1.3 Финансовый
механизм, его роль в реализации финансовой политики
Для реализации финансовой
политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет
собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых
обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и
социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы
организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Структура
финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы,
соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность
финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов,
форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в
лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного
изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов,
задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения
общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений,
предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования
государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования
финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования,
нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений
(налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных
видов, форм и методов финансовых отношений. В зависимости от особенностей
отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и
звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый
механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также
механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из
этих сфер включает, отдельны структурные звенья. Например, механизм
государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм
функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением
можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При
рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на
общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация
ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д. Каждая сфера и отдельное звено
финансового механизма являются составной частью единого целого. Они
взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют
относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость
постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка
составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является
важным условием его действенности. Сферы и звенья финансового механизма
отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например,
для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие
разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На
предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных
накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В
страховых организациях широко развита система резервных фондов. Сочетание
элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых
отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая
приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его
элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня
расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения
являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются
корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач,
стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы
распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством,
корректировались ставки налогов и др. Деятельность государства в области
финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных
норм. Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации
финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов
предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую
финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов.
Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой
политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и
финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.
В современных условиях,
когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно
обеспечить своевременное решение законодательных проблем Неудовлетворительное
состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит
общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются
издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Формируя
финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное
соответствие требованиям финансовой политики того иного периода, что является
залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное
стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных
элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом
эффективности финансового механизма.
2 Современная
финансовая политика Украины
2.1 Регламентирование
финансовых отношений
Функционирование
финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые
характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование,
планирование, организация и контроль. Правовое регламентирование отображается в
разработке и принятии законодательных актов из финансов. Эта функция полагается
на органы государственной власти. Финансовое планирование заключается в
разработке финансовых планов, на основе которых ведется оперативное управление.
Основной финансовый план — бюджет государства — утверждается законодательно.
Функции организации финансовой деятельности в стране полагаются на органы
государственного управления и непосредственно на Министерство финансов и
Центральный банк. Эффективность управления финансовым механизмом зависит в
первую очередь от четких, согласованных и согласованных действий этих органов.
Финансовый контроль дает возможность постоянно следить за движением денежных
потоков, он обеспечивает проверку законности осуществления финансовых операций
и тем самым правильное направление действия финансового механизма. В управлении
финансовым механизмом важным является один аспект: на что должно быть нацелено
его функционирование? На то, чтобы с его помощью решать те или другие проблемы,
которые периодически возникают в обществе, на то ли, чтобы их не возникало?
Конечно, финансовый механизм должен реагировать на существующие проблемы и
способствовать их решению. И все же главная его цель заключается в том, чтобы
не допускать зарождение, а тем более, заострение проблем. Особое место в
финансовом механизме занимает финансовое право – совокупность юридических форм,
регламентирующих финансовые отношения. Оно осуществляется с помощью финансового
законодательства, представляющего собой совокупность финансово-правовых
документов разного юридического уровня. В их состав входят: законодательные
акты, постановления правительства, указы Президента, инструкции Министерства
финансов и др. Они регулируют финансовые отношения в обществе, связанные с
выполнением задач и функций государства, а также образованием и использованием
финансовых ресурсов. Финансовое право, как и другие элементы финансового
механизма динамично. Развитие финансового законодательства происходит путем
упорядочения, обновления и унификации законодательных актов по финансовым
вопросам.
2.2 Состав и структура
финансовой системы Украины
Финансовая
политика государства - это совокупность мероприятий по формированию и использованию финансовых
ресурсов. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом
механизме государства. Финансовое положение страны характеризуется рядом
показателей:
·
ВНП или НД
(национальный доход) - главные источники финансовых ресурсов
·
Объем
инвестирования
·
Темпы обновления
основных фондов
·
Рост
производительности труда
·
Жизненный уровень
населения
·
Дефицит
государственного бюджета. Должен быть не более 3 %.
Финансовая система
характеризуется неплатежами в государственный бюджет. Так, например, в 1995
году было собрано всего лишь 65 %. Из-за систематической неплатежеспособности
приходится повышать государственный долг. Финансовая политика стабилизации
включает в себя:
1) Остановить инфляцию:
В 1995 году произошло
резкое падение инфляции:
·
январь - 18, 5 %;
·
февраль - 2 %;
·
март - 2, 8 %.
·
Идеал - 20 % в
год (примерно 1 - 2 % в месяц).
2) Снижение дефицита
бюджета до 3 %
3) Государственный долг -
до 1/2 ВНП.
К финансовой политике
примыкает денежно-кредитная политика. Одно из достижений финансовой политики -
отказ в законодательном порядке от покрытия государственного долга путем выдачи
Центробанку кредитов (эмиссии). Задачи финансовой стабилизации:
·
стабильные цены
(инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в развитых странах, где она
равна примерно 1, 8 % в год;
·
дефицит бюджета
не более 2 - 3 % от ВНП;
·
государственный
долг должен составлять небольшую сумму и расти только с ростом ВНП.
В процессе работы
государство решает противоречивые задачи, следовательно, финансовая политика
должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в
современных условиях являются:
1) проведение мероприятий
по переводу предприятий на рыночные отношения;
2) преодоление кризисного
состояния финансов и оздоровление денежно - кредитной системы;
3) комплекс мер по
социальной защите населения.
В условиях перехода к
рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:
- разумная приватизация
государственного сектора;
- дальнейшее развитие
антимонопольной политики;
- совершенствование
действующей налоговой системы;
- финансовое обеспечение
конверсии;
- развитие финансового
рынка;
- ликвидация бюджетного
дефицита;
- сокращение внутреннего
и внешнего долга;
Выделение форм финансовых
отношений характеризует относительное отдаление отдельных составных финансов.
Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как и
любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных
элементов, которые имеют однородные признаки. Существуют особенности, связанные
с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако, они не настолько существенны,
чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности
влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть. Сфера
государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она
включает такие звенья: государственный бюджет, государственный кредит, фонды
целевого назначения, финансы государственного сектора. Сфера международные
финансы отображает обменную и перераспределительную функцию на мировом рынке и включает
три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических,
гуманитарных организаций; международные финансовые институты. Сфера финансового
рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара.
Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов. Обособленным звеном
финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной
сфере. Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых
отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает
предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на каждом
уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними. Особенно актуальным
для Украины, ее финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей,
ученых и практиков к финансам домохозяйств. Таким образом, это звено финансовой
системы прежде всего представлено бюджетом домохозяйств, который является
объектом серьезных исследований в государствах с развитой рыночной экономикой,
но недостаточно исследованной отечественной литературе. Состав и структура
доходов и расходов бюджетов домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является
свидетельством, прежде всего уровня экономического развития государства. Построение
эффективной финансово-кредитной системы, которая бы позволили субъектам малого
и среднего предпринимательства (МСП) иметь доступ к финансовым ресурсам,
определяется как один из приоритетов государственной политики и сфере
предпринимательства. Характерной чертой современного этапа создания такой
системы является изменение в понимании места и роли государства в этом
процессе. Если в предыдущие годы государство рассматривалось как главный
источник финансовых ресурсов для такой поддержки, то сегодня оно занимает
активную позицию, свойственную именно государству, то есть создает условия для
развития соответствующих схем и учреждений. Исходя из этого, существенно
изменилась и роль Украинского фонда поддержки предпринимательства. Из фонда,
который рассматривался и частично выступал как непосредственно
финансово-кредитное учреждение, он трансформируется в организацию,
осуществляющую финансовое обеспечение государственной политики развития
предпринимательства в соответствии с утвержденными программами. Деятельность
УФПП в сфере финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства определяется
действующими законодательными актами, регламентируется "Положением о
порядке использования Украинским фондом поддержки предпринимательства средств,
предусмотренных на развитие предпринимательства в Украине" и касается
таких направлений:
·
финансовое
обеспечение реализации мероприятий Национальной программы содействия развитию
малого предпринимательства в Украине;
·
финансовая
поддержка отдельных программ и проектов отечественных товаропроизводителей на
конкурсной основе через уполномоченный банк;
·
мониторинг
выполнения программ и проектов, анализ эффективности использования
инвестированных средств;
Страницы: 1, 2, 3
|