Пресечение
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом
рынке
Предупреждение,
ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом
Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством
Российской Федерации.
ГЛАВА
3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СТРАХОВАНИЯ В РФ
3.1
Проблемы налоговой реформы: совершенствование налогообложения в страховой сфере
I.
Основные недостатки действующей системы налогообложения
1.
Хроническое недопоступление налогов в бюджетную систему не позволяет
финансировать выполнение необходимых функций государства не только в удовлетворительных
размерах, но даже на том кризисном уровне, который был заложен Правительством в
закон о бюджете. Уже в апреле было объявлено о сокращении фактических расходов
в 1998 году на 63, 9 млрд. руб. по сравнению с запланированными суммами.
Финансовый
кризис, развернувшийся 17 августа, еще более обострил проблему финансирования
государственных расходов: ежемесячные налоговые поступления снизились вдвое.
Так, при среднемесячном объеме финансирования трансфертов за первое полугодие
более 2 млрд. руб., в течение сентября на эти же цели было выделено всего 940
млн. руб. Несмотря на некоторое увеличение сбора налогов в октябре до 11–12
млрд. рублей, реальный сбор налогов не улучшился, так как значительная доля в налоговых
доходах в настоящее время принадлежит инфляционной составляющей.
2.
Недостаточные доходы бюджета явились главной причиной разразившегося
финансового кризиса. Они привели к разрастанию государственного долга, как
внутреннего, так и внешнего, к невозможности дальнейшего его обслуживания из-за
быстрого нарастания соответствующих расходов, которые, в конце концов,
превысили величину налоговых доходов бюджета. Решения о реструктуризации
внутреннего долга привели к коллапсу банковской системы, что в свою очередь
привело к блокировке движения денежных средств в экономике, в том числе и перечислений
налоговых сборов в бюджет.
3.
Структура налоговой системы не соответствует требованиям федеративного
устройства России. Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются в основном
за счет отчислений от федеральных налогов и, в меньшей степени, трансфертов из
федерального бюджета, а не собственных налогов. Помимо ущерба для
социально-экономического развития регионов такое положение дел оказывает крайне
негативное влияние и на политическую ситуацию в России - провоцируются
различные проявления налогового сепаратизма, фактом общественного сознания
стала деструктивная идея, что якобы существуют регионы - «доноры» и регионы -
«реципиенты», хотя плательщиками федеральных налогов являются вовсе не субъекты
Федерации, а граждане и предприятия.
4.
На развитие российской экономики, особенно производственного ее сектора,
налоговая система оказывает подавляющее воздействие. При условии добросовестной
уплаты всех налогов, среднее предприятие должно перечислить в бюджет 46% вновь
созданной стоимости. Согласно критериям, выработанным мировым опытом, такой
уровень обложения означает наличие в стране «неблагоприятного налогового
режима». Даже в развитых странах со стабильной социально-экономической
обстановкой столь высокие ставки налогов являются редкостью и, как правило,
ведут к низким темпам экономического роста. Российским предприятиям, в отличие
от западных, приходится решать задачи отладки новых механизмов управления и отношений
собственности, адаптации к условиям рынка и конкуренции, модернизации
производства и т. п. В условиях «неблагоприятного налогового режима» решение
этих задач представляется мало реальным, что подтверждается и практикой.
5.
В условиях налогового подавления производства государство пытается решить
задачу поддержания предприятий путем широкого распространения льготного режима
налогообложения. На деле массовое предоставление льгот не позволяет достичь
поставленных целей, и даже ухудшает экономическую ситуацию. Во-первых, льготы
зачастую представляются вне системы государственных приоритетов, отдельным
предприятиям и организациям. Это искажает мотивацию хозяйственных
руководителей, ориентирует их не на повышение эффективности работы предприятий,
а на установление «особых» отношений с органами власти. Во-вторых, нынешняя
система льгот способствует развитию теневой и откровенно криминальной экономики
- создает основу для коррупции, позволяет льготникам в свою очередь оказывать
услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения
фиктивных сделок и т. д. Потери доходов бюджетной системы из-за предоставления
налоговых льгот, в том числе - индивидуальных и групповых, по разным оценкам,
составляет от 100 до 180 млрд. руб. в год.
6.
Еще одним фактором, способствующим развитию теневой экономики, является
построение налоговой системы на основе собственной отчетности налогоплательщиков
об их доходах. Фактически налоговые службы проверяют сегодня не более 1, 5 - 2%
налогоплательщиков в год. Такая низкая вероятность попасть под проверку, в сочетании
с весьма умеренными санкциями за выявленные нарушения, прямо провоцирует
граждан и предприятия искажать отчетность, скрывая доходы. Результаты проверок
устойчиво показывают, что число выявленных нарушений превышает число
проверяемых предприятий. Таким образом, налоговые нарушения имеются повсюду и стали
уже не нарушением нормы, а нормой экономического поведения. Между тем
капиталам, укрытым от налогообложения, даже при желании владельцев, крайне
сложно вернуться в производственную сферу - инвестиции стали настолько
необычным явлением, что, несомненно, привлекут внимание налоговых органов к источнику
средств.
Согласно
имеющимся оценкам, в ФРГ укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако
эта страна имеет развитую правовую систему, мощную и обладающую опытом многих
десятилетий налоговую службу, стабильную социально-экономическую и политическую
ситуацию. В России, где все это отсутствует, невозможно даже достоверно оценить
те, несомненно, огромные средства, которые выталкиваются налоговой системой из
производительного оборота и даже вообще из страны. Очень приблизительную оценку
можно получить из соотношения между теоретическими ставками налогов (в среднем
46% вновь созданной стоимости) и фактическим поступлением налогов в бюджет (в
федеральный - 9, 1% официально учтенного ВВП в 1997 году, в консолидированный -
13–17% ВВП). Разница в несколько раз между этими величинами образуется не
только за счет тяжелого экономического положения предприятий, но также в результате
использования льгот и уклонения от налогов, практикуемого повсеместно.
Наличие
всех этих проблем позволяет говорить, во-первых, о кризисе российской налоговой
системы, во-вторых, о том, что современная налоговая политика является одним из
главных факторов развития социально-экономического и политического кризиса в стране,
наконец, в третьих, что реформа налоговой системы должна рассматриваться
государством как первоочередная задача.
3.2
О состоянии и перспективах совершенствования системы налогообложения в
страховой сфере
На
сегодняшний день одним из важнейших факторов, препятствующих развитию
национального страхования, является несовершенство системы налогообложения в страховой
сфере, так как именно понятие «страховая сфера» охватывает всех субъектов
национального страхового рынка: страхователей, страховщиков-перестраховщиков, а
также взаимоотношения между ними.
История
мирового развития страхования наглядно демонстрирует: для развития страхового
рынка необходимы как правовые, так и экономические стимулы для всех участников
страхового процесса.
Современные
проблемы налогообложения в страховой сфере.
Корпоративные
страхователи.
В
соответствии с Постановлением Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 года «Об
утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли» на себестоимость в размере 1 % от объема реализуемой продукции (работ,
услуг) относятся платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию
средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской
ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской
ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи
по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных
случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными
пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию.
Однако
для дальнейшего развития страхового рынка необходимо установление 3% ставки
включения в состав себестоимости затрат на проведение страхования. Как
показывает опыт других стран (не только развитых, но и развивающихся), там
приняты ставки 3 % - 5 %, а в некоторых включение в себестоимость затрат на
страхование вообще не ограничиваются.
Согласно
Постановлению Правительства РФ от 7 мая 1997 года № 546 «О перечне выплат, на
которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации»
от взносов в Фонд освобождаются суммы страховых платежей (взносов)
работодателей, не превышающие в год 240 кратного минимального размера оплаты
труда, установленного Федеральным законом, выплачиваемые по договорам
негосударственного пенсионного обеспечения и договорам негосударственного
пенсионного страхования, заключенными с негосударственными пенсионными фондами
и страховыми организациями на срок не менее пяти лет, и предусматривающим
выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или)
достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление
государственной пенсии, при отсутствии у работодателя задолженности по платежам
в Пенсионный Фонд РФ, а также по договорам страхования от несчастных случаев и медицинского
страхования.
Таким
образом, фактически взносы по многим, действительно необходимым хозяйствующим
субъектам, видам страхования производятся из прибыли (ясно, что 1 % ограничения
в большинстве случаев просто не хватает), при этом по долгосрочному страхованию
жизни (основе «длинных» и дешевых инвестиционных денег для экономики всех
ведущих стран) взносы облагаются еще и 28 % в Пенсионный фонд. Нет
экономических стимулов для развития страхования хозяйствующих субъектов: никто
не будет страховаться, платя взносы из чистой прибыли.
Страхователи
- физические лица.
Согласно
Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» в совокупный облагаемый
подоходным налогом годовой доход не включаются суммы страховых выплат
физическим лицам:
по
обязательному страхованию;
по
договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования
жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования);
по
договора добровольного имущественного страхования и страхования ответственности
в связи с наступлением страхового случая;
в
возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или
застрахованных лиц.
Во
всех случаях суммы страховых взносов подлежат налогообложению в составе
совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств
предприятий, учреждений, организаций или иных работодателей, за исключением
случаев, когда страхование своих работников производится работодателями в обязательном
порядке в соответствии с действующим законодательством, и по договорам
добровольного медицинского страхования при отсутствии выплат застрахованным
физическим лицам.
Такое
включение в облагаемый доход страховых взносов по корпоративным договорам
долгосрочного страхования жизни не совсем правильно, и идет в разрез с общемировой
практикой.
Страховщики.
О
налогообложении прибыли.
Страховщики
уплачивают налог на прибыль в соответствии с Законом «О налоге на прибыль предприятий
и организаций». При этом они руководствуются Постановлением Правительства РФ №
491 от 16 мая 1994 года «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для
уплаты налога на прибыль страховщиками», в котором дано определение выручки как
доходной составляющей, за вычетом выплат и отчислений в резервы. Затем идет
определение расходов. Такой подход порождает множество проблем.
Логичнее
была бы совершенно другая структура:
1
раздел - доходы, 2 раздел - расходы, 3 раздел - выручка (прибыль).
Примеров
по разночтению выручки можно привести массу. Так, в Инструкции ГНС № 30 от 15
мая 1995 года «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные
фонды» налог платился в соответствии с п. 1 раздела 1. Однако изменение № 6 в Инструкцию
№ 30 от 27 марта 1997 года самопроизвольно отменило Постановление Правительства
РФ № 491, включив в сумму выручки пункт 2 раздела 1 (прочие доходы).
А
Закон РФ от 26 февраля 1997 года № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год»
отменил действие Закона РФ «О дорожных фондах», установив размер отчислений в 2,
5 % вместо 0, 4 % от выручки.
А
что касается определения выручки для определения норм на представительские
расходы и рекламу (Письмо Министерства финансов РФ № 94 от 2 октября 1992
года), то здесь возникает вообще путаница: в соответствии с этим письмом
выручка - это разность между страховыми взносами, страховыми выплатами и страховыми
резервами. Однако для других хозяйствующих субъектов для определения норм
расходов на рекламу и представительские расходы - это объем выручки от
реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель, используемый при
определении финансового результата.
Есть
письмо Департамента страхового надзора от 8 июня 1994 года № 03/2–7, в котором
указано, что для определения расходов на рекламу и представительских расходов
используется показатель суммы страховых взносов. Письмо было согласовано с заместителем
министра финансов, однако налоговые инспекции на местах говорят, что оно не
зарегистрировано в Министерстве юстиции, и считают выручку в соответствии с Постановлением
№ 491.
Таким
образом, единого понятия выручки нет. Отсюда вытекают все проблемы с налоговыми
органами. Всероссийским союзом страховщиков совместно с Госналогслужбой и Департаментом
страхового надзора Министерства финансов был подготовлен проект нового 491-го
Постановления, где были четко определены все эти понятия для страховых
компаний, однако оно не было до сих пор принято.
О
налоге на добавленную стоимость и отчисления в фонды пожарной безопасности.
В
соответствии с Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» освобождены от
уплаты НДС операции по страхованию и перестрахованию. Однако их перечня нигде
нет. Поэтому у страховщиков и перестраховщиков возникают проблемы с налоговыми
органами. Необходимо этот перечень внести в Закон РФ «Об организации страхового
дела в Российской Федерации».
Согласно
Постановлению Правительства РФ от 12 июля 1996 года № 789 «О фондах пожарной
безопасности и противопожарном страховании» страховщики отчисляют 5 % в Фонд
противопожарной безопасности за счет себестоимости. Однако налоговые органы не
всегда признают правомерность этих действий, т. к. данный вопрос не нашел
своевременно своего отражения в Постановлении Правительства РФ № 491.
Соответствующие изменения внесены в данное Постановление 7 июля 1998 года.
Однако они вступают в силу только с 1 января 1999.
О
проекте Налогового кодекса.
Проект
Налогового кодекса перспективен, дает реальные стимулы к развитию страхового
рынка. Рабочая группа Комитета Госдумы по бюджету и финансам трижды обсуждала
раздел кодекса, связанный с налогообложением прибыли предприятий. В ходе работы
совместными усилиями представителей ВСС, Департамента страхового надзора,
Госналогслужбы, депутатов Государственной Думы были найдены оптимальные пути
решения по:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|