Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации
РЕФЕРАТ
«Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации»
1. Цели и задачи валютного регулирования
Валютное регулирование в широком смысле - это регламентация
государством основных принципов организации национальной валютной системы и
механизмов ее функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в
создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты,
валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая
отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с
тем отражала бы потребности текущего момента.
Содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Это по
существу совокупность таких процессов, как:
деятельность государственных органов по управлению обращением
валюты;
контроль государства за валютными операциями;
воздействие на курс национальной валюты;
ограничение использования иностранной валюты;
совокупность законодательных, административных, экономических и
организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с
валютными ценностями.
Функции государства в сфере валютного регулирования, как правило,
включают в себя:
накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте
в страну;
регулирование вывоза из страны стратегического сырья;
регламентирование ввоза или вывоза национальной валюты из страны,
куплю-продажу ценных бумаг;
покупку резидентами и нерезидентами недвижимости на территории
страны или за ее пределами;
определение курса валюты данной страны по отношению к прочим
валютам;
регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами и
нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);
регламентирование порядка репатриации прибыли, полученной от
проведения экспортных операций.
Валютное регулирование формируется и во многом определяется
проводимой государством валютной политикой. Валютная политика - совокупность
государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на
достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего
и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется
валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового
хозяйства.
Валютное регулирование в узком смысле - это элемент валютной
политики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведение
операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными
ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.
Валютное регулирование может быть:
прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование - совокупность
законодательных и административных действий власти, определяющих порядок
проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование -
совокупность экономических методов воздействия на участников
внешнеэкономических связей путем создания у них экономической
заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладание
того или иного метода валютного регулирования, определяет его характер;
либеральным или ограничительным. Либеральное валютное
регулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает
структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное
регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и
платежного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, т.е.
законодательное или административное запрещение, лимитирование и
регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими
валютными ценностями.
Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет на
экспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных
курсов и т.д.
Валютное регулирование осуществляется государством посредством
использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные
организационные и экономические меры, с помощью которых государство
воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри
страны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизм
их использования формируются под определенным воздействием реальной
макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в
стране законодательства. Так, к инструментам валютного регулирования относятся
применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные
санкции, валютные интервенции и т.д.
Валютное регулирование осуществляется посредством механизма
валютного контроля. Валютный контроль - это система мер по обеспечению
исполнения законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных
государством. По существу, валютный контроль обеспечивает эффективность
валютного регулирования и поэтому является его составной частью.
Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической
деятельности создается специальный механизм, который включает специальные
инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.
Валютное регулирование существует во всех странах. В России оно
осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г № 3615-1 «О
валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации», который
определяет:
принципы проведения валютных операций в Российской Федерации;
полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и
валютного контроля;
права и обязанности юридических и физических лиц в отношении
владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
меру ответственности за нарушение валютного законодательства.
Действие Закона - юридическая основа создания национальной валютной
системы РФ.
Основной элемент национальной валютной системы - национальная
валюта. Закон дает четкое определение самого понятия «национальная российская
валюта». Так, к «валюте Российской Федерации»- относятся:
находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из
обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот)
Центрального банка РФ и монеты;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях
в РФ;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях
за пределами РФ (на основании межправительственных соглашений об использовании
валюты РФ на территории данного государства);
платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые
ценности (акции, облигации), другие долговые обязательства, выраженные в
рублях.
Поскольку внешнеэкономические связи предполагают обмен
национальной валюты на иностранную, то в Законе дано определение и иностранной
валюте. «Иностранная валюта» - это денежные знаки в виде банкнот, казначейских
билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным
средством в соответствующем государстве, а также изъятые или изымаемые из
обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также средства на счетах в
денежных единицах иностранных государств.
«Валютные операции» определены как операции, которые связаны с
переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе
использование в качестве средства платежа ценных бумаг в иностранной валюте;
ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валютных
ценностей, международные денежные переводы, а также операции, в которых
участвуют нерезиденты РФ, т.е. открытие и ведение рублевых счетов нерезидентов
РФ в уполномоченных банках.
Поскольку в современных условиях международные ликвидные активы не
ограничиваются накоплением резервных валют, а включают: золото, серебро и
другие ценности, легко превращающиеся в резервные валюты, Закон вводит понятие
«валютные ценности». К ним относятся: наличные банкноты, казначейские билеты,
разменная монета иностранных государств, в том числе изъятая из обращения, но
подлежащая обмену; платежные документы в иностранной валюте: чеки, векселя,
аккредитивы; фондовые ценные бумаги в инвалюте и другие долговые обязательства;
драгоценные металлы (золото, серебро, платина в слитках), драгоценные камни, за
исключением ювелирных изделий и ювелирного лома.
Все участники внешнеэкономических связей подразделены законом на
две категории: резиденты и нерезиденты РФ. В зависимости от статуса у них
возникают определенные права и обязанности.
К резидентам РФ относятся:
физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе
временно находящиеся за пределами РФ (Необходимо подчеркнуть, что понятие
«гражданства» к определению статуса физического лица как резидента или
нерезидента отношения не имеет.);
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ,
с местонахождением в РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,
созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
дипломатические и иные официальные представительства РФ,
находящиеся за пределами РФ;
находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов
РФ.
К нерезидентам РФ относятся:
физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами
РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,
созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с
местонахождением за пределами РФ;
находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные
представительства, а также международные организации и их филиалы и
представительства;
находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов РФ.
Законом определены возможность и режим конвертируемости российских
рублей в иностранную валюту: основа купли-продажи валюты на рынке, т.е. ее
конвертируемость, собственность.
Все проводимые в РФ внешнеторговые операции подразделены на
текущие операции и операции, связанные с движением капитала.
Текущие операции включают в себя:
переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации в оплату
товаров, работ, услуг без отсрочки платежа и с отсрочкой до 90 дней;
получение и выдача финансовых кредитов на срок до 180 дней;
переводы процентов, девидентов и иных доходов, связанных с
инвестициями;
переводы неторгового характера (зарплата, пенсии, пособия,
наследство и т.д.).
К капитальным операциям относятся:
прямые инвестиции (взносы в уставные фонды предприятий и
организаций);
портфельные инвестиции;
получение и выдача отсрочки платежа по экспортно-импортным
операциям на срок более 90 дней;
получение и выдача финансовых кредитов на срок более 180 дней;
иные операции, не являющиеся текущими.
Текущие валютные операции осуществляются без ограничений, на
проведение капитальных операций требуется получение лицензии Центрального банка
РФ.
В Законе определена институциональная основа национальной валютной
системы России, а также органы валютного регулирования и их полномочия.
Непосредственное исполнение полномочий возложено на уполномоченные банки,
которые согласно Закону, получив лицензию Центрального банка РФ на проведение
валютных операций, являются агентами валютного контроля. Агенты валютного
контроля осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами
валютными операциями, соответствием этих операций валютному законодательству,
условиям лицензий и разрешений, полученных от Центрального банка, а также за
соблюдением актов органов валютного контроля. Агенты валютного контроля также
проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской
Федерации.
2. Организация валютного контроля в Российской Федерации
Либерализация внешнеэкономической деятельности в России, введение
конвертируемости рубля в условиях экономической и политической нестабильности
привели к массовому оттоку капитала. Этот процесс подрывает экономику страны, и
решение этой проблемы — одна из важных задач финансовой политики государства.
Возврат капиталов в Россию помог бы решить проблему выплаты внешних долгов и
при этом отказаться от внешних заимствований. Уполномоченные банки, являясь
агентами валютного контроля, призваны решить эту задачу.
Именно на уполномоченные банки возложен контроль законности
проведения операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктов
интеллектуальной деятельности. Порядок проведения этих операций
регламентируется следующими документами:
О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ
выручки от экспорта товаров: Инструкция Центрального банка РФ и
Государственного таможенного комитета РФ от 13 октября 1999 г. № 86-И;
О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью
оплаты резидентами импортируемых товаров: Инструкция Центрального банка РФ и
Государственного таможенного комитета РФ от 4 октября 2000 г. № 91-И;
О покупке юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для
осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу
результатов интеллектуальной деятельности: Указание Центрального банка РФ от 30
декабря 1999 г. № 721-У;
О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями,
организациями части валютной выручки через Уполномоченные банки и проведение
операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации: Инструкция
Центрального банка РФ от 29 июня 1992 г. №7;
О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов
нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим
счетам: Инструкция Центрального банка РФ от 12 октября 2000 г. № 93-И;
О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций
покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке
Российской Федерации: Указание Центрального банка РФ от 20 октября 1998 г. №
383:
Базовый документ валютного контроля - паспорт сделки, оформляемый
экспортером в уполномоченном банке и содержащий сведения о внешнеэкономическом
контракте, в соответствии с которым будет производиться экспорт товара и
осуществляться валютный контроль. Только при наличии ксерокопии паспорта сделки
(соответствие оригиналу паспорта сделки подтверждается подписью лица, имеющего
право первой подписи по счету экспортера и оттиском круглой печати экспортера)
таможенные органы могут принимать груз для оформления. По одному экспортному
контракту оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке.
Экспортер приносит в уполномоченный банк два экземпляра
подписанного им паспорта сделки, оригинал контракта и одну копию контракта.
Уполномоченный банк проверяет соответствие контракта валютному законодательству
и при подписании паспорта сделки делает на обороте оригинала контракта запись:
«Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) (число,
месяц, год)».
Уполномоченный банк в течение 5 календарных дней, следующих за
датой подписания паспорта сделки, формирует электронную копию паспорта сделки и
ведомость валютного контроля. В течение 10 календарных дней после подписания
паспорта сделки уполномоченный банк обязан передать в Государственный
таможенный комитет РФ (ГТК РФ) электронную копию паспорта сделки (передача всех
документов в электронном виде в ГТК уполномоченными банками осуществляется при
помощи специальной программы).
Один экземпляр паспорта сделки и оригинал контракта возвращаются
экспортеру, второй экземпляр паспорта сделки остается в уполномоченном банке и
служит основанием для формирования досье, в которое помещаются все документы,
поступающие в уполномоченный банк в рамках данного паспорта сделки. На каждый
паспорт сделки открывается отдельное досье. В досье помещаются следующие
документы:
Страницы: 1, 2
|