рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Валютный курс в Республике Казахстан

Правительство, Национальный Банк и АФН обеспечат стабильное функционирование отечественной финансовой системы и создадут необходимые условия для кредитования реального сектора экономики. Правительство обеспечит дополнительную капитализацию системообразующих банков второго уровня. На уровне отдельных банков второго уровня стабилизирующие меры Правительства, в том числе, будут предусматривать реализацию условий меморандумов, заключенных с банками второго уровня.

В целях достижения указанного уровня инфляции и обеспечения стабильности финансовой системы страны Национальный Банк будет проводить сбалансированную денежно-кредитную политику.

Для регулирования краткосрочной ликвидности и поддержания ее на адекватном уровне Национальный Банк будет предоставлять займы рефинансирования банкам второго уровня, а также рассмотрит возможность дальнейшего расширения перечня инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям РЕПО, предоставления банкам второго уровня беззалоговых кредитов, размещения в банках второго уровня депозитов Национального Банка.

Национальный Банк разработает и внедрит систему гарантирования обязательств банков второго уровня перед различными типами кредиторов. Это будет способствовать перераспределению ресурсов через межбанковский рынок и расширению доступа к операциям на денежном рынке краткосрочных инструментов.

Объемы краткосрочной ликвидности и гарантий по межбанковским обязательствам, предоставляемых Национальным Банком, не будут суммарно превышать 50% от размера собственного капитала банка второго уровня.

В свою очередь, АФН усилит регулирование отечественного финансового сектора. Будут усовершенствованы текущие подходы к оценке достаточности собственного капитала финансовых организаций, ужесточен порядок формирования специальных провизий под проблемные активы в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и усилены требования к риск-менеджменту в финансовых организациях.

АФН также будут проработаны новые механизмы функционирования накопительной пенсионной системы с учетом принципов повышения ответственности акционеров и обеспечения защиты интересов вкладчиков.
Национальный Банк и Правительство будут вести постоянный мониторинг состояния платежного баланса и обменного курса тенге во избежание ухудшения показателей финансовой устойчивости в условиях, когда значительная доля активов и обязательств экономики приходится на иностранную валюту и присутствует высокий кредитный риск, обусловленный несоответствием валюты активов и обязательств заемщиков.

В этой связи, действия Национального Банка будут направлены на обеспечение устойчивости национальной валюты или плавное изменение курса тенге по отношению к иностранным валютам в контролируемых пределах.

В целом деятельность Правительства будет ориентирована на «оздоровление» экономики и обеспечение устойчивого качественного экономического роста.

Наряду с реализацией стабилизационных мер будут закладываться основы для перспективного развития через сохранение благоприятного инвестиционного климата, развитие конкуренции и реализацию проектов в потенциально экспортоориентированных секторах экономики.

Правительство обеспечит начало реализации масштабных инфраструктурных проектов, интенсивное развитие агропромышленного комплекса и форсированную реализацию программы «30 корпоративных лидеров Казахстана».

Меры по стимулированию экономической активности будут направлены на формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе дальнейшее снижение административных барьеров. С целью поддержки отечественных предприятий им будет предоставлен широкий доступ к закупкам государственных органов, государственных холдингов и национальных компаний.

Для стабилизации рынка недвижимости Правительство в 2009 году продолжит работу по защите прав участников долевого строительства и приступит к реализации специальной программы ипотечного кредитования.

В 2009 году основным приоритетом в деятельности Правительства будет обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения.

Правительство совместно с местными исполнительными органами продолжит работу по обеспечению занятости работников, временно высвобождающихся в результате снижения объемов производства, в рамках подписанных меморандумов о сотрудничестве с крупными предприятиями и организации профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.

Будет предусмотрен широкий комплекс дополнительных мер по созданию рабочих мест, в том числе за счет общественных работ, строительства инфраструктурных и социальных объектов, ужесточения контроля за нелегальной трудовой миграцией.

Все социальные обязательства, в том числе в рамках реализации поручений Главы государства по увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы, предусмотренные в республиканском бюджете на 2009-2011 годы, будут финансироваться в полном объеме и своевременно.

Меры налогово-бюджетной политики будут направлены на стимулирование экономической активности посредством снижения налоговой нагрузки на экономику и проведение сбалансированной политики государственных расходов.

Реализация норм нового Налогового кодекса, в частности, снижение в 2009 году ставок корпоративного подоходного налога с 30% до 20%, налога на добавленную стоимость с 13% до 12%, а также либерализация системы вычетов налогоплательщиков, позволит смягчить для предприятий неблагоприятную конъюнктуру рынков и расширить их инвестиционные возможности.

С учетом текущей экономической ситуации будет проводиться гибкая бюджетная инвестиционная политика, направленная на первоочередное финансирование проектов, оказывающих мультипликативный эффект на экономику и поддержание уровня необходимой занятости населения. При этом, в случае ухудшения экономической ситуации и сокращения поступлений в бюджет, будут оптимизированы или отложены на более поздний срок расходы, не требующие безотлагательного решения.

Размеры дефицита бюджета, государственных гарантий и поручительств государства будут поддерживаться на приемлемом уровне с учетом необходимости достижения макроэкономической сбалансированности.

Правительство совместно с АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» ужесточит контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, в том числе средств, направляемых на реализацию Плана совместных действий.

Для эффективной реализации заявленных мер, в том числе Плана совместных действий, Правительство, Национальный Банк и АФН будут проводить постоянный мониторинг экономической ситуации в стране и тенденций развития мировой экономики, и принимать необходимые корректирующие меры.


3.2 Динамика валютного курса, как результат денежной политики РК в условиях кризиса


Динамика валютного курса, степень и частота его колебаний являются показателям экономической и политической стабильности общества.

Казахстан вслед за другими странами СНГ решился, наконец, на решительный шаг и девальвировал национальную валюту - тенге, курс которой в 2008 году не испытывал серьезных колебаний.

"Национальный банк с 4 февраля уходит от поддержания тенге в прежнем неявном коридоре и считает объективно необходимым новый уровень обменного курса национальной валюты. Предполагается, что новый уровень будет находиться около 150 тенге за доллар плюс/минус 3%", - сообщил Нацбанк 4 февраля 2009 года..

Полагалось, что девальвация будет происходить медленно и обменный курс достигнет 146 тенге за доллар к концу 2009 года, благодаря соответствующей политике Национального банка. Однако с приходом нового главы Нацбанка Григория Марченко политика в отношении тенге изменилась, и регулятор отказался поддерживать курс тенге в прежнем диапазоне.

Причины девальвации не изменились, спрос на доллар в Казахстане высокий, отметил он.

Как сообщалось ранее, по мнению экспертов, основными факторами влияния мирового экономического кризиса на экономику Казахстана являются сильная зависимость банков страны от зарубежного финансирования и быстрое падение цен на сырье.

В частности, совокупный внешний долг банковского сектора Казахстана составляет $12 млрд, при прогнозируемой среднегодовой цене на нефть на уровне $40 за баррель. "Это означает значительное снижение экспортной долларовой выручки, что снижает предложение валюты на внутреннем рынке", - сказал Н.Рахимбаев. В результате, по его словам, в этом году Нацбанк мог бы почувствовать давление на золотовалютные резервы, если бы сохранил прежнюю политику по поддержанию курса доллара на уровне 120-121 тенге.

Национальный банк в последнее время подвергается многочисленной критике по поводу проведения резкой и «жесткой» девальвации.

Пошаговая девальвация, проведенная в России, достаточно редка в мировой практике. Она провоцировала уход от рубля и привела к существенному сокращению ЗВР на каждом этапе снижения. В результате Центральный банк России потерял значительную часть резервов. Плавная девальвация рубля способствовала увеличению оттока капитала из страны, а также ослаблению кредитования реального сектора, так как банкам было выгоднее играть против рубля, чем предоставлять кредиты.

Чаще всего центральные банки, проводящие политику регулирования курса национальной валюты, переходят на новый уровень резко, одномоментно, чтобы избежать расходования резервов, связанных с вынужденной поддержкой валюты на каждом этапе падения.

Этот способ НБ РК посчитал в тот период наиболее оптимальным. Проведение одномоментной девальвации в результате позволило сразу снизить давление на национальную валюту. Торги на валютной бирже проходят в спокойном режиме. Участие Нацбанка в торгах минимально. Все колебания курса тенге происходят в рамках объявленного коридора. Так, в первые дни марта курс тенге на бирже укрепляется без интервенций НБ РК.

Конечно, на начальном этапе после девальвации возникают определенные трудности у хозяйствующих субъектов экономики и у населения. Однако девальвация является одной из мер государственной политики, в конечном итоге направленной на повышение экономического роста страны и улучшения благосостояния населения в целом.

В настоящий момент после установления нового коридора обменного курса тенге к доллару США можно отметить, что движение курса происходит в его рамках. Однако делать выводы по текущим торгам о равновесной валютной пары USD/KZT еще рано. Участникам рынка для адаптации к новым уровням необходимо два-три месяца. Также необходимо добавить, что валютный рынок волатилен, и движение в какую либо сторону — естественный процесс. Что касается участия Нацбанка в этих процессах, то основной задачей НБ РК на внутреннем валютном рынке является сглаживание резких колебаний курса. Необходимо отметить, что объемы интервенций по сравнению с январем и первым числам февраля значительно сократились.

Главными задачами Национального банка является стабилизация финансовой системы и в рамках денежно-кредитной политики — регулирование курса национальной валюты. При выполнении этой задачи существует риск снижения уровня ЗВР. Однако необходимо отметить, что в феврале чистые международные резервы НБ РК в текущих ценах повысились на 11,7 процента (на 2,4 миллиарда долларов) до 20,7 миллиарда долларов по отношению к предыдущему месяцу. Эти пополнения были произведены за счет конвертации валюты из Национального фонда РК (порядка пяти миллиардов долларов США), экспортной выручки и налоговых поступлений.

В середине 2006 года, когда Казахстан испытывал значительный приток спекулятивного капитала, НБ РК прибегал к такой мере «с другого края», проводя интервенции по покупкам иностранной валюты и временному ослаблению курса тенге. Это привело к убыткам спекулянтов, игравших на укрепление курса тенге.

В настоящее время курс национальной валюты по отношению к доллару США движется в разрезе заданного коридора, и вмешательства Нацбанка ограничиваются интервенциями для сглаживания резких колебаний на валютном рынке.

Нацбанк в ближайшие два года планирует рассмотреть варианты привязки обменного курса национальной валюты к индексу цен на основные экспортные товары. Обменный курс тенге будет определяться в зависимости от изменений основных экспортных цен с определенным лагом. В то же время это не означает точной привязки курсов валют к изменениям на товарных рынках. На изменение курса будет оказывать влияние множество факторов, часто действующих в противоположных направлениях: скорость и степень изменения цен экспорта, объемы и доля тех или иных товаров в общем экспорте и т. д. Поэтому следить за каждым изменением цены на нефть и ожидать моментального изменения курса тенге не имеет смысла.

Изменение обменного курса национальной валюты в определенной степени зависит от результатов торговых операций с другими странами. Свыше 80 процентов казахстанского экспорта приходится на минеральные продукты и неблагородные металлы, динамика экспорта которых обуславливается конъюнктурой мировых товарных рынков. Причем более 60 процентов экспорта составляет экспорт нефти и газового конденсата. Вследствие этого основным источником собственных валютных ресурсов являются поступления от экспорта нефти — продажа предприятиями нефтяного сектора на внутреннем рынке валютной выручки от реализации сырья.

Соответственно, существует корреляция мировых цен на сырьевые товары и обменного курса. Так, при росте цен на нефть происходит увеличение его экспорта и доходов от него, которые, как правило, ведут к укреплению национальной валюты. И наоборот, снижение мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары создают предпосылки для девальвации тенге.

В то же время теоретически динамика курса национальных валют стран в случае отсутствия интервенций центральных банков определяется состоянием общего платежного баланса. В частности, в отношении Казахстана, помимо экспортных цен, значительное влияние на курсообразование могут оказывать внешние заимствования частного сектора и отток капитала, связанный с обслуживанием внешних обязательств (в особенности банков) и созданием внешних активов.

В связи с этим прямой линейной зависимости между ценами экспортных товаров (в частности нефти) и динамикой обменного курса не наблюдается, поэтому вопрос установления механизма определения курса тенге требует проведения дополнительных исследований и, соответственно, времени.

В 2009 году Национальный банк будет проводить денежно-кредитную политику, направленную, главным образом, на обеспечение финансовой стабильности экономики, чему будет способствовать поддержание обменного курса тенге на стабильном уровне. Другие показатели ДКП, в том числе по инфляции, будут являться производными от него. Тем более что мы не ожидаем резкого «всплеска» инфляции. Несмотря на формирование негативных ожиданий на потребительском рынке в результате проведенной в феврале 2009 года девальвации тенге, усиление инфляционного давления мы ожидаем только в феврале-марте. В последующем ситуация стабилизируется. В 2009 году мы ожидаем, что инфляция будет находиться в контролируемых пределах и не превысит одиннадцати процентов по итогам года.

Фактические итоги февраля 2009 года продемонстрировали, что инфляционный эффект от девальвации оказался незначительным. Инфляция ускорилась с 0,3 процента в январе 2009 года лишь до 0,8 процента по итогам февраля 2009 года. Годовой уровень инфляции по итогам февраля 2009 года составил 8,7 процента.

В связи с этим прогноз остается только прогнозом, а на динамику обменного курса влияют реальные события. При этом никто не исключает возможного улучшения ситуации на внешних рынках. В случае роста мировых цен на нефть и достижения ими справедливого и равновесного, по мнению многих аналитиков, уровня в 70—80 долларов США за баррель ситуация с курсом может измениться и привести с определенным лагом к постепенному укреплению тенге. В результате прогнозные данные по инфляции будут совершенно другими.


3.3 Динамика валютного курса РК за 2008 – 2009 год


С конца сентября 2007 года по 25 марта 2008 года курс тенге/доллар практически перестал меняться, колеблясь в узком диапазоне 120,30–120,97 тенге за доллар. В то же время тенге неуклонно падало все это время по отношению к евро и рублю. К 25 марта 2008 года официальный курс доллара составил уже 120,42 тенге, курс евро – 186,18 (прирост к сентябрю 2007 года 8,6%), курс рубля – 5,07 (+4,5%).

На 24 декабря 2008 г. Нацбанк Республики Казахстан установил следующие курсы валют по отношению к тенге


Индекс валюты

Наименование валюты

Tенге за единицу

Изменение

USD

Доллар США

120.82

+0.06

RUB

Российский рубль

4.26

-0.07

EUR

ЕВРО

168.65

-1.39


За 2008 год максимальный официальный курс доллар США составил 120.99тенге за доллар США, минимальный же был зафиксирован на отметке 119.48тенге за доллар США, евро - 192.19тенге и 149.57тенге соответственно, российский рубль - 5.2тенге и 4.26тенге соответственно.

С начала 2008 года по январь 2009 года снижение курса тенге к доллару составило 1%. В 2008 году официальный курс тенге "дрейфовал" в районе 120 тенге/$1. Казалось, бури и штормы мирового финансового кризиса его не касаются.

4февраля 2009 года, после решения Нацбанка средневзвешенный курс тенге по отношению к доллару США на торгах Казахстанской фондовой биржи (KASE) рухнул до 143,98 тенге/$1 против 122,32 тенге/$1 3 февраля 2009 года.

Резко подскочил обменный курс тенге в обменных пунктах. В частности, в Алмате курс покупки доллара в настоящее время составляет в среднем 140 тенге/$1, курс продажи - 160-165 тенге/$1, евро стоит порядка 200-210 тенге. В Астане в некоторых обменных пунктах курс покупки доллара достигает 160 тенге/$1, продажи - 170 тенге/$1, евро продается в среднем за 210 тенге.


Динамика валютного курса 2008-2009 год


Официальные курсы тенге, установленные Национальным Банком Казахстана, на 10 апреля 2009 года.

Индекс валюты

Наименование валюты

Tенге за единицу

Изменение

USD

Доллар США

150.77

-0.23

RUB

Российский рубль

4.50

+0.01

EUR

ЕВРО

200.64

+1.26

CHF

Швейцарский франк

131.65

+0.03


Аналитики считают, что курс национальной валюты к концу 2009 года не опустится ниже 145 тенге/$1.

Заключение


Ситуация с курсом тенге по отношению к конвертируемым валютам всегда волновала граждан нашей страны, потому что от этого напрямую зависела вся их экономическая жизнь. Цены на квартиры, зарплаты, валюта, в которой осуществляются долгосрочные и краткосрочные инвестиции. Население особенно чувствительно к колебаниям курса. Оно рассчитывает на определенную стабильность или хотя бы предсказуемость для того, чтобы строить свои планы.

Фактические итоги февраля 2009 года продемонстрировали, что инфляционный эффект от девальвации оказался незначительным. Инфляция ускорилась с 0,3 процента в январе 2009 года лишь до 0,8 процента по итогам февраля 2009 года. Годовой уровень инфляции по итогам февраля 2009 года составил 8,7 процента.

В связи с этим прогноз остается только прогнозом, а на динамику обменного курса влияют реальные события. При этом никто не исключает возможного улучшения ситуации на внешних рынках. В случае роста мировых цен на нефть и достижения ими справедливого и равновесного, по мнению многих аналитиков, уровня в 70—80 долларов США за баррель ситуация с курсом может измениться и привести с определенным лагом к постепенному укреплению тенге. В результате прогнозные данные по инфляции будут совершенно другими.

К тому же текущий уровень обменного курса тенге является среднесрочным ориентиром и в ближайшее время пересматриваться не будет.

В 2008 году глобальный финансовый кризис оказал существенное влияние на замедление темпов роста мировой экономики. В ряде стран наблюдается экономическая рецессия.

Нестабильность на мировых финансовых и товарных рынках отразилась на темпах экономического роста Казахстана. По предварительной оценке, рост экономики в 2008 году составил 3,1 %, уровень безработицы – около 7%, инфляция на конец года – 9,5%.

В 2009-2010 годах ситуация на мировых рынках, вероятнее всего, будет осложняться и последствия для отечественной экономики могут носить негативный характер. На мировых товарных рынках возможно сохранение низких цен на основные экспортные позиции Казахстана.

В этих условиях экономическая политика в 2009 году будет направлена на смягчение последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в стране.

Главными целями политики Правительства и Национального Банка будут обеспечение социальной стабильности и поддержка макроэкономической сбалансированности, а также стимулирование экономического роста и деловой активности.

В 2009 году реальный рост ВВП составит по оценке около 2%, уровень безработицы не превысит 8%. Инфляция на конец 2009 года прогнозируется на уровне 9%.

Одним из главных инструментов достижения указанных целей станет реализация принятого Правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – АФН) Плана совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы (далее – План совместных действий).

В рамках Плана совместных действий будут решаться задачи по стабилизации финансового сектора, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию агропромышленного комплекса, рынка недвижимости, дальнейшей диверсификации экономики, обеспечению занятости и поддержке социально-уязвимых слоев населения.

Действия Национального Банка будут направлены на обеспечение устойчивости национальной валюты или плавное изменение курса тенге по отношению к иностранным валютам в контролируемых пределах.

В целом деятельность Правительства будет ориентирована на «оздоровление» экономики и обеспечение устойчивого качественного экономического роста.

Для эффективной реализации заявленных мер, в том числе Плана совместных действий, Правительство, Национальный Банк и АФН будут проводить постоянный мониторинг экономической ситуации в стране и тенденций развития мировой экономики, и принимать необходимые корректирующие меры.

Список литературы


1.                Макарова Н.А., Ширгатова З.Р.: Финансы и кредиты. - Астана 2006;

2.                Бекмухаметова, А.Б.: Денежно-кредитное и валютное регулирование Казахстана;

3.                Колесов В.П., Осьмова М.Н.: Мировая экономика, М., 2000;

4.                Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

5.                Интернет ресурсы веб-сайта по законодательству Республики Казахстан www.zakon.kz;

6.                Интернет-ресурсы веб-сайта НБ РК www.nationalbank.kz;

7.                Интернет ресурсы www.kase.kz.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.