Система государственного финансирования в РФ
Введение
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления —
это "организационная деятельность уполномоченных органов по образованию,
перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов
денежных средств в целях бесперебойного функционирования государства и муниципальных
образований на каждом этапе общественного развития".[1]
В связи с этим перед государством встают следующие основные задачи в
области финансов. Прежде всего, своевременно, согласно утвержденным бюджетам
организовать сбор и распределение денежных средств в соответствии с целевым
назначением. Эту задачу принято называть распределительной.
С ней связана и вторая, контрольная, задача, поскольку в процессе
реализации финансовой деятельности при собирании и распределении денежных
средств необходим финансовый контроль за соблюдением законности и
целесообразности использования таких средств.
В условиях рынка особое значение приобретает задача стимулирования с
помощью финансов развития тех или иных общественных отношений.
К методам распределения (перераспределения) фондов денежных средств
относится государственное финансирование.
Государственное финансирование - "безвозвратное использование
государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение
предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной
деятельности. Безвозвратность финансирования отличает его от кредитования, а
также от предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности".[2]
Целью данной работы является: показать систему государственного финансирования
в РФ.
1. Государственное финансирование: принципы, формы
Государственное финансирование распространяется в основном на
государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств
бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных
объединений и предприятий.
Бюджет — это "форма образования и расходования фонда денежных
средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления".[3]
Бюджетное финансирование осуществляется на основе следующих принципов:
-безвозвратности;
-целенаправленности;
-финансирования по мере выполнения работ и услуг;
-соблюдения финансовой дисциплины. [4]
Принцип целенаправленности выражается в том, что расходы имеют
предметно-целевое назначение (заработная плата, стипендии и т. д.).
Принцип финансирования по мере выполнения работ и услуг предусматривает,
что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в
соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными
показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных
разбивках расходов.
Принцип соблюдения финансовой дисциплины выступает как условие
правильного и законного расходования денежных средств.
Бюджетное финансирование в Российской Федерации осуществляется в следующих
формах:
-финансирование государственных объединений и организаций, имеющих
экономическую и финансовую самостоятельность;
-финансирование государственных бюджетных учреждений.
Хозяйственные организации занимают особое место в системе бюджетного
финансирования. Свои основные производственные и социальные расходы они
обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на
данные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование из бюджета используется
только в определенных случаях, конкретно установленных законодательством.
Государственные бюджетные организации имеют свои особенности. Они
относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей
непосредственно не участвуют, национального дохода не создают. Основное
назначение бюджетных организаций состоит в удовлетворении
общественно-социальных потребностей общества. К числу таких организаций
относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и
обороны страны.
Финансирование государственных бюджетных организаций осуществляется в сметно-бюджетной
форме. Она представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление
денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, т. е.
учреждениям, действующим в отраслях непроизводственной сферы. [5]
Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на
основе финансовых документов, которые называются сметами.
Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и
поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих финансирование
бюджетных учреждений и организаций.[6]
Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.
Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и
позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба
деятельности.
Сводная смета представляет собой совокупность индивидуальных смет
подведомственных министерств, ведомств, департаментов, учреждений и смету
расходов на централизованные мероприятия. Сводные сметы представляются в
соответствующие финансовые органы для включения в бюджет.
Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу
расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному
изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и
природы самого бюджета, имеющего силу закона. [7]
Статьи расходов составляются на основе норм расходов.
Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители сметных
расходов по однородным учреждениям. [8]
По юридическим свойствам нормы расходов подразделяются на:
1) обязательные - в процессе применения они не подлежат изменениям; круг
таких норм сравнительно невелик: штаты и ставки заработной платы, расходы на
командировки и пр. Но в условиях нехватки бюджетных средств органы, занимающими
бюджетными учреждениями, и их администрация вынуждены вносить изменения в эти
нормы;
2) необязательные - в процессе применения можно изменить в зависимости от
особенностей субъекта финансирование (расходы на содержание зданий, сооружений,
затраты на освещение, отопление).
По содержанию нормы расходов подразделяются на:
1) материальные - показывают, какое количество материальных средств
приходится на единицу измерения расходов (количество электроэнергии для
освещения класса, количество продуктов питания на одного больного в день и т.
д.);
2) денежные - отражают стоимость материальных норм. Они охватывают всю
сумму расходов как за счет бюджета, так и собственных средств учреждений.
Данные нормы разрабатываются научно-исследовательскими институтами и
утверждаются Правительством РФ или соответствующим органом управления.
По степени охвата затрат нормы расходов подразделяются на:
1) индивидуальные - содержащие расходы только на одну цель и
использующиеся при составлении индивидуальных смет учреждений;
2) комбинированные - выступают как общая сумма индивидуальных норм по
определенному производственному показателю.
Применение этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводные
сметы и пользоваться ими.
На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование.
Процесс прохождения сметы состоит из стадий свойственных бюджетному процессу:
составление, утверждение и исполнение.
Смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря.
После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки.
Учреждения и организации бюджетной сферы и сметно-бюджетного
финансирования могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета. Эти
источники называются внебюджетными и строго регулируются законодательством.
Внебюджетные средства можно классифицировать по группам, главным критерием такой
классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств
- заработанные доходы и незаработанные доходы. [9]
К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные
средства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней. Эти
доходы формируются путем использования принадлежащего бюджетным учреждениям
имущества, зданий; сооружений, транспорта и т. д.
Характерной особенностью правового режима специальных средств является
целевой порядок их расходования, то есть полученные средства должны
использоваться только на нужды самого источника доходов (на ремонт транспортных
средств, улучшение питания и т. д.). В условиях дефицита федерального бюджета
внебюджетные средства могут использоваться и на другие объекты, находящиеся на
сметно-бюджетном финансировании (пополнение основных фондов и т. д.).
По каждому виду специальных средств бюджетное учреждение составляет
отдельные сметы. Порядок составления, утверждения и исполнения сметы
специальных средств в целом соответствует сметному процессу бюджетного
финансирования. Эти сметы также действуют с 1 января по 31 декабря. Для всех
смет, как бюджетных, так и специальных, существует один порядок: все не
израсходованные к концу финансового года средства бюджетной организации
остаются в ее распоряжении на следующий год.
Незаработанные доходы - это средства бюджетного учреждения, не связанные
с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести
доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов и
процентов; добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических
и физических лиц, то есть спонсоров; взносы в виде благотворительных отчислений
от государственных, общественных и других организаций. [10]
К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они представляют собой сумму
денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций и
при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по
принадлежности. К этим средствам относятся: своевременно неполученная
заработная плата, стипендии студентам и т. д.
Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных учреждений до
определенного срока:
1) для передачи физическим лицам - три года;
2) для передачи юридически лицам - один год;
3) для передачи бюджетным учреждениям - до 31 декабря того года, в
котором эти суммы были внесены. [11]
Суммы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31
декабря того года, в котором суд выносил решение по существу.
По истечении указанных сроков невостребованные суммы перечисляются в
доходы соответствующего бюджета.
Таким образом, бюджетное финансирование осуществляется на основе
следующих принципов: безвозвратности; целенаправленности; финансирования по
мере выполнения работ и услуг; соблюдения финансовой дисциплины. Бюджетное
финансирование в Российской Федерации осуществляется в следующих формах:
финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическую
и финансовую самостоятельность; финансирование государственных бюджетных
учреждений. Финансирование государственных бюджетных организаций осуществляется
в сметно-бюджетной форме. Учреждения и организации бюджетной сферы и
сметно-бюджетного финансирования могут иметь внебюджетные источники доходов.
2. Подразделения бюджетного финансирования
Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования
являются социально-культурные мероприятия, которые охватывают
образование, подготовку кадров, науку, культуру и искусство; средства массовой
информации; здравоохранение; физическую культуру и спорт; мероприятия в области
молодежной политики и социальное обеспечение.
Источниками финансирования социально-культурных мероприятий, помимо
бюджетных, выступающих в качестве основных, могут являться дополнительные
средства, в том числе валютные, в виде платы за дополнительные услуги, а также
добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц,
включая иностранных.
Особое место в системе социально-культурных мероприятий занимают средства
массовой информации, прежде всего государственное радиовещание и телевидение.
Значительная часть средств массовой информации действует на платной
коммерческой основе и соответственно имеет собственные финансовые средства,
часть расходов которых не покрывается собственными доходами, финансируется из
бюджета.
Значительная доля финансирования социально-культурных мероприятий
обеспечивается за счет внебюджетных фондов:
-Пенсионного фонда РФ;
-Фонда социального страхования РФ;
-Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Все государственные внебюджетные фонды в совокупности аккумулируют
(накапливают) денежные средства. Их можно назвать вторым бюджетом страны.[12]
Важным подразделением государственного финансирования является финансирование
государственного управления. Государство лимитирует (ограничивает) расходы
на содержание всех органов государственного управления РФ. Президент и
Правительство РФ осуществляют правовое регулирование в этой сфере на уровне
федерального управления. В республиках в составе Российской Федерации, в других
регионах, в системе местного самоуправления лимитирование расходов на
управление определяется соответствующим законодательством.
Во всех видах классификаций расходов бюджетной классификации РФ расходы
на содержание аппарата государственного правления занимают первое место. В
функциональной классификации расходов федерального бюджета первым разделом
являются расходы на государственное и местное самоуправление.
Общим условием регулирования управленческих расходов является наличие
сметы расходов органов государственного управления. Данная смета включает
оплату труда государственных служащих, надбавки к заработной плате, прочие
денежные выплаты.
На определенном уровне государственного управления - федеральном,
региональном, местном в соответствии с утвержденной численностью аппарата -
составляются штаты объединений, учреждений и организаций. Штаты каждого
учреждения утверждаются или в индивидуальном порядке, или на основе типовых
штатов. Важную роль в регулировании расходов на содержание аппарата управления
играют государственные должности и должностные оклады.
В аппарате управления значительны расходы на командировки и другие
служебные разъезды в силу дороговизны оплаты транспортных средств.
Законодательством предусматривается три вида служебных командировок:
-в пределах Российской Федерации;
-на территории стран бывшего СССР;
-на территории стран дальнего зарубежья.
Основными вопросами при определении расходов на командировки являются
размер выплаты суточных (вид валюты) и срок командировки.
Размеры выплаты суточных при краткосрочных командировку в пределах
территории России и стоимость проездных документов на все виды транспорта
зависят от групп государственных должностей. [13]
Расходы на национальную оборону входят в систему сметно-бюджетного
финансирования. Деятельность государства по обороне страны является важным
фактором укрепления его независимости и могущества.
Страницы: 1, 2
|