рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Совершенствование форм и методов по исполнению налоговой обязанности

Правопреемник (правопреемники) должен также уплатить пени, причитающиеся по перешедшим к нему налоговым обязанностям и штрафы, наложенные на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Обязанность по уплате налогов и сборов может быть различна в зависимости от формы реорганизации юридического лица.

Так, например, при слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает.

При преобразовании одного юридического лица в другое преемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

По общему правилу, при реорганизации юридического лица и образовании нескольких правопреемников. Задолженность по налогам (сборам) и иным платежам распределяется между правопреемниками на основе разделительного баланса, т. е. пропорционально размерам активов, отходящих каждому из них. Налогоплательщики могут исполнить свою налоговую обязанность солидарно (по решению суда) в случае если:

1)разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица;

2)разделительный баланс исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником;

3) в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов;

4) реорганизация юридического лица была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов (ст. 50 НК РФ).


3.1 Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации

Обязанность по уплате налогов и сборов, а также пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств и имущества указанной прекратившей свое существование организации.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством* В случае, если организация обладает достаточным количеством денежных средств задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в четвертую очередь после удовлетворения требовании граждан по возмещению вреда жизни и здоровью, выплаты выходных пособий по оплате труда и требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, согласно положениям ст. 64 ГК РФ.

Однако если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, а также причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 49 НК РФ, если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации.


3.2 Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего физического лица


Налог за безвестно отсутствующее лицо уплачивается лицом, которое уполномочено органом опеки и попечительства, управлять имуществом безвестно отсутствующего. При этом на это лицо возлагается обязанность погашения всей фискальной задолженности (налогов, пени, штрафов) гражданина, признанного безвестно отсутствующим. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим. Впрочем, если денег у последнего было мало, в случае недостаточности денежных средств физического лица для исполнения указанной обязанности обязанность уплатить налоги (сборы), пени и штрафы может быть приостановлена налоговым органом.


3.3 Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов недееспособного физического лица

В случае обязанности по уплате налогов и сборов за недееспособное физическое лицо исполняет его опекун за счет денежных средств этого недееспособного лица. При этом опекун налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, признанного недееспособным, обязан уплатить всю сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы. Обязанность уплатить налоги (сборы), пени и штрафы может быть приостановлена налоговым органом в случае недостаточности денежных средств физического лица для исполнения указанной обязанности.

По своей сути все рассмотренные выше виды и особенности исполнения обязанности по налогам и сборам обобщенно можно именовать добровольной уплатой налогов и сборов, ибо такое исполнение осуществляется фискально обязанным лицом без применения прямых мер государственного воздействия, направленных на принудительное изъятие выраженной в форме налога (или сбора) части собственности такого лица. При неисполнении указанной налоговой обязанности (ненадлежащем ее исполнении) у налогоплательщика образуется недоимка по этому налогу и государство в лице соответствующих налоговых органов применяет к неплателыцикам меры принудительного взыскания неуплаченных ими сумм налоговых платежей.



Глава 4 Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога (сбора)


4.1 Общие правила взыскания налога, сбора, пени


Правила взыскания налога, установленные НК, в полной мере распространяются на взыскание сборов и пени.

Правила взыскания налога, сбора или пени с налогоплательщика без каких-либо исключений применяются и в отношении налогового агента.

Процедура взыскания налога различается в зависимости от того, является налогоплательщик (налоговый агент) юридическим или физическим лицом. Взыскание налога производится (абз. 5 п. 1 ст. 45; ст. 60 НК):

с организаций (в том числе банковских организаций, перечисляющих налоговый платеж) в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК;

с физического лица — в судебном порядке.

В случае пропуска срока для взыскания налога с организации в бесспорном порядке взыскание производится в судебном порядке.

Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом (абз. б П. 1 ст. 45 НК):

1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества банковской организации, несущей ответственность за перечисление налогового платежа, осуществляется только в судебном порядке (п. 4 ст. 60 НК).

Взыскание производится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Взыскание налога производится последовательно в отношении (п. 4 ст. 47, п. 7 ст. 48 НК):

•   денежных средств на счетах в банке;

•   наличных денежных средств;

•   имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности:

•   ценных бумаг;

•    валютных ценностей;

•    непроизводственных помещений;

•   легкового автотранспорта;

•    предметов дизайна служебных помещений;

•   готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

•   сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

•   имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

•   другого имущества.


4.2 Бесспорное взыскание налога за счет денежных средств организации на банковских счетах


Взыскание налога за счет денежных средств в бесспорном порядке производится только в отношении организаций (в том числе банковских организаций, обязанных перечислить налоговый платеж).

Взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок (абз. 4 п. 1 ст. 45; п. 1 ст. 46 НК).

Основанием для взыскания налога в бесспорном порядке служит решение налогового органа. Взыскание осуществляется путем направления инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств в банк, в котором открыты счета организации (п. 2, 5 ст. 46 НК).

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов (п. 5 ст. 46 НК).

Взыскание налога не может быть произведено со следующих банковских счетов:

•   ссудного счета;

•   бюджетного счета;

•   депозитного счета (если не истек срок действия депозитного договора).

Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату продажи валюты.

При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет банку поручение на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента.

Решение о взыскании принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Решение о взыскании доводится до сведения организации в срок не позднее 5 дней после его вынесения.

При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.

Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на списание и перечисление налога подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п, 4 ст. 45 НК).

Инкассовое поручение (распоряжение) должно содержать (п. 5 ст. 46 НК):

•указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога;

• сумму, подлежащую перечислению.

Сроки исполнения инкассового поручения (распоряжения) банком закреплены в п. 6 ст. 46 НК. Инкассовое поручение (распоряжение) исполняется банком не позднее:

·  одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание производится с рублевых счетов;

·  не позднее двух операционных дней, если взыскание производится с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в день получения банком инкассового поручения (распоряжения) оно исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета.

При взыскании налога налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.


4.3 Бесспорное взыскание налога за счет имущества организации

Бесспорное взыскание налога за счет имущества организации может быть проведено только в отношении Организаций, непосредственно несущих ответственность за уплату налога. Взыскание налога за счет имущества банковской организации, несущей ответственность за перечисление налогового платежа, осуществляется только в судебном порядке.

Взыскание налога за счет иного имущества организации допускается при соблюдении следующих условий:

·  в установленный срок произошла неуплата или неполная уплата налога (абз. 4 п. 1 ст, 45 НК);

·  отсутствует информация о банковских счетах налогоплательщика (плательщика сборов) либо денежные средства на этих счетах недостаточны для уплаты налога или отсутствуют (п. 7 ст. 46 НК).

Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на списание и перечисление налога подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 45 НК).

Инкассовое поручение (распоряжение) должно содержать (п. 5 ст. 46 НК):

•указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога;

• сумму, подлежащую перечислению.

Сроки исполнения инкассового поручения (распоряжения) банком закреплены в п. 6 ст. 46 НК. Инкассовое поручение (распоряжение) исполняется банком не позднее:

·  одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание производится с рублевых счетов;

·  не позднее двух операционных дней, если взыскание производится с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в день получения банком инкассового поручения (распоряжения) оно исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета.

При взыскании налога налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.

Взыскание налога за счет имущества производится в том числе и в отношении наличных денежных средств организации.

Взыскание налога производится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. На основании решения в течение трех дней с момента его вынесения судебному приставу-исполнителю в предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и НК порядке направляется для исполнения соответствующее постановление (п. 1 ст. 47 НК).

Порядок оформления постановления о взыскании налога за счет имущества. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента— организации должно содержать (п. 2 ст. 47 НК):

•   фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

•   дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

•   наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента— организации, на чье имущество обращается взыскание;

•   резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;

•   дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;

•   дату выдачи указанного постановления.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Исполнение постановления о взыскании налога за счет имущества. В двухмесячный срок со дня поступления к судебному приставу-исполнителю постановления он должен (п.3 ст.47НК):

совершить предусмотренные в постановлении исполнительные действия;

исполнить требования, содержащиеся в постановлении.

4.4 Взыскание налога на основании судебного решения

Взыскание налога на основании судебного решения может быть произведено как в отношении организаций (в том числе банковских организаций, обязанных перечислить налоговый платеж); так и физических лиц.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества подается (п. 6 ст. 46 НК):

•   в арбитражный суд, если взыскание производится в отношении организации или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

•   в суд общей юрисдикции, если взыскание производится в отношении физического лица.

Рассмотрение дел по искам о взыскании налога производится в соответствии:

•   с арбитражно-процессуальным законодательством — в арбитражном суде;

•   гражданско-процессуальным законодательством — в суде общей юрисдикции.

Исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

К исковому заявлению о взыскании налога может прилагаться ходатайство о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

Взыскание налога за счет имущества на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, оговоренных в HK РФ.



Заключение


Подводя итог, можно сказать, что важнейшим фактором повышения налоговой обязанности является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

Ø    системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

Ø    использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

Ø    форм и методов налоговых проверок.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

Совершенствование форм и методов по исполнению налоговой обязанности должно происходить по следующим направлениям:

Ø    совершенствование совместных проверок с органами федеральной налоговой службы, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

Ø    повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;

Ø    проведение перекрестных проверок.

Субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться налогоплательщику в форме новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятными условиями жизни.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.



Список литературы


1.     Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика споры. – М.: Книжный мир, 2005;

2.     Бобоев М.Р. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики, 2005, №7;

3.     Букаев Г. 13% - всерьез и надолго / Известия, 2004.

4.     Гаврилова Т.В. О налоге не доходы физических лиц // Налоговый вестник, 2002, №12;

5.     Гужелева Л.В. Меньше, но чаще или больше, но реже (о налоге на прибыль) // Главная книга, декабрь 2002;

6.     Истратова М.В. Переход на упрощенную систему налогообложения . Российский налоговый курьер, 2005, №24;

7.     Казанцев В.А. Проигравших не будет // Российский налоговый курьер, 2002, №23;

8.     Кашин В.А., Бобоев М.Р. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации // Налоговый вестник, 2005, №12;

9.     Комментарий к главе 25 Налогового кодекса РФ. – М.:2006;

10.           Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;

11.           Макконнелл Кемпбелл Р., Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: 2000;

12.           Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра, 2003;

13.           Налоги и налогообложение под ред. М.В. Романовского. – СП б: Питер, 2004;

14.           Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Юрайт-М, 2006;

15.           Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. – М.: ООО НПО Вычислительная математика и информатика, 2004;

16.           Нестеров В.В. Сущность налога. Его общественное значение // Налоговый вестник, 2005,.№7;

17.           Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических лиц: налоговые вычеты // Налоговый вестник, 2004, №12;

18.           Таможенный кодекс Российской Федерации. – М: издательство НОРМА, 2004.

19.           Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра 2005;

20.           Экономика под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.