3) государственного
регулирования экономики (регулирующая функция).
Во всех государствах, при
всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную
функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов и, прежде всего
– расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие
получили социальная и регулирующая функции. [7]
Среди общих принципов
налоговой системы можно выделить следующие:
1. Налоговые поступления
формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической
сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность
целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции
накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему
под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.
2. В движении капитала на
разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты
изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения.[8]
1.2 Классификацию, принципы
налогообложения, правовые основы
Многообразие существующих
налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на
определенной основе.
По способу взимания
налогов различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются в
процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества
налогоплательщиков. В этом случае размер налогового оклада точно известен
налогоплательщику или его возможно рассчитать.
В качестве примера можно
привести подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль
предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке
наследования или дарения, и др.
Косвенные (иначе – адвалорные)
налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые
государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость,
налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных
отраслей народного хозяйства и др.). Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в
этом случае подсчитать практически не представляется возможным. Однако
очевидно, что основную часть бремени по уплате этих налогов несут конечные
потребители, т.е. физические лица.
По субъекту-налогоплательщику
выделяются следующие группы налогов:
налоги с физических лиц
(подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на
имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.);
налоги с предприятий и организаций
(налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на
пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и
организаций, сбор за использование наименований ?Россия?, ?Российская
Федерация? и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).
Данная разновидность не
случайно названа ?налоги с предприятий и организаций?, а не ?налоги с
юридических лиц?. Это вызвано тем, что некоторые организации выступают
плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в
частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.
Смешанные налоги, которые
уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина,
некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
По органу, который
устанавливает и конкретизирует налоги
Действующие в Российской
Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой
орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги,
региональные налоги и местные налоги.
Федеральными признаются
налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и
обязательные к уплате на всей ее территории.
Региональными признаются
налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской
Федерации, вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и
обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской
Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти
субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:
налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым
законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по
данному региональному налогу.
Местными признаются
налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с
Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на
территории соответствующих муниципальных образований.
К федеральным налогам и
сборам относятся:
налог на добавленную
стоимость;
акцизы на отдельные виды
товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
налог на прибыль (доход)
организаций;
налог на доходы капитала;
подоходный налог с
физических лиц;
взносы в государственные
социальные внебюджетные фонды;
государственная пошлина;
таможенная пошлина и
таможенные сборы;
налог на пользование
недрами;
налог на воспроизводство
минерально-сырьевой базы;
налог на дополнительный
доход от добычи углеводородов;
сбор за право пользования
объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
лесной налог;
водный налог;
экологический налог;
федеральные лицензионные
сборы. К региональным налогам и сборам относятся:
налог на имущество организаций;
налог на недвижимость;
дорожный налог;
транспортный налог;
налог с продаж;
налог на игорный бизнес;
региональные лицензионные
сборы.
При введении в действие
налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на
имущество физических лиц и земельного налога.
К местным налогам и
сборам относятся:
земельный налог;
налог на имущество
физических лиц;
налог на рекламу;
налог на наследование или
дарение;
местные лицензионные
сборы.
По уровню бюджета, в
который зачисляется налоговый платеж налоговые платежи можно подразделить на
закрепленные и регулирующие (разноуровневые).
Закрепленные налоги
непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд.
Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный
бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.
Регулирующие
(разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в
пропорции согласно бюджетному законодательству.
В современных условиях в
налоговой системе России действуют такие регулирующие налоги, как налог на
прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.
Суммы отчислений по таким
налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в
составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей,
областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и
бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из
субъектов федерации.
По целевой направленности
введения налога можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые
(специальные).
Абстрактные (общие)
налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как
целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного
направления затрат государства
К специальным относятся,
например, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических
лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и
другие цели.
Как правило, для целевых
налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом
бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.
Согласно Налоговому
Кодексу РФ, принятому в 2002, к региональным налогам относился:
налог на имущество
организаций;
налог на недвижимость;
дорожный налог;
транспортный налог;
налог с продаж;
налог на игорный бизнес;
региональные лицензионные
сборы.[9]
К местным налогам
относились:
1. земельный налог;
2. налог на имущество
физических лиц;
3. налог на рекламу;
4. налог на наследование
и дарение;
5. местные лицензионные
сборы.[10]
При введение в действие
налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего
субъект РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц
и земельного налога.[11]
Но со дня принятия нового
Налогового кодекса РФ произошли кардинальные изменения.
С 1 января 2006 года были
отменены налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за
использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на
их основе слов и словосочетаний.[12]
С 1 января 2003 года был отменен дорожный налог и с 1 января 2005 года - налог
с продаж.
То есть, на 2007 год
действуют следующие виды налогов:
1) Региональные – налог
на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
2) Местные налоги –
земельный налог, налог на имущество физических лиц.[13]
То есть на данный момент
для целей налогообложения юридических лиц нас могут интересовать только
следующие налоги: региональные – налог на имущество организаций, транспортный
налог, налог на игорный бизнес; а из местных налогов только земельный налог.[14]
Транспортный налог.
Согласно пп. «ж» п.1
ст.20 Федерального Закона N 2118-1, транспортный налог является региональным
налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога
на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных
(представительных) органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный
налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят
закон соответствующего субъекта РФ о введении в действие транспортного налога.[15]
Налогоплательщиками
данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством
Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые
объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не
предусмотрено настоящей статьей. (Ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения
признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др. самоходные машины
и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты,
теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,
гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные
транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в
соответствии с законодательством РФ. [16]
(Ст. 358 НК РФ).
Внесены изменения в
статью 359 с 2006 года, в соответствии с которыми Налоговая база по воздушным
транспортным средствам с реактивным двигателем определяется исходя из тяги
реактивного двигателя, измеряемой в килограмм-силах. Налоговая ставка
составляет 20 рублей с каждого килограмма силы тяги.[17]
С 1 января 2007 года
вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в главу 28 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации» №131-ФЗ от 20.10.2006, согласно
которому Законодательные (представительные) органы субъекта Российской
Федерации, вводя транспортный налог, не будут определять форму отчетности.
Закон устанавливает отчетный период по транспортному налогу для
налогоплательщиков – организаций (ст.360 НК РФ), обязанность и порядок уплаты
ими авансовых платежей (ст. 362 НК РФ) по транспортному налогу.
Для организаций не может
быть установлен срок уплаты налога ранее срока, предусмотренного пунктом 3
статьи 363.1 НК РФ, то есть 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым
периодом.
С начала текущего года
также вступил в силу и следующий Федеральный закон «О внесении изменений и
дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части,
касающейся создания Российского международного реестра судов» №168-ФЗ от 20.12.2006,
по которому дополняется перечень транспортных средств (ст. 258 НК РФ) не
подлежащего налогообложению для судов, зарегистрированных в Реестре.[18]
Налоговые ставки
устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в
зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой
вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на
одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм
силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства
или единицу транспортного средства в размерах, указанных в таблице 1.[19]
При сравнении старых и
новых ставок налога можно заметить, что:
- в среднем в 2 раза
увеличены налоговые ставки по грузовым автомобилям и другим самоходным
транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном
ходу;
- по автобусам с
мощностью двигателя до 200 л. с. налоговые ставки увеличены в 5 раз, а по
автобусам с мощностью двигателя свыше 200 л. с. - в 10 раз;
- по мотоциклам и
мотороллерам налоговые ставки увеличены в среднем в 10 раз (в зависимости от
мощности);
- по легковым автомобилям
прослеживается такая тенденция, что чем выше мощность автомобиля, тем в большее
количество раз увеличены налоговые ставки. Так, по автомобилям с мощностью до
100 л. с. ставки увеличены в 10 раз, по автомобилям с мощностью свыше 100 л. с.
до 150 л. с. ставки увеличены в 5 раз, по автомобилям с мощностью свыше 150 л.
с. до 200 л. с. ставки увеличены в 7,8 раз, по автомобилям с мощностью свыше
200 л. с. до 250 л. с. ставки увеличены в 11 раз, а по автомобилям с мощностью
свыше 250 л. с. ставки увеличены даже в 23 раза.
Такое значительное
увеличение базовых ставок объясняется следующим. Дело в том, что в п.5 ст.6
Закона N 1759-1 была предусмотрена норма, согласно которой увеличение
(уменьшение) ставок налога относительно ставок, указанных в ст.6 Закона N
1759-1, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и
организаций от уплаты налога является прерогативой законодательных органов
власти субъектов Российской Федерации и устанавливалась ими в законах,
действующих в отдельных регионах.
Таблица 1 Базовые ставки
транспортного налога[20]
N
п/п
|
Наименование объекта
налогообложения
|
Налоговая
ставка (руб.)
|
Ставки, устанавливаемые с каждой
лошадиной силы
|
Автомобили легковые с мощностью
двигателя:
|
1
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт)
включительно
|
5
|
2
|
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше
73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
|
7
|
3
|
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше
110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
|
10
|
4
|
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше
147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
|
15
|
5
|
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)
|
30
|
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью
двигателя:
|
6
|
до 20 л. с. (до 14,7 кВт)
включительно
|
2
|
7
|
свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше
14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно
|
4
|
8
|
свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)
|
10
|
Автобусы с мощностью двигателя:
|
9
|
до 200 л. с. (до 147,1 кВт)
включительно
|
10
|
10
|
свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)
|
20
|
Грузовые автомобили с мощностью
двигателя:
|
11
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт)
включительно
|
5
|
12
|
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше
73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
|
8
|
13
|
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше
110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
|
10
|
14
|
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше
147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
|
13
|
15
|
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)
|
17
|
Другие транспортные средства:
|
16
|
другие самоходные транспортные
средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой
лошадиной силы)
|
5
|
Снегоходы, мотосани с мощностью
двигателя:
|
17
|
до 50 л. с. (до 36,77 кВт)
включительно
|
5
|
18
|
свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)
|
10
|
Катера, моторные лодки и другие водные
транспортные средства с мощностью двигателя:
|
19
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт)
включительно
|
10
|
20
|
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)
|
20
|
Яхты и другие парусно - моторные
суда с мощностью двигателя:
|
21
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт)
включительно
|
20
|
22
|
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)
|
40
|
Гидроциклы с мощностью двигателя:
|
23
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт)
включительно
|
25
|
24
|
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)
|
50
|
Воздушные суда, имеющие двигатели:
|
25
|
Самолеты, вертолеты и иные
воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)
|
25
|
Ставки, устанавливаемые с каждой
регистровой тонны валовой вместимости
|
26
|
Несамоходные (буксируемые) суда,
для которых определяется валовая вместимость
|
20
|
Ставки с единицы транспортного
средства
|
27
|
Водные и воздушные транспортные
средства, не имеющие двигателей (кроме указанных в строке 27)
|
200
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|