рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Совершенствование финансовых технологий в стратегическом управлении предприятием

Под операциями предприятия на финансовом рынке понимается реализация отдельных управленческих решений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов в системе различных видов этого рынка, обеспечиваемая заключением необходимых сделок с партнерами по финансовым отношениям.

В современной практике финансового менеджмента выделяют следующие основные группы операций предприятия на различных видах финансового рынка (таблица 16). Самыми основными среди всех операций выделяют: операции по привлечению заемных средств из внешних источников; операции страхования финансовых рисков, а также спекулятивные и арбитражные операции.


Таблица 16.

Состав основных групп операций предприятия на различных видах финансового рынка

Группы основных операций предприятия

Виды финансовых рынков

кредитный

ценных бумаг

валют

ный

страховой

Золота и других драгоц.

металов

1

2

3

4

5

6

1. Операции по привлечению собственных финансовых ресурсов из внешних источников




Х




2. Операции по привлечению заемных средств из внешних источников



Х



Х



Х



3. Операции по продаже финансовых активов в процессе их обмена или дезинвестирования капитала



Х



Х





Х

4. Операции инвестирования капитала


Х


Х


Х



5. Операции страхования финансовых рисков


Х


Х


Х


Х


Х

6. Спекулятивные операции

Х

Х

Х


Х

7. Арбитражные операции

Х

Х

Х


Х

8. Операции по рефинансированию дебиторской задолженности



Х



Х



Х



9. Прочие виды операции

Х

Х

Х

Х

Х

Источник: Бланк, И.А. Финансовая стратегия предприятия. – Киев: Эльга, Ника – Центр, 2004.


Итак, проведенный обзор основных операций предприятия на финансовом рынке показывает, что они составляют одно из важнейших направлений деятельности финансовых менеджеров по обеспечению возрастания его рыночной стоимости. Поэтому внедрение их в практику является одной из важных стратегических целей, направленных на повышение качества управления финансовой деятельностью предприятия.

Перспективный финансовый план по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия составляется, как правило, на предстоящие три года с разбивкой по отдельным годам прогнозируемого периода. Форма такого плана носит произвольный характер, но в нем должны получить отражение наиболее важные параметры финансового развития предприятия, определяемые целями его финансовой стратегии. К числу основных из таких параметров относятся:

- прогнозируемая сумма активов предприятия (в целом, в т.ч. оборотных);

- прогнозируемая структура капитала (соотношение собственного и заемного его видов);

- прогнозируемый объем реального инвестирования предприятия;

- прогнозируемые сумма чистой прибыли предприятия и показатель рентабельности собственного капитала;

- прогнозируемая сумма амортизационного потока (в соответствии с избранной амортизационной политикой предприятия);

- прогнозируемое соотношение распределения чистой прибыли предприятия на потребление и накопление (в соответствии с избранной дивидендной политикой предприятия);

- прогнозируемая сумма чистого денежного потока предприятия.

В процессе прогнозирования основных показателей перспективного финансового плана предприятия используются следующие основные методы расчетов:

1. Метод корреляционного моделирования. Сущность этого метода заключается в установлении корреляционной зависимости между двумя рассматриваемыми показателями в динамике и последующем прогнозировании одного из них в зависимости от изменения другого (базового).

2. Метод оптимизационного моделирования. Его сущность заключается в оптимизации конкретного прогнозируемого показателя в зависимости от ряда условий его формирования. Этот метод используется в стратегическом финансовом менеджменте при прогнозировании структуры капитала, чистой прибыли и некоторых других показателей.

3. Метод многофакторного экономико-математического моделирования. Сущность этого метода состоит в том, что прогнозируемый показатель определяется на основе конкретных математических моделей, отражающих функциональную взаимосвязь его количественного значения от системы определенных факторов, также выраженных количественно.

4. Расчетно-аналитический метод. Его сущность состоит в прямом расчете количественных значений прогнозируемых показателей на основе использования соответствующих норм и нормативов.

5. Экономико-статистический метод. Сущность этого метода состоит в исследовании закономерностей динамики конкретного показателя и распространении темпов этой динамики на прогнозируемый период. Этот метод может применяться в прогнозных расчетах лишь при неизменности условий формирования того или иного финансового показателя, что в наших экономических условиях весьма проблематично [9, С.590].

В процессе прогнозирования основных показателей перспективного финансового плана предприятия могут быть использованы и другие методы (метод экспертных прогнозных оценок, балансовый и т.п.).

Последние три метода, приведенные в таблице 17 – методы управления стратегическими позициями, метод управления по слабым сигналам и метод управления задачами, характеризуется как «система методов управления реализацией стратегии в условиях реального времени». Они представляют наибольший интерес для финансовых менеджеров, так как служат действенным инструментом отклика управленческих решений на неожиданные изменения факторов внешней финансовой среды.

«Метод управления стратегическими позициями» используется при относительно небольшом уровне непредсказуемых изменений условий внешней финансовой среды, диагностируемых на ранней стадии их возникновения. Сущность этого метода заключается в том, что при возникновении нестабильности формируется реализация финансовой стратегии по тем из первых трех доминантных сфер, для которых по результатам ранней диагностики создаются наилучшие возможности развития.

«Метод управления по слабым сигналам» основан на том, что управленческие реакции на возникающие серьезные изменения внешней финансовой среды, диагностированные на раннем этапе их возникновения, интенсифицируются по мере нарастания этих информационных сигналов. Этот метод позволяет достаточно гибко управлять реализацией финансовой стратегии, своевременно принимать необходимые управленческие решения, но для его использования на предприятии должен функционировать эффективный мониторинг внешней финансовой среды, достаточно чувствительный для улавливания предупреждающей информации («слабых сигналов»).

«Метод управления задачами (или «метод управления на основе ранжирования стратегических задач») используется при возникновении непредсказуемых неожиданных изменений внешней финансовой среды. Скорость их возникновения обычно настолько велика, что предприятие вынуждено использовать чрезвычайные меры по обеспечению реализации своей финансовой стратегии. К таким мерам относятся: создание антикризисных управленческих групп с делегированием им расширенных полномочий по осуществлению финансового управления; установление расширенного наблюдения за происходящими изменениями условий внешней финансовой среды; привлечение необходимых консультантов и т.п.

Таким образом, использование рассмотренных методов позволяет существенно повышать адаптивность и эффективность управления реализацией финансовой стратегии предприятия.


3.2           Методы реализации финансовой стратегии в условиях текущих изменений внешней финансовой среды


Характер используемых методов и результаты управления реализацией финансовой стратегии в значительной мере определяются степенью нестабильности факторов внешней финансовой среды. Непредвиденные изменения этих факторов на отдельных этапах реализации финансовой стратегии несут в себе как дополнительные возможности, так и дополнительные угрозы финансовому развитию предприятия. Диагностика условий внешней среды, в которых осуществляется реализация финансовой стратегии предприятия на каждом из ее этапов, позволяет предприятию своевременно разработать комплекс необходимых наступательных или оборонительных стратегических управленческих решений, обеспечивающих реализацию целей его финансового развития. Своевременная диагностика таких условий внешней среды на каждом этапе реализации стратегии предприятия и адекватное реагирование на них в процессе достижения стратегических целей его развития и составляет основу современной парадигмы стратегического менеджмента [9, С.627].

Теория стратегического менеджмента выделяют четыре основных варианта условий внешней среды, в которых осуществляется реализация стратегии предприятия.

1.                 Относительная стабильность условий внешней среды. Такие условия характеризуются ситуацией, когда основные факторы внешней финансовой среды предприятия носят устойчивый характер, определяемый единой линией тренда на всем протяжении стратегического периода.

2.                 Предсказанные изменения условий внешней среды. Такие условия характеризуются определенными колебаниями линии тренда предстоящей динамики отдельных факторов внешней среды, зафиксированные в процессе стратегического анализа. При этом фактический размах колебаний линии тренда существенно не отклоняется от прогнозных его значений на соответствующем этапе стратегического периода.

3.                 Непредсказуемые изменения условий внешней среды, диагностируемые на ранней стадии их возникновения. Такая ситуация характеризуется возникновением новых тенденций факторов внешней среды, оказывающих ощутимое влияние на финансовое развитие предприятия, которые диагностируются на ранней стадии их проявления (по так называемым «слабым сигналам»).

4.                 Непредсказуемые неожиданные изменения условий внешней среды. Такая ситуация характеризуется возникновением непредвиденных изменений тенденций факторов внешней среды, которые на ранней стадии их возникновения диагностировать не удалось (возникновение таких изменений для предприятия являются неожиданным).

Основным диагностическим инструментом определения характера изменения условий внешней финансовой среды выступает мониторинг финансового рынка, который в наибольшей степени интегрирует влияние отдельных факторов, оказывающих существенное влияние на финансовое развитие предприятия – динамику ставки ссудного процента, валютных курсов, нормы инвестиционной прибыли, уровня страховых тарифов и др. [9, С.628]

С учетом результатов диагностики осуществляется выбор конкретных методов управления реализацией финансовой стратегии предприятия, адекватных характеру текущих изменений условий внешней финансовой среды. В соответствии с принципами стратегического менеджмента выбор методов управления реализацией финансовой стратегии предприятия должен исходить из конкретных условий финансовой среды. Эти условия могут носить относительно стабильный характер или непредсказуемо изменяться с очень высокой скоростью, что предопределяет соответствующую динамику использования конкретных методов управления реализацией стратегии на различных этапах стратегического периода.

В комплекс таких методов входят как традиционные, так и специальные методы управления реализацией финансовой стратегии. Система основных из этих методов представлена в таблице 17.


Таблица 17.

Система основных методов управления реализацией финансовой стратегии предприятия, корреспондирующих с условиями его внешней финансовой среды

Характер изменений условий внешней финансовой среды предприятия

Характер проблем, требующих решения в процессе реализации финансовой стратегии предприятия

Основные методы управления, используемые в процессе реализации финансовой стратегии предприятия

1

2

3

1.Относительная стабильности условий внешней финансовой среды

2.Предсказанные изменения условий внешней финансовой среды

3.Непредсказуемые изменения условий внешней финансовой среды, диагностируемые на ранней стадии их возникновения

4.Непредсказуемые неожиданные изменения условий финансовой среды

Возникновения новых проблем в процессе стратегического финансового развития предприятия не ожидается

Появление новых проблем носит ожидаемый характер, а их решение заранее моделируется предприятием

Возникновение новых неожиданных проблем выявлено на ранних стадиях их возникновения, что позволяет заранее подготовить необходимые управленческие решения

Проблема возникает неожиданно и требует быстрого решения

Методы долгосрочного финансового планирования


Методы стратегического финансового планирования


Метод управления стратегическими позициями

Метод управления по слабым сигналам



Метод управления задачами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.