Современные SCM-продукты имеют модульную структуру, дающую
возможность последовательно оптимизировать наиболее критичные для компании
элементы цепочки поставок. Благодаря этому оптимизация всей такой цепочки
поставок может быть проведена в ходе нескольких относительно быстрых внедрений
отдельных SCM-модулей, сфокусированных на решении наиболее критических проблем
и быстро дающих ощутимый количественный эффект. Подобные SCM-модули легко
интегрируются между собой, поскольку обычно реализованы как части единой
целостной SCM-архитектуры.
Так, имеющиеся в SCM-модулях управления спросом функции
совместного планирования, прогнозирования и пополнения запасов (Collaborative
Planning, Forecasting and Replenishment, CPFR) и управления запасами
поставщиков (Vendor Managed Inventory, VMI) позволяют разрабатывать и быстро
корректировать согласованный со всеми подразделениями компании, ее
дистрибьюторами и поставщиками план спроса, который определяет, где должен
производиться данный продукт, когда его нужно отгрузить, где и в каком
количестве товар следует хранить для оптимальной реализации плана продаж. В
компании Lever Ponds, входящей в состав корпорации Unilever, к примеру, уже
через полгода после внедрения подобного решения точность прогнозов увеличилась
вдвое, уровень запасов сократился на 20%, а показатель исполнения заказов
возрос до 95%.
Средства управления исполнением заказов анализируют данные о
продажах в режиме реального времени и помогают своевременно пополнять товарные
запасы в дистрибьюторских компаниях и розничных магазинах, оперативно
реагировать на непредвиденные обстоятельства.
SCM-решения по оптимизации производства создают оптимальные планы использования существующих
технологических линий, подробно расписывающие, что, когда и в какой
последовательности надо изготавливать с учетом ограничений мощностей, сырья и
материалов, размеров партий и необходимости переналадки оборудования на выпуск
нового продукта. Это помогает добиться высокого удовлетворения спроса при
минимальных затратах. К примеру, внедрение SCM-cистемы на заводах
металлургического гиганта Arcelor позволило сократить объем незавершенного
производства с 22 до 7 дней и сэкономить 15 млн. долл. оборотного капитала.
В тех отраслях, в которых 40-60% затрат приходится на закупки,
оптимизация бизнес-процессов такого рода обеспечивает конкурентное преимущество
и определяет прибыльность бизнеса в целом. SCM-модули оптимизации закупок
помогают реализовать стратегию поиска поставщиков на основе анализа затрат.
Внедрение SCM-решений по управлению логистикой и ее оптимизации
позволяет снизить расходы на хранение, транспортировку и дистрибуцию продукции.
Средства управления складом (WMS-системы) автоматизируют внутрискладскую
логистику, от эффективности которой сегодня, как ни от чего другого, зависит
успех 3PL-операторов (Third Party Logistics) и дистрибьюторов. При грамотном
подходе к реализации подобных проектов эффект заметен уже в течение первых
месяцев после запуска системы.
SCM-модуль для управления транспортировкой (Transportation
Management System, TMS) может стать незаменимым помощником при проведении
тендеров на перевозки. Он учитывает ассортимент продукции, размеры партий,
ограничения на закупки, маршруты и тарифы. С помощью SCM-систем крупнейшая в
мире книготорговая компания Barnes & Noble сумела добиться снижения
товарных запасов в своих распределительных центрах на 30-40%, а розничная сеть
Best Buy смогла сократить транспортные затраты на 7-12%.
Многие компании используют SCM-модули интегрированные в ERP-системы.
То есть в тех случаях, когда компания использует систему SAP, для SCM будет
использован модуль, интегрированный в R/3.
У использования решений, интегрированных в общую ERP-систему есть
свои преимущества и недостатки. Плюсом решений является использование общей
системы, которая позволяет объединять данные различных служб - финансовых
отделов, отделов продаж, склада и т.д. для создания общей базы, получения
данных и совместного использования клиентских данных.
Решения направлены на два основных направления:
1)
регулирование операционных процессов (автоматизация приема и
обработки заказов, электронный документооборот, учет продаж и т.д.)
2)
оптимизация дальнейших процессов (прогнозирование спроса, расчет
оптимальных схем доставки, анализ и планирование сбытовой деятельности).
Рассмотрим несколько решений компаний-лидеров на Западе в области
разработки ERP-систем: SAP, BAAN, PeopleSoft.
1.
SAP
Всеми решениями компании SAP используется общая схема для всех
приложений, что позволяет интегрировать все модули. Кроме этого, продукты SAP
могут работать с продуктами третьих сторон. В качестве SCM-решения компанией
предлагается Business Information Warehouse (BW), который позиционируется, как
решение для любой отрасли. С помощью SAP BW компания собирает данные необходимые
для принятия решений и планирования получает возможность хранить и
анализировать их. Еще одним решением в этой области является SAP Advanced
Planner & Optimizer (APO), предлагающий целый перечень сервисов для
планирования и оптимизации процесса поставок. Преимущество решения в том, что
оно позволяет рассматривать всю цепочку в целом, выявлять слабые места и
принимать решения по улучшению.
Для оптимизации логистической цепочки компанией предлагается
система Logistics Execution System, которая позволяет управлять процессом
движения товарных запасов, хранением товаров на складе и транспортировкой.
Система внедрена в R/3 в качестве утилиты, позволяющей управлять
товародвижением и складскими запасами.
2.
BAAN
Решений, входящих в систему BAAN, и отвечающих за управление
цепочкой сбыта несколько. Эти решения направлены на оптимизацию процесса
производство и его четкого согласования со сбытом продукции.
Так компания получает набор инструментов, которые позволяют:
v
оптимизировать производственные планы предприятия согласно спросу
на продукцию;
v
планировать для себя и предоставлять клиентам четкую информацию о
том, когда заказ будет получен потребителем;
v
моделировать цепь поставок.
Для управления и планирования транспортировкой продукции
предлагается решение - Trans Pro, которое на основе полученных от компании
данных позволяет снижать затраты на транспортировку продукции, а так же
увеличивать прогнозируемость поставок.
3.
People Soft
Решения компании People Soft направлены на установление длительных
отношений с клиентами и дистрибуторами, поэтому наряду с элементами, которые
позволяют оптимизировать производственные процессы предприятия, SCM-решения
компании People Soft направлены на разработку схем отношений, выработку
определенной политики по отношению с клиентами и установление
"приоритетности заказов".
Кроме этого, решения PeopleSoft содержат целый набор инструментов
для планирования, которые позволяют определять минимальный возможный объем
товаров на складе, рассчитывать объемы поставок для различных направлений и
т.д.
Инструменты, включенные в SCM-решения, позволяют оптимизировать
весь процесс дистрибуции товаров от приема заказа (выставление счетов,
уведомление клиентов) до поставки товаров клиентам.
Преимущества решений в том, что они являются элементами единой
системы и позволяют осуществлять управление, контроль, планирование и
оптимизацию системы поставок.
В тот же момент специалистами отмечается и целый ряд недостатков
использования интегрированных систем:
v
стоимость решения;
v
дороговизна поддержки (по данным экспертов поддержка иногда
обходится компании в 3-5 раз дороже, чем покупка);
v
длительность внедрения (опыт многих компаний показал, например,
что внедрение R/3 заняло более трех лет);
v
отмечались случаи, когда универсальные решения не могли учесть всю
специфику отрасли и автоматизировать все процессы в полном объеме.
Помимо упомянутых выше элементов ERP-системы, на рынке существует
и ряд отдельных решений. Одной из компаний, предлагающих подобные решения,
является Manugistics. Цель решений – оптимизация текущих процессов компании.
SCM решения являются одним из основных направлений деятельности компании, и
могут быть использованы как отдельно, так и совместно с решениями в области
ценообразования и увеличения прибыли предприятия, а так же консалтинговыми
услугами в области внедрения программы и оптимизации работы.
В качестве одного из успешных примеров внедрения решений
Manugistics можно привести компанию Dannon.
Польза от внедрения продуктов Manugistics стала ощутима уже через
три недели после начала внедрения - увеличение товарооборота и повышение
качества сервиса, предлагаемого клиентам. Компании удалось сократить уровень
товарозапасов на тридцать процентов, сократить время, требуемое на обработку
заказа, на 57%.
Использование отдельных решений позволяет избегать ряда проблем,
таких как длительность внедрения, однако, может столкнуться с рядом других.
При использовании отдельных решений (сейчас их, впрочем, немного),
компания может столкнуться с несовместимостью с другими решениями. К тому же,
использование SCM-решений без интеграции с другими службами может оказаться
неэффективным.
При этом технические проблемы не являются единственными, с
которыми сталкивается компания. Наряду с внедрением возникает ряд сложностей с
обучением персонала и повышением оперативности работы. Кроме того, многие
компании столкнулись с сопротивлением дистрибуторов, которые предпочитали
использовать традиционные способы заказа, а не системы открытого склада в
Интернете. Тем не менее, все большее количество компаний используют Интернет и
SCM-решения для оптимизации каналов распределения.
Компании-разработчики предлагают все большее количество отраслевых
решений, которые способны учитывать специфику фирмы и избежать разочарования от
внедрения сложных систем.
Кроме этого, стоит отметить наличие специальных решений,
разрабатываемых специально для определенных компаний. Примером может послужить
B2B-система, разработанная компанией Cisco для Ford.
Ford, являющийся вторым по объемы производства автомобильным
концерном, и работающая на 200 рынках, столкнулась с рядом проблем. Сложности
были связаны с появлением у потребителей большего количества индивидуальных
потребностей и ростом конкуренции, которая требовала снижения издержек.
Cisco совместно со специалистами Ford разработали общую систему,
которая позволила компании оптимально взаимодействовать с дистрибуторами,
принимать и обрабатывать заказы, вести базу и документооборот. Система
совмещена с SCM-решением. Это позволило компании упростить систему поставок, а
так же снизить издержки на доставку заказов.
4. SCM с российской спецификой.
Отечественный рынок решений
Концепция управления цепочками поставок - SCM (Supply Chain
Management) вызывает у российских компаний все больший практический интерес.
Лидеры отечественного бизнеса осознают, что для закрепления своих конкурентных
преимуществ на бурно развивающемся российском рынке и достижения успеха за
рубежом необходимо более внимательно относиться к управлению поставками. О
значимости для современного бизнеса стратегии, ориентированной на SCM, можно
судить хотя бы по тому, что в структуре руководства все большего количества
отечественных компаний появляются топ-менеджеры, отвечающие за развитие цепочки
поставок. Последние годы тематика SCM входит в повестку дня многих деловых
конференций, семинаров-практикумов и находит отражение в специализированных
бизнес-изданиях.
Теперь, когда период привыкания к концепции SCM у нас уже прошел,
более актуальным становится вопрос о перспективах восприятия принципов
управления цепями поставок и внедрения соответствующих SCM-решений в российских
условиях. У специалистов ИТ-индустрии и управленцев нет единого мнения по
поводу востребованности SCM в условиях малоэффективной логистической
инфраструктуры отечественной экономики.
Отчасти из-за того, что концепция SCM активно пропагандировалась в
России в первую очередь поставщиками корпоративных ИС, терминология SCM
связывается с конкретными информационными решениями. Однако чтобы четко
обозначить место SCM в операционной и информационной стратегии компании,
следует помнить, что все эти MRP, ERP, SCM, SCE и другие загадочные
аббревиатуры - в первую очередь не информационные системы того или иного типа,
а управленческие концепции и стратегии, основанные на определенных
бизнес-императивах. Концепция управления бизнесом как цепочкой поставок
существует в достаточно зрелом виде уже около 20 лет и имеет множество
трактовок. В результате появления SCM-продуктов нового поколения к системам
управления цепочками поставок уже относят все бизнес-приложения, ориентированные
на выработку стратегии, координацию планирования и организацию управления в
сфере снабжения, производства, складирования и доставки товаров конечному
потребителю.
Насколько реалистично ожидать столь же блестящих как на Западе результатов
от внедрения принципов управления цепочками поставок в российских компаниях? С
одной стороны, для таких передовых технологий, как SCM, в России сформировалась
благодатная почва. Уже сейчас многие отечественные производители и
дистрибьюторы столкнулись с усиливающейся конкуренцией со стороны вторгающихся
на наш рынок международных компаний, ростом расходов на складскую и
транспортную логистику и необходимостью налаживания прямых связей с
поставщиками и клиентами. Мировые лидеры используют SCM, чтобы иметь конкурентные
преимущества перед игроками второго и третьего эшелона. Подобной стратегии они
придерживаются и в России. Понимая это, ведущие российские компании
присматриваются к SCM как к способу построения бизнеса, конкурентоспособного на
мировом рынке. Уровень автоматизации многих компаний, особенно в таких
отраслях, как розничная торговля и дистрибуция, достаточно высок - иногда даже
выше, чем в развитых странах, в том числе на родине SCM в США. Немалая часть
таких компаний обладает современными корпоративными сетями, связывающими
центральный офис с региональными филиалами и отделениями.
С другой стороны, построение эффективной цепочки поставок в
российских условиях многими зарубежными экспертами считается целью
труднодостижимой и даже преждевременной. Причины известны: поскольку уровень
доверия между отечественными компаниями - потенциальными партнерами по цепочке
поставок пока еще низок, таможенное законодательство осложняет эффективную
организацию перемещений товара, а управление в территориально распределенных
холдингах пока еще редко охватывает такие операционные задачи, как закупки,
логистика и сбыт. Все это затрудняет согласованное развитие бизнеса как цепочки
поставок, в которую включены также сторонние поставщики и дистрибьюторы, и,
следовательно, сужает область применения концепции SCM, сводя ее к немногим
вертикально-интегрированным российским холдингам, строящим в основном
собственные цепочки дистрибуции и логистики. Существует даже мнение, что лишь
крупные компании, имеющие разветвленную сеть дистрибьюторов и поставщиков,
нуждаются в системах SCM. Считается, что подобные решения - это некий hi-end в
бизнесе, который могут себе позволить лишь немногие лидеры, и для внедрения
SCM-решения необходимо наличие работающей системы ERP.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|