рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Становление налоговой системы в России

Становление налоговой системы в России

Министерство сельского хозяйства Российской федерации

Департамент научно технической политики и образования

Мичуринский государственный аграрный университет

Кафедра «Финансы и кредит»










Курсовая работа

на тему: «Становление налоговой системы в России»









 





Мичуринск-2006


Содержание


Введение

1 Становление налоговой системы в России

1.1 Формирование налогового права

1.2 Принципы построения налоговой системы

2 Налогообложение предприятий в России

2.1 Налоговый механизм

2.2 Построение налоговой системы в современных условиях

2.3 Налоговые льготы и налоговые санкции

3 Проблемы и пути совершенствования налогообложения предприятий

Заключение

Список использованных источников




Введение


Текущий этап становления экономики России связан с активным процессом поиска институциональных механизмов, способствуюших повышению эффективности производства на промышленных предприятиях. Важнейшим институциональным механизмом для уровня предприятия является система налогообложения. Дефицит финансовых ресурсов ориентирует предприятия на использование собственных возможностей. В такой ситуации очень важно оптимизировать построение институциональной среды, влияющей на развитие предприятия.

Поэтому тема совершенствования налогообложения предприятий является на данный момент очень актуальной.

Целью курсовой работы является рассмотрение системы налогообложения и проблем и путей совершенствования ее.

К задачам курсовой работы относятся:

- рассмотрение становления налоговой системы в России;

- рассмотрение налогообложения предприятий в России;

- выявление проблем и путей совершенствования налогообложения предприятий.

Курсовая работа выполнена на 33 страницы машинописного текста, в которой использованы работы таких ученых как: Пансков В.Г., Шаталов С. Д., Поляк Г. Б. и других.


1 Становление налоговой системы в России

1.1 Формирование налогового права

Рыночные отношения требуют самостоятельности и ответственности за результаты производства обособленных хозяйствующих субъектов. При господстве общественной собственности в стране не могло быть свободных партнеров, а значит, и не существовало рыночных отношений. Система управления в эти годы основывалась на модели: «производство — планирование — государство», что означало директивное управление экономикой. Такая система позволила на начальном периоде развития страны быстро решать производственные задачи и добиваться определенного успеха, давая точные задания в планово-приказном порядке предприятию. Налоги при этой системе играли крайне ограниченную роль. Она сводилась лишь к получению дохода главным образом за счет населения. [ 9,с. 46 ]

Как показала практика, эта модель оказалась неспособной решать глобальные экономические проблемы в рамках огромной страны и обеспечивать эффективный стабильный рост производства в течение длительного периода. Потребовался переход от централизованной системы управления производством к рыночной экономике.

Рынок предполагает иную модель: «производство — деньги — налоги — государство». Такая модель, как подтверждает многолетняя практика зарубежных стран, способна обеспечить не только качественный скачок производства, но и его перспективное развитие. Налоги при этой модели становятся важным инструментом управления рыночной экономикой. 90-е годы положили начало формированию российской налоговой системы.

Ранее действовали в основном налоги с населения, в том числе: 1) подоходный налог; 2) налог с холостяков и малосемейных граждан; 3) таможенные пошлины; 4) налог со строений и некоторые другие.

Рыночная экономика — это система организации хозяйства в масштабе страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразных формах собственности, экономической свободе хозяйствующих субъектов, конкуренции в сфере производства и торговли.

Юридические лица платили налог с оборота и отчисления от прибыли. Первый платеж в силу государственной собственности не являлся по существу налогом, так как отсутствовало важное условие налоговых отношений — изменение собственника. Второй платеж оплачивался за счет прибыли, его величина зависела от вида деятельности, объема производства, уровня рентабельности, а иногда устанавливалась персонально для отдельного юридического лица.

Для регулирования налоговых отношений требуются специальные юридические нормы, которые оформляются в самостоятельную отрасль налогового права. В России налоговое право формируется лишь в 90-е годы. Начало ему положил Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы».

Налоговое право — комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. в конечном счете управление всей системой налогообложения. [ 8,с. 146]

Налоговое право строится в соответствии с высшим законом страны — Конституцией РФ.

К компетенции Федерального собрания (парламента) и представительных органов субъектов Федерации относятся общие вопросы налогообложения (ст. 71 и 72). Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются Федеральным законом (ст.75). Президент РФ обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу (ст.84). После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы, и с этого момента они подлежат исполнению.

Правовое оформление налоговой системы обеспечивало в течение почти десятилетия целый пакет налоговых законов. Этот пакет включал базовые законы: Закон «Об основах налоговой системы РФ» (27 декабря 1991 г.), определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру и состав, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, и Закон «О государственной налоговой службе РСФСР» (21 марта 1991 г.; новая редакция — 1995 г.), регулирующий вопросы организации сбора и контроля, а также целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов.

В течение нескольких лет шла и продолжает идти разработка Налогового кодекса РФ (НК), который должен полностью обеспечить управление всей налоговой системы. В июле 1998 г. была принята первая часть НК, посвященная общим проблемам налогообложения — элементам налога, налоговой декларации, налоговому контролю, налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение. Спустя два года (5 августа 2000 г.) введена в действие вторая часть НК, которая касается основных конкретных федеральных налогов (НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых). Налоговые законы в совокупности оформили целостную налоговую систему, построенную на отношениях подчинения налогоплательщика государству. По своей структуре, составу и принципам она является в целом общераспространенной в мировой практике налоговой системой. Сегодня на территории России собирается около 30 различных налогов, сборов и отчислений.

Множество налогов, сборов и отчислений позволяет решать разнообразные задачи и реализовывать различные функции, но в то же время это ведет к росту расходов по взиманию налогов и расширяет возможности уклонения от уплаты налогов.

Налоговая система Российской Федерации разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20-х годов и практики зарубежных стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития. Базирующаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана, во-первых, обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства, и, во-вторых, создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

На пути создания принципиально новой налоговой системы возникли серьезные трудности. Во-первых, эта система формировалась при слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали, как было сказано, преимущественно лишь физических лиц. Во-вторых, она возникла при крайне отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовался строгий учет и контроль при обложении, хотя необходимый опыт отсутствовал. В-третьих, в стране отсутствовала четко разработанная налоговая стратегия в условиях нестабильной экономики и высоких темпов инфляции. В-четвертых, налоговый аппарат недостаточно подготовлен к сложным условиям работы, когда происходит непрерывное изменение правовой базы налогообложения.

1.2 Принципы построения налоговой системы


Финансовая наука была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы принципы обложения. Поэтому государство взимало налоги произвольно, руководствуясь лишь потребностями казны. Превращение налогов в главный источник государственных доходов создавало возможность и поставило задачу исследования природы налогов, в том числе источников и принципов обложения. С этой точки зрения в истории финансовой науки надо выделить А. Смита и А. Вагнера. Принципы налогообложения, разработанные ими, положены в основу современной налоговой системы

А. Смит первый четко сформулировал основные принципы налогообложения, глубину, верность и точность которых отмечали ученые-финансисты конца XIX - начала XX в.

Заслуга А. Вагнера состояла в том, что его дополнения принципов налогообложения А. Смита носили концептуальный характер. А. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому хотел защитить права налогоплательщиков. А. Вагнер в разработке принципов руководствовался теорией коллективных потребностей и потому на первый план поставил финансовые принципы достаточности и эластичности обложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.

Принципы налогообложения привлекали внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов. Разработка их опиралась на индивидуалистические теории государства и налогов, которые рекомендовали государству как можно меньше обременять плательщика и с помощью налогов удовлетворять только потребности казны, не вмешиваясь в хозяйственные процессы, что означало приоритет интересов плательщика налогов. [ 10,с. 114 ]

Меркантилисты не ставили проблемы непосредственной разработки принципов налогообложения, тем не менее они уже в XVII в. высказали свое отношение к главному принципу - принципу равномерности. А.И. Буковецкий отмечает, что «в период меркантилизма в английской литературе был сформулирован ряд интересных положений, долго сохранявшихся в финансовой науке. С Т. Гоббса начинается характерная для всего XVII в. усердная защита косвенного обложения. Он критикует обложение имущества и рядом аргументов доказывает, что косвенное обложение - самое равномерное и самое справедливое».

В одном из блестящих и остроумнейших памфлетов XVIII в., написанном при участии Ф. Кенэ, О. Мирабо дал основные положения налоговых воззрений физиократов.

Мирабо полагал, что всякое обложение должно отвечать трем принципам:

во-первых, оно должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;

во-вторых, оно должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами;

в-третьих, оно не должно быть слишком обременено издержками взимания.

Мирабо особенно много внимания уделил юридической природе обложения. Он приходит к выводу, что никакой налог не может быть взимаем без согласия подданных. Вотирование налога вытекает из признания права собственности. Там, где налоги не вотируются, по мнению О. Мирабо, нет собственности.

Вклад А. Смита в теорию налогов состоит в том, что он - автор четырех принципов налогообложения, названных впоследствии «великой хартией вольностей плательщика» и «декларацией прав плательщика», «максимами обложения».

Ниже приведены принципы налогообложения А. Смита в изложении А.И. Буковецкого. В области налогов А. Смит всегда вспоминается как автор четырех принципов обложения:

1)подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства;

2)налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и
размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

3)каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика;

4)каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства».

Г.A.Вагнер предлагает девять основных правил, которые классифицирует в четыре группы. На первом месте стоят финансовые принципы организации обложения: 1) достаточность обложения и 2) эластичность (подвижность) обложения. Затем идет группа народнохозяйственных принципов: 3) надлежащий выбор источника обложения, т.е., в частности, решение вопроса - должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целом; 4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и с условиями их переложения. К третьей группе правил А. Вагнер относит этические принципы, принципы справедливости: 5) всеобщность обложения и 6) равномерность.

Четвертая группа состоит из административно-технических правил, или принципов налогового управления: 7) определенности обложения, 8) удобства уплаты налога и 9) максимального уменьшения издержек взимания.

Два первых принципа финансово-политического характера «достаточность» и «подвижность» А. Вагнер ставит во главе всех принципов, в отличие от многих финансистов-современников, которые ставили на первое место принцип справедливости, равномерности обложения. Он руководствуется тем, что общественно-хозяйственная система настолько необходима для людей, что доставление средств для нее, достаточность должны быть поставлены на первое место, и принципы справедливости проводятся в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы. Второй финансовый принцип - подвижность (эластичность) обложения, т.е. его способность адаптироваться к государственным нуждам.

Практическое значение принципов, определенных А. Вагнером, подчеркнуто русским и советским экономистом Г.И. Болдыревым: «Со времен А. Смита финансовая наука, как и финансовая практика, сильно продвинулась вперед. Согласно современным воззрениям, правильно построенная налоговая система должна отвечать требованиям, сформулированным известным немецким экономистом Адольфом Вагнером».

Принципы налогообложения, разработанные в XVIII-XIX вв., с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики XX в. не утратили своего значения и сформулированы следующим образом: «Справедливость налогообложения в вертикальном и горизонтальном аспектах. Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. что с повышением дохода ставка налога увеличивается. Справедливость налогообложения в горизонтальном разрезе - это принцип, предполагающий единую налоговую ставку для лиц с одинаковыми доходами. Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность индивидов и предприятий. Нейтральность налогообложения предполагает равновеликость налоговых изъятий независимо от сфер приложения капитала и видов экономической деятельности. Простота налоговой системы выражается в легкости и доступности для широких кругов техники подсчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности».

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.