- сценарий «умеренные
цены на нефть при умеренном притоке капитала» (цены на нефть ниже 60 долларов
США за баррель, приток капитала ниже среднегодового притока капитала в
страну за последние 2 года);
- сценарий «умеренные
цены на нефть при высоком притоке капитала» (цены на нефть ниже 60 долларов США
за баррель, приток капитала выше среднегодового притока капитала в страну
за последние 2 года);
- сценарий «высокие цены
на нефть» (цены на нефть выше 60 долларов США за баррель).
Рисунок 2 –
Прогнозируемый уровень инфляции за 2008-2009 годы
Фактически
по итогам сентября 2009 года инфляция в годовом выражении также замедлилась и
составила 5,8%, что является самым минимальным уровнем, начиная с сентября 2003
года (в декабре 2008 года – 9,5%). Данный уровень инфляции в 3,5 раза ниже
максимального значения уровня инфляции за последние годы, наблюдавшегося в
летние месяцы 2008 года. Цены на продовольственные товары выросли на 3,6% (в
декабре 2008 года - на 10,8%), непродовольственные товары – на 6,6% (на 5,7%),
платные услуги – на 8,0% (на 11,4%).
Таблица
1 – Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2007 - 2009 годы
(сценарий «умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала») на конец
периода
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Инфляция (в среднем за период), %
|
8,6
|
6,2-7,2
|
6,0-7,0
|
6,0-7,0
|
Официальная ставка
рефинансирования, %
|
9,0
|
8,0
|
7,5
|
7,5
|
Валовые международные резервы
Национального Банка, млрд. долл. США
|
19,1
|
21,3
|
23,2
|
25,2
|
изменение в %
|
170,4
|
11,3
|
8,9
|
8,7
|
Денежная база, млрд. тенге
|
1501
|
1828
|
2221
|
2468
|
изменение в %
|
126,5
|
21,8
|
21,5
|
11,1
|
Денежная масса, млрд. тенге
|
3716
|
5046
|
6439
|
7753
|
изменение в %
|
79,9
|
35,8
|
27,6
|
20,4
|
Депозиты резидентов, млрд. тенге
|
3115
|
4272
|
5464
|
6574
|
Кредиты банков экономике, млрд.
тенге
|
4736
|
6161
|
7766
|
9647
|
Уровень монетизации экономики, %
|
38,1
|
42,5
|
45,9
|
46,9
|
Таблица 2 – Прогноз
основных показателей денежно-кредитной политики на 2007 - 2009 годы (сценарий
«умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала») на конец периода
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Инфляция (в среднем за период), %
|
8,6
|
7,3-8,3
|
6,9-7,9
|
6,9-7,9
|
Официальная ставка
рефинансирования, %
|
9,0
|
9,0
|
8,5
|
8,5
|
Валовые международные резервы
Национального Банка, млрд. долл. США
|
19,1
|
24,1
|
28,1
|
32,1
|
изменение в %
|
170,4
|
26,2
|
16,6
|
14,2
|
Денежная база, млрд. тенге
|
1501
|
2129
|
2683
|
3293
|
изменение в %
|
126,5
|
41,8
|
26,0
|
22,7
|
Денежная масса, млрд. тенге
|
3716
|
5375
|
7040
|
8877
|
изменение в %
|
79,9
|
44,7
|
31,0
|
26,1
|
Депозиты резидентов, млрд. тенге
|
3115
|
4528
|
5901
|
7460
|
Кредиты банков экономике, млрд.
тенге
|
4736
|
6682
|
8914
|
11153
|
Уровень монетизации экономики, %
|
38,1
|
44,5
|
48,4
|
51,3
|
Таблица 3 –
Прогноз основных показателей денежно-кредитной
политики на 2007 - 2009 годы (сценарий высоких цен на нефть) на конец периода
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Инфляция (в среднем за период), %
|
8,6
|
8,2-9,2
|
8,0-9,0
|
8,0-9,0
|
Официальная ставка
рефинансирования, %
|
9,0
|
9,7
|
9,5
|
9,5
|
Валовые международные резервы
Национального Банка, млрд. долл. США
|
19,1
|
25,4
|
31,8
|
37,7
|
изменение в %
|
170,4
|
33,0
|
25,3
|
18,4
|
Денежная база, млрд. тенге
|
1501
|
2295
|
3190
|
4170
|
изменение в %
|
126,5
|
52,8
|
39,0
|
30,7
|
Денежная масса, млрд. тенге
|
3716
|
5636
|
7850
|
10249
|
изменение в %
|
79,9
|
51,7
|
39,3
|
30,6
|
Депозиты резидентов, млрд. тенге
|
3115
|
4700
|
6552
|
8662
|
Кредиты банков экономике, млрд.
тенге
|
4736
|
7151
|
10033
|
13062
|
Уровень монетизации экономики, %
|
38,1
|
46,6
|
54,0
|
59,2
|
Фактически
в октябре 2009 года чистые международные резервы Национального Банка в текущих
ценах выросли на 0,7% (или на 132,9 млн. долл. США) и составили 20,2 млрд.
долл. США (с начала года – на 1,7%).
Основным
фактором роста международных резервов Национального Банка послужило увеличение
активов в золоте на 8,9% (с начала года – на 25,0%) в результате проведенных
операций и роста его цены на мировых рынках на 4,3%. При этом, продажа валюты
на внутреннем валютном рынке, операции по обслуживанию внешнего долга
Правительства и снижение остатков на корреспондентских счетах банков в
иностранной валюте в Национальном Банке были частично нейтрализованы поступлением
валюты на счета Правительства в Национальном Банке. В результате чистые
валютные запасы (СКВ) в октябре 2009 года снизились на 0,4% (с начала года – на
0,9%).
За
октябрь 2009 года международные резервы страны в целом (в текущих ценах),
включая активы Национального фонда в иностранной валюте (по предварительным
данным 23,7 млрд. долл. США), выросли незначительно, на 0,1%, и составили 44,5
млрд. долл. США (с начала года – снижение на 6,0%). Активы Национального фонда
в национальной валюте составили 600 млрд. тенге (облигации АО «ФНБ
«Самрук-Казына» и АО «НХ «КазАгро»).
Денежная
база в октябре 2009 года сжалась на 6,7% и составила 2563,7 млрд. тенге (с
начала года – расширение на 68,1%) вследствие снижения чистых внутренних
активов Национального Банка, в основном, за счет роста обязательств перед
Правительством и банками (по краткосрочным нотам).
За
октябрь 2009 года узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных
депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, сжалась на 7,3% до 2041,7
млрд. тенге (с начала года – расширение на 36,8%).
За
сентябрь 2009 года денежная масса выросла на 2,7% до 7255,0 млрд. тенге (с
начала года – на 15,8%) за счет увеличения как чистых внешних, так и внутренних
активов банковской системы.
За
сентябрь 2009 года объем наличных денег в обращении вырос на 0,3% и составил
809,7 млрд. тенге (с начала года – снижение на 5,6%), депозиты в банковской
системе также выросли, на 3,0%, до уровня 6445,3 млрд. тенге (с начала года –
рост на 19,2%). Опережающие темпы роста депозитов по сравнению с темпами роста
наличных денег в обращении обусловили повышение доли депозитов в структуре
денежной массы с 88,6% в августе 2009 года до 88,8% в сентябре 2009 года.
Также Правительством
прагматично сформирован проект республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы с
учетом возможного ухудшения ситуации на мировых финансовых и сырьевых рынках.
Доходы бюджета на этот период рассчитаны исходя из мировой цены на нефть 60
долл. США за баррель. Правительство скорректировало параметры проекта республиканского
бюджета на 2009 – 2011 годы с учетом необходимости обеспечения фискальной
устойчивости в среднесрочном периоде. Доходы бюджета в 2009 году уточнены с
учетом снижения мировой цены до 40 долл. США за баррель. Сокращены
неприоритетные расходы, а финансирование некоторых программ перенесено на более
поздние сроки. При этом социальные расходы не сокращены.
Трехлетний
республиканский бюджет в текущих условиях становится ключевым инструментом
поддержания экономической активности. Совокупный спрос и деловая активность
будут обеспечены за счет сохранения высокого уровня бюджетных расходов,
направляемых, в первую очередь, на финансирование приоритетных инфраструктурных
и индустриальных проектов, развитие сельского хозяйства, обеспечивающих спрос
на продукцию отечественных предприятий и занятость в экономике, а также на развитие
человеческого капитала.
В условиях замедления
темпов экономического роста Правительство будет осуществлять контрцикличную
бюджетную политику, а Национальный Банк – мягкую денежно-кредитную политику.
Однако по мере стабилизации экономики и финансового сектора денежно-кредитная и
фискальная политики будут ужесточены с целью обеспечения макроэкономической
стабильности, в том числе поддержания низких темпов инфляции.
Правительство и Национальный
Банк будут контролировать состояние платежного баланса и валютного курса.
С учетом изменяющихся
внутренних и внешних условий, накопившихся отраслевых дисбалансов в экономике
Правительство разработает в 2009 году Стратегию социально-экономического развития
Казахстана до 2020 года. Она обозначит четкие приоритеты и индикаторы развития
страны на ближайшие десять лет с учетом:
- повышения устойчивости
экономики к внешним вызовам; проведения структурных реформ для улучшения инвестиционного
климата в стране; - модернизации инфраструктуры;
- развития человеческого
капитала;
- ускоренной
диверсификации экспорта, в первую очередь, за счет развития агропродовольственного
сектора;
- повышения эффективности
государственного аппарата;
- эффективного управления
внешним долгом страны.
Это будет первая
национальная стратегическая программа развития страны, учитывающая новые
принципы планирования, ориентированного на результат.
2.3
Законодательно-нормативные основы денежно-кредитного регулирования
Денежно-кредитная
политика один из важных элементов экономической политики государства, которая
нацелена на достижение макроэкономической стабильности. В рамках экономической
системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной
общей цели, так как ее цели являются частью глобальной стратегии. В
соответствии со статьей 29 Закона Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О
Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Казахстана является
основным органом, определяющим и осуществляющим государственную
денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Задачей денежно-кредитной
политики Национального Банка Казахстана является обеспечение внутренней и
внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан. Следует
отметить, эффективное управление денежным обращением монетарными властями
достигается при наличии четко разработанной стратегии. Определение стратегии
денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение основной
конечной цели; определение промежуточной цели, выбор инструментов их реализации
и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям. Очевидно, что
конечной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности
цен, полная занятость и рост реальных объемов производства, которые достигаются
путем проведение текущей денежно-кредитной политики, ориентированной на более
конкретные цели. Безусловно, среди конечных целей существует одна
ответственность, которая лежит на центральном банке: снижение темпов инфляции
для сохранения внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Эта
задача решается в основном путем развития рыночных механизмов финансирования
инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного
характера, а не на эмиссии денежных активов. Совершенно очевидно, что
денежно-кредитная политика не может бороться с неденежными причинами инфляции.
Структурные и социальные факторы должны устраняться другими средствами
экономической политики (политикой доходов, политикой промышленно-торговых
структур и так далее). Совершенно правомерно утверждает Дж. Стиглиц:
«односторонний упор на борьбу с инфляцией может не только внести искажения в
экономическую политику, не позволяя стране полностью реализовать свой потенциал
роста промышленного производства, но и способствовать институциональным
изменениям, уменьшающим экономическую гибкость хозяйства не принося в то же
время важных выгод, и не может обеспечить экономического роста».
Страницы: 1, 2, 3, 4
|