рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Система налогообложения операций с ценными бумагами

Наконец, в ордерной ценной бумаге назван субъект удостоверенного в ней имущественного права (что сближает ее с именной бумагой), однако он не только сам может осуществить это право, но и назначить своим распоряжением (приказом «ордером») другое управомоченное лицо. Иначе говоря, такая ценная бумага, по сути, заранее рассчитана на возможность ее передачи (отчуждения) иному владельцу, то есть на необходимую оборотоспособность. Вместе с тем, как уже говорилось, все лица, указанные в такой ценной бумаге, будут отвечать перед ее законным владельцем солидарно (п. 1 ст. 147 ГК), что повышает его уверенность в реальном исполнении обязательства, выраженного ордерной ценной бумагой.

В п. 3 ст. 146 ГК специально названы возможные виды передаточных надписей по ордерным ценным бумагам – индоссаментов. Такие надписи могут переносить удостоверенные бумагой права на конкретное лицо – индоссата, либо быть бланковыми («чистыми»), без указания лица, которому должно быть произведено исполнение, что сближает такой документ с предъявительской ценной бумагой, либо ордерными, то есть указывать лицо, которому или по приказу которого должно быть произведено исполнение. Особый характер имеет препоручительный индоссамент (абзац третий п. 3 ст. 146 ГК), который не переносит на индоссанта никаких имущественных прав, а содержит лишь поручение ему осуществить права, удостоверенные такой ценной бумагой. В этом случае индоссат становится представителем индоссанта и на их отношения распространяются общие нормы ГК о представительстве (ст. 182 ГК).

Наряду с рассмотренным делением ценных бумаг возможна их классификация и по иным основаниям. В зависимости от того, кто является эмитентом ценной бумаги различаются государственные ценные бумаги и ценные бумаги частных лиц. Закон «О рынке ценных бумаг» регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента. К ним относятся акция и облигация. Значит, этот закон в развитие ГК РФ позволяет подразделить ценные бумаги на эмиссионные (акции и облигации) и другие бумаги. Если исходить из содержания термина «эмиссия», используемого в законе о рынке ценных бумаг, то следует считать его аналогичным публичному размещению. К публичному размещению допускаются государственные ценные бумаги, облигации, включая облигации, выпускаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, именные акции акционерных обществ и банков, опционы на ценные бумаги, варранты на ценные бумаги, жилищные сертификаты. Таким образом, круг эмиссионных ценных бумаг довольно широк.

Кроме эмиссионных бумаг, есть ценные бумаги, которые подлежат не публичному размещению, а выдаются обязанным лицом в каждом конкретном случае, например, вексель. Вексельное право в РФ регулируется Законом «О переводном и простом векселе».

В ГК РФ упомянуты и в определенной мере регламентированы ценные бумаги, которые являются товарораспорядительными документами (коносамент, складское или залоговое свидетельство).

В Федеральном законе  «Об ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября 2003 года №152-ФЗ даны определения ипотечным ценным бумагам. Ипотечные ценные бумаги – облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия. Облигация с ипотечным покрытием – облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивается полностью или в части залогом ипотечного покрытия. Ипотечный сертификат участия – именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие.

По категории ценных бумаг можно выделить государственные, муниципальные, корпоративные ценные бумаги и ценные бумаги инвестиционных фондов. Государственные ценные бумаги – это ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Бумаги, эмитентами которых выступают субъекты Российской Федерации, считаются государственными бумагами субъектов Российской Федерации. Муниципальными ценными бумагами являются бумаги, выпущенные от имени муниципальных образований. Рынок корпоративных ценных бумаг представлен бумагами акционерных обществ и других юридических лиц. Рынок ценных бумаг инвестиционных фондов представлен акциями акционерных инвестиционных фондов и паями паевых инвестиционных фондов. Государственные ценные бумаги решают две основные задачи: финансирование дефицита государственного бюджета и регулирование процентной ставки в экономике. Муниципальные ценные бумаги аккумулируют средства для решения финансовых проблем на муниципальном уровне. Рынок корпоративных ценных бумаг аккумулирует финансовые ресурсы для осуществления инвестиционных проектов промышленности и пополнения оборотного капитала. Рынок паевых ценных бумаг аккумулирует средства вкладчиков для управления ими профессионалами фондового рынка.




2. Налогообложение операций с ценными бумагами


2.1 Налог на прибыль при операциях с ценными бумагами


Порядок расчета налоговой базы при операциях с ценными бумагами.

Согласно п. 10 ст. 280 НК РФ, налоговая база по доходам от реализации ценных бумаг рассчитывается налогоплательщиком отдельно от основной налоговой базы. При этом все ценные бумаги делятся на две категории: обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке.

Статья 280 НК РФ ограничивает возможность принятия для целей налогообложения убытков от операций с ценными бумагами. В течение налогового периода убытки от таких операций принимаются только в пределах доходов от ценных бумаг этой же категории. В связи с этим налогоплательщик обязан вести налоговый учет доходов и прямых расходов по операциям с ценными бумагами каждой категории.

К доходам от операций с ценными бумагами по п. 2 ст. 280 НК РФ отнесены:

1) цена их реализации или иного выбытия (в том числе погашения);

2) проценты, которые выплачиваются при реализации (ином выбытии) некоторых долговых ценных бумаг, независимо от того, кто их платит – покупатель по сделке или эмитент этой ценной бумаги.

В п. 2 ст. 280 НК РФ приведен и Перечень прямых расходов, которые вычитаются из доходов по соответствующей категории ценных бумаг:

1) цена приобретения ценной бумаги;

2) другие прямые расходы по приобретению (вознаграждения брокерам, биржам, регистраторам, депозитариям и т.п.);

3) накопленные проценты (купоны), уплаченные при покупке ценной бумаги, если ранее они еще не были вычтены из налоговой базы;

4) расходы по реализации ценных бумаг (вознаграждения брокерам, биржам и т.п.).

При ведении налогового учета операций с ценными бумагами необходимо учитывать следующие особенности.

Во-первых, тот факт, что при расчете налоговой базы по категориям ценных бумаг из доходов вычитаются только прямые расходы по этим операциям, не лишает налогоплательщика права при составлении декларации включить в состав расходов другие свои затраты (в том числе общехозяйственные).

Законодатели в ст. 280 НК РФ ограничили возможность списания убытков от операций с ценными бумагами. Для выполнения этой нормы и требуется раздельный учет доходов и расходов по категориям ценных бумаг. Но если налогоплательщиком получена прибыль от операций с ценными бумагами, она включается в «общий котел» наряду с доходами и расходами от других видов деятельности. Даже если вся прибыль получена от операций с ценными бумагами, из нее могут быть вычтены косвенные расходы организации, предусмотренные гл. 25 НК РФ.

Во-вторых, при реализации ценных бумаг в налоговом учете должна быть определена их стоимость. Согласно ст. 329 НК РФ, она может определяться методом стоимости единицы, ЛИФО или ФИФО. Применить метод стоимости единицы, как правило, невозможно к эмиссионным ценным бумагам (акции, облигации, опционы), а также к инвестиционным паям паевых фондов. В таких случаях необходимо использовать метод ЛИФО или ФИФО.

Согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», эмиссионные ценные бумаги размещаются выпусками, внутри которых все ценные бумаги одинаковы – предоставляют один и тот же набор прав, имеют один номинал, и т.п.

Как правило, использовать в отношении таких ценных бумаг метод стоимости единицы технически невозможно. Инвестиционные паи паевых фондов формально не являются эмиссионными ценными бумагами, но по условиям обращения аналогичны последним (см. ст. 14 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

В-третьих, доходы от реализации ценных бумаг в налоговом учете являются частью выручки предприятия, даже если эти операции носят разовый характер и не являются обычной деятельностью. Согласно ст. 249 НК РФ, к доходам от реализации при расчете налога на прибыль относятся все поступления за реализованные товары, а ценные бумаги – это тоже вид товаров в соответствии п. 3 ст. 38 НК РФ.

В бухгалтерском учете, как известно, организация имеет право сама квалифицировать свои доходы: относить их к выручке от обычной деятельности либо к прочим доходам в зависимости от роли этих операций в работе предприятия. Выручку от продажи ценных бумаг в бухучете часто относят именно к прочим доходам.

В налоговом учете в настоящее время такой свободы выбора нет, и доходы от реализации ценных бумаг всегда включаются в выручку. При этом от суммы выручки рассчитываются нормативы для отдельных расходов на рекламу (ст. 264 НК РФ), а также норматив для создания резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ).

В-четвертых, по ряду ценных бумаг может возникнуть проблема, к какой категории их отнести: обращающихся или не обращающихся на организованном рынке.

Ценная бумага считается обращающейся на организованном рынке только при одновременном выполнении трех условий, изложенных в п. 3 ст. 280 НК РФ. То есть она должна быть допущена к торгам хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством. Кроме того, по этой ценной бумаге должна регулярно рассчитываться рыночная котировка в соответствии с законодательством РФ или иной страны. Под рыночной котировкой для целей налогообложения понимается средневзвешенная цена торгового дня, а если таковая не рассчитывается, то среднее арифметическое между минимальной и максимальной ценами текущего дня.

Информация о рыночной котировке ценной бумаги должна быть общедоступна (через СМИ или непосредственно у организатора торговли).

Вопросы допуска ценных бумаг к обращению на организованных рынках регулируются Положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 января 2002 г. №1-пс).

Согласно п. 5.2 названного Положения, ценные бумаги, которые служат предметом сделок на организованном рынке, делятся на два вида: те, которые включены в котировальные листы «А» или «Б» (для чего они должны пройти специальную процедуру отбора – листинг) и прочие ценные бумаги. При этом в отношении прочих ценных бумаг в п. 5.2 Положения указано, что они не считаются допущенным к обращению, но «могут быть объектом совершаемых через организатора торговли сделок».

В соответствии со ст. 11 НК РФ термины, употребленные в налоговом законодательстве, которым не дано определение, должны пониматься так, как это принято в той отрасли права, откуда этот термин заимствован. В ст. 280 НК РФ нет определения понятия ценных бумаг, допущенных к обращению на организованном рынке. Поэтому необходимо использовать то, которое дается в Постановлении ФКЦБ России от 4 января 2002 г. №1-пс.

В результате мы приходим к выводу, что допущенными к обращению на организованном рынке следует считать только те ценные бумаги, которые прошли листинг и включены в котировальные листы организаторов торговли.

Особенности определения налоговой базы у профессиональных участников фондового рынка

Существует специфика определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами для отдельных организаций, занимающихся профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.

Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», есть семь видов профессиональной деятельности на фондовом рынке и соответственно семь видов профессиональных участников этого рынка. Три из них – это организации, которые непосредственно заключают сделки на рынке: брокеры, дилеры и доверительные управляющие. Остальные четыре вида организаций относятся к инфраструктуре рынка. Это организаторы торговли (биржи), регистраторы и депозитарии (ведут учет прав собственности) и клиринговые организации (организуют взаиморасчеты).

Сразу необходимо отметить, что инвестиционные фонды (как акционерные, так и паевые) не являются профессиональными участниками рынка, хотя зачастую все свои деньги вкладывают в ценные бумаги.

Согласно п. 11 ст. 280 НК РФ, организации, осуществляющие дилерскую деятельность, не ведут отдельный учет налоговой базы по категориям ценных бумаг. Все прибыли и убытки от этих операций дилеры включают в «общий котел». «Осуществление дилерской деятельности» с точки зрения ст. 4 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» – это заключение сделок с ценными бумагами на основе публичного объявления цен и других условий сделок.

На практике, как правило, сделки по публично объявленным твердым ценам заключаются на биржах. Доказать факт осуществления дилерской деятельности на внебиржевом рынке теоретически можно, но это очень сложно. Как сказано в ст. 300 НК РФ, организация считается осуществляющей дилерскую деятельность, если она просто имеет соответствующую лицензию, выданную ФКЦБ России.

Все остальные профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны вести раздельный учет операций с ценными бумагами по двум категориям. При этом, согласно абз. 3 п. 8 ст. 280 НК РФ, в учетной политике они должны выбрать категорию ценных бумаг, «по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходы и расходы включаются иные виды доходов и расходов, определенные настоящей главой».

Эта норма означает, что при расчете налоговой базы по категории ценных бумаг обычные организации (не профессиональные участники фондового рынка) из доходов от соответствующих операций вычитают прямые расходы, связанные с ними. Доходы и расходы по другим видам деятельности при расчете налоговой базы по ценным бумагам не участвуют.

Профессиональные участники фондового рынка, не являющиеся дилерами, вправе по одной из категорий ценных бумаг включить в расчет налоговой базы не только доходы и расходы по соответствующим операциям с ценными бумагами, но и доходы и расходы по другим своим видам деятельности, не связанным с ценными бумагами.

Правильный выбор в учетной политике категории ценных бумаг, в базу по которой профессиональный участник будет включать свои прочие доходы и расходы (в том числе от оказания услуг), является вопросом налогового планирования.

Помимо особенностей определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют особенности и по составу затрат. Согласно ст. 299 НК РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют право уменьшать налоговую базу на целый ряд специфических затрат, связанных с их деятельностью.

К ним относятся, в частности, расходы на содержание торговых мест на биржах, на раскрытие информации о своей деятельности, взносы организаторам торговли и иным организациям (в том числе некоммерческим), «имеющим соответствующую лицензию».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.