списывать в бесспорном порядке
суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других
случаях, предусмотренных настоящей частью Кодекса;
списывать в бесспорном порядке
суммы бюджетных средств, под лежащих возврату в бюджет, срок возврата которых
истек;
списывать в бесспорном порядке
суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными
на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
взыскивать в бесспорном порядке
пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на
возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными
средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой
действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
выносить предупреждение
руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и
получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
составлять протоколы, являющиеся
основанием для наложения штрафов;
взыскивать в бесспорном порядке
пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов
на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой
действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
В случае создания руководителем
финансового органа субъекта Российской Федерации или муниципального образования
препятствий в исполнении временной финансовой администрацией полномочий,
возложенных на нее Бюджетным кодексом и другими федеральными законами, а также
в случае совершения руководителем финансового органа субъекта Российской
Федерации или муниципального образования действий, нарушающих права и интересы
этого субъекта и его кредиторов, бюджетное законодательство Российской
Федерации и (или) план восстановления платежеспособности субъекта Российской
Федерации (муниципального образования), глава временной финансовой администрации
вправе ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении руководителя
финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
от должности и возложении его полномочий на главу временной финансовой
администрации.
3.
Территориальные бюджеты
Региональные бюджеты — центральное
звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения
задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской
Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы
власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное
развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных
территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом
и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетие наблюдается
регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции
регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной
власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера
их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно
проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам
власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование
промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны
окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С
помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней
экономического и социального развития территорий, которые в результате
исторических, географических, военных и других условий отстали в своем
экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления
такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из
региональных бюджетов.
Доходы региональных бюджетов
Эти доходы формируются в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ за счет налоговых и неналоговых доходов. Основные
налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. В бюджеты субъектов
Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих
региональных налогов по нормативам:
налога на имущество организаций —
100%;
налога на игорный бизнес — 100%;
транспортного налога — 100%.
В бюджеты субъектов Российской
Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов
и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по
нормативам:
налога на прибыль организации по
ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов
Российской Федерации, — 100%;
акцизов на спирт этиловый из
пищевого сырья — 50%;
акцизов на спиртосодержащую
продукцию — 50%;
акцизов на автомобильный бензин,
включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и
карбюраторных (инжекторных) двигателей — акцизов на алкогольную продукцию —
100%; акцизов на пиво — 100%; налога на добычу полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) —
налога на добычу
общераспространенных полезных ископаемых — 100%;
налога на добычу полезных
ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и
общераспространенных полезных ископаемых) — 60%;
сбора за пользование объектами
водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — 30%;
сбора за пользование объектами
животного мира — 100%;
государственной пошлины (подлежащей
зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действ или
выдачи документов) — 100%.
В бюджеты субъектов Российской
Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит
зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду. В доходах
региональных бюджетов превалируют отчисления от федеральных налогов, которые
составляют более 50%, и поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов —
более 10%. Региональные налоги составляют менее 6%. Из них наиболее весомыми
являются: налог на имущество организаций — примерно 4%. Доходы от использования
государственного имущества — 5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 9%.
Расходы региональных бюджетов
Основные направления использования
средств региональных бюджетов:
обеспечение функционирования
органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
обслуживание и погашение
государственного долга субъектов Российской Федерации;
проведение выборов и референдумов
субъектов Российской Федерации;
обеспечение реализации региональных
целевых программ;
формирование государственной
собственности субъектов Российской Федерации;
осуществление международных и
внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
содержание и развитие предприятий,
учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти
субъектов Российской Федерации;
обеспечение деятельности средств
массовой информации субъектов Российской Федерации;
оказание финансовой помощи местным
бюджетам;
обеспечение осуществления отдельных
государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
компенсация дополнительных
расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных
расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.
В региональных бюджетах высока доля
расходов на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям, которая
достигает 26% общих расходов. Следует отметить, что региональные бюджеты
являются весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское
хозяйство и рыболовство (44% всех расходов консолидированного бюджета
Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику — 58%
расходов. Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности,
энергетики и строительства — более 57% расходов консолидированного бюджета
России, жилищно-коммунального хозяйства — более 30%, здравоохранения — 45%,
культуры и искусства — 32%. Развитие производительных сил, рост производства
новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского
хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку
на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается
на условиях жизни населения и требует увеличения затрат общества на поддержание
необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно
возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на
охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 30% бюджетных расходов
на эти цели. До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей
среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом
предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению
участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к
удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует
отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую
недостаточно эффективно, поскольку мероприятия не всегда скоординированы, а
средства распыляются. В этих условиях возрастает роль бюджетного
финансирования, в том числе за счет региональных бюджетов. Все в большей
степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия развитию
систем водоснабжения и канализации, мусоропереработки и захоронению бытовых
отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной
деятельности.
Местные бюджеты. Местное
самоуправление — обязательный компонент демократического государственного
строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им
представительные органы. Местные представительные и исполнительные органы для
выполнения возложенных на них функций наделяются определенными имущественными и
финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов
власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные
этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и
исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и
получать от них доходы. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в
их назначении. Они выполняют следующие функции:
формирование денежных фондов,
являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
распределение и использование этих
фондов между отраслями народного хозяйства;
контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим
органам власти.
Важное значение имеют местные
бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач —
в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и
развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения
общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены
принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой
поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет
собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и
сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования
имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных
услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов
местного самоуправления. В местные бюджеты поступают ассигнования на
финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых
органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации
органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов
Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых органами государственной власти,
приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов
муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в
местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными
законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов
местного самоуправления. До разграничения государственной собственности на
землю в местные бюджеты в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи
в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков,
расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей
жилищного строительства.
Основные налоговые доходы бюджетов
поселений.
В бюджеты поселений зачисляются:
доходы от следующих местных налогов
по нормативам:
земельного налога — 100%;
налога на имущество физических лиц
— 100%;
доходы от следующих федеральных
налогов и сборов, налогов:
налога на доходы физических лиц —
10%;
единого сельскохозяйственного
налога — 30%;
налоговые доходы от федеральных и
(или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами
государственной власти субъектов Российской Федерации;
налоговые доходы от федеральных,
региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным
представительными органами муниципальных районов.
В бюджеты муниципальных районов
зачисляются:
1) налоговые доходы от следующих
местных налогов по нормативам:
земельного налога, взимаемого на
межселенных территориях, — 100%;
налога на имущество физических лиц,
взимаемого на м селенных территориях, — 100%;
2) налоговые доходы от следующих
федеральных налогов и сбо налогов, предусмотренных специальными налоговыми
режимами:
налога на доходы физических лиц —
20%;
единого налога на вмененный доход
для отдельных в деятельности — 90%;
единого сельскохозяйственного
налога — 30%;
государственной пошлины (подлежащей
зачислению по м ту регистрации, совершения юридически значимых действий или
выдачи документов) — 100%;
за выдачу разрешения на
распространение наружной рекламы.
Неналоговые доходы местных
бюджетов. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли
муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных
обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов
местного самоуправления. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских
округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду
по нормативу 40%. В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за
выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами
местного самоуправления, по нормативу 100%. В бюджеты поселений, городских
округов до разграничения государственной собственности на землю поступают
доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной
собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских
округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100%.
В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности
на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в
государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных
территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу
100%. Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные
налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по
их уплате в пределах прав, согласно налоговому законодательству Российской
Федерации. Органы местного самоуправления вправе определять порядок
предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных
платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или
сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по
бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной
системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного
бюджета и размера муниципального долга.
Расходы местных бюджетов
Данные расходы наиболее ярко
отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные
стороны деятельности местных органов власти — разработка и осуществление планов
экономического и социального развития на подведомственной им территории.
Увеличение числа поселений, осуществление мероприятий по развитию
жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест
увеличивают расходы местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым
строительством и с повышением уровня затрат на содержание объектов
жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
В соответствии с Бюджетным кодексом
РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные
виды расходов:
содержание органов местного
самоуправления;
формирование муниципальной
собственности и управление ею;
организация, содержание и развитие
учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и
спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в
муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
содержание муниципальных органов охраны
общественного порядка;
организация, содержание и развитие
муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
муниципальное дорожное
строительство и содержание дорог местного значения;
благоустройство и озеленение
территорий муниципальных образований;
организация утилизации и
переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
содержание мест захоронения,
находящихся в ведении муниципальных органов;
организация транспортного
обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или
в ведении органов местного самоуправления;
обеспечение противопожарной
безопасности;
охрана окружающей природной среды
на территориях муниципальных образований;
реализация целевых программ,
принимаемых органами местного самоуправления;
обслуживание и погашение
муниципального долга;
целевое дотирование населения;
содержание муниципальных архивов;
проведение муниципальных выборов и
местных референдум
Главным направлением использования
средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением
человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более
половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — 20% всех
расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета
Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных
бюджетов составляют 68%, на образование — 58 (на дошкольное воспитание — 83%,
начальное и общее среднее образование — 83%), на здравоохранение и физическую
культуру — 55, социальную политику — 41, культуру и искусство — 45%. Роль
местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не
менее в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство
средства местных бюджетов составляют 22%, сельского хозяйства и рыболовства —
11%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 27%.
Структура расходов отдельных видов
местных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности
его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным
органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального
хозяйства, и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах
этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и
сельских органов власти находятся в основном социально- культурные учреждения,
в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование
социально-культурных мероприятий.
Одним из главных направлений
использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной
производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Местным органам подведомственна
подавляющая часть социально-культурных учреждений, и в первую очередь
учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных
бюджетов значительно преобладают расходы на социально- культурные мероприятия.
Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в
районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.
В расходах местных бюджетов на
социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на
здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских
учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих
бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития
административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления
местным хозяйством и т.д.
Развитие урбанизации проявляется в
ускоренных темпах роста расходов местных бюджетов на финансирование народного
хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и
усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального
строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и
уровня его технического оснащения. Расширение территории населенных пунктов
ведет к удлинению коммуникаций, увеличению эксплуатационных расходов.
Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя
выше, — также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует
игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности
жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших
масштабах развивается коммунальное хозяйство, и т.д.
Одной из актуальных проблем
является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно
способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели
бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в
городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками
объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов незаработанные
средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать
подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими
специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями.
Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать
экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
4. Финансовые ресурсы
предприятий, направляемые на развитие территории
Важнейшей составной частью
финансового обеспечения населенных мест, развития и содержания в них
производственной и социальной инфраструктур являются средства предприятий и
хозяйственных организаций.
Главным источником формирования
средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры,
является их прибыль. Из прибыли, которая оставляется в распоряжении
предприятий, формируются целевые фонды. За счет средств этих фондов коллективы
предприятий имеют возможность удовлетворять коллективные потребности в жилье,
социально-культурных и бытовых услугах.
Значительный объем финансовых
ресурсов предприятий направляется на содержание подведомственных им объектов
жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В ведомственном
подчинении находятся жилищный фонд, коммунальные предприятия, детские дошкольные
учреждения, детские лагеря, дома отдыха, санатории и т.д. За счет прибыли
промышленных, строительных, транспортных и других предприятий осуществляется
покрытие убытков ведомственного жилищно-коммунального хозяйства и расходов на
содержание социально-культурных учреждений.
Развитие в городских поселениях
промышленности сопровождается, как правило, ростом числа их жителей. И то и
другое ведет увеличению нагрузки на городские коммуникации, что требует
реконструкции и увеличения эксплуатационных расходов. Но территориальные органы
власти не всегда располагают необходимыми ресурсами. Это вынуждает их
обращаться за помощью к предприятиям, находящимся на подведомственной им
территории. Предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на
общегородские мероприятия. Руководители предприятий понимают, что нормальная
работа их предприятий, уровень производительности труда и т.д. в значительной
степени зависят от стояния социальной инфраструктуры города.
Поэтому промышленные предприятия
берут на себя заботы по прокладке и поддержанию дорог и тротуаров вдоль своих
объектов, освещению и озеленению прилегающих к ним территорий, реконструируют
транспортные и водопроводно-канализационные и другие коммуникации.
Следует полагать, что после выхода
страны из экономического кризиса и укрепления финансового положения
предприятий, предприятия с целью социальной защищенности своих трудовых
коллективов и. улучшения условий проживания в населенных пунктах будут
увеличивать выделение средств на социальную инфраструктуру и осуществление
общерегиональных мероприятий. Все это приведет вновь к повышению значения
средств предприятий в территориальных финансах.
Список
литературы
1. Л. Потехин, И. Розенфельд, Н.
Итин, Н. Соколинский. Планирование расходов
на содержание учреждений просвещения и здравоохранение. М., 2006.
2. Л.Я. Гервиц, Н.А. Масталыгина. Финансовое планирование и анализ бюджетных учреждений. М.,
2005.
3. Б.И. Филимонов. Совершенствование составления местных бюджетов. М., 2007.
4. Л.C. Величко, А.Д. Александрова.
Составление бюджета района. М., 2007.
5. С.А. Вишняков. Составление и исполнение сельских и поселковых бюджетов. М.,
2004.
6. Б.И. Филимонов, А.П. Колесник,
Г.Г. Лалаев. Составление и исполнение местных
бюджетов. М., 2002.
7. А.И. Лавров. Бюджетная реформа в России. М., 2008.
Страницы: 1, 2, 3
|