Следовательно,
для эффективного управления финансовыми рисками и рисками вообще необходимо
опираться на научные разработки, умело комбинировать известные методы и
применять их в ежедневной работе. Главное, что бы система управления
финансовыми рисками была простой, прозрачной, практичной и соответствовала
стратегическим целям предприятия.
ГЛАВА
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «БАСТИОН»
2.1 Экономическая характеристика ООО «Бастион»
29
января 1994 года было официально зарегистрировано общество с ограниченной
ответственностью «Бастион» (далее - Общество)
в соответствии с Гражданским Кодексом и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной
ответственностью» решением регистрационной Палаты г. Петропавловска-Камчатского.
Общество было учреждено для осуществления
производственной, научно-технической и хозяйственной деятельности, выполнения
работ и осуществления услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности
Общества в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его
участниками максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления
различных видов производственной, научно-технической и коммерческой деятельности,
не противоречащей действующему законодательству РФ и на основании Устава.
Юридический адрес Общества: 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ватутина, д.1.
Основными
видами деятельности Общества являются:
1. Коммерческая,
посредническая и торгово-закупочная деятельность.
3.
Организация торговли, включая оптово-розничную, через сеть магазинов и другие
торговые точки сантехническим оборудованием.
4.
Открытие сети собственных и арендуемых торговых точек, в том числе магазинов
для реализации товаров, работ, услуг и продукции промышленного назначения.
5.
Производство электромонтажных работ; производство изоляционных работ;
производство санитарно-технических работ, монтаж прочего инженерного оборудования;
производство отделочных работ.
Все
вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим
законодательством РФ.
Общество
имеет право пользоваться кредитом российских и зарубежных банков – и
коммерческим кредитом в иностранной валюте, а также приобретать валюту на
аукционах, валютных биржах, у юридических лиц и иностранных граждан в порядке,
установленном законодательством[16].
Общество
для достижения установленных целей своей деятельности имеет право от своего
имени заключать сделки, приобретать иметь в собственности движимое и недвижимое
имущество, производственное оборудование, учитываемое на его самостоятельном
балансе, может от своего имени осуществлять имущественные, коммерческие и
финансовые сделки, сдавать в залог свое имущество, быть истцом и ответчиком в
суде.
Уставный
капитал предприятия определяет минимальный размер имущества предприятия,
гарантирующего интересы его кредиторов. Прибыль предприятия формируется из
доходов от уставной деятельности после возмещения материальных и приравненных к
ним затрат, расходов на оплату труда, выплат процентов за кредит.
Финансовые
результаты деятельности предприятия устанавливаются на основании годовой и
квартальной бухгалтерской отчетности. Высшим органом управления предприятия
является общее собрание его участников. Собрание состоит из участников или
назначенных ими представителей. Из числа участников избирается председатель,
который организует подготовку, проведение и оформление документов общего
собрания участников. Исполнительным органом ООО «Бастион» является
администрация, возглавляемая директором. Директор назначается общим собранием
участников, подотчетен ему и организует выполнение его решений.
Администрация
решает все вопросы деятельности предприятия, кроме вопросов, относящихся к
исключительной компетенции общего собрания участников. Директор образует
администрацию предприятия по согласованию с общим собранием участников. Штатное
расписание предприятия разрабатывается администрацией и утверждается директором
по согласованию с общим собранием участников, исходя из производственной
необходимости и фонда заработной платы.
ООО
«Бастион» имеет магазин, располагающийся в отдаленном районе города
Петропавловска-Камчатского. Этот магазин представляет очень большой ассортимент
сантехнического оборудования, а также сопутствующих товаров (бытовая химия).
Работает без выходных, семь раз в неделю, без перерывов с 9.00 до 24.00.
Ценовая политика направлена на потребителей с уровнем дохода - средний.
Магазин
ООО «Бастион» размещается в отдельно стоящем здании. Здание включают в себя
следующие группы помещений: торговое помещение; складское помещение (для
хранения сухих продуктов, инвентаря, белья); административно – бытовое
помещение (кабинет директора, комната работников, гардеробная); технические
помещения (вентиляционная камера, щитовая, бойлерная, тепловой узел).
Оборудование в торговом зале размещается таким образом, чтобы покупатель имел
свободный доступ к торговым прилавкам, витринам и холодильникам.
Следует
отметить, что ООО «Бастион» - предприятие небольшое, штат сотрудников
насчитывает 18 человек. Из них: генеральный директор, заместитель генерального
директора по экономике и финансам, финансовый директор, бухгалтер, 2
товароведа, 8 продавцов, 2 уборщицы и 2 дворника.
Управление
осуществляется генеральным директором, заместителем генерального директора и
финансовым директором. В каждом подразделении есть свой руководитель:
финансовый директор – бухгалтерия, заместитель директора, товаровед, МОП,
продавец. Все отделы взаимосвязаны между собой и подчиняются генеральному
директору.
Грамотно
построенная организационная структура – один из факторов успеха предприятия,
потому, что она определят взаимосвязи и подчинения на предприятии, определяет
также гибкость и адаптивные способности фирмы, что в нынешних условиях
экономики также немаловажно[17].
Организационная структура представлена на рисунке 2.
Рис.
2. Организационная структура ООО «Бастион»
Можно
определить структуру управления компании - линейно-функциональная (рис.2). Так
как во главе предприятия стоит руководитель, который осуществляет все функции
управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так
складывается соподчиненность руководителей различных уровней по вертикали
(линия), которые одновременно осуществляют административное и функциональное
управление, но вместе с тем все составляющие предприятия несут на себе и
функциональную нагрузку. Линейно-функциональная структура имеет ряд
преимуществ, что позволяет оперативно и эффективно управлять. Она наиболее
простая[18]:
имеет один процесс связи, каждый подчиненный имеет только одного начальника.
Это способствует четкому и оперативному управлению, повышению ответственности
руководителя за эффективность работы возглавляемого им звена. Но эта структура
характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и
торгово-закупочных связей немного.
Когда
же масштабы предприятия больше, а круг решаемых проблем все возрастает,
повышается технологический и организационный уровень, линейно-функциональная структура
оказывается неэффективной, так как руководитель не может знать все и поэтому не
может управлять хорошо.
Закупая
товар, заместитель генерального директора по экономике и финансам и товаровед
несут ответственность за то, чтобы товары, включаемые в ассортимент, были
быстро и успешно продаваемы.
Работа
бухгалтерии построена рационально и просто: бухгалтер занимается учетом предприятия,
его финансовым состоянием, начислением заработной платы сотрудникам, ведением
финансовой документации.
Маркетингом
и рекламой занимается непосредственно генеральный директор предприятия.
Работой
с персоналом занимается товаровед, бухгалтер и непосредственно руководитель
предприятия.
Генеральный
директор возглавляет работу по комплектованию предприятия кадрами продавцов и
рабочих в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия,
изменяющимися внешними внутренними условиями его деятельности.
Также
перед руководством предприятия ставится задача по организации контроля за снабжением
по объему и ассортименту в соответствии с заключенными договорами, соблюдение
норматива и структуры товарных запасов, а также по нахождению путей снижения
товарных потерь при хранении, транспортировки и отпуске, предупреждение
возникновения недостач, растрат, хищений и т.д.
В
обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей на предприятии решающее
значение имеет четкая организация материальной ответственности по каждому
материально-ответственному лицу.
Только
в этом случае достигается практическая реализация принципа персональной ответственности
каждого лица, а эта ответственность вытекает из договора о материальной
ответственности.
При
нарушении этого принципа администрация предприятия не может предъявить
обоснованный иск виновным[19].
Проведем
анализ конкурентоспособности предприятия на рынке сантехнического оборудования
исходя из модели 5-ти сил Портера. Наиболее важной и влияющей силой отраслевой
конкуренции для ООО «Бастион» является - рыночная власть потребителей (60%
влияния). Следующей за ней по значимости идет - конкуренция среди существующих
фирм (30% влияния). Остальные три силы, хотя имеют влияние на конкуренцию, в
рассматриваемой отрасли, но по сравнению с перечисленными выше двумя не
значительное (приблизительно 10%). Следовательно, основная стратегии маркетинга
предприятия – борьба за потребителя (покупателя). Оценка конкурентоспособности
ООО «Бастион» представлена в приложении 4.
Рассмотрим
более подробно каждую из сил.
1.
Угроза появления новых конкурентов - конкурентная сила этого фактора сильно
зависит от высоты барьеров входа (стоимости входа в отрасль). Несмотря на то,
что входные барьеры в отрасль являются весьма высокими, данная угроза
представляется более чем вероятной.
Потенциальными
конкурентами для предприятий, уже работающих на рынке розничной торговли
сантехническим оборудованием, могут стать: предприятия, которые способны
преодолеть входной барьер; предприятия, для которых приход на рынок розничной
торговли является логическим продолжением их стратегии, направленной на
завоевание новых рынков.[20]
2.
Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных, с
точки зрения цены.
На
сегодняшний день другие формы приобретения оборудования не являются
существенными конкурентами. Они оттягивают лишь часть покупателей, как ООО
«Бастион», так и у близлежащих конкурентов.
3.
Экономические возможности и торговые способности поставщиков. По оценкам
специалистов ООО «Бастион» давление на рынок со стороны поставщиков в целом
более ощутимо, чем со стороны потенциальных конкурентов.
4.
Способность покупателей диктовать свои условия. Она представляет угрозу
давления потребителей на цены из-за потребностей в лучшем качестве предлагаемой
продукции или сервисе (сильные покупатели). В настоящее время давление со
стороны покупателей на организованную сферу торговли оборудованием умеренно
ощутимо, хотя и в значительно меньшей степени, чем со стороны потенциальных
конкурентов и поставщиков.
В
целом, можно сделать вывод, что конкуренция в отрасли относительно стабильна.
Это связано с небольшим количеством подобных магазинов с одинаковыми размерами
и объемами продаж, с небольшими затратами потребителя при переходе от одного
производителя к другому.
Проведя
анализ потребителей, конкурентных сил, действующих на предприятие, положения
предприятия ООО «Бастион» на рынке, а также проанализировав сильные и слабые
конкурентные позиции можно сделать следующий вывод: ООО «Бастион» занимает
лидирующее положение на территориальном рынке и имеет довольно сильные позиции
по многим параметрам. Что касается потребителей, они довольны уровнем цен и
качеством продукции, предоставляемой предприятием, но ощущается давление
поставщиков и конкурентов.
2.2 Анализ результатов финансово-экономической
деятельности предприятия
Анализ
результатов финансово-экономической деятельности предприятия проведен на
основании технико-экономические показателей ООО «Бастион», которые взяты из
формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007–2009
годы. Для анализа структуры имущества предприятия проведен анализ пассива и
актива балансов за последние 3 года.
Проведем
анализ актива баланса, который содержит сведения о размещения капитала,
имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное
имущество и материальные ценности, расходов предприятия на производство и
реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности.[21]
Расчет
абсолютного изменения производится с помощью вычисления разницы между
соответствующими показателями на конец и начало года, а относительное
отклонение вычисляется посредством деления результата абсолютного отклонения на
значение показателя начала года. Расчеты представлены в таблице 4.
Таблица
4
Анализ
актива ООО «Бастион»
Показатель
|
Абс. знач., тыс.
руб.
|
Удельный вес, %
|
Изменение
|
На начало 2007 года
|
На конец 2009 года
|
На начало 2007 года
|
На конец 2009 года
|
Абс., тыс. руб.
|
В уд. весах, %
|
В% к началу 2007 года,
%
|
В % к итогу баланса,
%
|
1.Внеоборотные активы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Немат. активы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Основные средства
|
799
|
1093
|
16
|
22
|
294
|
6
|
37
|
5,9
|
Незавершенное строительство
|
307
|
4
|
6,2
|
0,08
|
-303
|
-6,12
|
98
|
6,1
|
Долгоср. фин. вложения
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Прочие внеоб. активы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
ИТОГО по разделу 1
|
1160
|
1097
|
231
|
22
|
-63
|
-1
|
3,4
|
1,3
|
2.Оборотные активы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Запасы и затраты
|
1842
|
2497
|
37
|
50
|
655
|
13
|
0,7
|
13,2
|
Дебит. задолженность
|
1658
|
1865
|
33,5
|
38
|
207
|
4,5
|
12
|
4,1
|
Денежные средства
кратк. фин.вложения
|
47
|
-
|
1
|
-
|
4,7
|
-1
|
100
|
0,1
|
Прочие об. активы
|
296
|
322
|
6
|
6,5
|
26
|
-0,5
|
8,8
|
0,5
|
ИТОГО по разделу 2
|
3843
|
4734
|
78
|
96
|
891
|
18
|
-18
|
1,8
|
Всего активов
|
4949
|
5831
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|