Значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства
Содержание
Введение
1. Роль и значение
налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства
2. Правовая основа
деятельности налоговых органов
3. Права и
обязанности налоговых органов РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Среди множества
экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную
экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и
особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из
важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма
государственного регулирования экономики. Государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на
негативные явления рынка.
Налоги, как и вся
налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в
условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения,
зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
1.
Роль
и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности
государства
Налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением
налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других
обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами,
установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за
соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в
пределах компетенции налоговых органов.
Единая централизованная система налоговых органов состоит
из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных
органов.
Налоговые органы в своей
деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым
кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим
Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми
в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов [5, с. 67].
Налоговые органы решают
поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами
исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации
обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых
инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие
предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц,
насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых
инспекций своих должностных функций.
Главными задачами налоговых органов являются, является
контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
государственных налогов и других платежей, установленных законодательством
Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии
с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном
контроле.
Жизнедеятельность любого государства находится в прямой
зависимости от налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней и
внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором
понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный взнос, взимаемый с
юридических и физических лиц. Конституционная обязанность платить законно
установленные налоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции Российской
Федерации. Но налогоплательщики, в силу разных причин, допускают нарушения
налогового законодательства - от несвоевременной уплаты налогов до уклонения от
их уплаты [6,
с. 87].
Государственная заинтересованность в стабильном поступлении
налогов выражается в создании специальной системы учета налогоплательщиков и
контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных
платежей. Реализация названной функции возложена на налоговые органы Российской
Федерации. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам входит в
систему центральных органов государственного управления, подчиняется Президенту
и Правительству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах
Российской Федерации" (в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), - они образуют
единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства России,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательных
платежей, а также контроля в пределах компетенции, за соблюдением валютного
законодательства. В ст. 2 закона определено, что единая централизованная
система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам и его территориальных органов. Постановление Правительства
Российской Федерации от 16.10.2000 № 783 (Положение о министерстве Российской
Федерации о налогах и сборах (ст.1)) дополняет уже названные главные задачи,
решение которых возложено на МНС России
-
участие в выработке налоговой политики и осуществление ее с
целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и
государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других
обязательных платежей;
-
обеспечение межотраслевой координации, государственного
контроля и регулирования в области производства и оборота этилового спирта и
алкогольной продукции.
Как известно, МНС России, функции и полномочия осуществляет
непосредственно и через свои территориальные органы. При этом вышестоящие
налоговые органы правомочны отменять решения нижестоящих налоговых органов в
случае их несоответствия Конституции РФ (ст. 9 Закона РФ № 151-ФЗ) и другим
законам (ст.140 части первой НК РФ; ст. 273 КоАП РСФСР).
Единая, независимая, централизованная система налоговых
органов включает в себя:
1.
Федеральный орган исполнительной власти - Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России).
Его территориальные органы:
2.
Управления МНС России по налогам и сборам по субъектам
Российской Федерации.
3.
Межрегиональные инспекции МНС России по налогам и сборам.
4.
Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам.
5.
Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам в
городах .
6.
Инспекции МНС России по городам без районного деления.
7.
Инспекции МНС России по налогам и сборам межрайонного
уровня.
А также:
8.
Подведомственные организации.
Предусмотрена деятельность специализированной налоговой
инспекции МНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками
(постановлением Правительства РФ от 06. 01. 98 г.); межрегиональной налоговой
инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков (приказом МНС
РФ от 18.05.99 № ГБ-3-34/140), межрегиональной государственной инспекции МНС
России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг (приказом
МНС РФ от 12.11.99 г.); межрегиональной инспекции МНС Россия по контролю за
алкогольной и табачной продукцией (приказом МНС РФ от 11. 06. 99 №
АП-3-20/175).
Для осуществления взаимодействия министерства с
полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных
округах утверждены положение и типовая структура межрегиональных инспекций МНС
России по федеральному округу (приказ МНС РФ от 24. 08. 2000 г. № БГ-3-20/307).
Налоговые органы - юридические лица. Они имеют
самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печати.
Подчиненность внутри структуры осуществляется по вертикали: Министерству
Российской Федерации по налогам и сборам и его вышестоящим органам. Структура
Управлений по субъектам федерации утверждается министерством. Министерством же
определяются функции структурных подразделений руководимых налоговых органов [10, с. 43].
Деятельность
должностных лиц налоговых органов поощряется и гарантируется государством за
счет создания надлежащих условий работы, пенсионного обеспечения, обязательного
государственного медицинского и социального страхования, защиты от насилия,
угроз в связи с исполнением служебных обязанностей (и другие гарантии). В то же
время на поведение должностных лиц налоговых органов накладываются определенные
ограничения, они, будучи государственными служащими, не могут:
-
заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой
деятельности;
-
быть депутатом
либо заниматься предпринимательской деятельностью;
-
использовать
служебную информацию в неслужебных целях;
-
получать
вознаграждения от физических и юридических лиц за услуги, связанные с
исполнением должностных обязанностей;
-
принимать участие
в забастовке (имеются и другие запреты).
2.
Правовая основа
деятельности налоговых органов
Основополагающей
правовой базой служебной деятельности налоговых органов является Конституция
Российской Федерации 12 декабря 1993 года. В основном законе государства
содержатся исходные позиции, обязательные для сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы возложена, как
на органы государственной власти и самоуправления, должностных лиц этих
органов, так и на граждан и их объединения (п.2 ст.15). Федеральная Конституция
имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории всей
Российской Федерации.
Законы и иные
правовые нормативные акты,
применяемые на территории государства, не должны противоречить Конституции
Российской Федерации (п.1 ст.15) . Конституция России предусматривает
применение на ее территории норм права международного государства, если
международным договором России установлены иные правила, нежели предусмотрены
законом (п.1 ст.16) .
Федеральные
налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации
(п."з" ст.71). Это означает, что субъекты Федерации не вправе, ни изменять,
ни дополнять, Налоговый кодекс Российской Федерации своими актами и нормами, ни
развивать либо конкретизировать с их помощью положения Кодекса. Во всех таких
случаях "действует федеральный закон" (п.5 ст.76), т. е. Налоговый
кодекс РФ и федеральное налоговое законодательство в целом. Установление общих
принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное и
административно - процессуальное законодательство (п./п. "и" ,
"к" п.1 ст. 72) - относится к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов [4, с. 33]. Каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие
положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции).
Система
налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и
сборов в Российской Федерации устанавливается федеральным законом (п. 3 ст.
75).
Государство
признает права и свободы граждан, обязуется соблюдать и защищать (ст. 2). В
статье 45 их защита объявляется обязанностью государства и, одновременно,
каждому гражданину предоставляется право личной защиты своих интересов, не
запрещенными законом способами. Защита государством прав и свобод граждан, в т.
ч. связанных с налогообложением, по сути, предусмотрена в статьях 8, 24, 33 -
36, 45, 46, 47 п.1, 48 п., 51, 53 - 55, 74, 75, 76 п./п. 5 и 6, 114 п.1 п./п.
"е", 120 и др. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
(ранее - Госналогслужба России), будучи федеральным органом исполнительной
власти, обязано осуществлять служебную деятельность в рамках закона и своей
компетенции .
Сказанное в
отношении граждан, в равной мере относится к юридическим лицам (организациям).
В Конституции нет норм о правовой защите юридических лиц, но именно действия
граждан (должностных лиц) определяют деятельность организаций. Законные права и
интересы организаций представляют лица, указанные в п. 1 ст. 182 части первой
ГК РФ (руководители, представители). В этой связи уместна ссылка на ст. 53
части первой ГК РФ:
-
"Юридическое
лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности
через свои органы:" (п.1);
-
"В
предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские
права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников"
(п.2).
Положение
Конституции о том, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом" (п.2 ст. 45), - адресовано и гражданам
и организациям. Конституционные нормы, обращенные к участникам налоговых и
административных правоотношений, многообразны. Имея общий характер,
специфичность они обретают в налоговом, административном законодательстве. К
таким общим конституционным нормам следует отнести [9, с. 29]:
Страницы: 1, 2
|