рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Сущность и назначение денежной системы. Особенности становления и развития денежной системы Украины

Но, с практической точки зрения, решение этой проблемы является значительно сложнее, т.к. невозможно на будущее определить нормативную величину (спрос на деньги), на которую следует ориентировать регулирование предложения денег. Поэтому о достаточности монетизации ВВП, а значит и всей экономики, можно судить не по отклонению фактического ее уровня от нормативного, а по динамике некоторых индикаторов рынка, прежде всего среднего уровня цен, средней процентной ставки, состояния платежной дисциплины, уровня ликвидности банков и т.д. Если все эти индикаторы в течение длительного времени остаются неизменными, то монетизацию ВВП можно считать достаточной. Когда их тренд проявляет тенденцию к повышению, то монетизация является чрезмерной, а если тенденцию к спаду, то – недостаточной.



Ценовой тренд 1, который обозначен горизонтальной линией, свидетельствует о нормальной монетизации экономики, когда спрос и предложение, Мф и Мн, сбалансированы так, что равновесный уровень цен долгое время остается неизменным. Ценовой тренд 2, который показан восходящей линией, свидетельствует о несколько чрезмерной монетизации экономики, из-за чего уравновешивание спроса и предложения на товарных рынках ежегодно происходит на более высоком уровне цен. Этот эффект может быть вызван такими факторами:

-систематическим сокращением реального объема ВВП;

-опережающим ростом предложения денег (в сравнении с ростом реального объема ВВП);

-ускорением скорости оборота денег;

-ростом части ВВП, которая реализуется на принципах бартера;

-ростом спроса на деньги в связи с ухудшением условий капитализации денег на денежном рынке.

Ценовой тренд 3, который обозначен нисходящей линией, свидетельствует о недостаточной монетизации экономики. При этих условиях уровень равновесия между спросом и предложением на товарных рынках и средний уровень цен будет снижаться.

Обозначенные изменения рыночных индикаторов могут объективно характеризовать состояние монетизации валового продукта при условии высокого уровня развития рыночных отношений, свободного ценообразования, свободной конкуренции, эффективного механизма банкротства и т.д. Без этих предпосылок отдельные индикаторы могут изменяться независимо от уровня монетизации и перестать выражать ее состояние.

Показатель фактического состояния монетизации валового продукта обычно рассчитывается как часть от деления объема денежной массы, которая имеется в обороте на конец года, к номинальному годовому объему ВВП.

Рассчитанный состоянием на 1 января 2002 года уровень монетизации ВВП в Украине составлял 18,6%. Взятый сам по себе этот показатель не дает ответа на вопрос, достаточен ли он для монетизации экономики Украины, так как нет и не может быть достаточного уровня монетизации, с которым можно было бы сравнить. Поэтому на практике его сравнивают с таким же показателем в этой же стране в прежние годы (месяца) или в других странах.


Уровень монетизации ВВП в Украине

ГОД

Номинальный ВВП за год, млн.грн.

Номинальная масса денег М3 на конец года, млн.грн.

Уровень монетизации ВВП,%

Уровень инфляции, %

1991

2,99


2,4


80,2

390

1992

50,33


25


49,6

2100

1993

1483


482


32,5

10256

1994

12038


3216


26,7

501

1995

52933


6930


13,1

282

1996

89510


9364


17,7

140

1997

93365


12541


13,4

110

1998

102593


15705


15,3

120

1999

127126


22070


17,4

119,2

2000

170070


32087


18,9

125,8

2001

201927


45555


22,6

106,1


Как видно из приведенной таблицы данных, уровень монетизации ВВП в Украине на протяжении 1991-1995 годов систематически снижался с 80,2% в 1991г. До 13,1% в 1995г. Это дает основания утверждать, что обеспеченность экономики денежной массой в этот период ухудшилась, т.е. произошла демонетизация экономики. Это негативно повлияло на состояние платежной дисциплины, а следовательно на развитие экономики: усугубился платежный кризис, широкое распространение приобрел бартер, заметно снизилась ликвидность экономических субъектов и банков и т.д.

С 1996г. Наблюдалось постепенное повышение уровня монетизации – с 13,1% до 22,6% в 2001г. Но темпы были недостаточными и не привели к заметному укреплению платежной дисциплины. Она и в конце этого периода оставалась недостаточной, негативно влияла на экономические процессы.

Украинский опыт показал, что демонетизация экономики была вызвана глубокой инфляцией, в следствии которой резко сократился спрос на деньги и соответственно было сокращено предложение денег. Поэтому ремонетизировать экономику невозможно нагнетанием предложения денег, а прежде всего необходимо обеспечить развитие спроса на деньги. И только в меру его роста должно увеличиваться предложение денег. Только при этих условиях эмиссия не приведет к инфляции, так как дополнительное предложение денег осядет в их запасах, а выход ее на товарные рынки будет осуществляться в меру роста товарного предложения, не провоцируя роста цен на незапланированный уровень.

Для увеличения спроса на деньги, как единственно реального пути ремонетизации экономики Украины, необходимо:

-перейти к политике экономического роста, которая обеспечит длительный рост производства реального валового внутреннего продукта;

-преодолеть бартер в отношениях между хозяйствующими субъектами;

-повысить стабильность национальных денег и банковской системы, доверие в них всех экономических субъектов;

-поддерживать на определенном уровне реальную ставку депозитного процента;

-обеспечить высокий уровень развития рынка ценных бумаг на валютном рынке.

Показатель монетизации ВВП непосредственно не связан с денежным рынком и управлением предложения денег. Поэтому благодаря ремонетизации экономики выходит за границы монетарной политики и должен решатся методами общеэкономической политики. Монетарная же политика должна обеспечивать уравновешенность спроса и предложения денег, на каком бы уровне не пребывала монетизация ВВП.


5. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА


Главным результатом функционирования денежной системы является разработка и реализация определенной денежно-кредитной политики. Позитивное влияние этой политики на развитие экономики определяет эффективность самой денежной системы.

Монетарная политика – это комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение заранее определенных общественных целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, которые осуществляет государство через центральный банк. Исходя из этого определения, монетарной политике свойственны комплексность, разновариантность регулятивных средств; направленность их на достижение целей, которые заранее определены; мероприятия эти реализуются центральным банком через механизм денежного рынка.

Основные средства денежно-кредитной политики согласовываются с прогнозами экономического и социального развития Украины, разработанными Кабинетом Министров Украины, и ориентируются на прогнозные макроэкономические показатели, использованные им при разработке Государственного бюджета.

В основных средствах денежно-кредитной политики предусмотрено, что Национальный банк Украины будет осуществлять монетарную политику путем регулирования денежно-кредитного рынка через соответствующие инструменты, которые будут способствовать поддержанию достигнутой экономической и финансовой стабильности.

Центральный банк выбирает в зависимости от конкретной экономической ситуации одну из стратегических целей. Ею, как правило, является стабилизация цен (или погашение инфляции), так как именно она наиболее отвечает главному предназначению центрального банка – поддерживать стабильность национальных денег. И через решение этого задания центральный банк способствует достижению других стратегических целей.

С целью повышения эффективности перераспределения временно свободных средств и их приоритетного направления на финансирование реального сектора экономики усовершенствуется механизм краткосрочного и среднесрочного рефинансирования коммерческих банков, что разрешит их возможности маневрирования своей ресурсной базой при осуществлении активных операций. Этому будет способствовать и процентная политика, направленная на снижение цены кредитных ресурсов. Создание условий для удешевления кредитов и существенного увеличения объемов долгосрочного кредитования Национальный банк будет рассматривать как одно из наиболее приоритетных заданий.

Обеспечение стабильности национальной валюты возможно только при условии стабильного функционирования банковской системы. Для достижения стабильности банковской системы необходимо осуществление дополнительных мероприятий, направленных на повышение платежеспособности и надежности банковской системы.

Обеспечение стабильности национальной денежной единицы на основе усовершенствования управления государственным долгом. В соответствии с общепринятым взглядом управление государственным долгом состоит в привлечении финансирования из негосударственного сектора для покрытия дефицита бюджета путем займа средств. При этом следует иметь ввиду, что стоимость обслуживания долга как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе с учетом особенностей реализации денежно-кредитной политики должна быть минимальной.

Прежде всего, следует отметить привлечение финансирования из негосударственного сектора для покрытия дефицита бюджета. Бюджетная политика правительства не будет влиять на денежную базу, если правительство способно компенсировать совокупное влияние на создание дополнительной ликвидности своего бюджетного дефицита и возврат прежних займов через выдачу новых долговых обязательств негосударственному сектору. Однако даже в этом случае опыт свидетельствует, что значительный бюджетный дефицит может привести к повышению номинальных и реальных процентных ставок и ограничить степень влияния денежно-кредитной политики в сфере управления процентными ставками. Но заем средств в центральном банке с помощью овердрафта или через покупку центральным банком ценных бумаг приводит к росту денежной базы, что в свою очередь, приводит к росту темпов инфляции.

Стоимость непосредственно для правительства займа средств у негосударственного сектора по рыночным процентным ставкам может быть высокой, но правительства в развитых рыночных экономических системах считают, что она стоит таких расходов.

Если финансирование правительства центральным банком запрещено, то Министерству финансов и центральному банку необходимо знать, какие цели в сфере финансирования установлены на каждый период, для того чтобы иметь возможность эмитировать необходимое количество ценных бумаг. Точная цифра не может быть известна наперед, особенно в условиях высокой инфляции: бюджетные расходы и доходы, заложенные в бюджете или прогнозируемые, могут быть оценены только приблизительно. Но прогнозы могут регулярно корректироваться для того, чтобы до конца периода центральный банк и Министерство финансов имели представление об этой позиции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Как явление нормативно-правовое, денежная система содержит ряд элементов: название и величину денежной единицы; виды денежных знаков и виды платежных средств; механизм регулирования наличного и безналичного секторов оборота, валютного рынка; институты, которые регулируют денежный оборот.

Предложение денег осуществляется банковской системой через эмиссию денег центральным банком и кредитную мультипликацию депозитов коммерческими банками. Внутрисистемная замкнутость и кредитный характер этого процесса обеспечивают высокую его эффективность, что проявляется в автоматическом сбалансировании спроса и предложения на денежном рынке. Но имеется один фактор, который постоянно угрожает деформировать действие этого механизма, - необходимость монетизации бюджетного дефицита. Если правительство не в состоянии профинансировать бюджетный дефицит за счет размещения своих обязательств на вторичном рынке, то оно будет заставлять центральный банк покупать эти обязательства, что приведет к увеличению предложения денег и нарушению равновесия на товарных рынках. Такие же последствия может иметь систематическая и широкомасштабная покупка центробанком государственных ценных бумаг на вторичном рынке, если он слишком переполнен этими бумагами, что угрожаем потерей ликвидности коммерческим банкам.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                Iвасiв Б.С. Грошi та кредит: Пiдручник. – Вид. 2-ге, змiн. й доп. – Тернопiль: Карт-бланш, 2005. – 528 с.

2.                Грошi банки та кредит: у схемах i коментарях: Навчальний посiбник / За ред. Б.Л. Луцiва. – 2-ге видання, перероб.- Тернопiль: Карт-бланш, 2000. – 225 с.

3.                Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Е.Ф.Жуков, Л.М.Максимова, А.В.Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. – М.:ЮНИТИ, 2002. – 623 с.

4.                Воронов Ю.П. Критерии выбора метода ценообразования / Бизнес – Информ. – 1996 - №5. – с. 12-30.

5.                Стельмах В.С., Єпіфанов А.О., Гребеник Н.І., Міщенко В.І. Грошово-кредитна політика в Україні/ за ред. Міщенко В.І. – 2-ге вид., перероб. І доп. – К., Т-во "Знання", КОО, 2003. – 421с.

6.                Гроші та кредит: Підручник. – 3-тє вид., перероб. і доп./М.І.Савлук, А.М.Мороз,М.Ф.Пуховкіна та ін.; За аг. Ред. М.І.Савлука.- К.,:КНЄУ,2002. – 598с.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.