Введение Единого государственного реестра налогоплательщиков и юридических лиц
Содержание
Введение
1. Цель и задачи единого государственного реестра
налогоплательщиков и единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРН,
ЕГРЮЛ)
1.1 Понятие ЕГРН и ЕГРЮЛ
1.2 Порядок ведения Единого государственного реестра
юридических лиц и Единого государственного реестра налогоплательщиков
2. Принципы и порядок учета налогоплательщиков
2.1 Принципы учета налогоплательщиков
2.2 Порядок присвоения идентификационного номера налогоплательщика
2.3 Хранение сведений ЕГРЮЛ и ЕГРН
3. Основные проблемы регистрации юридических лиц и
налогоплательщиков и пути их решения
3.1 Вопросы возникающие при государственной регистрации юридических
лиц
3.2 Борьба с фирмами однодневками за счет личной явки предпринимателей
в ИМНС
3.3 Совершенствование системы учета налогоплательщиков
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Введение
В
настоящее время в Российской Федерации существует большое количество
разнообразных баз данных, содержащих персональную информацию. Учет населения
осуществляется различными ведомственными и территориальными системами на основе
персональных данных о гражданах, идентификационных номеров и документов,
удостоверяющих личность.
Учет
населения и организаций ведется различными органами государственной власти и
другими организациями федерального уровня, кроме того, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
создаются региональные и местные системы учета населения.
Наиболее
полные базы данных создаются органами государственной власти и другими
организациями федерального уровня. Всего в Российской Федерации в настоящее
время существует порядка 18 таких баз. Число объектов учета в различных базах
составляет от нескольких миллионов до более чем 100 млн. человек.
В
основном, персональный учет населения на федеральном уровне ведется на
основании процедур регистрации в рамках решаемых различными ведомствами задач.
Можно выделить следующие основные процедуры регистрации, осуществляемые
органами государственной власти и другими организациями федерального уровня:
1.
Регистрация в системе пенсионных фондов (осуществляется Пенсионным Фондом
России);
2.
Регистрация по месту жительства, а также регистрация факта изменения
гражданства (осуществляется паспортными столами жилищно-эксплуатационных
организаций и органами Федеральной миграционной службы Российской Федерации,
Министерства Иностранных дел Российской Федерации);
3. Регистрация
граждан, обладающих избирательным правом (осуществляется ЦИК России в рамках
системы ГАС «Выборы»);
4. Регистрация
индивидуальных предпринимателей (осуществляется органами Федеральной налоговой
службы);
5.
Регистрация налогоплательщиков (осуществляется органами Федеральной налоговой
службы);
6. Регистрация
юридических лиц (осуществляется органами Федеральной налоговой службы);
Значительный
массив персональных данных о гражданах и юридических лицах содержится в
многоуровневых программно-информационных комплексах «Единый государственный
реестр налогоплательщиков» (ЕГРН) и «Едином государственном реестре юридических
лиц» (ЕГРЮЛ) соответственно, которые формируются налоговыми органами.
Актуальность
данной темы обусловлена тем, что в настоящее время ведение Единого реестра
юридических лиц и ведение Единого реестра налогоплательщиков является важнейшим
элементом контрольно – учетных отношений, организуемых государством.
Целями
курсовой работы являются - раскрытие систем персонального учета
налогоплательщиков и юридических лиц, принципов ведения баз данных, порядка
ведение ЕГРН и ЕГРЮЛ, а также организации доступа к персональным данным и
вопросы использования персональных данных.
Задачи
данной работы – изучение законодательства о ведении ЕГРН и ЕГРЮЛ, анализ Правил
ведения Единого государственного реестра юридических лиц и налогоплательщиков и
предоставления содержащихся в них сведений.
Объектом
исследования работы является Единый государственный реестр налогоплательщиков и
Едином государственном реестр юридических лиц.
Основными
источниками работы являются: Законы, акты, постановления, разъяснения
законодательной власти.
1. Цель и
задачи единого государственного реестра налогоплательщиков и единого
государственного реестра юридических лиц (ЕГРН, ЕГРЮЛ)
1.1 Понятие
ЕГРН и ЕГРЮЛ
Реестр
содержит сведения об организациях и физических
лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным
Налоговым кодексом Российской Федерации (с указанием идентификационного
номера налогоплательщика, а также кода
причины постановки на учет для организаций), согласно Перечню
сведений, включаемых в единый государственный реестр налогоплательщиков.[11,c.1-3]
Сведения,
указанные выше, представляются в налоговые
органы в электронном виде (на машиночитаемых носителях или по
телекоммуникационным каналам связи) при условии обеспечения защиты от несанкционированного
доступа и искажений. В этом случае подлинность сведений
подтверждается электронной цифровой подписью либо иным
способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При
отсутствии возможности передачи сведений в электронном виде они представляются
в виде документов на бумажном носителе.
Документы
на бумажных и электронных носителях, содержащие сведения, составляющие налоговую
тайну, должны храниться и обрабатываться в местах, недоступных
для посторонних лиц и сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для
работы с такими сведениями.[1,c.2].
Налоговые
органы осуществляют прием документированной информации для ведения реестра и
передачу ее другим налоговым органам в порядке, установленном для приема и
передачи конфиденциальной информации.
Ведение
реестра включает в себя внесение в него представленных сведений, их обновление
при изменении данных об организациях и физических лицах и исключение из реестра
сведений о лицах, снятых с учета в предусмотренных законодательством Российской
Федерации случаях.
Сведения,
исключенные из реестра, хранятся в архиве.
Состав
показателей государственных баз данных реестра определяет Федеральная налоговая
служба (ФНС). Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются пользователям
по запросам, составленным в произвольной форме, или в порядке, установленном
соглашением сторон. [11,c.3]
При
отсутствии в реестре сведений о конкретной организации или физическом лице либо
при отсутствии возможности определить конкретное лицо на основании информации,
содержащейся в запросе, налоговым органом предоставляется справка об отсутствии
запрашиваемой информации.
Доступ к
сведениям, содержащимся в реестре и составляющим налоговую тайну, имеют
должностные лица, указанные в перечнях, утверждаемых Федеральной налоговой
службой. Использование должностными лицами сведений, содержащихся
в реестре, в ущерб интересам организаций и физических лиц влечет
ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Собственником
реестра является Российская Федерация. Право собственности от имени Российской
Федерации в отношении реестра осуществляет в рамках своей компетенции
Правительство Российской Федерации.[12]
Федеральная
налоговая служба осуществляет организационное и методическое руководство по
формированию и ведению реестра.
Государственный
реестр представляет собой единый банк данных, единство и сопоставимость которых
обеспечивается за счет единства принципов, методов и форм его ведения, а также
применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной
информации. Содержание Государственного реестра является государственным
информационным ресурсом.
Государственный
реестр ведется как на бумажных, так и на электронных носителях информации. При
несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеет
запись на бумажном носителе, если иное не установлено порядком ведения
Государственного реестра.
Ведение
Государственного реестра на электронных носителях информации осуществляется
исходя из единых организационных, методологических и программно - технических
принципов, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с иными
государственными, информационными системами и сетями.
Ведение
Государственного реестра налогоплательщиков и юридических лиц осуществляется
регистрирующими органами в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
1.2
Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого
государственного реестра налогоплательщиков
В
Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о
создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие
документы [10,ст.4]. Реестр ведется на бумажных и электронных носителях на
основании документов, представленных заявителями при государственной
регистрации юридических лиц и при внесении изменений в реестр. В
регистрационном деле юридического лица должны содержаться все представленные им
документы. Регистрационные дела юридических лиц являются частью реестра.
Ведение
государственного реестра осуществляется регистрирующим органом в порядке,
установленном в Правилах ведения Единого государственного реестра юридических
лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438.
Содержание
государственного реестра
В
государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом
лице [10,ст.5] закона “О государственной регистрации юридических лиц”):
а)
наименование. Полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том
числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В
случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование
указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном
языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического
лица на этих языках.
б)
организационно-правовая форма;
в) адрес
(место нахождения). Адрес (место нахождения) постоянно действующего
исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно
действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица,
имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по
которому осуществляется связь с юридическим лицом.
г) способ
образования юридического лица (создание или реорганизация);
д)
сведения об учредителях юридического лица;
е) копии
учредительных документов юридического лица;
ж)
сведения о правопреемстве. Предоставляются для юридических лиц, созданных в
результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в
учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а
также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате
реорганизации.
з) дата
изменений в учредительных документах. Дата регистрации изменений, внесенных в
учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных
законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях,
внесенных в учредительные документы.
и) способ
прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем
ликвидации);
к) размер
указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного
капитала. Складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого.
л)
фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности
действовать от имени юридического лица, а также его паспортные данные и
идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. Для такого лица
предоставляются его паспортные данные или данные иных документов,
удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
м)
сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.Эти сведения представляются
лицензирующими органами не позднее 5 рабочих дней с момента принятия
соответствующего решения. [11]
Изменения
в реестре
Юридическое
лицо в течение 3 дней с момента изменения содержащихся в реестре сведений (за
исключением сведений о лицензиях) обязано сообщить об этом в регистрирующий орган
по месту своего нахождения [10,ст.5]
Предоставление
сведений, содержащихся в реестре
Сведения,
содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными [10,ст.6-7]
.
Исключение: паспортные данные физических лиц и их ИНН – они могут быть
предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти.
Сведения о
конкретном юридическом лице предоставляются в виде:
- выписки
из государственного реестра;
- копии
документа (документов), содержащегося в регистрационном деле;
- справки
об отсутствии запрашиваемой информации.
Срок
предоставления сведений не может составлять более чем 5 дней со дня получения
запроса регистрирующим органом. Отказ в предоставлении содержащихся в реестре
сведений не допускается. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное
предоставление таких сведений влечет административную ответственность по ч.2
ст.14.25 КоАП РФ с наложением штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих
государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 МРОТ.
Размер
платы за предоставление сведений из реестра – 2 МРОТ за каждый документ, а размер
платы за срочное предоставление сведений – 4 МРОТ за каждый документ.[11]
Реестр, включающий
в себя государственные базы данных учета налогоплательщиков, ведется Министерством
Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальными органами (далее
- налоговые органы) на основе единых методологических и
программно-технологических принципов и документированной информации,
поступающей в эти органы.
Реестр содержит
сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по
основаниям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (с указанием идентификационного
номера налогоплательщика, а также кода причины постановки на учет для организаций).
Постановка
на учет (снятие с учета) организации или индивидуального предпринимателя в
налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменение
сведений о них осуществляются на основании сведений, содержащихся соответственно
в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре
индивидуальных предпринимателей (далее - государственные реестры).
Постановка
организации или физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом,
форма которого устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и
сборам.
Организации
или индивидуальному предпринимателю указанный документ выдается (направляется)
вместе с документом, подтверждающим внесение записи в соответствующий
государственный реестр.
Организациям,
государственная регистрация которых осуществляется в соответствии со статьей 10
Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей", указанный документ выдается (направляется) не позднее 5
дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Сведения, указанные
, представляются в налоговые органы в электронном виде (на машиночитаемых
носителях или по телекоммуникационным каналам связи) при условии обеспечения защиты
от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае подлинность сведений
подтверждается электронной цифровой подписью либо иным способом в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|