При
ускорении оборота денег удается обслужить больший экономический оборот с
меньшей суммой денег в качестве средства обращения и средства платежа. Таким
образом, ускорение обращения денег (при прочих равных условиях) равнозначно
увеличению денежной массы. Определить скорость оборота денег в качестве
средства обращения и средства платежа очень трудно. На практике в экономически
развитых странах для этого используют косвенные данные, определяющие
взаимосвязь между объемом денежной массы и уровнем развития общественного
производства. Например, определяют отношение М. или М2 к внутреннему валовому
продукту (ВВП) или к национальному доходу. По данным рабочего центра
экономических реформ Правительства РФ, отношение М2 к ВВП в 1996 г. составило
0,72, а в 1997 г. - 0,63, в 1998 г. - 0,66, в 1999 г. - 7,8. Следовательно,
происходит постепенное увеличение скорости обращения денежной массы, что
способствует формированию инфляционных тенденций в экономике. Кроме названных
показателей скорость обращения денежной массы в Российской Федерации определяют
скорость возврата денег в кассы учреждений Центрального банка РФ и скорость
обращения денег в налично-денежном обороте. Скорость возврата денег в кассы
учреждений Центрального банка РФ определяется как отношение суммы поступлений
денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении. Скорость обращения
денег в налично-денежном обороте исчисляется как отношение суммы поступлений и
выдачи наличных денег к среднегодовой массе денег в обращении.
Денежная
масса в Российской Федерации рассчитывается Центральным банком РФ по состоянию
на 1-е число месяца на основании данных сводного баланса банковской системы.
Ориентиры роста денежной массы определяются на основе таких макроэкономических
показателей, как динамика ВВП и прогнозируемый рост цен в предполагаемом
периоде. В условиях долларизации отечественной экономики при прогнозировании
рублевой денежной массы следует учитывать возможное движение средств по
валютным счетам всех участников рынка. С учетом всех этих обстоятельств прирост
денежной массы в 2000 г. планировался на уровне 21-25%, а на 2001 г. - в
размере 27-34%. Несмотря на запланированный показатель роста денежной массы в
21-25%, за десять месяцев 2000 г. она выросла на 40,8%2.
По
данным Центрального банка РФ изменение величины денежной массы с декабря 1996
г. по ноябрь 2000 г. происходило следующим образом Данные свидетельствуют об
очень высоком удельном весе в денежной массе налично-денежного оборота, который
составляет в среднем более 35%, тогда как в странах с развитой рыночной
экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном
денежном обороте не превышает 3-8%. Высокий удельный вес налично-денежного
оборота в России увеличивает издержки обращения, связанные с изготовлением
денежных знаков, с их перевозкой и хранением, заменой ветхих купюр на новые,
снижает эффективность государственного контроля за движением денежных потоков и
воздействия на их рациональную организацию.
Подводя
итог сказанному, можно сделать вывод, что деньги — это результат развития
товарного хозяйства, роста его противоречий. Деньги — продукт длительного
развития товарных отношений. Сущность денег проявляется в их функциях. Так как
деньги обслуживают рыночную экономику на разных стадиях развития общественного
производства, то проявление конкретных функций в этом процессе и условия их
реализации имеют свои особенности. Эти обстоятельства порождают в теории денег
разные взгляды на количество функций денег, их содержание и роль в обслуживании
рыночной экономики. Общим условием полной реализации экономического воздействия
денег на развитие рыночной экономики являются устойчивость и эластичность
денежного обращения.
2. Состояние денежного обращения в России и меры по
его укреплению
Правительство
Российской Федерации, встав на путь экономических реформ, столкнулось с
серьезными экономическими и социально-политическими трудностями. Экономический
кризис выразился в резком сокращении производства, значительной безработице и,
как следствие, в снижении жизненного уровня широких слоев населения. В сфере денежно-кредитных
отношений он проявился в затяжной и глубокой инфляции.
Инфляция
как социально-экономическое явление означает переполнение каналов денежного
обращения обесцененными деньгами, рост цен и перераспределение национального
дохода в пользу государства, отдельных групп населения, которые обогащаются за
счет спекулятивных операций на товарном и денежном рынках. Возникновение и
развитие инфляционных процессов в народном хозяйстве может быть вызвано как
нарушением законов денежного обращения, неоправданным увеличением денежной
массы в обращении (инфляция спроса), так и повышением цен из-за роста издержек
производства (инфляция издержек). К инфляции спроса, как правило, ведут рост
военных расходов, бюджетного дефицита, государственного долга, кредитная
экспансия банков и усиленное финансирование капитальных вложений в тяжелую
промышленность. Возможна и импортируемая инфляция, когда осуществляется
чрезмерная эмиссия денег для покупки иностранной валюты. Инфляция издержек связана
не с денежными, а с производственными факторами, вызывающими рост цен, например
со снижением производительности труда, падением производства, ростом издержек
производства из-за повышения цен на услуги транспорта, коммунальные услуги,
повышения заработной платы без соответствующего роста производительности труда.
В условиях инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам, золоту,
иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но
ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому
состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее
экономической и политической жизни. Этим и объясняется повышенный интерес
экономистов разных стран к проблемам денежного обращения. В своих исследованиях
они стремятся найти наиболее совершенные методы организации и управления
денежным оборотом, предотвращения инфляции с ее разрушительными
социально-экономическими последствиями.
Взгляды
различных представителей экономической науки и практики на решение перечисленных
задач далеко не одинаковы, но особенно широкое распространение получили
металлистическая, номиналистическая и количественная теории денег. Как
свидетельствует практика, при разработке денежно-кредитной политики
правительства разных стран в разное время использовали рекомендации различных
научных школ.
Развитие
инфляционных процессов в стране проходит несколько этапов, которые отличаются
друг от друга степенью проявления инфляции. На первом этапе инфляции темпы
обесценения денег отстают от темпов роста денежной массы в обращении, поскольку
увеличивается покупательский спрос на товары и услуги, растут производство,
товарооборот, снижается спрос на кредит и замедляется скорость обращения денег.
В результате происходит экономически обоснованное увеличение денежной массы в
обращении, что и сдерживает снижение покупательной способности денег.
Дополнительный выпуск денег (или часть его) как бы поглощается сферой
обращения, удовлетворяя потребности рынка в деньгах.
На
втором этапе инфляции темпы роста денежной массы начинают отставать от темпов
обесценения денег. На этом этапе излишне выпущенные деньги уже не стимулируют
расширения производства и увеличения товарооборота. Снижение покупательной
способности денег порождает недоверие к ним. Происходит «бегство от денег»:
боясь дальнейшего обесценения, все, кто имеет денежные накопления, стремятся
превратить их в различные материальные ценности. В связи с ускорением обращения
денег и сокращения производства потребность в покупательных и платежных
средствах снижается, что и ведет к более быстрому обесценению денег по
сравнению с темпами их эмиссии. В 1995 г. в России денежный агрегат М2 совершал
около 10,4 оборота в год, в 1996 г. - 8,7, в 1997 г. - 5 против 1,5-2 оборотов
в США.
Темпы
роста цен и обесценения денег определяют виды инфляции. В теории денег
различают:
ползучую
инфляцию, когда рост цен не превышает 5—10% в год;
галопирующую
инфляцию, когда рост цен составляет от 10 до 100% в год;
гиперинфляцию,
когда годовые темпы роста цен более 100%;
супергиперинфляцию,
когда рост цен составляет более 50% в месяц.
В
развитых странах полагают, что в рыночной экономике ползучая инфляция — это
необходимое условие дальнейшего расширения производства. В России в условиях
перехода к рынку имели место все перечисленные виды инфляции. С марта 1990 г.
по март 1996 г. цены в среднем выросли в 4806 раз. По сравнению с 1991 г. хлеб
подорожал примерно в 15 тыс. раз, проезд в общественном транспорте - в 40 тыс.
раз, звонки по телефону-автомату — в 100 тыс. раз.
Как
следует из данных, приведенных в таблице, развитие инфляционного процесса в
России отличалось большой неравномерностью, что отражало политическую и
экономическую нестабильность в стране. Неравномерность в развитии этого
процесса наблюдалась как в целом, так и в течение одного года. Например, в
январе 1999 г. потребительские цены выросли на 8,4%, а в августе и ноябре -
только на 1,2%. Инфляция вела к снижению реальных доходов населения России. По
данным официальной статистики, россияне в 1999 г. стали на 15% беднее, чем в 1998
г. В настоящее время численность населения с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума превысила 50 млн человек, а в 1998 г. она была на уровне
40 млн2. По отношению к общей численности населения это составляло в 1999 г
35%, а в 1998 г. - 27,3%.
Инфляция
может поразить любую страну, где существуют товарно-денежные отношения. Глубина
и длительность инфляционных процессов, сила их социально-экономических
последствий зависят от состояния экономики, развития товарно-денежных отношений
в стране. В СССР инфляционные процессы давали о себе знать с начала первой
пятилетки, когда в сфере производства стали появляться серьезные диспропорции
между производством средств производства и производством предметов потребления.
Однако в условиях административно-командной системы управления народным
хозяйством, плановой системы ценообразования инфляция проявлялась не столько в
росте цен, сколько в дефиците товаров, носила скрытый характер. Из-за
отсутствия структурной перестройки производства в экономике России еще
сохраняются диспропорции. Налицо и другие причины, порождающие инфляцию:
бюджетный дефицит, невыполнение доходной части бюджета, сокращение поступления
в бюджет «живых» денег, рост государственного долга, резкое сокращение
производства, снижение производительности труда, сохранение в ряде отраслей
народного хозяйства монопольно высоких цен.
Для
покрытия государственных расходов, насыщения рынка платежными средствами
Правительство РФ неоднократно вынуждено было прибегать к эмиссии денег. Однако
по расчетам специалистов Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН,
развитие инфляционных процессов в России начиная с 1995 г. в основном связано
не с денежными, а с затратными факторами, т.е. имеет место инфляция издержек.
Таблица
1. Развитие инфляционного процесса в России в 1993—2001 гг.
Годы
|
Уровень инфляции, %
|
1993
|
840,0
|
1994
|
215,0
|
1995
|
131,0
|
1996
|
21,8
|
1997
|
11,0
|
1998
|
84,4
|
1999
|
36,5
|
2001
|
12,0
|
В
странах с развитой рыночной экономикой в силу конкурентной борьбы между
товаропроизводителями инфляция издержек создает условия для своего
«самопреодоления». В России же этот рыночный механизм еще не получил
необходимого развития, а государственная антиинфляционная политика долгое время
была ориентирована на ограничение спроса, т.е. на денежный фактор инфляции.
Например, в 2000 г. темпы роста денежной массы были значительно выше темпов
инфляции. Так, за первое полугодие 2000 г. рост денежной массы в Российской
Федерации составил 18%, а розничные цены повысились всего на 5%1. В то же время
повышение цен на нефть на мировом рынке может вызвать новый виток инфляции
издержек, так как внутренние цены на нефтепродукты возрастут.
Инфляция
отражается на всех сферах социально-экономической жизни общества. Так как
национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, то
она вытесняется иностранной валютой, товарами, различными денежными
суррогатами, что наносит народному хозяйству значительный экономический урон:
сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы
производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного
контроля за денежными потоками. Население несет тяжелое бремя эмиссионного
налога. Снижение покупательского спроса населения ведет к дальнейшему спаду
производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими
последствиями.
Радикальным
способом стабилизации денежного обращения являются денежные реформы. Однако для
их успешного проведения в стране должны быть созданы необходимые экономические
и политические условия. План проведения денежной реформы, ее содержание зависят
от состояния инфляционного процесса и конкретных возможностей укрепления
денежного обращения в стране. Практика знает несколько типов проведения
денежных реформ: нуллификация, реставрация (ревальвация), девальвация и
деноминация.
Нуллификация
— ликвидация старой, значительно обесцененной денежной единицы и введение новой
валюты.
Реставрация
— восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы.
Девальвация
— официальное снижение золотого содержания денежной единицы или ее валютного
курса.
Деноминация
— укрупнение масштаба цен путем «зачеркивания нулей».
Не
имея объективных предпосылок для проведения денежной реформы, Правительство РФ
для укрепления денежного обращения, снижения социально-экономической
напряженности в стране предпринимало и предпринимает различные антиинфляционные
меры. К ним относится прежде всего дефляционная денежно-кредитная политика,
направленная на относительное снижение денежной массы в обращении, что привело
к резкому спаду производства, росту безработицы и хроническим неплатежам. Среди
антиинфляционных мер также различают следующие:
политика
доходов, означающая установление параллельного контроля за ростом цен и ростом
заработной платы. Как свидетельствует практика, такая политика не дает
желаемого результата. Как правило, она сопровождается сокращением производства,
снижением жизненного уровня населения, ростом дефицита отдельных товаров;
политика
индексации, означающая компенсацию потерь экономических субъектов из-за обесценения
денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия,
заработную плату в бюджетных учреждениях, но из-за отсутствия средств это
осуществляется нерегулярно и не оказывает существенного влияния на уровень
жизни малоимущих слоев населения. Как правило, индексация доходов отстает от
роста цен;
политика
стимулирования расширения производства и роста сбережений населения. В этом
направлении Правительству РФ удалось сделать меньше всего. Более того, были
допущены серьезные ошибки, которые свели на нет все попытки правительства
стимулировать рост производства в России и организованных сбережений населения.
Проводимая
Центральным банком РФ жесткая кредитная политика, направленная на сдерживание
роста денежной массы, улучшение ее структуры, привела к тому, что ее величина
стала составлять по отношению к объему ВВП около 15—17%. По расчетам некоторых
экономистов, в стране не хватает 28—52 млрд наличных денег и 40—80 млрд
безналичных денег. Не имея возможности привлечь для обслуживания производства
дополнительные денежные средства, предприятия расширяют практику неденежных
расчетов. Размер неплатежей в экономике России (общей просроченной
задолженности всеми кредиторами, включая банки) к началу 2000 г. составил
примерно 30% ВВП. В структуре расчетов покупателей с крупнейшими предприятиями
в целом по стране почти 50% приходится на бартер и денежные суррогаты.
Искусственное сжатие инфляционной пружины путем невыплаты заработной платы и
перевода 3/4 экономики на бартер, векселя, взаимозачеты — это еще не финансовая
стабилизация. Оно лишь обострило социально-экономическую обстановку в стране и
спровоцировало новый виток инфляции. Экономический кризис, разразившийся в
августе - сентябре 1998 г., объективно привел к трех-, четырехкратному падению
рубля.
Таким
образом, инфляция как социально-экономическое явление связана с ростом цен,
обесценением национальной валюты и перераспределением национального дохода в
пользу государства, отдельных групп населения. Первопричиной возникновения
инфляции являются диспропорции в воспроизводственном цикле. Поэтому система
антикризисных, в том числе и антиинфляционных, мер должна включать в себя
жесткий контроль за величиной денежной массы в обращении и ее структурой,
составление реального бюджета, снижение государственного долга и всемерные
усилия по расширению общественного производства прежде всего за счет мелких и
средних предпринимателей в целях достижения равновесия между спросом и
предложением товаров и услуг на потребительском рынке.
Литература
1.
Атлас З.В. Социалистическая денежная система. М.: Финансы, 1969.
2.
Денежное обращение и кредит при капитализме / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.:
Финансы и статистика, 2006.
3.
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и
статистика, 2007.
4.
Долан Э., Кэмпбелл К Д., Кэмпбелл РДж. Деньги, банковское дело и
денежно-кредитная политика: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.В. Лукашевича, М.Б.
Ярцева. СПб.: 2007.
5.
Касселъ Г. Инфляция и валютный курс. М., 2005.
6.
Общая теория денег и кредита / Под общ. ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи:
ЮНИТИ, 2007.
Страницы: 1, 2
|