рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Система денежно-кредитного регулирования

2)      необходим учет особенностей институциональных характеристик, свойственных каждому периоду, и поиск инструментов экономической политики, совместимых с данными особенностями (роль кредитно-денежной политики в условиях негибкости номинальной заработной платы);

3) отдельные организационные формы, препятствующие достижению полной занятости, в определенные исторические периоды должны быть объектом структурных реформ.

Концепция регуляции с точки зрения причинности не обязательно увязана с диверсификацией вмешательства государства в экономику.

Главная мысль теории регуляции: происхождение институциональных форм связано с драматическими эпизодами истории, структурными кризисами, войнами, столкновениями между классами. И только позже каждой институциональной форме приходится доказывать свою совместимость с задачами расширенного воспроизводства в течение более или менее длительного периода. Хотя те или иные институты и основываются с определенной целью, их создание в конечном итоге может привести к неожиданным результатам.

Исходным пунктом теории регуляции, которая активно развивается как научное направление (напр., во Франции), служит марксистский анализ развития капиталистической экономики. Организация отношений найма имеет такое же, если не большее, значение, как и формы конкуренции или структура государства.

Важны промежуточные формы организации между государством и рынком. Режимы функционирования экономики различаются во времени и пространстве. Сторонники теории регуляции не отдают своего предпочтения ни одному из направлений экономической науки: ни одно из них не может объяснить все разнообразие и богатство способов экономической координации.

Теория регуляции утверждает, что рынок такой же институт, как и другие, а не некая безынституциональная альтернативная экономика. Даже если предположить, что рынок — это саморегулирующаяся система, он все же никогда не может стать самообразующейся системой.

Как следует отличать рынок вообще от его конкретных форм, так же следует помнить, что государство заявляет о себе многочисленными актами и выступает в разных формах.

Неверно противопоставлять государство и рынок как два альтернативных механизма координации. Соотношение между этими двумя явлениями экономического действия определяется контекстом, то есть зависит от места и времени.

Институты, наделенные властью денежно-кредитного регулирования, даже в условиях оптимальной координации своих усилий не способны обеспечить желаемое регулирование.

В отечественной литературе сложилось достаточно определенное представление о регулировании денежного оборота как государственном, исходящем от правительства и центрального банка. Цели, функции и формы государственного денежного регулирования излагаются в литературе, исследующей макроэкономические проблемы.

Экономические основы кредитного регулирования рассматриваются отечественными специалистами как одно из основных направлений повышения роли кредита в развитии экономики. В качестве данной основы выступает рынок, особенности его функционирования. Рыночное хозяйство, имея внутренние рычаги саморегулирования, одновременно предполагает сильное государство, способное обеспечить необходимые условия для стабильности рыночных отношений.

Придается большое значение характеристике и оценке методов кредитного регулирования, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. Но кредитное регулирование зачастую не дает эффекта вследствие диспропорций, возникающих в воспроизводственном процессе в связи с действием глубинных факторов в экономике. Выявление пропорций кредитной сферы как основы макроэкономического регулирования также представляется актуальным. Пропорции кредитной сферы являются отражением объективно существующих связей между явлениями экономической и социальной жизни. Рассматриваются различные типы данных пропорций (общеэкономические и специфические), отражающие требования объективных экономических законов. В качестве примера приводятся законы планомерной возвратности средств и сохранности кредитных ресурсов.


1.3. Денежно-кредитное регулирование как основа теории самоорганизации денежно-кредитных отношений


Наиболее часто употребляемое определение регулирования как процесса — «упорядочивать, поддерживать порядок; приводить в систему». Поскольку это понятие восходит в своем значении к латинскому rēgula — «брусок», «линейка», а позже — «норма», «правило», постольку правомерно также использовать в плане смыслового сопряжения термин «регулярный», т.е. «повторяющийся через равные промежутки времени», «равномерно и правильно происходящий».

Понимание системы денежно-кредитного регулирования в определенной степени предполагает некую тавтологию, потому что система регулирования может трактоваться как «система приведения в систему».

В ряде научных работ отмечается, что «современная экономика превращается в экономику систем, а рыночная конкуренция превращается в конкуренцию систем, которые перешли от состояния стихийного саморегулирования в состояние жесткой самоорганизации и взаимоорганизации».

Регулирование предполагает упорядочение, обеспечение и перераспределение определенного воздействия; создание благоприятных условий для осуществления воздействия, причем оно само управляемо.

Денежно-кредитное регулирование основывается на следующих принципах:

1) учет значения денег и кредита как важных элементов рыночных отношений, которые осуществляются исходя из представлений о них как социально значимых объектах, охраняемых в качестве важнейшей составной части природы экономических отношений, своеобразном «природном» ресурсе, объекте права собственности и иных прав;

2) сочетание интересов общества и законных интересов участников денежного оборота, согласно которому использование и охрана денег и кредита осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого участника денежного оборота на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им деньгами и кредитом.

При раскрытии содержания регулирования как объективно обусловленного процесса следует руководствоваться общей теорией систем.

Познание действительности представляет собой не просто совокупность установленных между явлениями связей, а систему необходимых и однозначных связей, установленных между ними. Эти связи всегда и с неизбежностью, хотя в различных случаях в различной мере, есть связи на основе тех или иных идей.

В распоряжении научного познания имеются определенные критерии, которые в совокупности позволяют прямо или косвенно решить, что образы действительности (вещи), создаваемые наукой, не произвольны, а объективны. Эти образы не являются копией действительности, а представляют систему необходимых связей.

Именно эти образы действительности позволяют предвидеть события и ориентировать наши практические действия. Незначительные усилия научного познания бывают иногда достаточны, чтобы видеть, что относительно данных условий многие события повторяются в основных своих признаках, которые свидетельствуют, что речь идет в основном о тех же событиях. Такие события можно назвать регулярными.

Русский ученый-экономист Н. Кондратьев (1892–1938) поставил перед собой вопрос: какие материальные вещи и в каком смысле входят в состав общества? Этот вопрос он решал в плане выделения двух категорий вещей.

Вещи первой категории — это те, которые прямо или косвенно служат удовлетворению потребностей, но даны от природы практически в неограниченном количестве и притом в таком виде, что использование их не требует той или иной предварительной их трансформации. Они представляют собой естественно-природную среду общества. Они регулируемы.

В течение длительного исторического функционирования рыночной экономики деньги приобрели определение такой вещи. Деньги являются естественным материальным проводником взаимодействия между людьми. Но современное информационное общество придало им нематериальное содержание. Конечно, это никоим образом нельзя смешивать со стандартным представлением о золоте как денежном товаре, обладающем природным свойством редкости и универсальным свойством обмениваемости в исторически длительный период.

Совершенно иное можно говорить о второй категории вещей, прямо или косвенно служащих удовлетворению потребностей:

одни — даны природой в ограниченном количестве и ввиду своей общепризнанной полезности становятся предметом общественных и экономических отношений;

другие — даны природой, быть может, в неограниченном количестве, но для своего использования требуют предварительной трансформации;

третьи — объективно ограничены количественно и вместе с тем также требуют для использования предварительной трансформации.

Вещи второй категории есть продукт общественной и экономической жизни в результате трансформации элементов природы. Они возникают в процессе и на основе отношений и взаимодействия людей. Они возникают на почве физического и умственного сотрудничества, в них находят выражение накопленные обществом знания и технические навыки, в них выражаются существующие или даже господствующие воззрения. И не только находят свое выражение, но и фиксируются, как бы застывают. Они не регулируемы, они фиксируются. В силу этого такие вещи к составу тех свойств, которыми они обладают от природы, присоединяют одно или несколько свойств, которых ранее они не имели. Эти свойства имеют общественную природу. Благодаря им данные вещи в состоянии выполнять в обществе и экономике определенную роль.

Но если это так, то, очевидно, что обладать и располагать такими вещами в обществе – значит обладать и располагать известной потенциальной силой, властью, возможностью удовлетворения существующих в обществе потребностей. Эти вещи выступают как центры притяжения, как центры консолидации и централизации определенных общественных и экономических отношений, и, прежде всего – денежно-кредитных.

Именно в результате проявления указанных способностей выделился такой важный элемент денежной системы, как денежная единица. Она стала вещью благодаря фиксации обществом в лице государства и умственному сотрудничеству между людьми в области денежных отношений.

Отечественными учеными предпринимается попытка аргументировать применение системно-эволюционного подхода к развитию банковской системы России как наиболее зрелому образцу денежно-кредитных отношений.

Для системной интерпретации трансформационных (переходных или изменяющих присущие явлению свойства) процессов в эволюционной экономике из методологического инструментария самоорганизационных концепций, по их мнению, следует позаимствовать правило запрета.

Данное правило гласит — бессмысленно тратить время и силы на трансформирование сложных систем, тем более социально-экономических. Надо просто знать, как они могут функционировать, и с минимальными усилиями воздействовать на то, что для них наиболее характерно. При этом необходимо учитывать собственные ответные реакции системы на внешнее воздействие. В противном случае система будет ослабевать и, в конечном счете, придет к своему разрушению. Для организации новой системы (это применимо и к денежным отношениям вообще и денежно-кредитному регулированию в частности) необходимо наличие одновременно двух видов совместимости:

–       элементов как необходимое условие взаимодействия;

–       отдельного элемента со всеми другими элементами целого, то есть элемента и системы, в которую он входит.

Действие закона системного расхождения (дифференциации) форм, по мнению исследователей, предполагает две взаимосвязанные тенденции: развития и сопутствующих противоречий. Только это может способствовать пониманию реальных основ денежно-кредитного регулирования.

2. Система денежно-кредитного регулирования Центрального Банка
 

Центральный банк регулирует экономику через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере нередко переплетаются. Например в США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом “О национальной денежной единице”. Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего “финансовые тылы” вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку разные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.

Специфические условия сложились в денежно-кредитной системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные институты в английской банковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача размещения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.

Дисконтные дома выступают в роли посредника между Банком Англии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.

Примером конструктивного сотрудничества между банковской системой страны и центральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где активно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредитных институтов. Законодательством страны центральному банку предписывается проведение регулярных консультаций с представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных направлений политики центрального банка, а также с целью выработки совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий. Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно Центральному банку Нидерландов тесные контакты с кредитной системой стремится поддерживать и Австрийский национальный банк.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.