Все субъекты
хозяйствования, которые занимаются коммерческой деятельностью, в соответствии с
налоговым кодексом Республики Беларусь обязаны вести регистры налогового учета.
В указанных регистрах на основе данных бухгалтерского учета отображается и
группируется сводная информация об элементах налогового учета. Элементами
налогового учета признаются показатели, которые имеют соответственные характеристики
и прибавляются или вычитаются при определении величины налоговой базы.
Налоговой базой является стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения,
которыми являются юридические факты (действие, события). В совокупности эти
юридические факты предопределяют обязанность субъекта хозяйствования заплатить
налог.
Регистры
налогового учета представляют собой документы для систематизации и накопления
учетных данных, которые помещаются в принятых к учета первичных документах об
элементах налоговой базы за отчетный период. Это могут быть специально
разработанные книги, журналы, карточки и ведомости. Они ведутся ежемесячно со
следующим отражением соответственных показателей в расчете налоговой базы.
Величина налоговой базы определяется по каждому налоговому платежу в
специальном расчете, который составляется плательщиком или другим обязанным
лицом как за налоговый, так и за отчетный период.
Регистры
налогового учета должны обеспечить формирование полной и достоверной информации
о показателях, которые участвуют при определении налоговой базы в соответствии
с законодательством. Их виды и порядок ведения определяет Министерство по
налогам и сборам Республики Беларусь в нормативных актах о порядке начисления и
уплаты в бюджет соответственных налоговых платежей. Инструкцией о порядке
ведения налогового учета установлено, что регистры налогового учета и расчеты
налоговой базы являются сводными формами для отражения такой информации за
налоговый или отчетный период, где она группируется без отражения на
бухгалтерских счетах.
В настоящее
время нормативными актами налогового законодательства предусмотрено ведение
налоговых регистров по формам, которые разрабатываются налогоплательщиком
самостоятельно. Разработанные формы регистров налогового учета и порядок их
ведения должны быть приведенный в утвержденном управляющим организацией
положении о ведении налогового учета. В регистрах налогового учета,
обязательное ведение каких предписывается Министерством по налогам и сборам
Республики Беларусь, нормативными документами о порядке начисления и выплаты в
бюджет соответственных налоговых платежей предусматривается только обобщенная информация
в разрезе элементов налоговой базы.
Это
синтетические регистры налогового учета. Для их составления необходимый аналитические
регистры, в каких накапливается нужная информация для определения налоговой
базы за отчетный и налоговый периоды. Количество и оглавление аналитических
регистров определяются главным бухгалтером организации с учетам отраслевых особенностей
деятельности и специфики ведения бухгалтерского учета. В том случаю, когда
организация занимается несколькими видами деятельности, по каких действует
разный порядок налогообложения, в регистрах налогового учета необходимо
обеспечить раздельный учета налоговых баз па каждому виду деятельности.
С этой целью
могут использоваться хронологические и систематические регистры налогового
учета. В хронологических регистрах элементы налоговой базы накапливаются по
мере осуществления тех или иных хозяйственных операций. Такие регистры могут
открываться для накопления информации об однородных хозяйственных операциях и
фактах, нужных для формирования соответственного элемента налоговой базы. Накопленная
в аналитических регистрах информация переноситься затем общими суммами в синтетические
регистры налогового учета. Могут использоваться и комбинированные регистры, где
информация накапливается в хронологическом порядке с одновременной систематизацией
по разработанной классификации.
Как
синтетические, так и аналитические, а также хронологические и систематические
регистры налогового учета должны иметь обязательные реквизиты, без каких они не
могут считаться настоящими. К обязательных реквизитам регистров налогового
учета относятся следующие:
" наименование
регистра;
" название
отчетного месяца и год, за который ведется регистр;
" состав
и название показателей, внесенных в регистр;
" стоимостная
характеристика показателей, отраженных в регистры на основе данных
бухгалтерского учета до проведения расчетных корректировок;
" оглавление
(уменьшение или увеличение) и суммы проведенных расчетных корректировок
соответственного показателя, отраженного в регистре, основание для его
проведения со ссылкой на соответствующие нормы налогового законодательства и
общая сумма корректировок по данным регистра;
" стоимостная
характеристика показателей, отраженных в регистре вследствие проведения, при
необходимости, расчетных корректировок;
" подпись
лица, которое составило регистр, и главного бухгалтера организации.
Основным
источником информации для ведения регистров налогового учета являются записи в
соответственных регистрах бухгалтерского учета или первичных учетных
документах. Однако весьма часто для осуществления записей в налоговые регистры
требуется составление расчетов, которые делаются на основании информации
регистров бухгалтерского учета или первичных учетных документов. В качества
примера можно привести расчет платы за использование природных ресурсов. Для
того чтобы такие расчеты имели юридическую силу, они должны соответствовать
требованиям, которые предъявляются к первичным учетным документам
бухгалтерского оформления.
При
использовании автономной системы регистры налогового учета, не связанны с
регистрами бухгалтерского учета при помощи двойной записи на счетах, и
возникает необходимость осуществлять в регистрах налогового учета расчетные корректировки
элементов налоговой базы. Оговорено это тем, что в регистрах налогового учета
расходы отображаются сначала в полной сумме независимо от того, учитываются они
или не учитываются при налогообложении прибыли. Затем, для осуществления корректировок,
которые связанны с определением расходов в границах норм, делаются специальные
расчеты сумм нормативных расходов, которые в соответствии с действующим
положением Правительства подлежат нормированию.
Расчетной корректировкой
признается увеличение или уменьшение данных бухгалтерского учета, которые
осуществляются плательщиками налогов или другими обязанными лицами в границах
налогового учета для получения информации о объектах налогообложения и
определения их стоимостных, физических или других характеристик. Основой для
проведения расчетных корректировок являются нормы налогового законодательства,
которые устанавливают объект налогообложения и порядок определения налоговой
базы по конкретным налоговым платежам. Для отражения итогов таких расчетов
нужны отдельные регистры расчетных корректировок, информация с которых затем
переноситься в регистры налогового учета.
Расчетные корректировки
данных бухгалтерского учета осуществляются в регистрах налогового учета вследствие
внесения соответственной информации, когда необходимость их осуществления
оговорена нормами законодательства, которыми определен объект налогообложения и
порядок начисления налога с учетом состава показателей, которые не учитываются
при налогообложении. Когда данные бухгалтерского учета об объектах налогообложения
или показателях, которые участвуют в определения величины налоговой базы,
соответствуют составу и характеристикам информации об объектах налогообложения
и элементах налогового учета, то налоговые корректировки не осуществляются.
Однако в тех случаях, когда данные бухгалтерского учета содержат недостаточную
или излишнюю информацию об объектах налогообложения и элементах налогового
учета, возникает необходимость в осуществления налоговых корректировок.
Регистры
налогового учета могут вести как коммерческие, да и некоммерческие организации,
а также бюджетные заведения.
Регистры
налогового учета можно вести в виде специальных форм на бумажных или электронных
носителях информации. В положении о порядке ведения налогового учета необходимо
предусмотреть требования к оформлению первичных документов, которые нужны для
осуществления расчетов и записей в регистрах, методики определения корректировочных
сумм, сверки показателей синтетических и аналитических регистров. Допущенные
ошибки в регистрах налогового учета исправляются корректировочным способом.
Факт исправления ошибок должен быть сверен подписями лица, которое внесла поправку.
Неоговоренные поправки в регистрах налогового учета не допускаются.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Регистрация фактов хозяйственной деятельности
|
|
|
|
|
Первичные документы бухгалтерского учета
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для целей бухгалтерского учета
|
|
|
Для целей налогового учета
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отчет о прибылях и убытках (форма №2) в составе форм
бухгалтерской отчетности
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Виды и учет
налогового кредита
Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней индивидуально, в порядке, определяемом Президентом РБ, что определено ст.43 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК). Порядок и условия предоставления государственной поддержки в виде изменения сроков уплаты налогов определены Декретом Президента РБ от 19.04.2002 № 11 «Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями) и Указом Президента РБ от 24.09.2002 № 493 «О некоторых мерах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями), которым утверждены Положение о порядке предоставления отсрочки, рассрочки уплаты налогов, сборов и таможенных платежей и Положение о порядке предоставления налогового кредита. Согласно данным документам изменение срока уплаты налогов может осуществляться в виде отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, рассрочки с поэтапной уплатой суммы налогов и налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита. Следует отметить, что отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин и пени (далее - платежей) либо налоговый кредит по платежам в республиканский бюджет предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только по решению Президента РБ. Что касается платежей, поступающих в местные бюджеты, то Декретом Президента РБ от 23.06.2004 № 5 «О внесении дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2002 г. № 11» право предоставления государственной поддержки по этим платежам делегировано областным и Минскому городскому Советам депутатов. Отсрочка или рассрочка по уплате налогов может быть предоставлена при наличии одного из следующих оснований: - угрозы экономической несостоятельности (банкротства); - задержки финансирования из бюджета, в т.ч. оплаты выполненного государственного заказа; - если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер; - в случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Отсрочка и (или) рассрочка может быть предоставлена в отношении всех подлежащих уплате сумм налогов и пени либо их части по одному или нескольким видам платежей в бюджет на срок не более одного года, если иное не установлено Президентом РБ. По платежам, поступающим в государственные целевые бюджетные фонды, отсрочка и (или) рассрочка не предоставляется. При этом, если отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов и пени предоставлена в случаях угрозы экономической несостоятельности (банкротства), а также если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер, начисляются и уплачиваются проценты в размере 1/4 ставки рефинансирования НБ РБ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|