рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Африканский банк развития

Африканский банк развития

    Глава 3. Африканский банк развития

(African Development Bank)

 

Африканский банк развития (АБР) основан в 1964 году, как межгосударственный региональный банковский  институт, предоставляющий кредиты африканским странам для выполнения проектов национального и регионального развития по субсидируемым процентным ставкам. Объективные причины создания этого регионального финансового института аналогичны тем, что действуют для всех региональных банков развития и, прежде всего, это  распад колониальной системы на африканском континенте. Именно в 60-х годах страны Африки получили независимость и, соответственно, появилась острая нехватка ресурсов для финансирования новых независимых и очень бедных государств.  К тому же может быть в меньшей степени, но и на черном континенте страны  стали стремиться к активизации экономической интеграции. Бывшие станы-метрополии, прежде всего Франция и Германия, стремились сохранить свое присутствие и влияние в Африке, и АБР стал одним из механизмов, с помощью которого развитым странам можно было вмешиваться в дела африканских стран и проводить нужную им политику.

Благодаря членству в АБР нерегиональные члены-акционеры имеют право преимущественного участия в торгах на поставку товаров и услуг по объектам, сооружаемым с помощью займов АБР. Таким образом, развитые страны-члены банка стимулируют свой товарный экспорт в страны Африки. Несмотря на то, что  африканским странам принадлежит около 2/3 капитала, неафриканским – соответственно 1/3, любое решение в АБР  может быть блокировано США и Японией, у которых наибольшее количество акций Банка, а, соответственно, и голосов[1].

1. 

Члены Банка

Для наглядности обозначим членов Банка на  карте. Региональные члены обозначены светло-серым цветом, а нерегиональные – темно-серым.

Итак, как можно видеть, членами Банка являются все страны Африки (53) – так называемые региональные члены Банка, страны-получатели инвестиций. Крупнейшими африканскими акционерами АБР являются Нигерия, Алжир, Ливия, Марокко, ЮАР, Египет и Заир.

В 1982 году посредством внесения изменений в учредительные документы и новых соглашений было разрешено участие в АБР неафриканских государств при условии одновременного признания ими определенных принципов с целью сохранения африканского характера Банка.

Итак, вторую группу участников составляют так называемые нерегиональные члены. Крупнейшими неафриканскими акционерами являются США, Япония, ФРГ, Франция, Канада, Великобритания, Италия. Взнос США составляет, например, 10,1%, Франции — 9,4%, Германии — 9,0%.[2]

Лидерами второй категории по объему финансирования программ банка являются США, Япония, Франция, Германия, за ними с большим отрывом следуют Великобритания, Канада, Италия, Швеция и другие.

При этом в списке членов банка полностью отсутствуют страны Восточной Европы и бывшего СССР, но присутствуют несколько развивающихся стран, в частности, Аргентина, Бразилия, Индия, Китай, Южная Корея.


2.Современная структура Банка и источники его финансирования

Говоря о структуре АБР, правильнее иметь в виду не только Африканский банк развития, но Группу Африканского банка развития. Если в других региональных банках подразделения, отвечающие за льготное финансирование наименее развитых стран входят в состав самого банка (например, в составе МАБР это – Фонд специальных ресурсов и Доверительные фонды), то здесь АБР, Африканский фонд развития (АФР) и Доверительный фонд Нигерии (последние два как раз и занимаются финансированием наименее развитых стран региона) являются отдельными организациями и вместе составляют Группу Африканского банка развития.


1.          Африканский банк развития

ЦЕЛИ БАНКА:

ü содействие экономическому и социальному развитию региональных стран-членов;

ü финансирование инвестиционных программ и проектов;

ü содействие государственным и частным инвестициям;

ü организация финансирования, осуществляемого Банком совместно с двусторонними и многосторонними институтами развития;

ü оказание технической помощи странам – региональным членам в подготовке проектов развития.


Источники финансирования АБР включают: акционерный капитал Банка, формируемый путем подписки на акции государствами-членами; ресурсы Банка подразделяются на Обычные ресурсы и Специальные фонды.

 Обычные ресурсы включают: (1) подписные доли уставного капитала, (2) средства, получаемые в счет платежей по займам АБР; (3) средства, привлекаемые путем заимствований на международных рынках капитала; (4) доходы, извлекаемые из займов, предоставляемых Банком. В 1998 году капитал Банка был увеличен на 7,5 млрд. $ (до 30 млрд. $)[3]. Расширение ресурсной базы осуществляется путем подписки на акции. Увеличение капитала имеет целью защитить Банк от неплатежеспособности некоторых заемщиков; обеспечить  базу заемных операций в среднесрочной перспективе;  развивать сотрудничество с частным сектором, кредитование которого является более рискованным по сравнению с кредитованием правительственных организаций; уменьшить стоимость заемных операций; удовлетворить потребности в кредитах быстро развивающихся стран континента, которые в настоящее время из-за жестких правил кредитования не имеют доступа к нему.

 

2.                Африканский фонд развития

Африканский фонд развития был учрежден согласно специаль­ному соглашению, принятому управляющими АФР в 1972 году, и приступил к операциям в 1974 году.



ЦЕЛИ ФОНДА

ü  Финансирование на льготных условиях в целях содействия вкладу Африканского банка развития в экономическое и социаль­ное развитие более бедных африканских государств — членов;

ü  Финансирование в целях содействия сотрудничеству, в том числе на региональном и субрегиональном уровнях, и международ­ной торговле, в особенности между странами — членами АФР.

Источники финансирования

— Подписки Банка.

— Подписки государств-участников (периодические пополне­ния, как правило один раз в три года).

— Другие ресурсы, получаемые Фондом.

— Финансовые средства, извлекаемые в результате операций Фонда.

Фонд финансирует главным образом проекты и техническую помощь, а также исследования, направляя большую часть средств на удовлетворение потребностей стран — членов АБР, в которых ВНП на душу населения составляет менее 510 долл. США.

Членами Фонда являются все развитые страны-члены АБР. Распределение голосов в Фонде – смотри в Таблице 1.


Таблица 1.  Распределение голосов между

 странами-членами АФР[4]


Африканский фонд развития
Распределение голосов государств-членов

Страна

Число акций

Количество голосов (%)

1. Аргентина

0.24

0.012

2. Австрия

12.64

0.632

3. Бельгия

17.09

0.855

4. Бразилия

12.52

0.626

5. Канада

95.38

4.769

6. Китай

14.15

0.708

7. Дания

31.27

1.563

8. Финляндия

15.40

0.770

9. Франция

88.70

4.435

10. Германия

92.22

4.611

11. Индия

5.74

0.287

12. Италия

80.32

4.016

13. Япония

142.42

7.121

14. Корея

7.98

0.399

15. Кувейт

15.84

0.792

16. Нидерланды

26.04

1.302

17. Норвегия

39.01

1.650

18. Португалия

6.90

0.345

19. Саудовская Аравия

22.17

1.108

20. Испания

16.04

0.802

21. Швеция

48.86

2.443

22. Швейцария

39.09

1.955

23. ОАЕ

1.06

0.053

24. Великобритания

38.42

1.921

24. США

130.53

6.527

Всего

2,000

100.00


3.  Доверительный фонд Нигерии (ДФН)

Доверительный фонд Нигерии был создан согласно соглашению подписанному между АБР и правительством Нигерии в 1976 году. Ресурсы Фонда полностью обеспечиваются правительством Нигерии.

Цель Фонда - содействие развитию стран — членов АФБР с низким уровнем доходов населения путем предоставления займов на льготные условиях.


3.Основные направления деятельности банка


Ø               финансирование региональных трансграничных проектов развития и участие в сделках, реализуемых по схеме “БОТ” (строительство- эксплуатация- передача другому собственнику), в частности, при сооружении платных автодорог и электростанций;

Ø               разработка стратегии развития экономики африканских стран;

Ø               оказание финансовой и технической помощи при выборе объектов для финансирования, при подготовке по ним проектно-сметной документации, предоставление  на льготных условиях ноу-хау;

Ø               осуществление операций по снижению долговых обязательств африканских стран-дебиторов Основная часть задолженности приходится на несколько стран, в том числе ДР Конго, Анголу и Либерию;

Ø                       финансирование бесприбыльных проектов в социальной сфере.

С целью улучшения имиджа группы АФБР и превращения его в эффективно работающий институт с 1995 года был проведен ряд реформ: 1) совершенствование кредитной политики и прак­тики, контроль за проведением операций и подведение итогов, принятие документов по стратегии Банка в отношении отдельных стран, операционная отчетность на различных этапах проектного цикла; 2) управление денежными средствами (проверка кредито­способности, сокращение сроков санкций, тесное сотрудничестве со Всемирным банком и МВФ, совершенствование управления финансовыми средствами Банка и Фонда); 3) управление и орга­низация Банка (рационализация банковской структуры и ее приспособление к нуждам конкретных стран, эффективное исполь­зование и повышение квалификации персонала, модернизация ин­формационных и телекоммуникационных систем; 4) управление Банком.

В соответствии с Уставом АФБР все региональные страны-чле­ны в принципе в равной мере располагают возможностью предо­ставления им кредитов Банка на цели развития. Однако, учитывая различные уровни экономического развития. Банк выделил группу наиболее бедных стран как основной объект финансирования на льготных условиях из ресурсов Банка, Африканского фонда разви­тия и Доверительного фонда Нигерии.

С 1980 года, реагируя на меняющиеся экономические условия, Группа АФБР стала использовать более разнообразные методы кредитования: 1) займы под конкретные проекты; 2) кредитные линии; 3) секторальные инвестиции и реабилитационные займы;

4) займы для проведения отраслевой перестройки; займы для про­ведения структурной перестройки; 5) операции, связанные с оказа­нием технической помощи.

С 31 декабря 1993 г. страны-члены, являющиеся заемщи­ками, разделены на три основные категории: категория  А — региональные страны-члены с ВНП на душу населения, составляю­щим 510 долл. США или менее; категория В — региональные страны-члены с ВНП на душу населения от 510 до 590 долл. США; категория  С — региональные страны-члены с ВНП на душу населения, превышающим 590 долл. США, и те, которые отка­зались от своего права пользоваться финансированием Группы АБР.[5]

Проектный цикл включает инициирование проекта, эконо­мический анализ, идентификацию проекта, подготовку, оценку стоимости, переговоры, одобрение руководством, подписание со­глашения о займе, определение условий предоставления первой части займа, осуществление проекта, контроль за ходом его реализации и оценку конечных результатов.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.