рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Современное состояние и перспективы развития российского рынка драгоценных металлов

Отсюда представляется совершенно оправданным наблюдаемый процесс укрупнения компаний в отрасли.

Необходимо отметить, что в 2005 г. впервые за последние 15 лет в России наконец-то были получены значительные приросты запасов золота, которые почти вдвое перекрывают ожидаемый годовой объем добычи. Это стало возможным благодаря усилиям ЗАО «Полюс» на месторождении Благодатное в Красноярском крае (222,1 т) и ЗАО «Чукотская ГРК» на месторождении Купол в Чукотском АО (90 т).

Правда, результаты работ на остальных залицензированных участках оставляют желать лучшего и требуют вложения, как минимум, вчетверо больших средств. Низкая эффективность геологоразведки недропользователей подтверждается и тем обстоятельством, что из 290 изучаемых объектов за последние 5 лет выдано только 6 свидетельств о факте открытия мелких месторождений коренного золота.

Но тем не менее, по данным федерального агентства по недропользованию, приоритетными для получения приростов запасов драгоценных металлов являются следующие объекты:

·          получение убедительных данных о высоких перспективах Яно-Колымской золоторудной провинции (в границах Магаданской области и Республики Саха (Якутия);

·          обоснование золоторудного потенциала Северо-Алтайской золоторудной зоны;

·          обоснованы существенные перспективы Пограничного золоторудного района в Приморском крае на границе с Китаем;

·          обосновано выделение Северо-Кавказской и Днепро-Донецкой золоторудных зон;

·          на востоке страны отмечен факт открытия новой Западно-Верхоянской сереброрудной провинции в Республике Саха (Якутия), как мощной резервной базы, способной в полном объеме заместить осваиваемые месторождения Магаданской области или же стать дополнительным центром серебродобычи в стране.

По данным администраций золотодобывающих регионов в период с 2005 по 2015 годы планируется ввод в эксплуатацию более 40 золоторудных и комплексных месторождений. Вовлечение их в эксплуатацию объектов при прочих равных условиях может позволить увеличить годовую добычу металла на 50-60% к уровню добычи 2003 г., то есть до 250 тонн. Однако начало эксплуатации месторождений часто переносится на более поздние сроки. Так, в 2005 г. не введен в строй ни один из планирующихся объектов. В связи с этим в 2005 г. по сравнению с 2004 г. добыча золота в стране может снизиться на 5-7%. Основными причинами отмеченной динамики добычи золота и пуска горных объектов являются рост издержек производства, связанный с повышением цен на энергоносители, несовершенство нормативной базы в сфере недропользования, а также изменения в структуре золотодобывающих компаний, связанные с переходом права собственности на ряд золоторудных объектов. Вместе с тем, ввод в строй крупнообьёмных месторождений при всей экономической привлекательности этих проектов вряд ли может считаться панацеей для улучшения перспектив российской горно-добывающей промышленности в части драгоценных металлов. Учёт социальных факторов и ещё более тщательный анализ экономической эффективности приводит к обоснованию необходимости сохранения уровня россыпной золотодобычи в стране. Как известно, отдельной проблемой в этой связи, выделяется индивидуальное предпринимательство в золотодобыче. Индивидуальные предприниматели не могут вести добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, так как она запрещена в действующем законодательстве. Вместе с тем, в старых заброшенных поселках, где прежде велась золотодобыча, но еще осталось население, в основном пенсионного возраста, индивидуальная добыча ведется, тем самым, провоцируя незаконный оборот.[6]

Легализация допуска физических лиц к золотодобыче будет иметь большое значение, так как сферой их деятельности являются отвалы, отходы и другие объекты непромышленной добычи. Введение этой законодательной нормы позволит уменьшить социальную напряженность во многих золотодобывающих регионах страны за счет увеличения занятости населения, привлечения к дополнительному заработку пенсионеров, снижения теневого оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.

2. Проблемы формирования российского рынка драгоценных металлов

 

2.1 Регулирование Российского рынка драгоценных металлов


До начала процессов социально-экономической трансформации в России практически отсутствовали традиции свободного рыночного обращения золота. Все производимые на территории СССР драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, родий, иридий, рутений, осмий) в обязательном порядке поступали в Госфонд, где они хранились в качестве госрезерва и откуда выдавались потребителям (промышленным отраслям, на нужды науки и медицины, а также на экспорт) в строгом соответствии с утвержденными планами или решениями высших партийно-правительственных инстанций. Все операции с драгоценными металлами засекречивались, так что об объемах их производства и потребления или о величине запасов никаких достоверных сведений не имелось.[7]

Пожалуй, единственным периодом, когда в стране функционировал свободный рынок золота был рубеж XIX-XX веков. В ходе денежной реформы С.Ю.Витте Россия перешла на классический золотой стандарт - т.е. денежную систему, в рамках которой золото обладало абсолютной ликвидностью. Стремление нарастить необходимый для этого золотой запас обусловил всемерную поддержку государством золотодобывающей отрасли: предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, на ввоз оборудования для золотодобычи, прямое кредитование и т.п.

В СССР вся цепочка движения золота находилась под жёстким контролем государства, но и при серьёзном внимании: была создана мощная инфраструктура добывающей отрасли, обеспечивавшая относительно успешную её работу. По крайней мере, СССР длительное время сохранял за собой второе место в мировой табели о рангах по добыче золота. Рынок же (в той мере, насколько сферу обращения золота в то время можно назвать рынком) имел ярко выраженную монопсоническую структуру, т.е. существовало множество производителей “жёлтого металла” и фактически один покупатель - государство в лице своих ведомств.

После распада СССР государство, придерживаясь рыночной идеологии, начало перекладывать бремя развития золотободычи на саму отрасль и потенциальных инвесторов. Это позволяло экономить бюджетные средства, более эффективно использовать потенциал золотодобычи. В течение 90-х годов появились некоторые предпосылки для этого, но в целом процесс формирования рынка золота продолжается до сих пор. Это означало, что была сформулирована линия на превращение золота в ликвидный товар, генерирование инвестиций за счёт частного сектора (в том числе за счёт коммерческих банков). Само государство при этом брало на себя обязательства по установление стабильных правил работы участников рынка.

Такой подход вызвал обострение старых проблем и появление новых:

·     поддержание социальной инфраструктуры, что оказалось непосильной ношей для небольших предприятий, и вело к увеличению безработицы, потере квалифицированных кадров, росту социальной напряжённости в регионах;

·     диспропорции между структурой текущей добычи и разведанными запасами: около 80% золота добывалось на россыпных месторождениях, тогда как примерно 75% всех разведанных запасов приходилось на рудные месторождения;

·     проблемы с финансированием (уровень налогообложения, уровень инфляции, общая финансовая ситуация в стране и т.д.).

В связи со стратегической ценностью данного товара для государства, считается, что рынок драгоценных металлов должен строго регулироваться законодательством. В 1991-2007 гг. был принят ряд нормативных актов (в том числе законы “О недрах”, “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”), направленных на создание цивилизованного рынка драгметаллов.[8]

Основными характеристиками созданной нормативной базы являются следующие:

·     отказ от государственной монополии на драгметаллы и драгоценные камни, недропользователь стал собственником добытого металла, в том числе в «монетарной» форме стандартных и мерных слитков;

·     отмена лицензирования оборота драгметаллов и драгоценных камней, они выведены из состава «валютных ценностей», снят режим государственной тайны при их обороте;

·     определение круга операций коммерческих банков с золотом, разработан порядок лицензирования кредитных организаций для работы на золотом рынке, разработана процедура открытия и ведения т.н. “металлических” счетов. Впоследствии коммерческим банкам разрешили вывозить золото за границу и продавать слитковое золото физическим лицам.

·     переключение купли-продажи металлов на рыночную основу с оплатой сделок в российских рублях по ценам, ориентированным на уровень цен мирового рынка;

·     создание специализированной сети торговли металлами через коммерческие банки, обладающие соответствующей лицензией; участие в деятельности рынка инвесторов, желающих вложить денежные средства в драгоценные металлы.

·     установление критериев и параметров, существенно важных для развития упорядоченного рынка: классификация видов и форм драгоценных металлов, обращающихся на рынке; перечень субъектов рынка; особенности регламентации сделок с минеральным и вторичным сырьем; порядок обращения металлов в слитках и монетах; условия участия в сделках промышленных потребителей, инвесторов, коммерческих банков; порядок ценообразования; особенности поставок на экспорт.

Что касается экспорта золота, то власти, уступив нажиму, расстались с государственной монополией в этой сфере, которая, между прочим, действовала на территории России еще с времен Первой мировой войны. К прежним двум поставщикам металла за рубеж - Гохрану (по решениям Президента) и Центробанку (из собственных резервов) - сначала добавились коммерческие банки, получившие в дополнение к лицензии на право совершения операций с драгоценными металлами специальную экспортную лицензию. Этим банкам разрешается поставлять за границу аффинированное золото в виде стандартных и мерных слитков отечественного или иностранного производства, причем экспортироваться могут не только слитки, находящиеся в собственности самих банков, но также (по договорам комиссии) слитковый металл, принадлежащий на правах собственности другим организациям. А затем - с сентября 2001 г.- к экспортным операциям были допущены и предприятия-недропользователи. Правда, на практике большинство золотопромышленников этой возможностью воспользоваться не могут, потому что связанные обязательствами по предварительному авансированию, они должны поставлять свою продукцию, в основном, коммерческим банкам, которые их кредитуют; к тому же для многих из них не по силам нести дополнительные затраты, связанные со спецификой торговли золотом за рубежом. Поэтому подавляющая часть произведенного в стране золота экспортируется коммерческими банками.[9]

Процесс совершенствования законодательства продолжается. Это является необходимым во всех цивилизованных странах, и в России также. По оценкам специалистов, работу российского предприятия на рынке драгоценных металлов сегодня определяют 677 специальных нормативных актов. С формальной точки зрения в России к настоящему времени создана правовая база для становления и развития рынка драгоценных металлов, регулирующая условия и механизм перехода от централизованного распределения к децентрализованной рыночной торговле.

Вместе с тем на практике этот юридический инструментарий применяется, главным образом, к сделкам с золотом, в гораздо меньшей степени - к серебру и фактически мало что известно о рыночных сделках с платиной и палладием. Что касается остальных драгоценных металлов (родия и пр.), то здесь, судя по всему, во многом сохраняются старые советские порядки: продукция от производителей поступает в Гохран, откуда в соответствии с квотами, утверждаемыми правительством, или по отдельным его решениям металлы отпускаются внутренним потребителям или на экспорт.

В значительной мере сохраняется и прежняя секретность относительно объемов производства, потребления и запасов драгоценных металлов. Некоторые официальные данные публикуются лишь по золоту. Информацию о других драгоценных металлах в лучшем случае можно узнать по отдельным усеченным данным в российской прессе, а также по предположениям и догадкам в иностранных публикациях. Таким образом, обсуждая проблемы рынка драгоценных металлов в России, реально можно говорить лишь о рынке золота. Правда Госдума приняла поправки к закону “О государственной тайне”, в соответствии с которыми информация о запасах платиновых металлов, добыче и передвижениях драгметаллов и драгкамней будет иметься в открытом доступе. (в наибольшей степени это касается комбината “Норильский никель” как главного производителя платины и палладия, но в какой-то мере затрагивает интересы и других участников рынка драгоценных металлов, в том числе золота.

2.2 Роль банков в обеспечении функционирования Российского драгоценных металлов


Особо следует сказать о роли банков (коммерческих и центрального) в обеспечении функционирования российского рынка драгметаллов. Золотодобыча - весьма капиталоёмкий бизнес, что обусловливает важное значение банков для успешной работы отрасли.

Однако, необходимость учёта чисто коммерческих интересов финансовых организаций привело к тому, тому функции руководящей инстанции в России во всё возрастающей степени переходят к Центральному банку, который фактически выступает главным государственным органом, регулирующим механизм совершения сделок с золотом на территории России. В его компетенцию входит издание соответствующих нормативных актов, выдача разрешений и лицензий, хранение основной массы золотых резервов страны, определение официальных цен покупки и продажи металла, по которым Центробанк, оператор «последней инстанции», совершает сделки купли-продажи аффинированных слитков с коммерческими банками.

Центральное звено рынка - специально уполномоченные коммерческие банки, обладающие лицензиями Банка России на осуществление операций с драгоценными металлами. По состоянию на 1 января 2006 г., такие разрешения и лицензии формально имели 163 банка. Число банков, фактически совершавших операции с золотыми слитками и монетами, было намного меньшим, 20-30, причем основная масса сделок приходилась на Сбербанк и Внешторгбанк.[10]

Коммерческие банки располагают наибольшей свободой действий на рынке, поскольку в негосударственном секторе только им предоставлено право покупки золота в слитках у производителей и у Банка России, право торговли слитками друг с другом, право их продажи Центробанку, промышленным потребителям (в качестве исходного сырья), инвесторам - юридическим и физическим лицам (последним - в виде так называемых мерных слитков). Прерогативой коммерческих банков является также торговля на территории России золотыми монетами.

Только коммерческие банки могут открывать клиентам и друг другу металлические счета и совершать по ним банковские операции: привлекать золото во вклады и размещать его на депозитные счета в других банках; предоставлять займы, выраженные в металле; предоставлять и получать под залог золота рублевые и валютные кредиты. Вплоть до 2002 г. из числа негосударственных структур лишь коммерческие банки обладали правом экспорта золота в слитках при наличии особой лицензии Минторга (теперь Министерство экономического развития и торговли)

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.