Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом
Министерство
образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский
государственный инженерно-экономический университет
Кафедра
финансов и банковского дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
на
тему: “Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом”
Санкт-Петербург
2007г.
Содержание
Введение
1. Система регулирования рынка ценных
бумаг
1.1 Понятие, цели и задачи системы
управления рынком ценных бумаг
1.2 Государственное регулирование
рынка ценных бумаг
1.3 Саморегулируемые организации
рынка ценных бумаг
1.4 Система управления рынком ценных
бумаг в России
1.5 Регулирование рыка ценных бумаг
за рубежом
1.6 Работа рынка ценных бумаг в США
1.7 Проблемы развития регулирования
рынка ценных бумаг в России
Заключение
Список литературы
Введение
Любая человеческая
деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не
является исключением и рынок ценных бумаг. Регулирование нужно, прежде всего
для того, чтобы управлять процессами, которые происходят на рынке, поддерживать
порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а
также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества
отдельных участников рынка.
В данной курсовой работе
была создана попытка ответить на вопросы кто, каким образом, на основании чего
и вообще для чего занимается регулированием такого сложного механизма, как
рынок ценных бумаг.
1. Система
регулирования рынка ценных бумаг
1.1 Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных
бумаг
Регулирование рынка
ценных бумаг – это
упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со
стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. [15]
Система управления
рынком ценных бумаг
– это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию
функционирования и развития фондового рынка. [10] Система регулирования рынка
складывается исторически под влиянием тех проблем, которые накапливаются и
требуют своего разрешения, с тем, чтобы, с одной стороны, рынок мог развиваться
и дальше, а с другой – чтобы его развитие не противоречило каким-то
общественным интересам. [11]
Ключевым моментом в
процессе управления любой системой является определение цели. Цель
системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости,
сбалансированности и эффективности рынка.
В качестве цели
регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов, но такой
подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из
элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно
связан с другими элементами системы управления и обладает способностью
взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из
элементов системы может привести к нарушению устойчивости системы в целом, что
противоречит общему правиле менеджмента: стремиться к устойчивости системы в
целом, а не тех или иных ее элементов или подсистем. С этой точки зрения именно
обеспечение ликвидности и устойчивости рынка ценных бумаг затрагивает интересы
всех участников рынка и государства. Защиту интересов инвесторов можно считать
тактической задачей, обусловленной тем, что в настоящее время многие инвесторы
находятся в более уязвимом положении по сравнению с эмитентами, регистраторами,
посредниками, что связано со специфическими процессами становления рынка. [10]
Регулирование рынка
ценных бумаг (РЦБ) охватывает всех его участников:
v эмитентов;
v инвесторов;
v профессиональных фондовых
посредников;
v организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование
участников рынка может быть:
1.
Внешнее
регулирование – это
подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства,
других организаций, международным соглашениям.
2.
Внутреннее
регулирование – это
подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным
документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам,
определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее
работников.
Регулирование РЦБ
охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем:
o
эмиссионные;
o
посреднические;
o
инвестиционные;
o
спекулятивные;
o
залоговые;
o
трастовые и т.п.
Регулирование РЦБ
осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение
функций регулирования. С этих позиций различают:
1)
государственное
регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию
которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
2)
регулирование со
стороны профессиональных участников РЦБ, или саморегулирование рынка. Этот
процесс в данный момент развивается двояко: с одной стороны, государство может
передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или
отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны,
последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает
некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации.
3)
общественное
регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете,
именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке
ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные
действия государства или профессионалов рынка. [15]
В процесс регулирования
рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги
управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое
обеспечение – это законодательные акты, указы, циркулярные письма и другие
правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение – это
инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также
правила, утверждаемые организациями и профессиональными участниками рынка.
Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая,
финансовая и прочая информация.
Совокупность
государственных и негосударственных методов регулирования составляет, в свою
очередь, основу системы управления РЦБ. Регулирование рынка ценных бумаг – это
объединение в 1 систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить
совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам.
Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников РЦБ в
рамках действующего законодательства. [10]
1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Объектами
государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и
совершаемые с ними разнообразные операции, в частности:
1.
Ценная бумага с
позиций:
a)
юридического
статуса;
b)
размещения
(выпуска);
c)
обращения;
d)
использования в
качестве основы для производных инструментов;
e)
налогообложения и
др.
2.
Участники рынка в
отношении их:
a)
отбора для работы
на рынке в том или ином качестве;
b)
защиты в качестве
инвесторов от мошенничества;
c)
налогообложения и
т.п.
3.
Операции с
ценными бумагами с позиций:
a)
разрешенных видов
рыночных операций;
b)
совмещения разных
видов операций с ценными бумагами;
c)
разрешения имущественных
споров;
d)
налогообложения и
т.п.
Государственное
регулирование РЦБ включает в себя:
§
создание и
совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;
§
создание органов
регулирования рынка;
§
организация
отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка
ценных бумаг;
§
контроль за
соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;
§
разрешение споров
между участниками рынка. [11]
Задачами государственного регулирования являются:
§
реализация
государственной политики развития рынка ценных бумаг;
§
обеспечение
безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
§
создание открытой
системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием
информации участниками рынка. [10]
Формы государственного
регулирования рынка
(в зависимости от вида инструмента регулирования):
1.
Прямое или административное – это
государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно
включает:
a.
нормативно-законодательную
деятельность;
b.
регистрационную
деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических
лиц, ценных бумаг и др.);
c.
разрешительную
деятельность (лицензирование, аттестацию);
d.
поддержание
правопорядка на рынке;
e.
выставление
требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности,
информированию и др.
2.
Косвенное, или экономическое – это
государственное регулирование рынка, основанное на использовании экономических
инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода
регулирование включает проведение государством:
a.
определенной
денежной политики;
b.
политики
налогообложения;
c.
политики
формирования государственных доходов и направления использования
государственных расходов;
d.
политики
управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у
государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.
В отличие от
государственного регулирования рынка в целом, или регулирования
макроэкономических процессов, регулирование РЦБ по преимуществу является административным,
т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических
рычагов, например, управление количеством денег в обращении или установление
процентных ставок.
На практике указанные
способы регулирования обычно дополняют друг друга. [11]
1.3 Саморегулируемые организации
рынка ценных бумаг
Саморегулируемые
организации – это
некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными
участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определенных
аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в
присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
Количество и
направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться
государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может
регулироваться сразу двумя или более однотипными органами. [15]
Задачи саморегулируемой организации:
A.
Обеспечение
благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке.
B.
Соблюдение
стандартов профессиональной этики на рынке.
C.
Защита интересов
профессиональных участников в государственных органах регулирования.
D.
Защита интересов
клиентов профессиональных участников.
E.
Установление
правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их
выполнением. [11]
Права саморегулируемой организации:
1)
разработка
обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на
рынке;
2)
осуществление
профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для
работы на данном рынке;
Страницы: 1, 2, 3
|