рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Характеристика платежного баланса Украины

p> V. Основные методы регулирования платежного баланса.

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ ст. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует центронаправленных государственных мероприятий.

В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1) государственная собственность, в том числе официальные золото-валютные резервы; 2) возрастание доли (до 40 - 50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет; 3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, валютных, финансовых, денежно-кредитных, мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.
Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка
(дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.
Девальвация. Понижение курса национальной валюты направленно на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Для обеспечения эффективности девальвации многие страны, особенно развивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.
Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы.
Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, “невидимых” операций, движения капитала.

Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестракционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

Методы балансирования платежных балансов.

Формально платежный баланс, как всякий баланс, уравновешен, так как итоговые показатели основных и балансирующих статей погашают друг друга.
Если платежи превышают поступления по текущим статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса.
Традиционно для этого используются иностранные займы и ввоз капитала. Речь идет о временных методах балансирования платежного баланса, так как страны- должники обязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займов.
Для покрытия дефицита платежного баланса МВФ предоставляет резервные
(безусловные кредиты).

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Для покрытия пассивного сальдо используются краткосрочные кредиты по соглашениям “своп”, взаимно предоставляемые центральными банками в национальной валюте.

К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением помощи иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов. При золотом монометаллизме погашение пассивного сальдо происходило путем вывоза золота, но движение драгоценного металла никогда не находилось в прямой зависимости от состояния платежного баланса. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты, а вспомогательным средством является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту.

Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит иностранная помощь субсидий и даров.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золото-валютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям “своп”; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

В ЕС межгосударственное регулирование платежного баланса осуществляется следующими основными методами:
4. отмена таможенных пошлин, создание таможенного союза с 1 июля 1968 г. и введение внешнего единого тарифа к третьим странам;
5. унификация налоговой системы путем введения налога на добавленную стоимость (ТВА) с 1972 г.;
6. согласование условий кредитования экспорта товаров.

Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, его инструментарий расширился, а применение приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики. Программы стабилизации платежного баланса обычно сочетаются с мероприятиями по оздоровлению экономики, сдерживанию инфляции, сокращению бюджетного дефицита и т.д.

Однако задача уменьшения дефицита платежного баланса нередко вступает в конфликт с другими целями экономической политики - поддержание экономического роста и обеспечение занятости, которые требуют расширения хозяйственной активности, увеличения бюджетных расходов, снижения процентных ставок. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.

Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

VI. Платежный баланс Украины.

Платежный баланс СССР являлся секретным документом и не опубликовывался. Делались лишь неофициальные оценки. Платежный баланс
Украины впервые был составлен за 1992 г. по методологии МВФ и опубликован.
Основным источником валютных поступлений Украины является экспорт товаров.
Его состояние влияет на размер импорта товаров и услуг, возможности обслуживания внешнего долга (см. Приложение 1).

За 1994 - 1995 гг. Объем экспорта и импорта Украины немного увеличился, но структура их меняется. В значительной степени это связано с ликвидацией государственной монополии внешней торговли и децентрализацией внешнеэкономической деятельности. Многие импортеры ориентируются на закупку тех товаров, которые приносят наибольшую прибыль. Изменение структуры импорта обусловлено также удорожанием импорта из-за отмены льготных дифференцированных валютных коэффициентов и торможением инвестиционных процессов.

В результате свертывания как экспортных, так и импортных операций доля Украины в мировой торговле значительно упала. Значительный объем внешнеторгового оборота Украины осуществляется по бартеру и по клирингу.
Сальдо торгового баланса, выраженное в конвертируемых валютах намного меньше общего сальдо (-1152 млн.дол.) и потребностей Украины валюте на оплату внешнего долга, импорта услуг, регулирование курса гривны.

Баланс товаров и услуг складывается для Украины с отрицательным итогом (-1202,2 млн.дол. в 1995 г.). Дефицит баланса по текущим операциям составляет в 1994 г. 1163 млн.дол. США, а в 1995 г. он составил 1152 млн.дол. США (см. Приложение 2). Следовательно если рассматривать общий итог баланса по текущим операциям, то получается, что Украина больше ввозит товаров и услуг, чем вывозит их. Если рассматривать расчеты только в конвертируемых валютах, то вырисовывается противоположная картина. В этом проявляется особенность современной Украины. С одной стороны, происходит крупномасштабная утечка капитала, оседающего на счетах западных банков и используемого на паразитическое потребление. С другой стороны, более чем одна треть импорта покрывается за счет привлечения новых кредитов.

Особенность платежного баланса Украины заключается также в большой величине статьи «Ошибки и пропуски». В 1995 г. она равнялась 74 млн.дол.
США. Это составляет около 1/5 экспорта товаров и услуг. В развивающихся странах соответствующий показатель составляет около 10%, в промышленно развитых - примерно 1%. Однако причины столь крупных «Ошибок и пропусков» имеют для Украины специфически характер. В значительной степени они отражают неэквивалентность международных бартерных операций, связанную с занижением экспортерами цен на вывозимые товары по отношению к среднемировым. Статья «Ошибки и пропуски», возникшая по причинам, типичным для других стран, находится ныне примерно на том же уровне, что и в большинстве развивающихся стран.

Серьезной проблемой платежного баланса и экономики страны является утечка капитала в различных формах, например, занижение цен на экспортируемые товары. Это происходит при бартерной торговле и стимулируется заниженным (по отношению к паритету покупательной способности) курсом гривны.

Как показывает мировой опыт, обычно после преодоления кризисной ситуации капитал частично репатриируется, т.е. возвращается в страну происхождения. Однако в Украине этот поворотный момент пока не прослеживается. На ближайшую перспективу улучшение платежного баланса в значительной степени зависит от эффективности экспортного и валютного контроля, которые могут ограничить утечку капитала.

Окончательное выравнивание платежного баланса может осуществляться за счет официальных золото-валютных резервов.

Валютно-кредитные отношения Украины со странами СНГ носят специфический характер, но постепенно они приобретают черты, присущие мировой практике: укрепляются таможенные режимы, цены товаров равняются на мировые, в расчетах используются конвертируемая валюта, а также гривна. К сожалению, текущие операции платежного баланса Украины с очень немногими странами СНГ, как видно из Приложения 3, сводятся с активным сальдо. Отток ресурсов по различным каналам в страны СНГ составил в 1995 г. 6948,2 млн.дол.

Упорядочение кредитных отношений наряду с приближением цен на товары к мировым должно способствовать выравниванию платежного баланса.

Приложения
| | | | | | | |Прилож| |
| | | | | | | |ение 1| |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| |Платеж| | | | | | | |
| |ный | | | | | | | |
| |баланс| | | | | | | |
| |Украин| | | | | | | |
| |ы в | | | | | | | |
| |1994 -| | | | | | | |
| |1995 | | | | | | | |
| |гг. | | | | | | | |
| | | | | | |(млн.д| | |
| | | | | | |ол. | | |
| | | | | | |США) | | |
| | |Кредит |Дебет |Сальдо |
| | |1994 |1995 |1994 |1995 |1994 |1995 | |
|1. | | | | | | | | |
|Расчет| | | | | | | | |
|текущи|операц|17280 |17894 |18443 |19046 |-1163 |-1152 | |
|х |ий | | | | | | | |
|а. | | | | | | | | |
|Товары| | | | | | | | |
|и | | | | | | | | |
|услуги| |16641 |17090 |18007 |18280 |-1366 |-1190 | |
| | |13894 |14244 |16469 |16946 |-2575 |-2702 | |
|Товары| | | | | | | | |
| | |2747 |2846 |1538 |1334 |1209 |1512 | |
|Услуги| | | | | | | | |
|б. | |56 |247 |400 |681 |-344 |-434 | |
|Доходы| | | | | | | | |
|в. | | | | | | | | |
|Текущи| | | | | | | | |
|е | | | | | | | | |
|трансф| |583 |557 |36 |85 |547 |472 | |
|ерты | | | | | | | | |
|2. | | | | | | | | |
|Расчет| | | | | | | | |
|движен| | | | | | | | |
|ия | | | | | | | | |
|капита| |4858 |7459 |3590 |5893 |1268 |1566 | |
|ла и | | | | | | | | |
|финанс| | | | | | | | |
|ов | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|Ошибки| | | | | | | | |
|и | | | | | | | | |
|пропус| | | | | |-714 |-74 | |
|ки | | | | | | | | |
|Баланс| | | | | |819 |488 | |
|Резерв| | |760 |819 |1248 |-819 |-488 | |
|ные | | | | | | | | |
|активы| | | | | | | | |


[pic]

[pic]

Приложение 2
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |Баланс| | | | | | | | |
| |внешне| | | | | | | | |
| |й | | | | | | | | |
| |торгов| | | | | | | | |
| |ли | | | | | | | | |
| |Украин| | | | | | | | |
| |ы | | | | | | | | |
| |товара| | | | | | | | |
| |ми и | | | | | | | | |
| |услуга| | | | | | | | |
| |ми в | | | | | | | | |
| |1994 -| | | | | | | | |
| |1995 | | | | | | | | |
| |годах | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | |(млн.д|США) | |
| | | | | | | |ол. | | |
| | | | | | | | | | |
| | | |1994 | | | |1995 | | |
| | | |год | | | |год | | |
| | |Внешне| | |Сальдо|Внешне| | |Сальдо|
| | |- | | | |- | | | |
| | |торгов|Експор|Импорт|(+, -)|торгов|Експор|Импорт|(+, -)|
| | |ый |т | | |ый |т | | |
| | |оборот| | | |оборот| | | |
|Торгов| | | | | | | | | |
|ля | | | | | | | | | |
|товара| | | | | | | | | |
|ми | | | | | | | | | |
|и | |27012 |12906 |14106 |-1200 |31781 |15289,|16491,|-1202,|
|услуга| | | | | | |4 |6 |2 |
|ми | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|в том | | | | | | | | | |
|числе | | | | | | | | | |
|со | | | | | | | | | |
|страна| | | | | | | | | |
|ми: | | | | | | | | | |
|СНГ и| |17692 |7543 |10149 |-2606 |19360,|8526,2|10834,|-2308,|
|Балтии| | | | | |7 | |5 |3 |
|дальне| |9320 |5363 |3957 |1406 |12420,|6763,2|5657,1|1106,1|
|го | | | | | |3 | | | |
|зарубе| | | | | | | | | |
|жья | | | | | | | | | |
|Торгов| |22899 |10187 |12712 |-2525 |28043,|12730,|15312,|-2582,|
|ля | | | | | |2 |4 |8 |4 |
|товара| | | | | | | | | |
|ми | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|в том | | | | | | | | | |
|числе | | | | | | | | | |
|со | | | | | | | | | |
|страна| | | | | | | | | |
|ми: | | | | | | | | | |
|СНГ и| |15670 |5944 |9726 |-3782 |17293,|6948,2|10345,|-3397,|
|Балтии| | | | | |9 | |7 |5 |
| - | |12112 |4368 |7744 |-3376 |13661 |5517 |8144 |-2627 |
|Россия| | | | | | | | | |
| - | |896 |214 |682 |-468 |1241 |256 |985 |-729 |
|Туркме| | | | | | | | | |
|нистан| | | | | | | | | |
|дальне| |7229 |4243 |2986 |1257 |10749,|5782,2|4967,1|815,1 |
|го | | | | | |3 | | | |
|зарубе| | | | | | | | | |
|жья | | | | | | | | | |
|Торгов| | | | | | | | | |
|ля | | | | | | | | | |
|услуга| | | | | | | | | |
|ми | | | | | | | | | |
|(включ| | | | | | | | | |
|ая | | | | | | | | | |
|транзи| | | | | | | | | |
|т | | | | | | | | | |
|нефти,| | | | | | | | | |
|газа, | | | | | | | | | |
|аммиак| | | | | | | | | |
|а | | | | | | | | | |
| по | | | | | | | | | |
|трубоп| | | | | | | | | |
|ровода| | | | | | | | | |
|м | | | | | | | | | |
|Украин| |4113 |2719 |1394 |1325 |3737,8|2559 |1178,8|1380,2|
|ы) | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |


[pic]

| | | | |Приложение |
| | | | |3 |
| | | | | |
| |Основн| | | |
| |ые | | | |
| |торгов| | | |
| |ые | | | |
| |партне| | | |
| |ры | | | |
| | |Украины в | | |
| | |1995 году | | |
| | | | |(млн.дол.СШ|
| | | | |А) |
| | | | | |
| | |Експорт |Импорт |Сальдо (+, |
| | |Импорт | |-) |
|Страны | | | | |
|СНГ | | | | |
|и | |6948,2 |10345,7 |-3397,5 |
|Балтии, | | | | |
|всего | | | | |
| |из | | | |
| |общего| | | |
| |объема| | | |
| |: | | | |
|Азербайд| |39,4 |51,1 |-11,7 |
|жан | | | | |
|Беларусь| |529,6 |509,2 |20,4 |
|Грузия | |17,2 |4,7 |12,5 |
|Казахста| |91,9 |271 |-179,1 |
|н | | | | |
|Киргизст| |8,2 |8,5 |-0,3 |
|ан | | | | |
|Молдова | |146,5 |59,6 |86,9 |
|Россия | |5517,3 |8143,7 |-2626,4 |
|Таджикис| |11 |9,1 |1,9 |
|тан | | | | |
|Туркмени| |255,8 |985,2 |-729,4 |
|стан | | | | |
|Узбекист| |107,5 |70 |37,5 |
|ан | | | | |
|Латвия | |61,9 |78,1 |-16,2 |
|Литва | |122 |124,1 |-2,1 |
|Эстония | |33,9 |25,4 |8,5 |
|Другие | | | | |
|страны | | | | |
| мира,| |5782,2 |4967,1 |815,1 |
|всего | | | | |
| |из | | | |
| |общего| | | |
| |объема| | | |
| |: | | | |
|Германия| |325,7 |910,3 |-584,6 |
|Китай | |743,1 |77,9 |665,2 |
|Турция | |442,6 |61 |381,6 |
|Италия | |413,5 |257,7 |155,8 |
|США | |264,2 |397,1 |-132,9 |
|Польша | |256,8 |457,8 |-201 |
|Венгрия | |249,1 |163,6 |85,5 |
|Индия | |235,5 |67,9 |167,6 |
|Общий | | | | |
|объем | | | | |
|торговых| |12730,4 |15312,8 |-2582,4 |
|операций| | | | |
| | | | | |

Список использованой литературы.

1. Україна в цифрах. Щорічник.
2. Международные валютно-кредитные отношения.
3. Краткий внешнеэкономический словарь.
4. Основи економічної теорії: політекономічний аспект: Г.Н.Климко,
В.П.Нестеренко, Л.О.Каніщенко та ін. К.: Вища шк. - Знання, 1997.
5. Міжнародні економічні відносини: Система регулювання міжнародних економічних відносин: А.С.Філіпенко, І.В.Бураковський, В.С.Будкін та ін.-
К.: Либідь, 1994.
6. Філіпенко А.С., Вергун В.А., Бураківський І.В. Економіка зарубіжних країн. - К.: Либідь, 1996.
7. Філіпенко А.С., Мазуренко В.І. та ін. Міжнародні валютно-кредитні відносини: - К.:Либідь, 1997.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.