рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для малых предприятий

Для обеспечения стабильного развития страны нужно строго соблюдать все перечисленные базовые принципы налогообложения. На них должна базироваться налоговая политика; налоговые законы не могут нарушать их; суды должны разрешать налоговые споры в духе налоговых принципов, даже если эти принципы не выражены в конкретной норме закона или иного правового документа (в тех случаях, когда налоговыми правилами опускается неоднозначное толкование или решение вопроса намеренно оставлено на усмотрение исполнительной власти).

Главной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Тогда налоговая реформа обеспечит справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и упрощение налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна способствовать снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Фактически же проводимая сейчас в России налоговая политика характеризуется следующими чертами:

1)                выраженной регрессивностью налогообложения;

2)                неравновесным возложением основного налогового бремени на производственные отрасли;

3)                тенденцией к расширению доли прямых налогов;

4)                исключением из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов.

Причем только в России существует явная тенденция предоставлять более льготные налоговые режимы для так называемых мобильных видов деятельности (финансовых операций, посреднических услуг, сделок с ценными бумагами), которые относительно легко могут быть перенесены за пределы территории страны, чем для видов деятельности и доходов, жестко привязанных к ее территории (таких, как производственная деятельность, добыча полезных ископаемых, транспортные услуги, доходы от работы по найму) [18, с.19].

Между тем, если исходить из обозначенных Правительством Российской Федерации целей экономической политики, ее направленность должна быть прямо противоположной:

- высокая прогрессивность налогообложения особо больших, спекулятивных доходов;

- льготы в виде необлагаемого минимума для получателей низких доходов;

- максимально льготное налогообложение производственного сектора и низкооплачиваемого наемного труда (обложение социальными налогами);

- льготное налогообложение основных продуктов потребления, определяющих необходимый его минимум;

- повышенное налогообложение прибылей и доходов, вывозимых за рубеж не с целью содействия экспорту товаров и услуг;

- оптимальный льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, в первую очередь - для вложений в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.

Одним из наиболее распространенных и часто используемых показателей оценки фискального потенциала действующей налоговой системы является величина налоговой нагрузки на экономику. В 2001-2002 годах был предпринят ряд мер, направленных на определенное снижение этой нагрузки. Прежде всего, речь идет о введении плоской шкалы подоходного налога, регрессивной шкалы социальных отчислений и снижении налога на прибыль юридических лиц до 24%. Кроме того, были рассмотрены другие изменения в налоговое законодательство: возможность отмены налога с продаж, налогов на покупку иностранной валюты, на операции с ценными бумагами, на содержание автомобильных дорог, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов; повышения роли налогов, связанных с использованием природных ресурсов, введения налога, призванного обеспечить изъятие сверхдоходов, обусловленных конъюнктурой мировых рынков; перехода к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог; введения системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду[18, с.34]. Однако все эти меры в целом не могут заметно изменить преимущественно фискальный характер налоговой политики. Более того, некоторые из них усугубляют налоговую несправедливость и усложняют действующие налоговые режимы.

Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения недостатков действующей налоговой системы путем внесения хотя и правильных, но лишь отдельных "точечных" изменений в налоговое законодательство. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих наращиванию инвестиций), с другой - большую "прозрачность" налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

Переориентация главной функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую, подкрепленная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования для создания предпосылок экономического роста и инвестиций - надежного фундамента стабильных поступлений в бюджет[12, с.23].

Таким образом, налоговая политика представляет собой важную составляющую государственной социально-экономической политики. В ходе ее реализации должны решаться задачи стимулирования бизнеса вообще или определенных его направлений. Более того, налоговая политика определяет фискальные возможности власти и соответственно обеспечивает поступление финансовых ресурсов для решения задач, поставленных перед правительством, в том числе задач по созданию и поддержанию необходимой для бизнеса инфраструктуры. В этом выражается природа налогов - взаимоувязка противоположных по направлению интересов властей и бизнеса.

В связи с этим налоговая политика может быть эффективной только тогда, когда она имеет выборочную ориентацию на стимулирование развития отдельных экономических субъектов или отдельных экономических территорий в соответствии с поставленными целями в рамках общей социально-экономической политики. Именно такую функцию выполняют специальные налоговые режимы в рамках единообразного, ориентированного на федеральный центр, отличающегося малым количеством налоговых льгот налогового кодекса. То есть специальные налоговые режимы - это направление налоговой политики, благодаря которому интенсивно реализуется регулирующая, стимулирующая функция налогов. Данный факт подтверждается тем, что каждый специальный налоговый режим изначально ориентирован на решение определенного блока экономических и социальных задач.

1.2 Сущность специальных налоговых режимов для малых предприятий


Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена одним налогом совокупности установленных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Возможность применения специальных налоговых режимов (систем налогообложения) предусмотрена пунктом 3 статьи 18 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Перечень специальных налоговых режимов приводится в статье 18 части первой Налогового Кодекса РФ "Специальные налоговые режимы":

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 Налогового Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

а) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

б) упрощенная система налогообложения;

в) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

г) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Большинство представителей малого предпринимательства в целях налогообложения применяют специальные налоговые режимы. К их числу относятся - упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

1.3 Нормативное регулирование и условия применения упрощенной системы налогообложения


Упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам и регламентируется согласно главе 26.2 Налогового Кодекса РФ. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах[1, с.346]. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к другим режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.

Для индивидуальных предпринимателей предусмотрено освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением ситуаций, предусмотренных в Налоговом Кодексе РФ. Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прочие налоги уплачиваются такими организациями в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В Налоговом Кодексе РФ приведен список организаций, не имеющих право применять упрощенную систему налогообложения [1, с.346]:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов;

14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;

15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

16) бюджетные учреждения;

17) иностранные организации.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев ее доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового Кодекса, не превысили 15 млн. рублей[1, с.346].

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения изложены в статье 346.13 Налогового Кодекса РФ, Те организации и индивидуальные предприниматели, которые решили перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление (приложение 1). В данном заявлении организации сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года[1, с.346].

При подаче заявления необходимо определиться с объектом налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Исключением являются налогоплательщики-участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Они применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно, для этого необходимо уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения[1, с.346].

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Вновь созданная организация (индивидуальный предприниматель) имеют право подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не имеют права до окончания налогового периода перейти на другой режим налогообложения. Исключение составляют случаи, когда по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превышают 20 млн. рублей или в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным Налоговым Кодексом (например, организация начала заниматься игорным бизнесом). Такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям[1, с.346]. При этом необходимо подать в налоговую инспекцию сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения (приложение Б).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.