Система контроля деятельности хозяйствующего субъекта в России
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ (РОСОБРАЗОВАНИЕ)
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский
институт управления»
Кафедра
экономики и управления
Специальность
«Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)»
Форма
обучения: заочная
РАБОТА
ПО ПРОЙДЕННОМУ КУРСУ
По дисциплине: «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ»
Тема: «Система контроля деятельности
хозяйствующего субъекта в России»
Студента
Мельникова Д.А.
Руководитель:_______________________
(ДОЛЖНОСТЬ)
_______________________________
(ФАМИЛИЯ,
ИНИЦИАЛЫ)
«_____»
______________ 2009г.
МОСКВА
2009 г.
Содержание
Введение
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ
ЕЕ РАЗВИТИЯ
3. РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ
4. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем
рассматривать органы государства, осуществляющие финансовый контроль, их
полномочия и функции, необходимо выяснить сущность понятия финансовый контроль,
его значение и отличие от других видов контроля.
Контроль за
состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе
является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из
звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение
заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства,
обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во
всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Роль
финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов,
которая и определяет назначение и состояние финансового контроля. Вместе с тем
в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения
прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности,
возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства
содержание финансового контроля существенно обогащается.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ
Государственный
финансовый контроль (ГФК) — это установленная законодательством деятельность
органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению,
предупреждению и пресечению:
1.
ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и
материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной
деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной
собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой
или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;
2.
несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного,
законодательства;
3.
недостатков в организации систем управления (в том числе
внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных
организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с
государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;
4.
угроз финансовой безопасности государства.
В общем и
целом, цель ГФК —
обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности
распорядительных и исполнительных действий по:
1.
управлению (включая стадии планирования, формирования,
распределения и использования) государственными финансовыми и материальными
(материальными продуктами человеческой деятельности, природными видами
собственности) ресурсами, нематериальными объектами государственной
собственности и государственными имущественными правами (там, где такое
управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями — например,
образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и
нематериальными объектами, имущественными правами);
2.
обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций
государства, а также созданию всех условий для этого;
3.
обеспечению законности и оптимальности (в свете государственной
политики) функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы
государства;
4.
обеспечению финансовой безопасности государства.
Достижение
цели ГФК обеспечивается реализацией следующих основных задач:
·
контроль за законностью, целесообразностью, полнотой,
своевременностью и целевым назначением направления и использования
государственных финансовых ресурсов (в том числе бюджетных дотаций, кредитов,
ссуд, субсидий, субвенций и т.д.);
·
контроль за законностью и целесообразностью предоставления
государственных финансовых и имущественных гарантий (поручительств), выдаваемых
в качестве обеспечения сделок;
·
вскрытие резервов в формировании государственных финансовых
ресурсов, выработка предложений по сокращению нерациональных расходов, снижению
бюджетного дефицита, дефицита платежного баланса;
·
контроль за сохранностью, правильностью хранения и обслуживания,
за законностью и правильностью пользования, целесообразностью (рациональностью)
и эффективностью распоряжения материальными ценностями (ресурсами) государства
(например, за законностью и целесообразностью сдачи в аренду зданий и
помещений; за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов; за
сохранностью, законностью и рациональностью использования материальных
ценностей мобилизационного резерва и т.д.);
·
контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью
использования и распоряжения государственными имущественными правами (правами
собственности на акции предприятий и т.д.);
·
оценка эффективности организации и проведения преобразования форм
собственности (в частности, приватизации);
·
контроль за законностью, правильностью и эффективностью
распоряжения нематериальными объектами государственной собственности (влекущего
образование финансовых ресурсов);
·
контроль за состоянием и использованием государственных запасов и
резервов;
·
контроль за выполнением плановых заданий по предоставлению
государственных услуг и соблюдением нормативов финансовых затрат на
предоставление государственных услуг;
·
контроль за обеспечением финансовой безопасности государства (в
ходе бюджетного процесса и др.). В этом плане, например, проводится оценка
обоснованности финансируемых государством программ и проектов, проводится
анализ заключенных договоров по предоставлению бюджетных инвестиций с точки
зрения обеспечения государственных интересов, осуществляется оценка законности
и обоснованности (в плане влияния на финансовую безопасность) принимаемых
государственными органами решений в рамках финансово-экономической политики
(например, оценивается: ценовая политика, налоговая политика, политика в
отношении валютного курса рубля, решения по проведению денежной эмиссии,
изменению учетной ставки или нормативов обязательных резервов коммерческих
банков, пополнению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного
регулирования, индексации заработной платы и пенсий, выпуску государственных
ценных бумаг, приватизации государственных предприятий, определенные приоритеты
в формировании структуры экономики и т.д.), осуществляется проверка качества
представляемой для принятия данных решений информации, осуществляется оценка
обоснованности размеров государственного долга, бюджетного дефицита, дефицита
платежного баланса и т.д. Следует также добавить, что органы ГФК должны заниматься
самой постановкой проблемы и разработкой концепции обеспечения финансовой
безопасности Российской Федерации;
·
контроль за законностью и правильностью квотирования и соблюдения
экспортных квот (квот на экспорт сырья и т.д.);
·
контроль за обеспечением конкурентных условий во всех сегментах
внутреннего рынка (конкурентной среды);
·
оценка макроэкономической ситуации в стране или регионе и
перспектив экономического роста (для подготовки заключения по проектам
бюджетов);
·
контроль за обеспечением оптимизации цен в
высокомонополизированных отраслях экономики и торговли;
·
контроль за законностью и правильностью предоставления и
использования налоговых, таможенных и иных финансовых льгот и преимуществ
субъектам хозяйствования;
·
контроль за обращением государственных средств в кредитной системе
(включая расчетно-кассовое обслуживание, депозиты, размещение ценных бумаг,
кредитование через банки или банками под гарантии органов исполнительной власти
и т.д.);
·
контроль за организацией денежного обращения в целом;
·
контроль за полнотой и своевременностью исполнения банковской
системой соответствующих операций по перечислению бюджетных средств
(исполнением платежных документов на перечисление и зачисление средств и т.д.);
·
проверка соблюдения главными распорядителями, распорядителями и
получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения,
использования и возврата (при условии) государственных средств (ассигнований);
·
контроль за правильным (законным) и экономически обоснованным
распределением всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета
(осуществляемым по бюджетной росписи доходов и расходов, а также по кассовым
планам исполнения бюджета), правильностью и обоснованностью расчетов сметных
назначений;
·
контроль за полнотой, своевременностью, структурным соответствием
и целевым назначением исполнения доходных и расходных статей федерального и
территориальных бюджетов и смет внебюджетных фондов; проверка правильности
учета исполнения бюджетов (смет), а также полноты, точности и достоверности
соответствующей отчетности;
·
выявление резервов роста доходов государственного бюджета,
подготовка предложений по устранению отклонений и совершенствованию бюджетного
процесса в целом;
·
контроль за целесообразностью привлечения государством, целевым
направлением и эффективностью использования внешних и внутренних займов
(финансовых и материальных средств, привлекаемых государством из внешних, или
иностранных (иностранных государств, их физических и юридических лиц,
международных организаций, межгосударственных образований), и внутренних
источников);
·
контроль за состоянием, обслуживанием и погашением
государственного внешнего и внутреннего долга (оптимальностью системы
управления долгом);
·
контроль за своевременностью и полнотой расчетов по исполненным
государственным заказам;
·
контроль за своевременностью, полнотой и порядком погашения
иностранными государствами, их юридическими лицами, международными
организациями и межгосударственными образованиями своих задолженностей перед
Российской Федерацией;
·
финансовая экспертиза проектов международных договоров Российской
Федерации, нормативно-правовых актов и иных документов, затрагивающих
государственные финансы (например, оценка проекта закона «О федеральном бюджете
на ... год» и сопутствующих ему документов, т.е. различных прогнозов
социально-экономического развития, основных направлений бюджетной,
денежно-кредитной, налоговой и иной финансовой политики и т.д.), прямо либо
косвенно влияющих на формирование, объем и исполнение всех уровней бюджетов и
бюджетов государственных внебюджетных фондов (включая внебюджетные фонды
субъектов РФ — социальные, целевые, отраслевые и т.д.);
·
оценка финансового состояния и эффективности систем управления и
контроля (в аспекте влияния на образование и использование финансовых ресурсов)
в бюджетных (государственных) учреждениях, государственных унитарных
предприятиях, организациях с государственным участием или особо связанных с
деятельностью государства (использующих в своей деятельности госсобственность,
выполняющих государственные заказы и задачи, в отношении которых предоставлены
государственные гарантии, поручительства и прочие обеспечения, использующих
предоставленные государством финансовые и материальные средства, имеющих
предоставленные органами государственной власти налоговые, таможенные и иные
льготы и преимущества и т.д.), определение источников роста их стоимости.
Разработка вариантов оптимизации систем управления и выявление резервов
повышения эффективности деятельности вышеуказанных субъектов хозяйствования
(например: механизмов предотвращения нерациональных и необоснованных затрат,
снижения себестоимости и т.д.);
Страницы: 1, 2, 3
|