-
функционирование
федеральной судебной системы;
-
осуществление
международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение
реализации межгосударственных соглашений и соглашений с между финансовыми
организациями, международно-культурного, научного и информационного
сотрудрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской
Федерации в международные организации, другие расходы в области международного
сотрудничества);
-
национальная
оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии
оборонных отраслей промышленности;
-
фундаментальные
исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
-
государственная
поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
-
государственная
поддержка атомной энергетики;
-
ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
-
исследование
и использование космического пространства;
-
содержание
учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов
государственной власти Российской Федерации;
-
формирование
федеральной собственности;
-
обслуживание
и погашение государственного долга Российской Федерации;
-
компенсация
государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий
и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с
законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
-
пополнение
государственных запасов драгоценных метал и драгоценных камней,
государственного материального резерва;
-
проведение
выборов и референдумов Российской Федерации;
-
федеральная
инвестиционная программа;
-
обеспечение
реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к
увеличению бюджета расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других
уровней;
-
обеспечение
осуществления отдельных государственных полномочий,
передаваемых
на другие уровни власти;
-
финансовая
поддержка субъектов Российской Федерации;
-
официальный
статистический учет и др.
Кроме
того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий
регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные
программы.
По
согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств
федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств
местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
-
государственная
поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии,
сельского хо, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства,
метрополитенов;
-
обеспечение
правоохранительной деятельности;
-
обеспечение
противопожарной безопасности;
-
научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и проектно-
-
изыскательские
работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
-
обеспечение
социальной защиты населения;
-
обеспечение
охраны окружающей природной среды, ох и воспроизводства природных ресурсов,
обеспечение гидрометеорологической деятельности;
-
обеспечение
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных
бедствий межрегионального масштаба;
-
развитие
рыночной инфраструктуры;
-
обеспечение
развития федеративных и национальных отраслей;
-
обеспечение
деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
обеспечение
деятельности средств массовой информации;
-
финансовая
помощь другим бюджетам;
-
прочие
расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований.
1.3
Региональные бюджеты
Региональные
бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов.
Они предназначены для финансового обеспечения задач, воздействия на государственные
органы управления субъекта Российской Федерации.
В
соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются
за счет собственных и регулирующих доходов.
Собственные
доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
-
налог
на имущество предприятий;
-
налог
на недвижимость;
-
дорожный
налог;
-
транспортный
налог;
-
налог
с продаж;
-
налог
на игорный бизнес;
-
региональные
лицензионные сборы.
К
собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося
в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов
РФ.
Регулирующие
доходы включают отчисления от федеральных налогов и
сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по
нормативам, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных
за счет средств федерального бюджета.
Основные
направления использования средств региональных бюджетов:
-
обеспечение
функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
-
обслуживание
и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
-
проведение
выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
-
обеспечение
реализации региональных целевых программ;
-
формирование
государственной собственности субъектов Российской Федерации;
-
осуществление
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
-
содержание
и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
-
обеспечение
деятельности средствами массовой информации субъектов Российской Федерации;
-
оказание
финансовой помощи местным бюджетам;
-
обеспечение
осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на
муниципальный уровень;
-
компенсация
дополнительных расходов, возникших в ре решений, принятых органами
государственной власти субъектов Российской Федерации,
-
приводящих
к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных
бюджетов.
1.4
Местные
бюджеты
Местный
бюджет - бюджет муниципального
образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют
органы местного самоуправления. Доходную часть местного бюджета образуют:
собственные доходы муниципального образования; поступления от регулирующих
доходов; финансовая помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства
фонда финансовой поддержки муниципальных образований); средства по взаимным
расчетам. Собственные доходы представляют собой налоговые и неналоговые
платежи, закрепляемые за местным бюджетом полностью или частично на постоянной
основе действующим законодательством, а также вводимые представительными
органами местного самоуправления. К собственным доходам местного бюджета относятся:
а) местные налоги и сборы; б) другие собственные доходы местного бюджета; в)
доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ.
К
другим собственным доходам местного бюджета относятся: доходы от приватизации и
реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации
государственного имущества, находящегося на территории муниципального
образования, проводимой в соответствии с государственной программой
приватизации; доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду
нежилых помещений и муниципальных земель; платежи за пользование недрами и
природными ресурсами; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых
лотерей; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты; установленная
законодательством РФ государственная пошлина в размере не менее 50% налогов на
имущество предприятий; подоходный налог с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. К
собственным доходам местного бюджета относятся также доли федеральных налогов,
распределенных между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными
образованиями на постоянной основе. Это часть подоходного налога с физических
лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ; часть налога на прибыль
организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ; часть налога на
добавленную стоимость на товары отечественного производства (за исключением
драгоценных металлов и камней) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту
РФ; часть акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия в пределах не менее
5% в среднем по субъекту РФ; часть акцизов на остальные виды под акцизных
товаров в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ. Все эти налоги и
сборы перечисляются налогоплательщиками в Местный бюджет
Источниками
доходной части местного бюджета являются также: дотации - средства,
предоставляемые местным бюджетом из федерального бюджета и бюджетов субъектов
РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения; субвенции -
денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок
муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и
подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по
целевому назначению в установленный срок; средства фонда финансовой поддержки;
средства по взаимным расчетам.
ГЛАВА
2. ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ РФ ЗА 2005-2009 ГОДЫ И ЕЕ
ПРОГНОЗЫ НА 2010-2012 ГОДЫ
2.1
Основные задачи бюджетной политики на 2010-2012 гг.
В
настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача обеспечения
долгосрочной бюджетной и макроэкономической устойчивости.
Бюджетная
политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из
кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление
макроэкономической и бюджетной стабильности.
Основными
целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:
1. Использование
бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в
период выхода из кризиса.
2. Обеспечение
средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие
годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.
3. Повышение
эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов
расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и
эффективное использование бюджетных средств.
4. Повышение
эффективности налоговой системы.
5. Создание
пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.
6. Разработка
и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности
банковской системы.
2.2
Анализ устойчивости бюджета на федеральном уровне
Основные
характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и
2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения
Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в
2010-2012 годах (таблица 1).
В
2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к
ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012
году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост
доходов в среднем на 7% в год.
Учитывая
значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами
доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности,
планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009
году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен
обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных
обязательств Российской Федерации.
Таблица
1 Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период
2011 и 2012 годов
Показатель
|
Отчет
|
Оценка
|
Прогноз
|
2005
год
|
2006
год
|
2007
год
|
2008
год
|
2009
год
|
2010
год
|
2011
год
|
2012
год
|
Доходы,
млрд. руб.
|
5
127,2
|
6
278,8
|
7
781,1
|
9
275,9
|
6
561,3
|
6
636,2
|
7
346,9
|
8
097,4
|
%%
к ВВП
|
23,7
|
23,3
|
23,5
|
22,2
|
17,0
|
15,7
|
15,7
|
15,5
|
Расходы,
млрд. руб.
|
3
514,3
|
4
284,8
|
5
986,6
|
7
570,9
|
9
980,1
|
9
822,8
|
9
358,6
|
9
661,2
|
%%
к ВВП
|
16,3
|
15,9
|
18,1
|
18,2
|
25,9
|
23,2
|
20,0
|
18,5
|
в
том числе условно утверждаемые
|
|
|
|
|
|
|
234,0
|
483,1
|
%%
к общему объему расходов
|
|
|
|
|
|
|
2,5
|
5,0
|
Дефицит/профицит,
млрд. руб.
|
1
612,9
|
1
994,1
|
1
794,6
|
1
705,1
|
-3
418,8
|
-3
186,6
|
-2
011,7
|
-1
563,8
|
%%
к ВВП
|
7,5
|
7,4
|
5,4
|
4,1
|
-8,9
|
-7,5
|
-4,3
|
-3,0
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|