рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Система государственных финансов

Пределы действия нормативных актов по предмету определяются кругом общественных отношений, которые урегулированы данным актом, отраслью законодательства, к торой он относится, и разновидностью (общие или специальные) содержащихся в нем правовых норм. Нормы Конституции РФ имеют неограниченное действие предмету – они прямо распространяются на все правоте отношения, возникающие в государстве. Действие отраслевых кодексов и законов ограничено рам-ми предмета данной отрасли законодательства. Так, в соответствии со ст. 2 ГК РФ нормы гражданского законодательства применяются к имущественным и личным неимущественным отношениям между равноправными субъектами и не распространяются на имущественные отношения, осип ванные на властном подчинении, – налоговые, административные. Из этого правила есть исключения, когда закон предусматривает возможность применения положений одной отросли законодательства для отношений, урегулированных другой отраслью. Например, согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в Бюджетном кодексе» РФ, если им не дано определение в самом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. В большинстве налоговых и бюджетных законов определяются круг лиц (субъектов), на которые распространяются нормы данного закона. Например, субъектами Закона РФ «О полона прибыль» предприятий и организаций являются плательщики налога, определяемые как предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Поэтому на любое из перечисленных лиц, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность, будет распространяться действие закона о налоге на прибыль. Из общего правила также есть исключения, например, отношении иностранных лиц, наделенных правом дипломатического иммунитета. К таким лицам, например, не могут применены меры ответственности за нарушение уголовного и административного законодательства России. К источникам бюджетного права относятся нормативные правовые акты различной юридической силы, издаваемые резидентом РФ, органами власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции, нормы международного права. Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете соответствующий год, законов субъектов Федерации бюджетах Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.


2. Законодательные акты федерального уровня

2.1 Законодательные акты, регламентирующие правовые бюджетные отношения


Основными законодательными актами федерального уровня, регламентирующими основы правовых бюджетных отношений и бюджетного права, являются:

Конституция Российской Федерации;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Федерации»;

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №118-ФИ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»;

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 19!) 7 I №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

Таможенный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. №192 ФИ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»;

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 ФИ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №115-ФН «О бюджетной классификации Российской Федерации»;

Федеральный закон от б октября 1999 г., №184 ФИ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 4 июля 2003 г. №95-ФЗ «Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Несмотря на ряд изменений, вносившихся в отдельные из перечисленных законодательных актов с целью их увязки вновь принимаемым законодательством, в них сохраняется значительное число несогласованных и даже противоречащих друг другу положений.

2.2 Положения Конституции Российской Федерации в области бюджетных отношений


Конституция РФ в области бюджетных отношений регламентирует следующие положения.

Статьей 5 определяет, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной цветности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправными и самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

Статьей 8 Конституции РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, слуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В ст. 11 устанавливается, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12 устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

При этом в ст. 15 указывается, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Далее в этой же статье устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Глава 3 Конституции РФ посвящена изложению норм федеративного устройства Российской Федерации. В этой главе определяется статус каждого субъекта Российской Федерации, и в статье 66 устанавливается, что ста туе субъекта Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

В статьях 71, 72, 73 определяются предметы ведения Российской Федерации (в том числе федеральный бюджет) федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления).

При этом в ст. 75 устанавливается, что система налогом, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы ни налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В гл. 6 прописываются конституционные полномочия правительства РФ. Среди них следует выделить, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнения представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (ст. 114).

Глава 8 Конституции РФ посвящена местному самоуправлению. В ней определяются статус этих органов публичной власти порядок их избрания. Устанавливается, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и пополняют местный бюджет, устанавливают местные налоги сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132).

Еще одно важное конституционное положение, которое формирует законодательную основу бюджетных отношений Российской Федерации, заключается в том, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.

бюджетный право законодательный конституция

2.3 Бюджетный кодекс РФ как главный законодательный акт в области бюджетных отношений


В 1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ, который стал равным законодательным актом в области бюджетных отношений.

Как нами уже было отмечено, кодекс – законодательных актов, в котором обычно сводятся принятые законы по соответствующему направлению с учетом того, что они за относительно длительный период в основном оправдали себя и практике и в процессе кодификации – сведения воедино Сдельных законодательных актов в их взаимосвязи, – поучает новое качество.

Форма целостного комплексного законодательного акта дает возможность увязать и сбалансировать права и подлинности участников бюджетных отношений, их взаимные гарантии и ответственность на всех уровнях бюджетной системы и установление адекватной правовой ответственности бюджетные правонарушения. Одновременно Кодекс должен определить систему критериев оценки любых нормативных актов, издаваемых в различных социально-экономических сферах, но изменяющих бюджетные правоотношения, что по существу означает приоритет прямого действия бюджетных законов.

Принятый Бюджетный кодекс РФ в этом отношении в большей степени является исключением, чем правилом, поскольку он направлен не столько на кодификацию, сколько на реформирование бюджетного законодательства.

Бюджетный кодекс РФ принят Государственной Думой 3 июля 1998 г. и одобрен Советам Федерации 17 июля 19911 г. В нем можно было ожидать подведения итогов реформы бюджетной системы России и в определенной мере он решает поставленные перед ним задачи. В частности, в Кодексе реализуется концепция казначейской системы исполнения бюджета. Казначейская модель исполнения федерального бюджета основывается на двух коренных принципах, которые нашли отражение в Бюджетном кодексе:

•  первое – концентрация всех средств федерального бюджета на едином счете государства, который находится в Центральном банке РФ;

•  второе – достаточно строгая и полная система предварительного и текущего контроля.

С зачислением всех доходов на единый счет Казначейства России и финансированием всех расходов с единого счета казначейства регламентируется вся цепочка прохождений бюджетных средств. Это позволяет реально осуществлять органам казначейства предшествующий и текущий контроля за исполнением бюджета Уточнены в Бюджетном кодексе РФ основные аспекты закрытия бюджета, подведения баланса бюджета, введены нормы, которые ограничивают выполнение отдельных операций по финансированию расходов бюджета и проведения платежей в системе казначейства. Но при этом остается неясным, на каких условиях выделяются средства бюджетополучателям, как оплачиваются счета органами федерального казначейства и на какую сумму бюджетополучатель сам применять право принимать решения. Бюджетный кодекс РФ несомненно делает шаг вперед, декларируя казначейское исполнение бюджета, но при этом охраняются уполномоченные банки. А это по существу означает, что снова открываются возможности утечки бюджетах средств в сферу финансового рынка, такая возможность многом дезавуирует преимущества казначейской системы пополнения федерального бюджета. Достаточно детально проработана в Бюджетном кодексе система управления государственным долгом, определены возможные источники финансирования и предельные размеры дефицитов бюджетов всех уровней, определяются условия предоставления государственных гарантий, а также порядок отражения предоставленных гарантий в структуре государственного долга и расходах бюджета. Упорядочиваются Бюджетным кодексом РФ также и вопросы предоставления средств бюджета на реализацию государственных (муниципальных) заказов и заключения государственных договоров (контрактов), а также регламентируются предоставление бюджетных инвестиции негосударственных предприятиям.

Законодательно закрепляется правовой статус государственных целевых фондов как элементов бюджетной системы. По существу это переосмысление структуры бюджетной системы. Бюджетный кодекс РФ предусматривает систему административной и имущественной ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Разрешение споров и наложение мер ответственности за нарушение бюджета и законодательства преимущественно возлагается на арбитражный суд. Таким образом, в принятом Государственной Думой Бюджетном кодексе РФ реализовался определенный уровень осмысления бюджетных проблем, стоящих перед российским обществом и государством, законодательно зафиксированы методы их решения. Прежде всего Бюджетный кодекс РФ представляет собой попытку систематизации бюджетного процесса, и в этом плане, конечно, может быть оценен положительно. В Бюджетном кодексе РФ не удалось решить ряд принципиальных вопросов, в том числе по межбюджетным отношениям, что требует внесения в него существенных изменений и дополнений. Статья 1 Бюджетного кодекса РФ относит к бюджетным правоотношениям:

•  отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходом и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

•  отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрений проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением. Органы государственной власти и управления относится к числу субъектов бюджетного права, участие которых обязательно в бюджетных правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти – как органы общей компетенции, так в различные органы специальной (отраслевой) компетенции – министерства, комитеты, департаменты и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов. В принятом варианте Бюджетного кодекса РФ полномочия различных уровней бюджетной системы разделены на три группы и прописаны в различных разделах кодекса. В Относительности, выделяются следующие виды бюджетных полномочий разных уровней бюджетной системы:

•        полномочия в области регулирования бюджетных правоотношений, они зафиксированы в гл. 2 «Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений» • полномочия по формированию доходов бюджетов, их перечень приведен в гл. 7 (ст. 53), гл. 8 (ст. 59), гл. 9 (ст. 64); полномочия по расходам, в Бюджетном кодексе РФ крепление этих бюджетных полномочий рассматривается Гл. 11 (ст. 88–91).



Заключение


Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:

во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.

Иначе говоря, языком цифр бюджет сообщает людям, о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане. В демократическом обществе приоритеты отражают коллективную волю граждан, толкование которой возложено на политических представителей народа.

Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.

Бюджет – это основной финансовый план государства, состав его доходов и расходов. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ дано следующее легальное определение бюджету: «бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Ежегодному бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме Федерального закона. На основе российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.

Акты, издаваемые о бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени. В процессе образования, распределения и использования бюджетов различных уровней возникают отношения, регламентируемые нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное права.

Бюджетное право – это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения в сфере бюджетной деятельности, возникающих по поводу накопления, распределения и использованию федерального, регионального и местного бюджетов.

Бюджетное право – основной раздел финансового права. Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

1.                Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Например, статьи 71 и 72 Конституции РФ определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. ст. 101, 104, 106, 114 Конституции РФ).

2.                Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ.

3.                Нормативные акты Правительства РФ, правительств субъектов Федерации.

4.                Нормативные акты Министерства финансов РФ, финансовых органов других субъектов Федерации.

Бюджетное устройство любо страны определяется ее государственным устройством. Поэтому для федеративных государств характерно трехуровневое строение их бюджетной системы.

Анализ выше приведенной таблицы позволяет дать следующее определение бюджетной системы РФ, закрепленной в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, под которой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней: федерального, регионального и местного. Принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и в целом бюджетных правоотношений.

Согласно БК РФ бюджетная система основана на принципах, перечень которых следующий.

 


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.