рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства

Значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства

Содержание

 

Введение

1.  Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства

2.  Правовая основа деятельности налоговых органов

3.  Права и обязанности налоговых органов РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

 

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

 Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

1.                Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства

 

Налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов [5, с. 67].

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.

Главными задачами налоговых органов являются, является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Жизнедеятельность любого государства находится в прямой зависимости от налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в силу разных причин, допускают нарушения налогового законодательства - от несвоевременной уплаты налогов до уклонения от их уплаты [6, с. 87].

Государственная заинтересованность в стабильном поступлении налогов выражается в создании специальной системы учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Реализация названной функции возложена на налоговые органы Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления, подчиняется Президенту и Правительству Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), - они образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также контроля в пределах компетенции, за соблюдением валютного законодательства. В ст. 2 закона определено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 783 (Положение о министерстве Российской Федерации о налогах и сборах (ст.1)) дополняет уже названные главные задачи, решение которых возложено на МНС России

-                   участие в выработке налоговой политики и осуществление ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей;

-                   обеспечение межотраслевой координации, государственного контроля и регулирования в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Как известно, МНС России, функции и полномочия осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. При этом вышестоящие налоговые органы правомочны отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ (ст. 9 Закона РФ № 151-ФЗ) и другим законам (ст.140 части первой НК РФ; ст. 273 КоАП РСФСР).

Единая, независимая, централизованная система налоговых органов включает в себя:

1.                Федеральный орган исполнительной власти - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России).

Его территориальные органы:

2.                Управления МНС России по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации.

3.                Межрегиональные инспекции МНС России по налогам и сборам.

4.                Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам.

5.                Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам в городах .

6.                Инспекции МНС России по городам без районного деления.

7.                Инспекции МНС России по налогам и сборам межрайонного уровня.

А также:

8.                Подведомственные организации.

Предусмотрена деятельность специализированной налоговой инспекции МНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками (постановлением Правительства РФ от 06. 01. 98 г.); межрегиональной налоговой инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков (приказом МНС РФ от 18.05.99 № ГБ-3-34/140), межрегиональной государственной инспекции МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг (приказом МНС РФ от 12.11.99 г.); межрегиональной инспекции МНС Россия по контролю за алкогольной и табачной продукцией (приказом МНС РФ от 11. 06. 99 № АП-3-20/175).

Для осуществления взаимодействия министерства с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах утверждены положение и типовая структура межрегиональных инспекций МНС России по федеральному округу (приказ МНС РФ от 24. 08. 2000 г. № БГ-3-20/307).

Налоговые органы - юридические лица. Они имеют самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печати. Подчиненность внутри структуры осуществляется по вертикали: Министерству Российской Федерации по налогам и сборам и его вышестоящим органам. Структура Управлений по субъектам федерации утверждается министерством. Министерством же определяются функции структурных подразделений руководимых налоговых органов [10, с. 43].

 


Деятельность должностных лиц налоговых органов поощряется и гарантируется государством за счет создания надлежащих условий работы, пенсионного обеспечения, обязательного государственного медицинского и социального страхования, защиты от насилия, угроз в связи с исполнением служебных обязанностей (и другие гарантии). В то же время на поведение должностных лиц налоговых органов накладываются определенные ограничения, они, будучи государственными служащими, не могут:

-                   заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

-                   быть депутатом либо заниматься предпринимательской деятельностью;

-                   использовать служебную информацию в неслужебных целях;

-                   получать вознаграждения от физических и юридических лиц за услуги, связанные с исполнением должностных обязанностей;

-                   принимать участие в забастовке (имеются и другие запреты).

2.                Правовая основа деятельности налоговых органов


Основополагающей правовой базой служебной деятельности налоговых органов является Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года. В основном законе государства содержатся исходные позиции, обязательные для сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы возложена, как на органы государственной власти и самоуправления, должностных лиц этих органов, так и на граждан и их объединения (п.2 ст.15). Федеральная Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории всей Российской Федерации.

Законы и иные правовые нормативные акты, применяемые на территории государства, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (п.1 ст.15) . Конституция России предусматривает применение на ее территории норм права международного государства, если международным договором России установлены иные правила, нежели предусмотрены законом (п.1 ст.16) .

Федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п."з" ст.71). Это означает, что субъекты Федерации не вправе, ни изменять, ни дополнять, Налоговый кодекс Российской Федерации своими актами и нормами, ни развивать либо конкретизировать с их помощью положения Кодекса. Во всех таких случаях "действует федеральный закон" (п.5 ст.76), т. е. Налоговый кодекс РФ и федеральное налоговое законодательство в целом. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное и административно - процессуальное законодательство (п./п. "и" , "к" п.1 ст. 72) - относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [4, с. 33]. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции).

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливается федеральным законом (п. 3 ст. 75).

Государство признает права и свободы граждан, обязуется соблюдать и защищать (ст. 2). В статье 45 их защита объявляется обязанностью государства и, одновременно, каждому гражданину предоставляется право личной защиты своих интересов, не запрещенными законом способами. Защита государством прав и свобод граждан, в т. ч. связанных с налогообложением, по сути, предусмотрена в статьях 8, 24, 33 - 36, 45, 46, 47 п.1, 48 п., 51, 53 - 55, 74, 75, 76 п./п. 5 и 6, 114 п.1 п./п. "е", 120 и др. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (ранее - Госналогслужба России), будучи федеральным органом исполнительной власти, обязано осуществлять служебную деятельность в рамках закона и своей компетенции .

Сказанное в отношении граждан, в равной мере относится к юридическим лицам (организациям). В Конституции нет норм о правовой защите юридических лиц, но именно действия граждан (должностных лиц) определяют деятельность организаций. Законные права и интересы организаций представляют лица, указанные в п. 1 ст. 182 части первой ГК РФ (руководители, представители). В этой связи уместна ссылка на ст. 53 части первой ГК РФ:

-                   "Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы:" (п.1);

-                   "В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников" (п.2).

Положение Конституции о том, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом" (п.2 ст. 45), - адресовано и гражданам и организациям. Конституционные нормы, обращенные к участникам налоговых и административных правоотношений, многообразны. Имея общий характер, специфичность они обретают в налоговом, административном законодательстве. К таким общим конституционным нормам следует отнести [9, с. 29]:

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.