Выездная
налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией
организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени
проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не
превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено
решение о проведении проверки.
Налогоплательщик
обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих
выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с
исчислением и уплатой налогов.
Ознакомление
должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только
на территории налогоплательщика.
При необходимости,
уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную
налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика,
а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных
помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо
связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном
статьей 92 Налогового Кодекса.
При
наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц
достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении
правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены,
производится выемка этих документов.
В
последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан
составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет
проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его
представителю.
В
случае если налогоплательщик уклоняется от получения справки о проведенной
проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по
почте.
ГЛАВА 2 Основные формы
и методы проведения выездной налоговой проверки
2.1 Методика выездной
налоговой проверки
Проверки, проводимые налоговыми органами, можно
классифицировать по различным основаниям.
I. В
зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой
проверки:
1.
камеральные
2.
выездные
Камеральная проверка – проверка, проводимая в
помещении налогового органа.
Выездная налоговая проверка – проверка, проводимая
на территории налогоплательщика.
II. По
способу организации:
3.
плановые
проверки
4.
внезапные
проверки
Внезапная налоговая проверка, есть разновидность
выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления
налогоплательщика (в отличие от плановой проверки)
III. По
объему проверяемых документов:
5.
сплошные
6.
выборочные
При сплошных проверках, проверяются все документы за
ревизуемый период. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях
либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или
при уничтожении первичных документов)
Выборочная проверка – когда проверяется часть
документов. Может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой
выборке нарушений, присущих всему массиву документации организации.
IV. По
характеру проверяемого материала:
7.
документальные
8.
фактические
При документальных проверках проверяются документы.
Фактические проверки предполагают проверку не только
документов, но и изучение фактического состояния изучаемого лица.
V. По
объему проверяемых вопросов:
9.
тематические
10.
комплексные
Тематические проверки предполагают проверку
документов по определенному кругу вопросов.
Комплексные – охватывают все направления
деятельности подконтрольного лица в налоговой сфере.
Должностное
лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у
проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому
лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Истребуемые
документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии
документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя
руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации.
В
случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками
документов.
Документы,
которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10
дней со дня вручения соответствующего требования.
В
случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые
документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения
требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих
должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки
документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть
представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое
лицо может представить истребуемые документы.
В
течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить
сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится
отдельное решение.
Отказ
проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой
проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются
налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126
Налогового Кодекса.
В
случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные
сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку,
производит выемку необходимых документов.
В
ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у
проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при
проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого
лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы
ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных
впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы,
представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
2.3 Выемка документов и предметов
Выемка
документов и предметов производится на основании мотивированного постановления
должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую
проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его
заместителем) соответствующего налогового органа. Не допускается производство
выемки документов и предметов в ночное время.
Выемка
документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых
производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в
производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо
налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет
присутствующим лицам их права и обязанности.
Должностное
лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов
и предметов, добровольно выдать их.
При
отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места,
где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо
налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не
вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
Не
подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету
налоговой проверки.
Изъятые
документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в
прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и
индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
При
изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются
должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они
изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии
одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого
документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. Все изымаемые
документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в
производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Изъятые
документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или
подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае
отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить
печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается
специальная отметка.
Копия
протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается
лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
В
случаях, при проведении действий по осуществлению налогового контроля
составляются протоколы. Протоколы составляются на русском языке.
В
протоколе указываются:
1)
его наименование;
2)
место и дата производства конкретного действия;
3)
время начала и окончания действия;
4)
должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
5)
фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или
присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес,
гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
6)
содержание действия, последовательность его проведения;
7)
выявленные при производстве действия существенные для дела факты и
обстоятельства.
Протокол
прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или
присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания,
подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается
составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами,
участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его
проведении. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы,
киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве
действия.
По
результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня
составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными
должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной
форме акт налоговой проверки.
В
случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе
проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового
органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой
проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной
налоговой проверки.
Акт
налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку,
и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
Об
отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его
представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой
проверки.
В
акте налоговой проверки указываются:
1)
дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания
акта лицами, проводившими эту проверку;
2)
полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого
лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее
обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное
и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его
нахождения;
3)
фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием
наименования налогового органа, который они представляют;
4)
дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа
о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
5)
дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов
(для камеральной налоговой проверки);
6)
перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой
проверки;
7)
период, за который проведена проверка;
8)
наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
9) даты
начала и окончания налоговой проверки;
10)
адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
11)
сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении
налоговой проверки;
12)
документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и
сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
13)
выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на
статьи Налогового Кодекса, если предусмотрена ответственность за данные
нарушения законодательства о налогах и сборах.
Форма
и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области
налогов и сборов.
Акт
налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен
лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под
расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения
указанным лицом (его представителем).
В случае,
если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель
уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте
налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным
письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту
жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по
почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с
даты отправки заказного письма.
Лицо,
в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в
случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с
выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта
налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган
письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным
положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям
или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные
копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Страницы: 1, 2, 3
|