5. Поддержка и развитие
новых форм и видов кредитования на рынке ссудных капиталов;
6. Дифференцированный
подход в области спроса и предложения на кредитном рынке;
7. Создание благоприятных
условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику;
8. Внедрение достижений и
средств научно - технического прогресса на все уровни кредитного рынка;
9. Достаточно хорошо
развитое информационное обеспечение участников рынка кредитов;
10. Развитие рынка
кредитов долгосрочного погашения, потребительских кредитов и ипотечных;
11. Обеспечение
необходимого уровня конкуренции на кредитном рынке;
12. Повышение
устойчивости развития экономики в целом и обеспечение возможности создания
прогнозирования кредитного рынка России на долгосрочный период;
13. Обеспечение высокого
профессионализма участников кредитного рынка;
14. Формирование условий
для выхода кредитного рынка России на мировой уровень и другие эффективные
мероприятия.
Такой подход к
организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его
участников и в целом поддержать функционирование экономической системы
государства на мировом уровне.
В рамках политики
обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и
политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы
следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского
сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов.
Причем необходимо
вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные
злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как
со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.
Кроме того, необходимо
форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением
реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого
курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая
политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и
характер, при наличии лиц, ответственных непосредствен но за ее проведение.
Заключение
Итак,
подводя итог данному исследованию, напрашивается вывод, что самое простое
определение денег: это все то, что обычно принимается в обмен на товары и
услуги. Однако такого определения денег явно недостаточно. В истории
экономической мысли сложились четыре основные теории, с разных позиций объясняющие
происхождение, природу и функции денег.
Металлистическая
теория денег отождествляет деньги с благородными металлами (золото, серебро) и
утверждает, что последние по природе своей являются деньгами. Номиналистическая
теория денег рассматривает деньги как условные знаки, номинальные счетные
единицы, покупательная способность которых декретируется государством. Трудовая
(марксистская) теория денег рассматривает деньги в качестве специфического
товара, обладающего внутренней ценностью, которая определяется затратами труда,
необходимыми для его производства (добыча золота и серебра).
Количественная
теория денег исходит из того, что деньги не имеют внутренней ценности
(стоимости); стоимость денег определяется их количеством в обраrцeнии. Денежные
агрегаты (лат. aggregatus - присоединенный) - части современных денежных
средств, которые применяются для обращения и платежа. Они объединяют разные
долговые обязательства в зависимости от степени и характера их ликвидности.
В современных условиях,
когда международное денежное обращение действует без единой основы золота,
применяются два вида валютного курса: фиксированный и плавающий.
На практике
денежная и фискальная политика государства оказываются тесно взаимосвязанными.
Меры правительства по финансированию дефицита бюджета ведут прежде всего к
увеличению денежной массы, т .к. используются кредиты Центрального банка, что сопровождается
мультипликационным эффектом расширения банковских депозитов. Следовательно,
фискальная политика опирается на денежную.
Денежная политика
как приоритетный метод регулирования в минувшие десятилетия приобрела
сторонников не только среди монетаристов, но и среди неокеЙнсианцев. Они
признают, что методы денежной политики осуществляются очень оперативно и гибко
в отличие от мер фискальной политики, которые требуют длительных согласований
между законодательными и административными органами, что понижает их
эффективность. С помощью денежной политики, как признает большинство
экономистов, можно успешно бороться с инфляцией и преодолевать небольшие спады.
Неопределенность динамики цен на нефть, обменных курсов валют на мировых
рынках и движения потоков капитала, а также достаточно сильная изменчивость
предпочтений экономических агентов относительно вложений средств в активы в
иностранной или в национальной валюте приводят к нестабильности динамики спроса
на деньги.
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из
важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой
страны. Основными направлениями государственного регулирования являются:
политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов,
особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных
(полугосударственных) или государственных кредитных институтах и
законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.
Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого
развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий
проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь
денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего
государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами
деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не
может быть эффективной рыночной экономики.
Наибольшая
эффективность реализации денежно- кредитной политики Центрального Банка
проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических
инструментов, причем в целесообразной последовательности.
Совершенствование
денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных
действий ЦБ и государства.
Центральный
Банк рф при осуществлении денежно-кредитной политики оперирует следующими
инструментами: устанавливает процентные ставки по операциям Банка России,
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные
требования); операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков,
валютное регулирование; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые
количественные ограничения.
Исходя из
анализа денежно-кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно-кредитный
рынок все более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому
регулированию. В связи с этим. Были разработаны основные направления
денежно-кредитной политики ЦБ Рф:
- создание благоприятных условий для поступательного экономического
развития страны в долгосрочной перспективе;
- последовательное снижение уровня инфляции (до 5,5 5 в 2006 г.);
- повышение темпов экономического роста;
- укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление
золотовалютных резервов государства в значительных масштабах;
- ослабление зависимости экономики и денежно-кредитной сферы от ~лияния
высоких цен на нефть;
- использование для стабилизации денежно-кредитной сферы средства Стабилизационного
фонда;
- стабилизация повышения
спроса на деньги при помощи ограничений на
денежную наличность;
- стимулирование
кредитных операций;
- совершенствование
межбанковского кредитного рынка и другие.
При
реализации данных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних
факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и
несовершенство законодательной базы, и рисковость денежно-кредитной сферы,
отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка
наличных и безналичных денежных средств и другие.
Поэтому
целесообразно оптимизировать денежно-кредитную политику ЦБ РФ по следующим направлениям:
1) совершенствование
законодательной базы в сфере денежно – кредитной политики;
2.
снижение инфляции
и про ведения политики сдерживания цен
3.
уменьшение
долларизации российского денежного обращения;
4.
усиление стимулов
инвестиционной активности;
5.
усиление контроля
над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения развития
теневого бизнеса;
6)
изменение уровня резервных требований; и процентных ставок, которые должны
платить банки;
7) предоставление
государственных гарантий.;
8)
достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников денежно-кредитной
сферы;
9)
обеспечение высокого профессионализма участников проведения денежно кредитной
политики;
Реализация эффективных
мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий
для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального
Банка будет способствовать ожиданию финансовой и социальной жизни страны и ее
стабильному развитию в будущем.
Глоссарий
№ п/п
|
Новые понятия
|
Содержание
|
1
|
"Почти деньги"
|
высоколиквидные финансовые активы, не являются средством обращения,
могут быть быстро превращены в деньги (краткосрочные сберегательные вклады,
срочные вклады, краткосрочные государственные ценные бумаги и сберегательные
облигации)
|
2
|
Банки
|
особые экономические институты, основная группа кредитных учреждений,
реализующих функции аккумуляции денежных средств, предоставления кредитов,
осуществления денежных расчетов, эмиссии кредитных средств обращения, выпуска
различных ценных бумаг
|
3
|
Денежная масса
|
продукт денежной базы и мультипликатора: В = Н * m, где m - денежный
мультипликатор
|
4
|
Денежная система
|
исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного
обращения, законодательно устанавливается государством
|
5
|
Денежное обращение
|
непрерывное движение денег по обслуживанию кругооборота товаров, оказанию
услуг, осуществлению расчетов в хозяйственной сфере, осуществляется на основе
экономического закона, определяющего количество денег, потребных для
обращения, законодательно закрепляется в форме государственной денежной
системы
|
6
|
Деньги
|
особый предмет (вещь), выполняющий ряд функций в сфере товарно-денежных
отношений, деньгами может являться любая вещь, принимаемая продавцами как
плата за товары и услуги
|
7
|
Кредит
|
движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого
в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента
|
8
|
Кредитная политика
|
важный элемент денежной политики страны, проявляется на основе
совокупности мероприятий, осуществляемых государством для изменения объема и
динамики кредита, в целях воздействия на хозяйственные процессы, в проведении
кредитной политики принимают конкретное участие центральные банки,
коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты
(кредитные организации)
|
9
|
Кредитная система
|
совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования,
совокупность кредитно-финансовых институтов
|
10
|
Модель "IS-LM", где кривая
"IS" характеристика равновесия на товарном секторе хозяйства,
"LМ"
|
рынок денег будет в равновесии, если увеличению реального дохода будет
соответствовать более высокая ставка процента, в денежном секторе экономики
выведена Джоном Хигсом (1904-1989) - английским экономистом
|
11
|
Монетарная (денежная политика)
|
комплекс взаимосвязанных предприятий, предпринимаемых центральным
банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого
воздействия на состояние кредита и денежного обращения
|
12
|
Учетно-процентная (дисконтная)
политика
|
регулирование размеров процентной ставки (дисконта), по которой
коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального банка
|
13
|
Функция денег "мера
стоимости"
|
общепризнанный измеритель и показатель рыночной ценности любого товара,
при отсутствии денег данная единая оценка невозможна
|
14
|
Функция денег "средства
обращения"
|
инструмент простого и быстрого обмена товаров, с появлением денег
"продажа" товара сводится к его обмену на деньги, "купля"
товара - к обмену денег на товар
|
15
|
Центральный банк
|
банк, задачей которого является регулирование денежного обращения,
обеспечение устойчивости национальной валюты, проведение единой кредитной и
денежной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, надзор за
деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений,
осуществление операций по внешнеторговой деятельности
|
Список использованных источников
1.
Абрамова М.А.,
Основы экономической теории: практика [Электронный ресурс]/ М.А. Абрамова -
режим доступа : http// www centen.pl. ru.14.03.2009.
2.
Агеев А.И.
Деньги: Проблемы собственности и культуры [Текст]// Экономика и жизнь, № 8,
2008. С. 75. ISN 509589-0112-5
3. Андрианов В. Деньги в мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность [Текст] / Международная жизнь /, 2009, № 2. С.15. ISN 509589-0117
4.
Бабич А.М.,
Павлова Л.Н. Финансы: [Текст]/Учебник. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2007.С.392. ISBN 509589000157
5.
Борисов А.Б.
Большой экономический словарь. [Текст] – М.: Книжный мир, 2008.С.789. ISBN 5095899210а
6.
Борисов Е.Ф.
Экономическая теория [Текст]/ Учебник. М.: Юрайт Издат, 2003.С 521. ISBN 571- 839589-01
7.
Владиславьев Д.Н.
Основы экономической теории: практика [Электронный ресурс] / Д.Н. Владиславьев
- режим доступа : http// www showpage.pl. ru.10.04.2007.
8.
Камаева В.Д.
Экономическая теория: для ВУЗов [Электронный ресурс ]/ В. Д. Камаева, режим
доступа : http// www psychoanaiysis.pl/ ru.12.04.2007.
9.
Ковалев В.В.,
Ковалев Вит.В. Финансы предприятий: [Текст]/ Учебное пособие. – М.: Проспект,
2007.С.254. ISBN 509589-25
10. Курс Экономической теории. Общие
основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы
национальной экономики.: [Текст] / Учебное пособие. /Под ред. док.экон.наук.,
проф. А.В. Сидоровича. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство “Дело и
сервис”, 2008.С.403. ISBN
509589-0112-5
11. Основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики на 2009 год (одобрено Советом
директоров ЦБР 15 ноября 2008 г.) [Электронный ресурс ] // СПС Гарант по
состоянию на 25 марта 2009 года.
12. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., "О
Центральном банке Российской Федерации"[Текст] // "Банковское и
финансовое право"., № 5, 2008, С.28
13. Финансовый менеджмент: [Текст] /Учебник
/ Под ред. Ковалевой А.М. – М.: ИНФРА-М, 2006.С.362. ISBN 509589-0117
14. Финансы: [Текст] / Учебное пособие /
Под ред. проф. А.М.Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007.С. 352. ISBN 509589-0117
15. Финансы: [Текст] / Учебник для вузов
/ Под ред. проф. М.В.Романовского и др.. – М.: Перспектив: Юрайт, 2004.С.439. ISBN 614095895043
16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: [Текст]/Учебник
для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТН-ДАНА, 2001.С.537. ISBN 509589-081
17. Финансы, денежное обращение и кредит:
[Текст]/ Учебник. Краткий курс / Под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М,
2002.С.312.
ISBN 509589-0112-5
18. Харрис Л. Денежная теория. [Текст]/ М.,
2003. С.72.
ISBN 509589-0117
19.
Экономика: [Текст]/
Учебник. – 3-е изд., перераб и доп. /Под ред. док.экон.наук., проф. А.С.
Булатова. – М.: Экономистъ, 2003.С. 561. ISBN 82509589000-01
20.
Экономическая
теория: [Текст] / Учебник для студентов высших учебных заведений. /Под ред.
В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003.С.484. ISBN 509589-0117
21.
Экономическая
теория. [Текст] /Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. ‑ 3-е изд. –
СПб, изд-во СПбГУЭФ, изд-во “Питер”, 2004.С.376. ISBN 6826-109589000с
22. Экономическая теория: [Текст] / Учебник.
/Под общей ред. проф. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С.
Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003.С.419. ISBN 509589-0112-5
Приложение А
Сравнительная характеристика денежных
рынков
Приложение Б
Изменения бюджетно-налоговой и
денежно-кредитной политики в краткосрочном периоде
[1] Андрианов В. Деньги в
мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность [Текст] / Международная
жизнь /, 2009, № 2. С.15
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|