Управление финансами. Органы управления финансами
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский
государственный инженерно-экономический университет"
Кафедра
финансов и банковского дела
Контрольная работа по дисциплине
ФИНАНСЫ
Санкт-Петербург
2008
Содержание
Управление
финансами: понятие, функции, задачи
Органы управления
финансами в РФ
Список литературы
Перераспределение
финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них
имеет определенную цель, и поэтому не может происходить стихийно. Он
предполагает организацию определенной системы управления. Управление – это
целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или
целенаправленное влияние субъекта управления на объект управления.
Управление финансами -
(англ. financial management) - сознательное воздействие органов управления на
финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы,
финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания
сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов,
прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.
Управление финансами
является составной частью управления социально-экономическими процессами в
обществе через регулирование финансовых отношений. Составляющей управлением
финансами является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием,
финансово-кредитными учреждениями.
Объектами управления
финансами являются различные виды финансовых отношений, в том числе
специфические, которые предопределяются социальным строем государства,
политической ситуацией в стране, раскладом политических сил и другими
факторами, оказывающими влияние на распределительные процессы. В соответствии
со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления подразделяют:
управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации,
финансами муниципальных образований, финансами хозяйствующих субъектов,
юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений, обществ, фондов).
Непосредственным объектом управления является денежный оборот и финансовые
ресурсы в данной сфере финансовых отношений.
Субъектами управления в
государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов
являются специальные службы, называемые финансовым аппаратом. Субъектами
управления финансами домохозяйств являются сами домохозяйства. Субъекты
управления – это законодательные органы, принимающие законы о финансах,
финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и
контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном,
местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих
организациях, предприятиях, учреждениях. К исполнительным органам управления
финансами относятся Министерство финансов и его территориальные органы,
налоговые органы в центре и на местах, органы налоговой полиции, таможенные
службы.
Управление финансами
хозяйствующих субъектов и домохозяйств регулируется налоговой системой,
регламентацией кредитных отношений, регулированием финансового рынка, системой
государственной поддержки, системой пенсионного обеспечения, регулированием
доходов работающего населения и т.д., т.е. носят опосредованный характер. Также
к опосредованным методам управления финансами можно отнести
·
формирование и
поддержание конкурентной среды в экономике, воспрепятствование образованию
монополий;
·
проведение
эффективной экономической политики;
·
содействие
развитию рынка капитала, рынка страховых услуг;
·
защита
контрактных отношений между субъектами рынка;
·
государственное
регулирование цен естественных монополий.
На финансовую
деятельность хозяйствующих субъектов государство также воздействует посредством
прямых методов:
·
лицензирование
предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых
товаров, установление предельных цен на некоторые товары;
·
финансовое
дотирование и субсидирование производства и реализации некоторых товаров и
услуг;
·
применение
государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды
товаров;
·
система
социальных гарантий и финансовой защиты в отношении малообеспеченных слоев населения;
·
установление
льгот по налогам для некоторых налогоплательщиков;
·
применение
финансовых санкций к нарушителям финансовой дисциплины.
Непосредственное
государственное управление финансами осуществляется только в отношении
государственных финансов (например, утверждение государственного бюджета, отчет
о его исполнении, утверждение предельного размера государственного долга,
введение или отмена отдельных видов налогов, и т.д.). Управление
государственными финансами регулируется законодательством через высшие
законодательные органы.
Задача управления состоит
в достижении объектом наиболее целесообразного, с точки зрения субъекта,
состояния. Задачи управления государственными финансами – обеспечение
относительного баланса экономических интересов государства, юридических и
физических лиц; обеспечение бездефицитного государственного бюджета;
обеспечение устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в
финансовых отношениях. Задачи управления финансами предприятия - максимизация
рентабельности; достижение конкурентоспособного уровня прибыли; рост доходов
собственника, менеджеров, персонала фирмы; усиление мотивации их труда;
оптимизация затрат; повышение уровня управления капиталом, оптимизация потоков
денежных средств; упрочение завоеванных позиций в конкурентной борьбе;
финансовое обеспечение конкурентного преимущества на рынках, обеспечение
"прорывов" в необходимых направлениях деятельности и др.
Функции управления
финансами включают: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование
финансовых ресурсов и финансовой деятельности, оперативное регулирование
финансов, контроль их состояния, учет финансовых ресурсов.
Финансовый анализ призван
формировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений в
области финансов, исходя из сложившейся ситуации, проявившихся тенденций и
выявленных проблем. Он опирается на бухгалтерскую, статистическую, оперативную
документацию, отчетность. В ходе финансового анализа широко используются методы
аудита.
Прогноз – это
вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях,
теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование
выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и
потребностей финансовых процессов в них, возможные варианты осуществления
финансовой деятельности, и является предпосылкой финансового планирования.
Выделяют долгосрочное (более 10 лет) и краткосрочное (5 – 10 лет) финансовое
прогнозирование. Главной целью финансового прогнозирования является определение
реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом
периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно
этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные
сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами
финансовой системы.
Планирование
характеризуется регламентированностью, упорядоченностью процесса, оно связано с
обработкой информации, направлено на достижение определенных целей носит
временной характер. Это процесс разработки и принятия целевых установок
количественного и качественного характера и определение путей наиболее
эффективного их достижения. Высшая цель планирования состоит в своевременном
выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных
решений. В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливают
параметры финансовой системы, величину и источники получения финансовых
ресурсов и каналы их расходования, степень соответствия поступлений и затрат,
уровень дефицитности ресурсов. Основой финансового планирования служат
составление и принятие бюджетов и финансовых балансов, а также разработка и
утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-проектов,
бизнес-планов. Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью
реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений,
корректировки бюджетов, балансов, финансовых планов, осуществляемой в связи с
возникшими обстоятельствами, а также с целью перераспределения, изменения
целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Главным
объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы,
перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение
финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют
единую систему финансового планирования. Центральное место в системе
финансового планирования принадлежит бюджетам. В них количественно отражается
образование и расходование фондов денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального
управления. Бюджеты разрабатываются на основе нормативов финансовых затрат, а
также в соответствии с другими нормами, установленными законодательством
Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного
самоуправления. Наряду с бюджетами могут формироваться внебюджетные фонды.
Контроль состояния
финансов и финансовой деятельности на всех уровнях финансовой системы призван
выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам
управления финансами информацию о соблюдении законов, правил, норм
расходования, использования финансовых ресурсов, денежных средств, исполнении
бюджетов, балансов. Финансовый контроль представляет собой совокупность
мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой
дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку
эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при
формировании и использовании финансовых ресурсов. Предметом финансового
контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов
различных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов,
их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы
домохозяйств и т.д. Сферой финансового контроля являются операции не только
денежного оборота, но и бартерные сделки, и различные формы взаимозачетов.
Существуют различные формы контроля:
·
по регламенту
осуществления: обязательный, инициативный, внешний, внутренний;
·
по времени
проведения: предварительный, текущий, последующий;
·
по субъектам
контроля: государственный (в том числе президентский, органов законодательной и
представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных
органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский);
·
по объектам
контроля: бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой,
инвестиционный, таможенный, валютный.
Обязательный контроль
осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с
действующим законодательством в установленные сроки. Инициативный контроль
определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в
качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами. Предварительный
контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов, финансовых
планов, смет доходов и расходов. В ходе предварительного контроля проверяется
обоснованность показателей различных финансовых планов, что позволяет выявить
дополнительные резервы и источники возможных доходов и предотвратить
нерациональное использование финансовых ресурсов. Текущий контроль
осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов,
отдельных программ. Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и
утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов
финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в конце отчетного
периода. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения
финансовых планов и выработки тактики и стратегии на последующий финансовый
год. Государственный контроль проводится органами государственной власти. Его
цель – соблюдение интересов государства и общества в целом при реализации
финансовой политики государства. Контроль органов местного самоуправления
направлен на контроль исполнения местных бюджетов. Контроль финансов кредитных
органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой
отчетности предприятий и организаций. Ведомственный контроль направлен на
контроль подотчетных ведомству предприятий. Независимый (аудиторский) контроль
проводится аудиторскими фирмами в соответсвиис действующим законодательством.
Учет финансовых ресурсов
выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику
изменения, резервы.
В управлении финансами
сочетаются административно-распорядительные и экономические методы.
Распорядительные методы основаны на жестком выполнении принятых органами
управления решений о формировании, распределении, использовании финансовых
ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных
средств. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности
агентов финансовых отношений, участников финансовой деятельности в лучшем,
эффективном использовании финансовых ресурсов.
В условиях централизовано
управляемой экономики главное место в управлении финансами принадлежит
административно-распорядительным методам, тогда как рыночной экономике присуща
высокая степень децентрализации управления финансовыми ресурсами. Однако
значительная централизация управления финансами наблюдаются и в странах с рыночной
системой ведения хозяйства, что является неизбежным следствием большой доли
финансовых ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государственный
(федеральный) бюджет, бюджеты субъектов федерации и муниципальных
территориальных образований (местные бюджеты).
Страницы: 1, 2
|