Сведем результаты
исследования возможной налоговой нагрузки на предприятие ООО «ТК «Бытошь-Стекло»
при применении различных налоговых режимов в общую таблицу 4.
По данным таблицы 4 также
построим диаграмму.
Таблица 4 – Суммы
уплаченных налогов при различных режимах налогообложения ООО «ТК
«Бытошь-Стекло»
Налоговая
нагрузка на предприятие
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Изменение,
+/-
|
Общий режим
налогообложения
|
678963
|
429637
|
287675
|
-391288
|
УСН по
«доходам», 6%
|
514341
|
461381
|
171322
|
-343020
|
УСН по
«доходам – расходы», 15%
|
889194
|
726907
|
230573
|
-658621
|
ЕНВД
|
122407
|
193547
|
135773
|
13366
|
На первый взгляд, в
2007-2009 гг. – наиболее приемлемым для ООО «ТК «Бытошь-Стекло» был ЕНВД, но в
дальнейшем, когда доходы предприятия резко сократились, сумма налога осталась
прежней и даже возросла в абсолютном выражении (в отличие от других режимов),
из-за изменения корректирующих коэффициентов. То есть данный режим
налогообложения не учитывает возможные изменения финансового положения
предприятия, динамику его доходов, экономическую ситуацию в целом и этот режим
налогообложения следует рекомендовать предприятию только до определенного
момента времени.
Налогообложение в режиме
УСН с расчетом «доходы-расходы» также не выгодно ООО «ТК «Бытошь-Стекло»,
поскольку данный способ практически дублирует налогообложение прибыли
организации, т.е. налоговое бремя по данной системе не сильно отличается по
сумме от обычного режима налогообложения. К тому величина уплачиваемых налогов
по этому режиму превышает суммы по всем остальным режимам, коме 2009 г. таким образом, данный режим налогообложения также не может применяться на предприятии.
И только режим УСН по
доходам со ставкой 6% объективно реагирует на изменение финансовой ситуации –
со снижением доходов (выручки) полученной предприятием, что и произошло в
2008-2009 гг., сумма начисленного налога уменьшилась.
В целом ООО «ТК
«Бытошь-Стекло» можно рекомендовать переход на специальный режим
налогообложения – ЕНВД, но при этом обязателен постоянный мониторинг
финансово-хозяйственной ситуации на предприятии, поскольку в случае дальнейшего
снижения выручки следует осуществить переход на Упрощенную систему
налогообложения с расчетом налогооблагаемой базы по доходам.
Алгоритм расчёта
финансового эффекта от минимизации налогов.
Финансовый результат
торгового предприятия:
ФР = В – ПС – ИО – Ндр –
Нп – Нпр
где В – выручка за
вычетом НДС;
ПС – покупная стоимость
реализованных товаров;
ИО – издержки обращения,
кроме налогов;
Ндр – налоги, относимые
на издержки обращения;
Нп – налог на прибыль;
Н пр – прочие налоги.
Пусть ставка налога на
прибыль в процентах – Сп, тогда сумма налога на прибыль будет равна:
Нп = Сп × (В – ПС –
ИО – Ндр),
а финансовый результат:
Фр = В – ПС – ИО – СП
× (В – ПС – ИО – Ндр) – Ндр – Нпр.
Финансовый результат
предприятия до минимизации налогов будет равен:
Фр1 = В1
– ПС1 – ИО1 – СП1 × (В1 – ПС1
– ИО1 – Ндр1) – Ндр1 – Нпр1.
Финансовый результат
предприятия после минимизации налогов будет равен:
Фр2 = В2
– ПС2 – ИО2 – СП2 × (В2 – ПС2
– ИО2 – Ндр2) – Ндр2 – Нпр2.
Тогда экономия от минимизации
налогов составит:
Э = ФР2 – ФР1
Комплекс мер по налоговой
оптимизации должен быть направлен на максимальное увеличение доходов,
остающихся в распоряжении предприятия, а не на поиск способов уклонения от
налоговых обязательств.
Многие специалисты
считают, что для определения более выгодного режима налогообложения необходимо
сравнить показатели налоговой нагрузки при применении различных режимов и
отдать предпочтение режиму с наименьшей налоговой нагрузкой.
Но существуют и другие
факторы, оказывающие иногда решающее влияние на выбор режима налогообложения.
Основные из них
представлены в табл. 5.
Таблица 5 - Показатели
налоговой нагрузки при применении различных режимов
Факторы
|
Общий режим
|
УСН
|
Ведение бухгалтерского учета
|
Обязательно в полном объеме
|
Обязательны ведение кассовых
операций и бух. учет основных средств и нематериальных активов; требуется
ведение бухгалтерского учета для выплаты дивидендов;
|
Оформление первичных документов
|
Обязательно в полном объеме
|
Обязательно, если объектом выбраны доходы
за вычетом расходов
|
Ведение налогового учета
|
В рамках бухгалтерского учета - для
всех налогов, отдельный учет - для налога на прибыль
|
Если объектом выбраны доходы, то
учет только доходов; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то
учет и доходов, и расходов
|
Налоговая отчетность
|
Отчетность по всем налогам
|
Отчетность только по ЕН, НДФЛ,
взносам в ПФР
|
Доходы
|
Для всех налогов (в основном) - по
методу начисления; для НДС - как по отгрузке, так и по оплате
|
Только кассовым методом; авансы
включаются в состав доходов
|
Расходы
|
В бухгалтерском учете - на
основании ПБУ 10/99; в налоговом учете - согласно главе 25 НК РФ; расходы
определяются методом начисления
|
Если объектом выбраны доходы, то
ведение бухгалтерского учета необязательно; если объектом выбраны доходы за
вычетом расходов, то учет расходов ведется согласно ст. 346.16 НК РФ; расходы
определяются кассовым методом
|
Порядок включения в состав расходов
стоимости основных средств (ОС)
|
Путем начисления амортизации:
- бухгалтерском учете - согласно
ПБУ 6/01;
-в налоговом учете - согласно ст.
258 НК РФ
|
Расходы уменьшают налогооблагаемую
базу в момент их ввода в эксплуатацию, кроме приобретенных до перехода на
УСН;
|
Реализация ОС, приобретенных после
перехода на УСН, до истечения 3 лет
|
Негативных последствий не влечет
|
Необходимо пересчитать налоговую
базу и дополнительно заплатить налоги и пени
|
Убыток, полученный до перехода на
УСН
|
Уменьшает налогооблагаемую базу по
налогу на прибыль
|
Не уменьшает налогооблагаемую базу
по ЕН
|
Налогообложение дивидендов
|
33% (24% - налог на прибыль + 9% -
НДФЛ)
|
От 12 до 15% (от 3 до 6% - ЕН в
зависимости от взносов в ПФР + 9% - НДФЛ)
|
НДС по приобретаемым товарам
|
Принимается к вычету НДС
|
При исчислении ЕН включается в
состав расходов
|
Возможность быть плательщиком НДС
|
Актуально, если клиент не работает
с населением и по УСН; неактуально при реализации товаров населению
|
Неактуально при реализации товаров
(работ, услуг) населению и клиенту, работающему с населением и по УСН
|
Высока доля расходов на оплату
труда в общем объеме затрат
|
Увеличивается размер НДС,
уплачиваемый в бюджет; высока доля ЕСН
|
Возможно уменьшение оплаты ЕН (до
50%) из-за увеличения доли взносов в ПФР
|
Пособие по временной нетрудоспособности
|
По установленным нормам
выплачивается из средств работодателя и ФСС РФ;
|
Если объектом выбраны доходы, то ЕН
может быть уменьшен без ограничений на размер выплаченного пособия,
превышающего 1 МРОТ
|
При выборе варианта УСН
(с учетом всего ранее сказанного) необходимо проанализировать сумму
исчисленного ЕН. На величину ЕН непосредственно влияют суммы доходов, расходов,
начисленных страховых взносов в ПФР и выплаченных пособий по временной
нетрудоспособности.
ЕН в первом варианте:ЕН
во втором варианте:
Д*6% - П - Б.(Д - Р)*15%.
В приведенных выражениях обозначено:
Д - доходы,
Р - расходы,
П - сумма начисленных страховых взносов в
ПФР,
Б - сумма выплаченных пособий по временной
нетрудоспособности.
Если не учитывать сумму
начисленных страховых взносов в ПФР и сумму выплаченных пособий по временной
нетрудоспособности, то приведенная выше формула приобретает вид:
Д*6% = (Д - Р)*15%,Р =
Д*0,6.
Таким образом, если расходы
составляют менее 60% уровня доходов, предпочтительнее использовать первый
вариант. Если же расходы составляют более 60% уровня доходов, то необходимо
дополнительно анализировать влияние суммы начисленных страховых взносов в ПФР и
суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности на величину ЕН.
Таким образом, проблема снижения налогового бремени
в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением
налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу
уплаты теневого бизнеса, дальнейшем укреплением налоговой и финансовой
дисциплины.
Заключение
Налоговая система
является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным
инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо,
чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям,
соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный
пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет
отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным
отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и
иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная
проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала
несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой
системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым
налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. На сегодняшний день
существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт
взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику
весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять
первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических
условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного
хозяйства.
Следует обратить внимание
на положительные тенденции в сфере реформирования налоговой системы в последнее
время. К их числу можно отнести: объединение законодательства о налогообложении
в Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах
налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно – ликвидация некоторых
каналов ухода от налогообложения.
Общая либерализация
налоговой системы способствовала некоторому сокращению теневого сектора
экономики и легализации доходов, ранее укрывавшихся от налогообложения.
Введение специальных
налоговых режимов (УСН и ЕНВД) способствовало возможности предприятий в выборе
оптимального налогового режима, минимизации налогового бремени, легализации
доходов.
На
мой взгляд, в ходе проведения в России налоговой реформы целесообразно
осуществить следующие основные налоговые преобразования: ослабить налоговое
бремя и упростить налоговую систему, отменить низкоэффективные налоги;
постепенно переместить налоговое бремя с организаций на физических лиц, снизить
долю косвенных налогов; решить проблемы налогового администрирования, связанные
со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства;
построить налоговую систему, адекватную соответствующим системам развитых
стран.
Список
используемой литературы
1.
Налоговый кодекс
Российской Федерации: Ч.1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.11.2008 №
205-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 32.
2.
Налоговый кодекс
Российской Федерации: Ч.2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. ФЗ от 25.11.2009 №
281-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 25.
3.
Грищенко А.В.
Оптимизация налогооблагаемой базы // "Налоговое планирование", 2009,
№1. – с. 46-52
4.
Лермонтов Ю.М.
Рекомендации по исчислению и уплате налогов // "Налоговый вестник",
2009, №6. – с. 39-47
5.
Налоги и
налогообложение: учебник / Д.Г. Черник и др. 2-е изд., доп. и перераб. - М.:
ИНФРА-М, 2008. С. 25 - 26.
6.
Юткина Т.Ф.
Налоги и налогообложение: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,
2008. С. 270.
Страницы: 1, 2, 3
|