p>- второй этап - изучение показателей, характеризующих деятельность анализируемого предприятия;- третий этап - обобщение и оформление результатов анализа, составление аналитических записок с конкретными предложениями, принятие решений, организация контроля за выполнением предложений по результатам анализа. От того, как будут определены цели аналитической работы, зависят ее объемы и характер. Эти цели вытекают из задач, стоящих перед торговым предприятием. Необходимым условием анализа является составление его программы. В программе предусматриваются: сроки проведения анализа; материалы, по которым проводится анализ, а также список лиц (с указанием должности), у которых можно получить нужную информацию; порядок проведения анализа и обобщения его результатов; исполнители (плановый отдел, бухгалтерия и др.), календарные сроки выполнения работ. В разделе "Подбор и обработка материалов" указываются материалы, которыми следует пользоваться при анализе, и порядок их проверки. В разделе "Подготовка материалов к анализу" говорится, в чем заключается эта подготовка. Например, указывается, как упростить однородные показатели, пересчитать данные, чтобы привести их в сопоставимый вид. В разделе "Разработка материалов, изучение и контроль хозяйственной деятельности" указывается, какие аналитические таблицы должны быть составлены, какова методика расчета показателей, их анализ и т.д. В разделе "Обобщение результатов анализа" говорится, в какой форме, как и кто обобщает результаты анализа, дается примерная схема аналитического заключения, содержание которого должно давать представление об объеме и качестве работы предприятия торговли и путях ее улучшения. Проверка материалов, используемых при анализе, их изучение и систематизация (составление соответствующих аналитических таблиц, подбор и распределение по отдельным вопросам дополнительно привлеченных материалов и т.д.) — необходимое условие анализа [15, с. 233]. Особенно внимательно нужно проверять внеучетные материалы. Счетная проверка данных позволяет установить их достоверность, выявить и устранить приписки и разного рода ошибки, искажающие показатели выполнения плановых заданий. Сопоставимость данных предполагает сопоставимость территории, периодов времени, единиц измерения, экономического содержания показателей. Если изменились цены на товары и услуги, при сопоставлении показателей за периоды до и после этого изменения, необходимо пересчитывать фактические данные в цены и тарифы базисного периода путем их деления на соответствующий индекс цен. Аналитической работой в предприятиях торговли и общественного питания занимаются прежде всего работники бухгалтерского учета. Главный бухгалтер отвечает за финансовое состояние предприятия и организации. Вместе со своим заместителем он готовит информационный материал и изучает хозяйственную деятельность по данным бухгалтерского учета и отчетности, контролирует выполнение планов, расходование и использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов так, чтобы предупредить потери, нерациональные расходы, обеспечить сохранность собственности. О результатах анализа докладывает руководителю предприятия. По характеру работы бухгалтеру легче, чем кому бы то ни было, выявлять резервы улучшения показателей хозяйственной деятельности. Обеспечить их мобилизацию — важная задача работников учета. На ряде крупных предприятий торговли и общественного питания в штате имеются экономисты, которые ведут всю экономическую работу на предприятии, под их руководством и при участии проводится всесторонний экономический анализ. Оформление результатов анализа - завершающий этап аналитической работы. Результаты анализа деятельности предприятия за год, квартал, месяц оформляют в виде аналитических записок. Формами аналитических записок являются: объяснительная записка к годовому или квартальному отчету об итогах хозяйственной деятельности предприятия и организации; заключения аудиторских организаций о работе предприятий. В процессе экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности приходится постоянно иметь дело с системой показателей. Хозяйственно-финансовая деятельность подсобных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий торговли и общественного питания измеряется множеством экономических показателей, которые можно свести в определенную систему. Их можно подразделить на: а) стоимостные и натуральные — в зависимости от положенных в основу измерителей; б)количественные и качественные — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется; в) объемные и удельные — в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений [20, с.211]. Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений. Широко применяются стоимостные показатели в торговле. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный товарооборот, издержки обращения, валовой доход. Денежный (стоимостный) измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий. На предприятиях оптовой торговли товары учитывают и анализируют не только в стоимостном, но и в натуральном выражении (по ассортименту в соответствии с установленной номенклатурой). Оптовая и розничная торговля предъявляет свои заказы промышленности преимущественно в натуральных показателях, поскольку они наилучшим образом характеризуют удовлетворение микро- и макроспроса. В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров. Наряду с натуральными показателями в аналитической практике используется и их разновидность - условно-натуральные показатели. В оптовой торговле (на предприятиях длительного хранения картофеля, овощей, фруктов) используется такой условно-натуральный показатель, как тонно-месяц (тонно-день). Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый товарооборот по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничного товарооборота в рублях. Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат [9, .266]. Хозяйственные явления и процессы обычно содержат как количественные, так и качественные факторы. Задача экономиста часто сводится к необходимости отделить и измерить влияние тех или других. Объемные показатели представляют собой первичное отражение изучаемых хозяйственных явлений и процессов с точки зрения их объема, состава и т.д. [9, с. 341]. Величины оптового и розничного товарооборота, оборотных средств, издержек обращения, дохода - все это объемные показатели. Удельные показатели являются вторичными, производными от соответствующих объемных показателей. В торговле удельными показателями можно считать: оборот на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек, валового дохода, прибыли. Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение плана, структуру, динамику, интенсивность развития. Каждый из рассмотренных выше показателей имеет определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Если эти показатели рассматривать отдельно, то окажется, что некоторые из них страдают известной ограниченностью. Но экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей. Только при этом условии можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятельность предприятия в той или иной области и тем более работу предприятия в целом. 1.3 Роль анализа хозяйственной деятельности в управлении торговым предприятием важное место среди экономических наук. Его рассматривают, как
было отмечено ранее, в качестве одной из функций управления производством.
Место анализа в системе управления упрощенно можно отразить схемой,
изображенной на рисунке 1.1.
Ресурсы
Продукты, услуги и пр.
Рис.1.1 Место экономического анализа в системе управления
Известно, что система управления состоит из следующих
взаимосвязанных функций:
-
планирование,
-
учет,
-
анализ,
-
принятие
управленческих решений.
Планирование представляет очень важную функцию в системе
управления деятельностью на предприятии. С его помощью определяются направления
и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и
отдельных работников. Главной задачей планирования, как было сказано ранее,
является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и
деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных
результатов деятельности.
Для управления любой деятельностью нужно иметь полную и
правдивую информацию о ходе выполнения работ и планов. Поэтому одной из функций
управления деятельностью предприятия является учет. Он обеспечивает постоянный
сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления
деятельностью предприятия и контроля за ходом выполнения планов [10, с. 127].
Однако для управления деятельностью на предприятии нужно
иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах
хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих
изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются
с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация:
-
проходит
аналитическую обработку: приводится сравнение достигнутых результатов
деятельности с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других
предприятий и среднеотраслевыми;
-
определяется
влияние разных факторов на величину результативных факторов;
-
выявляются
недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т. д.
На основе результатов анализа разрабатываются и
обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует
решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления
деятельностью приватизированного предприятия, обеспечивает его эффективность.
Таким образом, экономический анализ – это функция управления, которая
обеспечивает научность практических решений.
Как функция управления экономический анализ тесно связан с
планирование и прогнозированием деятельности предприятия, поскольку без
глубокого анализа не возможно осуществление этих функций [17, с. 113].
Экономический анализ является не только средством обоснования
планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и
заканчивается анализом результатов деятельности предприятия. Он позволяет
повысить уровень планирования, сделать его научно-обоснованным.
Большая роль отводится анализу в деле определения и
использования резервов повышения эффективности деятельности. Он содействует
экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта,
научной организации труда, новой техники и технологии на предприятии,
предупреждению излишних затрат, разных недостатков в работе и т. п. В
результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность
деятельности предприятия.
Таким образом, экономический анализ является важным элементом
в системе управления предприятием, действенным средством выявления резервов,
основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений.
Роль анализ как средства управления деятельностью предприятия
с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых,
необходимостью неуклонного повышения эффективности деятельности в связи с
ростом потребности, повышением науко- и капиталоемких производств. Во-вторых,
отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом
к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с
разгосударствлением экономики, приватизации предприятий и прочими мероприятиями
рыночной реформы [14, с. 349].
В этих условиях руководитель предприятия не может
рассчитывать только на свою интуицию на примерные «прикидки в уме».
Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точных
расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно-обоснованными,
мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, технические и
технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не
обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли экономического
анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях
приносят чувствительные потери. И, наоборот, те предприятия, на которых
серьезно относятся к экономическому анализу, имеют хорошие результаты, высокую
экономическую эффективность.
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ООО «КОЛИБРИ»
2.1 Краткая организационно-экономическая
характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью СТК «Колибри»
действует на основании Устава и Учредительного договора, в соответствии с
законодательством Российской Федерации, в том числе Гражданским Кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной
ответственностью».
Оно является юридическим лицом,
обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный,
валютный и специальный счета в банке, печать со своим наименованием, имеет
имущественные и неимущественные права и несет ответственность по своим
обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, выступает истцом и ответчиком
в суде и Арбитражном суде.
Полное наименование общества:
Общество с ограниченной ответственностью Строительно-торговая компания «Колибри».
Сокращенное наименование: ООО СТК «Колибри».
Местонахождение Общества в
соответствии с учредительными документами: 430099 Российская Федерация,
Волгоградская обл., г. Волгоград, Поддубного, д. 9.
Общество с ограниченной
ответственностью ООО СТК «Колибри» зарегистрировано в 2003 году.
Основной государственный
регистрационный номер Общества в Государственном реестре юридических лиц (ОГРН)
1071746614185. Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный ООО СТК «Колибри»,
5402301296, код причины постановки на налоговый учет 540201001.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|