·
полезные
ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если
такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с
законодательством РФ о недрах.
·
Полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей
промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр
(отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси),
соответствующая государственному стандарту РФ. Кроме того, к добытому полезному
ископаемому относится полезное ископаемое, полученное из минерального сырья с
применением перерабатывающих технологий.
·
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется
налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
·
исходя из
сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен
реализации без учета государственных субвенций;
·
исходя из
сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен
реализации добытого полезного ископаемого;
·
исходя из
расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Налоговая ставка определяется
отдельно для каждого вида полезного ископаемого в соответствии со ст. 342 Налогового
кодекса РФ. Налог уплачивается раздельно по каждому виду добытых полезных
ископаемых. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр,
предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с
законодательством РФ.
Сумма налога, исчисленная
налогоплательщиком по не общераспространённым добытым полезным ископаемым (за
исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья),
поступает по коду бюджетной классификации 1050303 и распределяется следующим
образом: 40% - в доход федерального бюджета, 60% - в доход бюджета субъекта РФ.
Сумма налога, исчисленная
налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья,
поступает по коду бюджетной классификации 1050301 и распределяется следующим образом:
80% - в доход федерального бюджета, 20% - в доход бюджета субъекта РФ.
Сумма налога, исчисленная
налогоплательщиком по добытым общераспространенным полезным ископаемым,
поступает по коду бюджетной классификации 1050303 и в размере 100% поступает в бюджет
субъекта РФ.
Плата за право пользования
объектами животного мира осуществляется в соответствии с:
·
ФЗ от 24.04.95
№52-ФЗ "О животном мире";
·
Постановлением
Правительства РФ от 04.01.00 №1 "О предельных размерах платы за
пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие
которых из среды их обитания без лицензии запрещено".
Плательщиками за право пользования объектами животного мира признаются
организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие
на территории РФ пользование объектами животного мира на основании разрешений
(лицензий) в соответствии с законодательством РФ. Пользование животным миром
осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания
либо без такового.
Объектом платежей является право пользования объектами животного мира. Плата
определяется отдельно в отношении каждого вида (группы видов) объектов
животного мира.
Конкретный размер платы за
пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие
которых осуществляется по именным разовым лицензиям, устанавливаются органами
исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с указанными предельными
размерами и с учетом затрат на мероприятия по комплексному использованию,
охране и воспроизводству объектов животного мира.
Именные разовые лицензии гражданам
на использование объектов животного мира выдаются соответствующим специально
уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания по их заявке в соответствии с
установленным порядком, а также пользователями животным миром в пределах
установленных лимитов.
Льготы по платежам для отдельных
категорий пользователей устанавливаются органами законодательной власти РФ и
органами законодательной власти субъектов РФ в пределах их компетенции.
От платы освобождаются организации
и физические лица, осуществляющие изъятие объектов животного в целях охраны
здоровья населения, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и
домашних животных, регулирования видового состава водных биологических
ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его
обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира и водных
биологических ресурсов, научные организации, общественные объединения
охотников, рыболовов, осуществляющие на закрепленной за ними территориями
охрану и воспроизводство объектов животного мира и водных биологических ресурсов
за счет собственных средств, и др.
Платежи за право пользования
объектами животного мира в размере 100% поступают в бюджет субъекта РФ по коду
экономической классификации 1050800.
Средства, поступающие в
бюджет, используются на реализацию программ по охране и воспроизводству
объектов животного мира, ведение государственного мониторинга объектов
животного мира и иные цели, связанные с охраной, воспроизводством объектов
животного мира и среды их обитания.
Взимание земельного налога
производится в соответствии с:
·
Земельным
кодексом РФ от 25.10.01 №173-ФЗ;
·
ФЗ от 11.10.91
№1738-1 "О плате за землю".
Плата за землю
производится в трёх формах: земельный налог, арендная плата, нормативная цена
земли.
Целью введения платы за
землю определялось стимулирование рационального использования, охраны и
освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание
социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества,
обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование
специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Собственники земли, землевладельцы
и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности
собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в
виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки
земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от
пользователя земли условий хозяйствования.
Установлена плата за земли
сельскохозяйственного назначения и за земли несельскохозяйственного назначения.
Плата за земли
сельскохозяйственного назначения
включает:
·
земельный налог
за сельскохозяйственные угодья, который устанавливается с учетом состава
угодий, их качества, площади и местоположения. Средний размер налога с 1 га устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ;
·
земельный налог
за участки в границах сельских населенных пунктов, предоставленные гражданам
для ведения личного подсобного хозяйства и других целей. Органам местного
самоуправления предоставляется право повышать ставки земельного налога данной
категории землепользователей.
Плата за земли
несельскохозяйственного назначения
включает:
·
налог за
городские (поселковые земли), который устанавливается на основе средних ставок.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной
градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов;
·
налог за
расположенные вне населенных пунктов земли промышленности, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения в размере 20%
от средних ставок, установленных на земли городов и поселков;
·
налог за земли
водного фонда по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения;
·
налог за земли
лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади
освоенных лесов эксплуатационного назначения в размере 5% от платы за
древесину, отпускаемую на корню.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О
плате за землю" отдельные категории землепользователей полностью
освобождены от земельного налога, в том числе на земли, предоставленные
Министерству обороны, и военнослужащим.
Органы законодательной власти субъектов
РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в
пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего
субъекта РФ.
Органы местного самоуправления
имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного
освобождения на определенный срок для отдельных плательщиков в пределах суммы
налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного
самоуправления.
В соответствии с ФЗ "О
федеральном бюджете на 2003 год" земельный налог поступает по коду
экономической классификации 1050700 и распределяется следующим образом:
·
за земли
сельскохозяйственного назначения: 90% - в бюджеты муниципальных образований,
10% - в территориальный дорожный фонд;
·
за земли городов
и поселков: 50% - в бюджеты муниципального образования, 50% - для формирования
территориального дорожного фонда;
·
за другие земли
несельскохозяйственного назначения: 100% - в бюджет муниципального образования
(местный бюджет).
Платежи за нормативные и
сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов
начисляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 №632
"Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за
загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды
вредного воздействия".
Настоящий порядок распространяется
на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических
лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, и
предусматривает плату за следующие виды вредного воздействия на окружающую
природную среду:
·
выброс в
атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
·
сброс
загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
·
размещение
отходов.
Платежи за загрязнение окружающей
среды рассчитываются в соответствии с установленными базовыми нормативами.
Существуют два базовых норматива: в пределах допустимых нормативов и в пределах
установленных лимитов. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому виду
вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной
среды.
Для отдельных регионов и бассейнов
рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие
экологические факторы, природно-климатические особенности территорий,
значимость природных и социально-культурных объектов. Внесение платы за
загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от
выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию
природных ресурсов, а также возмещения в полном объеме вреда, причиненного
окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, загрязнением
окружающей среды.
Часть средств, поступающих в
бюджеты от платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных
веществ и размещение отходов, направляется на финансирование целевых программ в
области охраны окружающей среды.
Также необходимо
отметить, что 10.01.02 вступил в силу ФЗ №7-ФЗ "Об охране окружающей
среды". В ст. 16 данного закона отмечено, что негативное воздействие на
окружающую среду является платным. Формы платы определяется федеральными
законами. Поэтому в настоящее время в Государственной Думе РФ разрабатывается
законопроект о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Я считаю, что плата за
природные ресурсы и в будущем останется насущной и актуальной темой. Можно
предположить, что будут дорабатываться и подвергаться дальнейшему развитию
законопроекты, а возможно и введение каких-либо новшеств и ужесточение мер к
нарушителям режима пользования природными ресурсами и их нецелесообразного
использования. И в силу этого можно выделить ряд причин, исходя из которых,
можно сделать вывод о тенденциях развития платы за природные ресурсы.
Первая причина состоит в
том, что в последнее время большое развитие получило так называемое
садово-огородническое и фермерское движение, а значит, появились и люди,
которые воспользовались этой возможностью для своих корыстных целей. Они
нецелесообразно используют предоставленную им землю и тем самым ухудшают ее
качество, а то и полностью разрушают ее плодородный слой. Поэтому, можно сказать,
что в ближайшее время плата за землю будет применяться как стимулятор для
более рационального и целесообразного использования земли.
Вторая причина - это
интерес иностранных фирм к земле в России. Следовательно, появилась возможность
получить немалый доход для страны, от сдачи в аренду земли иностранным фирмам.
Я полагаю, что это будет придавать плате за землю окраску некой экономической
меры и немаловажного пункта в бюджете страны.
Третья причина
заключается в ухудшающейся экологической обстановке, как в мире, так и у нас в
стране.
Последней причиной
развития платы за землю является вопрос о земле, как частной собственности.
Такие же выводы можно
сделать и по использованию водных, лесных ресурсов и полезных ископаемых.
1.
Налоговый кодекс
РФ, часть 2, раздел 8, статья 26 «Налог на добычу полезных ископаемых».
2.
Мельник Д.Ю.
Налоговый менеджмент. -М.: ФиС, 2004.
3.
Налоги и
налоговое право. / Под ред. А.В. Брызгалина. М. Аналитика – Пресс. 2003.
4.
Петрова Г.В.
Налоговое право. Учебник для вузов. М. Инфра – М. 2003.
Страницы: 1, 2
|