рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Социально-экономическая сущность совершенствования налогообложения страхования в России

Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ В РФ

3.1 Проблемы налоговой реформы: совершенствование налогообложения в страховой сфере


I. Основные недостатки действующей системы налогообложения

1. Хроническое недопоступление налогов в бюджетную систему не позволяет финансировать выполнение необходимых функций государства не только в удовлетворительных размерах, но даже на том кризисном уровне, который был заложен Правительством в закон о бюджете. Уже в апреле было объявлено о сокращении фактических расходов в 1998 году на 63, 9 млрд. руб. по сравнению с запланированными суммами.

Финансовый кризис, развернувшийся 17 августа, еще более обострил проблему финансирования государственных расходов: ежемесячные налоговые поступления снизились вдвое. Так, при среднемесячном объеме финансирования трансфертов за первое полугодие более 2 млрд. руб., в течение сентября на эти же цели было выделено всего 940 млн. руб. Несмотря на некоторое увеличение сбора налогов в октябре до 11–12 млрд. рублей, реальный сбор налогов не улучшился, так как значительная доля в налоговых доходах в настоящее время принадлежит инфляционной составляющей.

2. Недостаточные доходы бюджета явились главной причиной разразившегося финансового кризиса. Они привели к разрастанию государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, к невозможности дальнейшего его обслуживания из-за быстрого нарастания соответствующих расходов, которые, в конце концов, превысили величину налоговых доходов бюджета. Решения о реструктуризации внутреннего долга привели к коллапсу банковской системы, что в свою очередь привело к блокировке движения денежных средств в экономике, в том числе и перечислений налоговых сборов в бюджет.

3. Структура налоговой системы не соответствует требованиям федеративного устройства России. Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются в основном за счет отчислений от федеральных налогов и, в меньшей степени, трансфертов из федерального бюджета, а не собственных налогов. Помимо ущерба для социально-экономического развития регионов такое положение дел оказывает крайне негативное влияние и на политическую ситуацию в России - провоцируются различные проявления налогового сепаратизма, фактом общественного сознания стала деструктивная идея, что якобы существуют регионы - «доноры» и регионы - «реципиенты», хотя плательщиками федеральных налогов являются вовсе не субъекты Федерации, а граждане и предприятия.

4. На развитие российской экономики, особенно производственного ее сектора, налоговая система оказывает подавляющее воздействие. При условии добросовестной уплаты всех налогов, среднее предприятие должно перечислить в бюджет 46% вновь созданной стоимости. Согласно критериям, выработанным мировым опытом, такой уровень обложения означает наличие в стране «неблагоприятного налогового режима». Даже в развитых странах со стабильной социально-экономической обстановкой столь высокие ставки налогов являются редкостью и, как правило, ведут к низким темпам экономического роста. Российским предприятиям, в отличие от западных, приходится решать задачи отладки новых механизмов управления и отношений собственности, адаптации к условиям рынка и конкуренции, модернизации производства и т. п. В условиях «неблагоприятного налогового режима» решение этих задач представляется мало реальным, что подтверждается и практикой.

5. В условиях налогового подавления производства государство пытается решить задачу поддержания предприятий путем широкого распространения льготного режима налогообложения. На деле массовое предоставление льгот не позволяет достичь поставленных целей, и даже ухудшает экономическую ситуацию. Во-первых, льготы зачастую представляются вне системы государственных приоритетов, отдельным предприятиям и организациям. Это искажает мотивацию хозяйственных руководителей, ориентирует их не на повышение эффективности работы предприятий, а на установление «особых» отношений с органами власти. Во-вторых, нынешняя система льгот способствует развитию теневой и откровенно криминальной экономики - создает основу для коррупции, позволяет льготникам в свою очередь оказывать услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок и т. д. Потери доходов бюджетной системы из-за предоставления налоговых льгот, в том числе - индивидуальных и групповых, по разным оценкам, составляет от 100 до 180 млрд. руб. в год.

6. Еще одним фактором, способствующим развитию теневой экономики, является построение налоговой системы на основе собственной отчетности налогоплательщиков об их доходах. Фактически налоговые службы проверяют сегодня не более 1, 5 - 2% налогоплательщиков в год. Такая низкая вероятность попасть под проверку, в сочетании с весьма умеренными санкциями за выявленные нарушения, прямо провоцирует граждан и предприятия искажать отчетность, скрывая доходы. Результаты проверок устойчиво показывают, что число выявленных нарушений превышает число проверяемых предприятий. Таким образом, налоговые нарушения имеются повсюду и стали уже не нарушением нормы, а нормой экономического поведения. Между тем капиталам, укрытым от налогообложения, даже при желании владельцев, крайне сложно вернуться в производственную сферу - инвестиции стали настолько необычным явлением, что, несомненно, привлекут внимание налоговых органов к источнику средств.

Согласно имеющимся оценкам, в ФРГ укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако эта страна имеет развитую правовую систему, мощную и обладающую опытом многих десятилетий налоговую службу, стабильную социально-экономическую и политическую ситуацию. В России, где все это отсутствует, невозможно даже достоверно оценить те, несомненно, огромные средства, которые выталкиваются налоговой системой из производительного оборота и даже вообще из страны. Очень приблизительную оценку можно получить из соотношения между теоретическими ставками налогов (в среднем 46% вновь созданной стоимости) и фактическим поступлением налогов в бюджет (в федеральный - 9, 1% официально учтенного ВВП в 1997 году, в консолидированный - 13–17% ВВП). Разница в несколько раз между этими величинами образуется не только за счет тяжелого экономического положения предприятий, но также в результате использования льгот и уклонения от налогов, практикуемого повсеместно.

Наличие всех этих проблем позволяет говорить, во-первых, о кризисе российской налоговой системы, во-вторых, о том, что современная налоговая политика является одним из главных факторов развития социально-экономического и политического кризиса в стране, наконец, в третьих, что реформа налоговой системы должна рассматриваться государством как первоочередная задача.


3.2 О состоянии и перспективах совершенствования системы налогообложения в страховой сфере


На сегодняшний день одним из важнейших факторов, препятствующих развитию национального страхования, является несовершенство системы налогообложения в страховой сфере, так как именно понятие «страховая сфера» охватывает всех субъектов национального страхового рынка: страхователей, страховщиков-перестраховщиков, а также взаимоотношения между ними.

История мирового развития страхования наглядно демонстрирует: для развития страхового рынка необходимы как правовые, так и экономические стимулы для всех участников страхового процесса.

Современные проблемы налогообложения в страховой сфере.

Корпоративные страхователи.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 года «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» на себестоимость в размере 1 % от объема реализуемой продукции (работ, услуг) относятся платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию.

Однако для дальнейшего развития страхового рынка необходимо установление 3% ставки включения в состав себестоимости затрат на проведение страхования. Как показывает опыт других стран (не только развитых, но и развивающихся), там приняты ставки 3 % - 5 %, а в некоторых включение в себестоимость затрат на страхование вообще не ограничиваются.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 мая 1997 года № 546 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации» от взносов в Фонд освобождаются суммы страховых платежей (взносов) работодателей, не превышающие в год 240 кратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенными с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее пяти лет, и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии, при отсутствии у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный Фонд РФ, а также по договорам страхования от несчастных случаев и медицинского страхования.

Таким образом, фактически взносы по многим, действительно необходимым хозяйствующим субъектам, видам страхования производятся из прибыли (ясно, что 1 % ограничения в большинстве случаев просто не хватает), при этом по долгосрочному страхованию жизни (основе «длинных» и дешевых инвестиционных денег для экономики всех ведущих стран) взносы облагаются еще и 28 % в Пенсионный фонд. Нет экономических стимулов для развития страхования хозяйствующих субъектов: никто не будет страховаться, платя взносы из чистой прибыли.

Страхователи - физические лица.

Согласно Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» в совокупный облагаемый подоходным налогом годовой доход не включаются суммы страховых выплат физическим лицам:

по обязательному страхованию;

по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования);

по договора добровольного имущественного страхования и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая;

в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц.

Во всех случаях суммы страховых взносов подлежат налогообложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств предприятий, учреждений, организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование своих работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, и по договорам добровольного медицинского страхования при отсутствии выплат застрахованным физическим лицам.

Такое включение в облагаемый доход страховых взносов по корпоративным договорам долгосрочного страхования жизни не совсем правильно, и идет в разрез с общемировой практикой.

Страховщики.

О налогообложении прибыли.

Страховщики уплачивают налог на прибыль в соответствии с Законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций». При этом они руководствуются Постановлением Правительства РФ № 491 от 16 мая 1994 года «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками», в котором дано определение выручки как доходной составляющей, за вычетом выплат и отчислений в резервы. Затем идет определение расходов. Такой подход порождает множество проблем.

Логичнее была бы совершенно другая структура:

1 раздел - доходы, 2 раздел - расходы, 3 раздел - выручка (прибыль).

Примеров по разночтению выручки можно привести массу. Так, в Инструкции ГНС № 30 от 15 мая 1995 года «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» налог платился в соответствии с п. 1 раздела 1. Однако изменение № 6 в Инструкцию № 30 от 27 марта 1997 года самопроизвольно отменило Постановление Правительства РФ № 491, включив в сумму выручки пункт 2 раздела 1 (прочие доходы).

А Закон РФ от 26 февраля 1997 года № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» отменил действие Закона РФ «О дорожных фондах», установив размер отчислений в 2, 5 % вместо 0, 4 % от выручки.

А что касается определения выручки для определения норм на представительские расходы и рекламу (Письмо Министерства финансов РФ № 94 от 2 октября 1992 года), то здесь возникает вообще путаница: в соответствии с этим письмом выручка - это разность между страховыми взносами, страховыми выплатами и страховыми резервами. Однако для других хозяйствующих субъектов для определения норм расходов на рекламу и представительские расходы - это объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель, используемый при определении финансового результата.

Есть письмо Департамента страхового надзора от 8 июня 1994 года № 03/2–7, в котором указано, что для определения расходов на рекламу и представительских расходов используется показатель суммы страховых взносов. Письмо было согласовано с заместителем министра финансов, однако налоговые инспекции на местах говорят, что оно не зарегистрировано в Министерстве юстиции, и считают выручку в соответствии с Постановлением № 491.

Таким образом, единого понятия выручки нет. Отсюда вытекают все проблемы с налоговыми органами. Всероссийским союзом страховщиков совместно с Госналогслужбой и Департаментом страхового надзора Министерства финансов был подготовлен проект нового 491-го Постановления, где были четко определены все эти понятия для страховых компаний, однако оно не было до сих пор принято.

О налоге на добавленную стоимость и отчисления в фонды пожарной безопасности.

В соответствии с Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» освобождены от уплаты НДС операции по страхованию и перестрахованию. Однако их перечня нигде нет. Поэтому у страховщиков и перестраховщиков возникают проблемы с налоговыми органами. Необходимо этот перечень внести в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 июля 1996 года № 789 «О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании» страховщики отчисляют 5 % в Фонд противопожарной безопасности за счет себестоимости. Однако налоговые органы не всегда признают правомерность этих действий, т. к. данный вопрос не нашел своевременно своего отражения в Постановлении Правительства РФ № 491. Соответствующие изменения внесены в данное Постановление 7 июля 1998 года. Однако они вступают в силу только с 1 января 1999.

О проекте Налогового кодекса.

Проект Налогового кодекса перспективен, дает реальные стимулы к развитию страхового рынка. Рабочая группа Комитета Госдумы по бюджету и финансам трижды обсуждала раздел кодекса, связанный с налогообложением прибыли предприятий. В ходе работы совместными усилиями представителей ВСС, Департамента страхового надзора, Госналогслужбы, депутатов Государственной Думы были найдены оптимальные пути решения по:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.