рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Состояние и активация иностранных инвестиций в Украине


РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ


3.1 Проблемы и условия привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины


По данным Европейской Бизнес Ассоциации, в IV квартале 2009 г. индекс инвестиционной привлекательности Украины оставался неблагоприятным и составил 2,57 балла по пятибалльной шкале. В III квартале оценка была на уровне 2,56. Правда, согласно данным этого опроса, доля умеренно позитивных оценок инвестиционного климата и его ближайших перспектив растет [26].

Кстати, в соответствии с информацией исследовательского центра SEOLA Group Ideas Factory, 91% руководителей мировых инвесткомпаний после президентских выборов ожидают консолидации всех ветвей власти, а 87% - создания эффективной модели инвестиционных стимулов. Кроме того, 79,9% опрошенных верят, что новый президент инициирует создание долгосрочной стратегии развития Украины. Как видим, инвесторы устали от неопределенности, «демократии» по-украински, изменений внешнеполитического курса, отсутствия хоть какой-то стратегии развития страны. Самое неприятное, что согласно опроса инвесторов, только 4,6% из них называют целесообразным долгосрочное инвестирование в экономику Украины, при этом 58,2% считают оптимальными лишь краткосрочные инвестиции.

Недавно в большой спешке (очевидно с предвыборными целями) государство выбрало 10 проектов, имеющих стратегическое значение для экономики Украины и которые будут финансироваться под госгарантии. В 2010 г. планируется привлечь в эти проекты не менее $7 млрд. инвестиций. Большинство из этих «счастливых» проектов инфраструктурные, часть — энергетические и несколько транспортных. Впрочем, источники финансирования по ряду из них уже известны. В целом же, установление каких-либо приоритетов очень напоминает госпрограммы по привлечению инвестиций, которые после утверждения обычно пылились на полках.

Как обычно, Украина твердо может рассчитывать только на средства институциональных инвесторов. После того как в 2009 году ЕБРР вложил в 46 проектов (на частный сектор приходится 75% проектов, на государственный - 25%) в Украине $1,5 млрд. уже в текущем году банк планирует инвестировать в Украину 1,1 млрд евро. Деньги пойдут, в частности, на программы в отрасли энергетики. В прошлом году банк «специализировался» на банках — более половины всех проектов на общую сумму $870 млн. Около $350 млн. направлены в АПК, промышленность и недвижимость. Кроме того, $137 млн. инвестированы в муниципальные проекты в Ивано-Франковске, Львове и Киеве [28].

Наиболее же привлекательными в 2010 г. для инвесторов будут оставаться металлургия, телекоммуникации и IT, АПК и переработка сельскохозяйственной продукции, фармацевтика и энергетика. В этих сегменты возможен приход иностранных инвесторов путем слияний и поглощений (в украинской практике скорее исключительно поглощений) и фондов прямых инвестиций.

В теории компании МСБ, располагающие уникальными знаниями и/или технологиями, смеют надеяться и на деньги фондов прямых инвестиций, но в таком случае они должны будут, во- первых, поделиться собственностью, а во-вторых — быстро показать конкретные результаты своей работы. Приоритетными отраслями для фондов прямых инвестиций являются АПК, пищепром, IT и телекоммуникации, энергосбережение и импортозамещение, фармацевтика и т. д.

Следует отметить, что украинский фондовый рынок с марта прошлого года показывает рост, что способствует оптимизму инвесторов. С другой стороны, многие из них отложили реализацию своих проектов до полной стабилизации экономической ситуации. Слабое улучшение макроэкономических показателей дает предметные надежды на увеличение притока ПИИ. При этом фундаментальные проблемы украинской экономики минимум до конца 2011 г. разрешены не будут, а значит на резкий качественный рост инвестиционных потоков надеяться не приходится.

В посткризисный период потенциал экономического развития нашей страны оценивается и независимыми экспертами, и международными организациями весьма пессимистично. В частности, по перспективному прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), украинский ВВП сможет выйти на свой докризисный уровень не ранее 2014 г., когда он ожидается в размере $175,95 млрд. Причем восстановление украинской экономики будет гораздо менее успешным, чем у большинства ее соседей. Так, на свой докризисный уровень российская экономика выйдет спустя три года после начала кризиса - в 2012 г., а уже в 2014 г. российский ВВП превысит украинский в 12 раз. В 2008 г. эта разница составляла для Украины только девятикратное отставание [29].

Вероятно, понимая, что в отсутствие системных и, главное, быстрых реформ в ближайшие несколько лет Украина может прийти к бюджетному коллапсу и будет вынуждена объявить дефолт, правительство Юлии Тимошенко активизировало работу с внешними консультантами. В конце ноября 2009 г. вице-премьер по европейской и международной интеграции Григорий Немыря заявил, что правительство Украины совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создало комплексную программу по содействию привлечению инвестиций в Украину. По словам вице-премьера, проект рассчитан на три года и включает две составляющие. Первая часть касается конкурентоспособности отдельных секторов украинской экономики, вторая - обзора инвестиционной политики Украины.

 По мнению господина Немыри, самыми перспективными могут быть такие секторы экономики: АПК, энергетика и инфраструктура. Программа поддерживается Шведским агентством международного развития, и на реализацию этого трехлетнего проекта будет выделено 26 млн. шведских крон.

Экономико-исторический экскурс показывает, что за последние почти два десятилетия объем общемировых прямых иностранных инвестиций увеличился в восемь раз. Если в начале 1990-х гг. он составлял $1,9 трлн., то к 2007 г. - вырос до $15,7 трлн. Однако международный инвестиционный капитал за последние два десятка лет был не очень благосклонен ни к инфраструктурным проектам, ни к энергетике, ни особенно к АПК.

По оценочному прогнозу МВФ, украинская экономика сможет выйти на свой докризисный уровень не ранее 2015 г. Возврат к своему докризисному уровню только через пять лет приведет к тому, что занимавшая в докризисный период 46-ю позицию Украина откатится уже только в шестой десяток среди крупнейших экономик мира [30].

Экстенсивный путь развития только в ближайшие пять лет может отбросить Украину по своему экономическому потенциалу сразу на 10 позиций вниз, позволив обойти себя таким странам, как Казахстан и Катар, экономики которых в докризисный период были соответственно на четверть и вполовину меньше, чем украинская.

Ожидаемый многими политиками вариант развития событий с посткризисным ростом украинской экономики на уровне 6-8% в год, действительно, позволит нашей стране через десять лет удвоить свой нынешний ВВП, однако такой результат не даст Украине шанса на попадание даже в пятый десяток крупнейших экономик мира.

Нaибoлee cyщecтвeнныe фaктopы, фopмиpyющиe инвecтициoнный климaт Украины:

1.     Мaкpoэкoнoмикa.

2.     Сocтoяниe гocyдapcтвeннoгo дoлгa.

3.     Гocyдapcтвeннoe yпpaвлeниe и экoнoмичecкaя пoлитикa.

4.     Интeллeктyaльнaя coбcтвeннocть.

5.     Зaкoнoдaтeльcтвo и cyдeбнaя зaщитa.

6.     Сoблюдeниe oбязaтeльcтв пo кoнтpaктaм.

7.     Пpecтyпнocть и кoppyпция.

8.     Нaлoги.

9.     Бaнкoвcкaя cиcтeмa.

10.Вaлютнaя и тopгoвaя пoлитикa.

11.Пoлитикa мecтныx влacтeй.

12.Рaзличия в инвecтициoннoм климaтe для мecтныx и инocтpaнныx инвecтopoв.

Нeoбxoдимa выpaбoткa дoлгocpoчнoй cтpaтeгии cтимyлиpoвaния cбepeжeний и пpивлeчeния инвecтиций, в тoм чиcлe инocтpaнныx, зaкpeплeннoй в гocyдapcтвeннoй экoнoмичecкoй пoлитикe.

На основе проведенного анализа инвестиционного процесса нами определены факторы, от которых зависит поступление прямых иностранных инвестиций в Украину.

Факторы, влияющие на иностранные инвестиции, можно подразделить на две группы, выделив положительные и отрицательные или преимущества и недостатки инвестиций для зарубежных инвесторов (табл. 3.1).

"Недостатки" превышают "достоинства", это объясняется нестабильностью инвестиционного процесса в стране, зависящего от многих субъективных факторов.

Квалифицированная рабочая сила, социально незащищенная, не востребованная государством, используется зарубежными предпринимателями, так как нуждается в работе. Оплата труда значительно ниже, чем в других экономически стабильных странах. Неразвитая инфраструктура как производственная, так и социальная с одной стороны является препятствием для западных бизнесменов, с другой стороны - это хороший объект вложения капитала.



Таблица 3.1 Факторы, влияющие на прямые иностранные инвестиции

Преимущества для прямых иностранных инвестиций

Препятствия для иностранных инвесторов


· Географическое положение в Европе

· Большое население

· Благоприятные природные условия

· Большой по размерам рынок

· Неразвитая производственная и социальная инфраструктуры

· Высокий уровень образования населения

· Уровень квалификации рабочей силы, в том числе инженерно-технических работников

· Низкий уровень заработной платы

· Социальная незащищенность работников

· Низкий уровень конкуренции в стране

· Отрицательный международный рейтинг Украины

· Отсутствие политической ответственности государства

· Нет стабильности в законодательстве

· Бюрократический аппарат с низким уровнем доходов

· Отсутствие инициативы принятия решения

· Длительный срок рассмотрения документов для регистрации совместных предприятий

· Низкие темпы приватизации

· Отсутствие государственных гарантий для иностранных инвестиций, которые могли бы защитить в суде

· Сложная и дорогостоящая процедура получения въездных виз и пограничный контроль

· Трудности при получении разрешения на трудовую деятельность

· Налоговая система, работа налоговой инспекции (большие налоги и сборы; субъективная интерпретация действующих законов)

· Нарушения договоренностей о встречах с представителями государственных структур или предприятий Украины

· Неразвитый внутренний финансовый рынок

· Недостаточно развитые и дорогие услуги инфраструктуры


3.2 Основные направления по улучшению инвестиционного климата в Украине

Инвестиционный климат — весьма сложное и многомерное понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны (региона).

Оценка инвестиционного климата предполагает учет:

1)     экономических условий (состояния макроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции, инфляции, развития высокотехнологичных производств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и т.п.);

2)     государственной инвестиционной политики (степени государственной поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации иностранного имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и эффективности их деятельности и т.д.);

3)     нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (статуса регламентирующих документов и порядка их корректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и таможенного режима, порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования споров);

4)     информационного, фактологического, статистического материала о состоянии различных факторов, определяющих инвестиционный климат [35].

Оценка различных составляющих инвестиционного климата позволяет определить уровень инвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществления вложений.

Методики оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. Так, в Японии используются описательные характеристики инвестиционного климата без количественных оценок. В США методика оценки инвестиционного климата предполагает определение четырех агрегированных показателей, характеризующих деловую активность, потенциал развития хозяйственной системы, экономическую эффективность инвестиций и основные составляющие налоговой политики. Результаты оценок публикуются в «Ежегодной статистической карте».

Наибольшую известность в настоящее время получили комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности, публикуемые ведущими экономическими журналами: «Euromoney», «Fortune», «The Economist». В частности, рейтинг журнала «Euromoney» определяется на основе расчета девяти групп показателей: эффективности экономики, уровня политического риска, состояния задолженности, способности к обслуживанию долга, кредитоспособности, доступности банковского кредитования, доступности долгосрочного ссудного капитала, вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств. Важными ориентирами для иностранных инвесторов являются оценки экспертов Всемирного банка, специальные финансовые или кредитные рейтинги (IBCA, Moody's, Standard & Poor's и др.) [37].

Для того, чтобы действительно осуществить экономический прорыв и через десять лет суметь попасть не то чтобы в двадцатку, а хотя бы в первую тридцатку, необходимо, чтобы Украина ежегодно показывала рост ВВП на уровне 15%, что представляется совершенно нереальным, исходя из той ситуации, в которой в настоящее время оказалась Украина.

Такой сценарий, вероятно, возможен только в случае, если в ближайшие несколько лет украинские политики сумеют создать такие инвестиционные и бизнес-условия в Украине, которые понизят объем теневой экономики с ныне существующих 60% ВВП хотя бы до 18-20%, а среднегодовой размер иностранных инвестиций будет составлять $15-20 млрд.

Причем показатель роста на уровне 10-15% в год будет также невозможно обеспечить, если не изменить государственные инвестиционные приоритеты и существующий технологический уклад и не начать (помимо АПК, транспортной инфраструктуры, энергетики, строительства и ритейла, которые в первую очередь предлагает развивать Украине ОЭСР) активно вкладывать инвестиционные ресурсы в наукоемкий сектор страны.

Для привлечения зарубежных инвесторов в каждой стране обязательными являются следующие меры:

1)     ряд налоговых льгот на прибыль; освобождение от налогов и пошлин материалов, комплектующих изделий, оборудования, ввозимых для развития производства; учет при налогообложении курсовых изменений;

2)     введение пятилетней отсрочки для применения положений новых законов, ухудшающих условия деятельности иностранных инвесторов;

3)     освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, которые являются вкладом иностранного инвестора в уставный капитал в течение срока его формирования, освобождение от вывозной таможенной пошлины товаров собственного производства;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.