортизируемого имущества для целей налогообложения прибыли организации.

Амортизация теперь будет начисляться не в отношении отдельного основного средства или нематериального актива, а в целом по амортизационной группе (п. 1 ст. 259 Кодекса).

Механизм начисления амортизации при этом следующий. Стоимость всех объектов, включенных в амортизационную группу, формирует ее суммарный баланс (п. 2 ст. 259.2 НК РФ), который ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе амортизации (п. 4 ст. 259.2 НК РФ). При этом для каждой из амортизационных групп п. 5 ст. 259.2 НК РФ установлена своя месячная норма амортизации: для первой группы – 14, 3, для второй – 8,8, для третьей – 5,6 и т.д.

Если суммарный баланс амортизационной группы становится менее 20 000 руб., в следующем месяце организация получает право ликвидировать данную амортизационную группу, и значение суммарного баланса при этом относится на внереализационные расходы (п. 12 ст. 259.2 НК РФ). По истечении срока полезного использования имущество исключается из амортизационной группы, при этом суммарный баланс группы не меняется (п. 13 ст. 259.2 НК РФ).

Метод начисления амортизации – линейный или нелинейный – выбирается налогоплательщиком для всего амортизируемого имущества, кроме имущества, входящего в 8-10 амортизационные группы, для которых п. 3 ст. 259 НК РФ предусматривает использование исключительно линейного метода.

3. Новая редакция п. 7 ст. 258 НК РФ устанавливает порядок определения срока полезного использования любого амортизируемого имущества, бывшего в употреблении, в том числе и имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал (при использовании линейного метода).

Норма амортизации по основным средствам, бывшим в употреблении, может определяться с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет и месяцев эксплуатации данного имущества предыдущим собственником. Если же срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников будет равен сроку полезного использования, который определен в соответствии с классификацией, или же будет превышать его, то организация вправе самостоятельно рассчитать срок полезного использования ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов.

4. К процедурным поправкам следует отнести, в первую очередь, введение с 2009 года обязательного досудебного обжалования решений налоговых органов. Теперь решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Также процедурной корректировкой можно назвать введение сроков вручения налогоплательщику акта налоговой проверки и решения о привлечении его к ответственности либо об отказе в привлечении (п. 5 ст. 100 и п. 9 ст. 101 НК РФ).

Наконец, в третью группу изменений, которые вводятся в действие с 2009 года, следует включить те изменения, которые явно направлены на улучшение положения налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей.

1. Вводится вычет НДС в отношении сумм налога, уплаченных в составе сумм предварительной оплаты. Таким образом, хотя уплата НДС с авансов, полученных налогоплательщиками, не отменяется, положение налогоплательщиков существенно улучшается, так как соответствующие суммы НДС принимаются к вычету и, таким образом, не замораживаются в бюджете.

2. В соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 172 НК РФ для применения вычетов НДС в отношении сумм, исчисленных при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, уплата налога более не является необходимой. Вычеты теперь применяются в том же периоде, в котором признается соответствующая налоговая база. Эта мера также направлена на недопущение замораживания средств организаций на несколько месяцев.

3. Ставка налога на прибыль организаций снижается с 24 до 20 процентов за счет снижения «федеральной» части налога с 6,5 до 2 процентов. Данная мера, скорее всего, значительно уменьшит налоговые платежи организаций (в абсолютной сумме), высвобождая необходимые в условиях финансового кризиса оборотные средства.

4. Расширен состав амортизируемого имущества для целей налогообложения прибыли. Во-первых, с нового года в состав амортизируемого имущества включаются не только капитальные вложения в арендованные объекты основных средства, но и капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя. Во-вторых, из состава амортизируемого имущества, не подлежащего амортизации, исключены продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота). Последнее изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

5. Убыток от реализации имущественных прав с нового года признается для целей налогообложения прибыли в общем порядке. Соответствующие дополнения внесены в п. 2 ст. 268 НК РФ. Напомним, что ранее, в том числе и по разъяснениям официальных органов, это было невозможно (см., например, письмо Минфина России от 08.11.2006 № 03-03-04/1/735).

6. Продлено действие нулевой ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Напомним, что в ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ установлены пониженные ставки налога на прибыль для тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не перешли на уплату ЕСХН, а остались на общем режиме налогообложения. Эти ставки применяются в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной (а также произведенной и самостоятельно переработанной) сельскохозяйственной продукции.

Однако, по моему мнению, все вышеперечисленные новшества могут и не дать положительный эффект. Дело в том, что они разрабатывались до экономического кризиса, который начался в октябре 2008 года, и не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. По данным министра экономического развития РФ только в апреле 2009 года спад производства и падение ВВП составили 13% и 10,5% соответственно. Понятно, что падение производства резко снижает налогооблагаемую базу и приведет к значительному уменьшению суммы собираемых косвенных налогов (НДС, акцизы). К тому же растет армия безработных. По некоторым оценкам ко второму полугодию 2009 года она достигнет 3 млн. человек, а это в свою очередь приведет к падению собираемых прямых налогов (подоходный налог, налог на прибыль). В результате бюджет недополучит огромную сумму, что сразу сделает его дефицитным. Покрыть дефицит сейчас планируется за счет резервного фонда и заимствований. Однако я считаю, что можно увеличить налоговые поступления за счет возврата к прогрессирующей ставке подоходного налога.

В течение последних лет появляется тенденция к снижению доли налоговых поступлений в бюджет по сравнении с созданной налогооблагаемой базой. Это вызвано низким уровнем налоговой дисциплины, а также недостатками в работе налоговых, финансовых и банковских органов. Многие предприятия и организации скрывают доходы, уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В стране, по сути, сложилась многоканальная система ухода от налогов путем занижения налоговой базы, расчетов векселями, сокрытия средств на многочисленных счетах в различных банках, создания, в том числе и с санкции федеральных органов исполнительной власти, организационных структур и схем движения денег и расчетов, позволяющих уклоняться от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, иных ухищрений.

В то же время одних только мер по усилению налогового контроля, укреплению налоговой дисциплины недостаточно.

Анализируя принятие и введение в действие части первой Налогового кодекса РФ можно сделать вывод, что оно явно носило скоропалительный характер, что не могло не повлиять негативно на качество самого текста этого основополагающего в области налогообложения документа. Кроме этого, пока не удалось решить одну из главных проблем: создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах.

Но, безусловно, в Налоговом кодексе РФ содержится очень много положительного, что будет содействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношений государственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.[16]


2.2 Оптимизация налоговой системы Российской Федерации


На протяжении последнего десятилетия Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою очередь, требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.

Анализ исполнения федерального бюджета показывает, что основные причины бюджетного кризиса имеют воспроизводственный характер и кроются в накопившихся глубинных негативных явлениях в экономике, сужающих базу налогообложения и снижающих уровень поступления налоговых доходов. Избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. По всей стране процветают “налоговые оазисы”, создающие легальную основу для массового уклонения от налогов. Налоговое администрирование пока не достигло уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем уходить от них.

Налоговая система еще содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющих хозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень. Медленно идет процесс инвентаризации государственного имущества, хотя под вывесками бюджетных организаций часто прячутся от налогов обычные коммерческие предприятия. [17]

По-прежнему имеют место недостатки в налоговом законодательстве, в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые дают возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своих обязательств перед государством и приводят к существенным потерям для бюджета. Особенно отрицательно на налоговом процессе сказывается несовершенство устанавливающих порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, взаимоотношения участников налоговых отношений, ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Каковы же главные цели совершенствования налоговой политики Российской федерации? В среднесрочной перспективе – это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Налоговая реформа призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения и повысить качество налогового администрирования. Налогоплательщики должны быть защищены от произвола налоговых и таможенных инспекторов, в том числе с помощью эффективных судебных механизмов. В то же время должна быть ужесточена ответственность налогоплательщиков за неуплату налога, за налоговые правонарушения представляется целесообразным существенно повысить сумму штрафа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.