3.ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Валютное регулирование
является неотъемлемой частью экономической политики страны.
Основой
валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации в 90-х
годах 20 века был Федеральный закон
«О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г.,
который определял принципы осуществления валютных операций, полномочия и
функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и
физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными
ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
Подготовка к
обеспечению реализации единой государственной валютной политики, а также
устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного
рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной
экономики и международного экономического сотрудничества, потребовала
установления новых, более либеральных правил работы на российском валютном
рынке, обращения валюты, поэтому был принят новый Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и
валютном контроле" (с изменениями от 29 июня 2004 г.) (далее - Закон).
Закон состоит
из пяти глав, содержащих 28 статей. В них установлены правовые основы и
принципы валютного регулирования и валютного контроля в нашей стране,
полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности
резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения
валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения,
пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными
бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного
контроля. В Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок
осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их
совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее
исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных
действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму -
диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.
В отличие от
Закона 1992 г. большинство норм нового Закона имеют прямое действие. Бланкетные
нормы применяются только тогда, когда необходимо управомочить Правительство РФ
или ЦБР на осуществление подзаконного правотворчества в пределах, установленных
Законом.
Среди новых
введений Законом:
- о валютные
ограничения в России после вступления Закона в силу могут устанавливаться ЦБР
не на основе административного усмотрения, а в соответствии с установленным в
Законе перечнем ограничений, который является исчерпывающим.
В то же время
по согласованию с Правительством РФ ЦБР может, предупредив участников валютного
рынка, вводить меры, временно ограничивающие их права, связанные с
распоряжением валютными средствами.
Закон
отменяет практику получения индивидуальных разрешений на проведение валютных
операций. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и
драгоценные камни. Предусмотрено право ЦБР определять размер обязательной
продажи валютной выручки резидентами, но не более 30% от суммы этой выручки, а
с 01.01.2007 г. норма обязательной продажи валюты вообще отменяется.
Установлено
право физических лиц открывать счета в зарубежных банках в государствах-членах
ОЭСР (24 страны) или ФАТФ в уведомительном порядке; в дальнейшем это право
получат и юридические лица. Введены новые допустимые размеры сумм ввозимой и
вывозимой валюты, более либеральные по сравнению с прежними правилами. Покупка
и продажа иностранной валюты будут осуществляться без предъявления требования
об идентификации личности.
Таможенные
органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций,
связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную
границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном
регулировании и валютном контроле (пункт 7 ст. 403 Таможенного кодекса
Российской Федерации). В соответствии с новым законодательством таможенные
органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ "О валютном
регулировании и валютном контроле"). Валютный контроль операций, связанных
с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными
органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в
уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим
внешнеторговым контрактам.
Статья 21
Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и
валютном контроле", устанавливающая обязательную продажу части валютной
выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утратила силу с 1
января 2007 года.
В 2005 г.
внесены изменения закона № 173‑ФЗ
от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее –
Закон). Эти изменения, действуют с 19 июня 2005 года в отношении порядка открытия и
использования счетов юридических лиц – резидентов в банках за пределами
территории Российской Федерации. С этого же дня вступили в силу
специально подготовленные Банком России Указание № 1574 N У от
04.05.2005 г. «Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами –
индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, счетов в банках за
пределами территории Российской Федерации», а также Указание № 1577‑У от
06.05.2005 г. «Об установлении требования о резервировании при
осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады), открытые
в банках за пределами территории Российской Федерации».
Вступающий в
силу 19 июня 2005 г. Федеральный закон «О валютном регулировании и
валютном контроле» вводит новый
порядок открытия и использования счетов (вкладов) в иностранных
банках резидентов – юридических лиц,
не изменяя процедуру
открытия и использования счетов в иностранных банках, установленную для
резидентов – физических лиц.
В
соответствии с Законом, резиденты (физические лица – индивидуальные
предприниматели и юридические лица), за исключением кредитных организаций и
валютных бирж, открывают банковские счета в иностранных банках после предварительной регистрации открываемого
счета в налоговых органах по
месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации по согласованию с Банком России. До
момента вступления в силу нового порядка предварительной регистрации, по нашему
мнению, будут по аналогии применяться вышеперечисленные акты ФНС .
В
пункте 1 Указания № 1577‑У Банк России установил требование о резервировании при осуществлении
резидентами переводов средств на свои счета (во вклады) в иностранных банках в размере 25% суммы осуществляемой
валютной операции на срок 15
календарных дней до дня осуществления валютной операции. Данное
требование распространяется на физических лиц – индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц, в том числе валютные биржи, но не касается кредитных
организаций.
Требование о
резервировании не применяется при осуществлении юридическим лицом – резидентом
перевода средств на свой счет, открытый в банке за пределами территории РФ для
выполнения функций представительства своим подразделением, не являющимся
юридическим лицом и расположенным вне места нахождения юридического лица –
резидента за пределами территории Российской Федерации. В случае установления в
соответствии с частью 3 статьи 12 Закона требования о предварительной регистрации
счета (вклада) переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые
в банках за пределами территории Российской Федерации, осуществляются при предъявлении уполномоченному
банку при первом переводе регистрационного
документа.
Рассмотрим права, предоставляемые резидентам РФ с
вступлением Закона
Юридические лица – резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со
средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на
счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением
валютных операций между резидентами, критерии которых установлены в законе.
Физические лица – резиденты вправе без ограничений
осуществлять валютные операции, не
связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ,
с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в
иностранных банках.
Требования к
порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской
Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также
представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), описанные
выше, не применяются к уполномоченным
банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в
банках за пределами территории РФ, проводят по ним валютные операции и
представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком РФ.
Таким образом, с одной стороны, 19 июня 2005 г. наступила
следующая стадия либерализации действующего валютного законодательства, а с
другой стороны, при осуществлении переводов за рубеж предприниматели понесли
дополнительные затраты, связанные с конвертацией (расчеты могут быть в
иностранной валюте, а резервирование в рублях РФ) и резервированием
(отвлечением) 25 % суммы перевода на срок 15 дней.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Основные виды ответственности установлены [16]: - взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам; - взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. Резиденты и нерезиденты несут ответственность за следующие виды нарушений валютного законодательства: - отсутствие учета валютных операций; - ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка; - непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации, за что нарушители несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая: а) не была учтена; б) была учтена ненадлежащим образом; в) по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. При повторном нарушении указанных правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде: - взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст.14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ; - приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений; - других санкций, установленных законодательством Российской Федерации. Взыскание, предусмотренных настоящей статьей, санкций производится по решению соответствующих органов валютного контроля в судебном порядке. Постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке.[15] Жалоба на постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть подана в течение 10 дней со дня вручения указанных постановления и предписания и должна быть рассмотрена правомочными на то органами в течении 10 дней со дня её поступления. Обжалование указанных постановления или предписания в установленный срок приостанавливает их исполнение со дня принятия указанной жалобы к исполнению. Взыскиваемые суммы должны быть уплачены не позднее 30 дней со дня вступления постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства в законную силу, а в случае обжалования указанного постановления – не позднее 15 дней со дня оставления указанной выше жалобы без удовлетворения. В случае необжалования постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства и неуплаты взыскиваемых сумм за нарушение валютного законодательства добровольно в установленные сроки взыскание указанных санкций производится без применения судебной процедуры. Должностные лица юридических лиц – резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц – нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля: - с юридических лиц – в бесспорном порядке; - с физических лиц – в судебном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В курсовой
работе рассмотрены теоретические аспекты валютного регулирования и валютного
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами. Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика – составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку вывоза капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д. Валютное регулирование способствует решению данных задач и является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, которые прежде всего связаны с основными макроэкономическими показателями. Среди данных характеристик наиболее существенными являются низкая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, недостаточная эффективность инвестиций, высокая инфляция, высокий уровень долгового бремени, плохая кредитная история, близкая к монопродуктовой структура экспорта, неразвитость современных рыночных институтов и, наконец, недостаточное урегулирование отношений собственности.
Конечная цель
валютного регулирования - свободная конвертируемость национальной валюты.
Целью
валютного контроля в России является обеспечение соблюдения норм национального
валютного законодательства на территории государства при осуществлении валютных
операций.
Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них [4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФЗ РФ от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» 2. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
3.
Таможенного
кодекса Российской Федерации.- М.,2004 г.
4.
Инструкция
Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления
резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при
осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных
операций и оформления паспортов сделок
5.
Указание ЦБ РФ №
1574 N У от 04.05.2005 г. «Об открытии резидентами, являющимися
физическими лицами – индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами,
счетов в банках за пределами территории Российской Федерации».
6.
Указание ЦБ РФ №
1577‑У от 06.05.2005 г. «Об установлении требования о резервировании
при осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады),
открытые в банках за пределами территории Российской Федерации».
7.
Балабанов И.Т.
Валютный рынок и валютные операции в России.- М.: Финансы и статистика, 2004.-
240с.
8.
Галицкая С.В.
Деньги. Кредит. Финансы. / С.В. Галицкая. – М.: Экзамен, 2002. – 224 с.
9.
Голубович А.Д.
Кулагин М.В., Миримская О.М. Валютные операции в коммерческих банках.- М.: АО
«Менатеп-информ», 2003.-240 с.
10.
Колпакова Г.М.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика,
2002. – 368 с.
11.
Современный
финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. П.С. Никольского.- М.: ИНФРА-М,
1999.- 526 с.
12.
Финансы, деньги,
кредит: Учебник /Под ред. О.В. Соколовой.- М.: Юристъ, 2001.- 784 с.
13.
Финансы: деньги,
кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой.- М.: Юристъ, 2000.- 784 с.
14.
Финансы и кредит:
Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с.
15.
Финансы, налоги и
кредит: Учебник / Общ. ред. Емельянов А.М., Мацкуляк И.Д., Пеньков Б.Е. – М.:
РАГС, 2006. – 546 с.
16.
Цылина Г.А.
Международная валютная система / Г.А. Цылина. - М.: ЗАО «Издательство
«Экономика», 2006. – 118 с.
17.
Четыркин Е.М.
Финансы: Учебник / Е.М. Четыркин.- М.: Дело, 2001.-400с.
Страницы: 1, 2
|