|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
|
млн. леев
|
% в общей сумме
|
% в
ВВП
|
млн. леев
|
% в
общей сумме
|
% в ВВП
|
млн. леев
|
% в
общей сумме
|
% в ВВП
|
млн. леев
|
% в
общей сумме
|
% в ВВП
|
Расходы,
всего
|
16.479,0
|
|
38,3
|
19.478,5
|
|
39,5
|
21.557,7
|
|
38,5
|
23.874,3
|
|
37,7
|
Обслуживание
гос.долга
|
607,1
|
|
1,4
|
553,3
|
|
1,1
|
556,0
|
|
1,0
|
623,0
|
|
1,0
|
Внутреннего
|
338,9
|
|
0,8
|
341,0
|
|
0,7
|
344,9
|
|
0,6
|
326,3
|
|
0,5
|
Внешнего
|
268,2
|
|
0,6
|
212,3
|
|
0 4
|
211,1
|
|
0,4
|
296,7
|
|
0,5
|
Кредитование
минус погашение
|
-39,8
|
|
-0,1
|
-23,8
|
|
0,0
|
-40,5
|
|
-0,1
|
-34,6
|
|
-0,1
|
Дискреционные
расходы
|
15.911,7
|
100,0
|
37,0
|
18.949,0
|
100,0
|
38,4
|
21.042,2
|
100,0
|
37,6
|
23.285,9
|
100,0
|
36,8
|
Текущие
расходы
|
13.877,6
|
87,2
|
32,3
|
16.650,8
|
87,9
|
33,8
|
19.084,1
|
90,7
|
34,1
|
21.633,5
|
92,9
|
34,2
|
Расходы на персонал
|
3.894,0
|
24,5
|
9,1
|
4.920,1
|
26,0
|
10,0
|
5.732,0
|
27,2
|
7,8
|
6.658,3
|
28,6
|
8,2
|
Товары и услуги
|
3.594,9
|
22,6
|
8,4
|
4.582,7
|
24,2
|
9,3
|
5.122,8
|
24,3
|
9,1
|
5.692,3
|
24,4
|
9,0
|
за счет фондов медицинского страхования
|
1.514,3
|
9,5
|
3,5
|
1.998,7
|
10,5
|
4,1
|
2.293,9
|
10,9
|
4,1
|
2.628,7
|
11,3
|
4,2
|
Трансферты для производственных целей
|
1.134,2
|
7,1
|
2,6
|
1.212,1
|
6,4
|
2,5
|
1.319,6
|
6,3
|
2,4
|
1.415,1
|
6,1
|
2,2
|
Трансферты населению
|
4.933,2
|
31,0
|
11,5
|
5.681,3
|
30,0
|
11,5
|
6.625,3
|
31,5
|
11,8
|
7.584,3
|
32,6
|
12,0
|
за счет фондов медицинского страхования
|
4.378,2
|
27,5
|
10,2
|
5.010,3
|
26,4
|
10,2
|
5.917,9
|
28,1
|
10,6
|
6.818,0
|
29,3
|
10,8
|
Другие расходы
|
321,3
|
2,0
|
0,7
|
254,6
|
1,3
|
0,5
|
284,4
|
1,4
|
0,5
|
283,5
|
1,2
|
0,4
|
Капитальные
расходы
|
2.034,1
|
12,8
|
4,7
|
2.298,2
|
12,1
|
4,7
|
1.958,1
|
9,3
|
3,5
|
1.652,4
|
7,1
|
2,6
|
Динамика расходов связанных с персоналом в 2007-2009 годы,
свидетельствует o их снижении как доля в ВВП с 9,6% в 2007 году до 8,2 % в
2009 году. В действительности, это не представляет прямое сокращение расходов,
а лишь их перераспределение на товары и услуги в связи с внедрением
обязательного медицинского страхования. Это наблюдается с 2004 года, когда
обязательное медицинское страхование было введено повсеместно. Таким образом,
расходы связанные с персоналом в ВВП снизились до 7,8% в 2008 году, а в 2009
году они выросли незначительно на 0,4 процентных пункта. За исключением
расходов на персонал, перераспределенных в результате внедрения обязательного
медицинского страхования, удельный вес этой категории экономических расходов в ВВП, был
относительно стабильным и варьировал между 8 % в 2007 году и 8,2 % - в 2009
году. На расходы связанные с персоналом оказала влияние реформа заработной
платы, начатая в 2006 году. Реформа внедрялась постепенно до 2010 года, в
рамках общего объема располагаемых ресурсов. В 2007-2009 годы в этих целях
ежегодно выделили дополнительные ассигнования: в 2007 году - 968 млн. леев, в
2008 году - 792 млн. леев и в 2009 году - на 907,2 млн. леев. Учитывая влияние реформы заработной платы, удельный вес
расходов связанных с персоналом в ВВП, увеличился с 9,1% в 2006 году до 10,5% в
2009 году.
Расходы на товары и услуги в 2006-2009
годы имели обратно пропорциональные тенденции расходам на персонал и отражают
следствие внедрения обязательного медицинского страхования. Исключая расходы на
товары и услуги медицинских учреждений, которые действуют в условиях
обязательного медицинского страхования, в 2006-2009 годы, эта категория
расходов была стабильной. В 2008 году удельный вес в ВВП сократился на 0,3
процентных пункта и составил 4,9 процента, и сохранился на этом же уровне в 2009 году.
В будущем расходы на товары и услуги
возрастут как в номинальном выражении, так и в реальном. В 2007 году удельный
вес этих расходов в ВВП увеличился на 0,8 пункта и составил 9,3 процента. Около
половины этого роста составляет увеличение расходов в рамках услуг
обязательного медицинского страхования. В 2008 и 2009 годы удельный вес в ВВП
расходов на товары и услуги сократился на 0,1 процентного пункта ежегодно, как
результат снижения темпов роста расходов за счет фондов обязательного
медицинского страхования.
Трансферты
на производственные цели включают поддержку аграрного сектора, работы по
ремонту и содержанию публичных дорог и отдельных учреждений культуры, а также
работы по благоустройству территорий и услуг по оценке недвижимости. В
2006-2009 годы объем трансфертов на производственные цели росли ускоренными
темпами, удельный вес в ВВП увеличился с 1,3% до 2,%. Значительный рост
трансфертов на производственные цели является результатом поставленных задач по
социально-экономическому развитию и предполагается, в основном, за счет
трансфертов на благоустройство территорий, финансируемых из бюджетов АТЕ - на
0,3 пункта, трансфертов на поддержку аграрного сектора - на 0,2 пункта,
трансфертов для ремонта и содержания публичных дорог и трансфертов на
поддержание учреждений в области культуры - на 0,1 пункта
Глава III «Пути совершенствования политики в области государственных расходов в
Республике Молдова»
3.1 Зарубежный опыт совершенствования процесса расходования бюджетных
средств
В
Республике Молдова безусловно необходимо совершенствовать процесс расходования бюджетных
средств, но что для этого необходимо? Я считаю, что важную роль в этом играет
опыт зарубежных стран, и Молдова должна делать ориентиры на государства с
которыми она наиболее плотно контактирует в различных сферах. Таковыми
государствами я считаю, Румынию, Украину, и, безусловно, Российскую Федерацию.
На ее то примере мы и рассмотрим пути совершенствования процесса расходования
бюджетных средств, с целью познания методов к которым Россия прибегает, и
выявить для себя те способы, которые нам помогут в дальнейшем.
Пути совершенствования процесса расходования бюджетных средств на примере
России.
Ключевая
проблема межбюджетных отношений - незавершенность децентрализации бюджетной
системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами,
установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная
часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и
финансовой помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность
расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система
межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая
невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным
властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на
федеральный центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить
налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить
ответственность за их использование при одновременном поддержании конкурентной
среды, жёстких бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в
доходах консолидированного бюджета.
Существует
также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Под использованием
средств не по целевому назначению понимается такое их использование, которое не
приводит к результатам, предусмотренным при их выделении, или приводит к этим
результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Такая
неправомерность может быть закреплена в правовых актах, в заключаемых
договорах, в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер
выделяемых из федерального бюджета средств.
Конкретные формы нецелевого использования бюджетных ресурсов
и связанных с ними злоупотреблений могут быть объединены в несколько групп.
-
Нецелевое
использование бюджетных средств, выделенных на поддержку и развитие отдельных
отраслей экономики: сельское хозяйство, угледобыча, туризм.
- Нецелевое использование средств, выделенных на
финансирование инвестиционных проектов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|