рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Акция, курс акций, дивидент, учредительская прибыль

Таким образом, процесс эмиссионной деятельности складывается из нескольких ключевых этапов, и первым из них можно считать подготовительный этап, который связан с проведением обширного круга достаточно разнообразных работ и мероприятий. Успех предстоящей эмиссии ценных бумаг во многом зависит от того, как она подготовлена. Осуществление миссии должно основываться на четком понимании целей и детальной проработке финансируемых с помощью эмиссии проектов.

В процессе учреждения АО и подготовки учредительной эмиссии должен быть прежде всего решен вопрос о целесообразности создания новой хозяйственной структуры. Необходимо произвести расчеты и анализ, убедительно доказывающие, что создание нового АО позволит более эффективно организовать производственные и хозяйственные процессы и что вновь создаваемое АО будет конкурентоспособно на рынке выпускаемой им продукции (производимых работ и услуг).

 При повторном выпуске ценных бумаг, средства от которого используются для финансирования инвестиционной деятельности необходимо решить вопрос о выборе наиболее эффективных источников и механизмов финансирования и кредитования инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельности; решить, что выгоднее осуществить: эмиссию акций, выпуск облигаций, получить ссуду в банке или же привлечь денежные средства под векселя АО.

В случае осуществления первого публичного размещения акций (облигаций) или повторного их выпуска при условии, что данные ценные бумаги не обращаются на вторичном рынке, т.е. отсутствует рыночная цена данного финансового инструмента, необходимо произвести оценку стоимости.


2.3. Размещение ценных бумаг

Следующий этап - это реализация ценных бумаг, т.е. продажа первым покупателям. Ее может проводить либо сам эмитент, либо привлеченный профессиональный участник рынка ценных бумаг - андеррайтер. Обычно при осуществлении этой операции несколько  фирм или инвестиционных банков образуют синдикат и делят между собой риск, и всю прибыль от торговли акциями получают продавцы, а не корпорации, выпустившие ценные бумаги.

 Вопрос оценки акций тесно связан с ее жизненным циклом, который охватывает выпуск, первичное размещение и обращение акций.

Поэтому первая оценка акций по российскому законодательству в период ее выпуска -номинальная. Номинал акции - это то, что указано на ее лицевой стороне, поэтому иногда ее называют лицевой, или нарицательной, стоимостью. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой и обеспечивать всем держателям акций этого общества равный объем прав.

По Федеральному закону РФ "Об акционерных обществах" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, иначе говоря, равен сумме номиналов акций в обращении.[2]

Затем стоимостная оценка акций происходит при их первичном размещении, когда необходимо установить эмиссионную цену. Это цена акции, по которой ее приобретает первый держатель. По существующему законодательству эмиссионная цена акции - едина для всех первых покупателей, она превышает номинальную стоимость или равна ей. Оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по их номинальной стоимости.[2] При всех последующих выпусках реализация акций осуществляется по рыночной цене. Это обусловливается тем, что собственный капитал акционерного общества выше уставного, так как в процессе существования акционерного общества происходит увеличение стоимости его активов из-за инфляционных процессов, присоединения нераспределенной прибыли (реинвестирования прибыли) и т. д.

Превышение эмиссионной цены над номинальной стоимостью называется эмиссионной выручкой, или эмиссионным доходом. Он не может быть использован на цели потребления и должен быть присоединен к собственному капиталу акционерного общества.

Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии посредника по цене, которая не может быть ниже их рыночной стоимости более чем на размер вознаграждения посредника, установленный в процентном отношении к цене размещения таких акций. Таким образом, эмиссионная цена равна рыночной цене минус вознаграждение посредника.

Эмиссионная цена может быть ниже рыночной. Это возможно, во-первых, в том случае, если акционер использует имеющееся у него преимущественное право приобретения акций со скидкой в 10% от рыночной цены. Таким образом, эмиссионная цена составляет 90% от рыночной цены. Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии посредника по цене, которая не может быть ниже их рыночной стоимости более чем на размер вознаграждения посредника, установленный в процентном отношении к цене размещения таких акций. Таким образом, эмиссионная цена равна рыночной цене минус вознаграждение посредника.

Следовательно, уже на стадии эмиссии акций, определяя перспективы продажи новых обыкновенных акций и время их выпуска, возникает потребность в рыночной оценке. Потребность в оценке акции особенно необходима при:

·        поглощении и слиянии общества;

·        покупке голосующего пакета акций;

·        выдаче кредита под обеспечение акций;

·        преобразовании открытого акционерного общества в закрытое;

·        определении целесообразности покупки ранее реализованных собственных акций;

·        разделении и выделении общества;

ликвидации общества.

Цена, существующая на акцию, определена спросом и предложением. При этом номинальная стоимость акций очень незначительно связана с их рыночной стоимостью - по номинальной цене продаются, как правило, акции создающихся фирм, а биржевые курсы акций преуспевающих фирм иногда в десятки раз превышают их номинальную стоимость.


2.4. Учредительская прибыль

Сумма денег, вырученная от продажи акций, превышает величину реального капитала, вложенного в производство. Распродажа акций при создании акционерного общества позволяет организаторам этого дела получить учредительскую прибыль. Учредительская прибыль - это разница между суммой цен акций, продаваемых основателями корпорации по рыночному курсу, и действительным капиталом, вложенным в производство.

Механизм образования учредительской прибыли можно представить на следующем условном примере. Допустим, реальный капитал предприятия составляет 100 тыс. иен. При образовании корпорации была выпущена одна тысяча акций по 100 иен. Дивиденд на акцию в данном году составил 8% при ставке банковского процента 4%. Тогда курс акции будет равен 200 иен. Общая выручка от продажи акций будет равна 200 тыс. иен. Учредительская прибыль достанется организаторам корпорации в сумме 100 тыс. иен.

Стало быть, в корпорации бизнес имеет двойственную направленность. С одной стороны, в ней действует реальный капитал: предприятия, которые создают новую стоимость, и в том числе прибыль. С другой стороны, акционерные общества привлекают огромные суммы чужих денежных средств и занимаются эмиссией ценных бумаг. Последние образуют так называемый фиктивный капитал.

Ценные бумаги, входящие в фиктивный капитал, служат, по сути дела, лишь знаком, титулом (основанием права на имущество) собственности на денежный капитал. Титул собственности предоставляет его владельцу право присваивать часть прибыли в форме процента или дивиденда. К этому важно добавить, что величина фиктивного капитала

значительно изменяется под воздействием рыночной конъюнктуры.

3. Вторичный рынок ценных бумаг

3.1. Сущность понятия «вторичный рынок ценных бумаг»

Вторичный рынок — рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме перепродажи ранее выпущенных и в других формах. Основными участниками рынка являются не эмитенты и ин­весторы. а спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы.

Цель деятельности на вторичном рынке — получение дохода в виде курсовой разницы, а курсовая стоимость формируется под воздействием спроса и предложения, по­стольку существует множество способов воздействия на курс ценных бумаг в желаемом направлении. В результате на вторичном рынке происходит постоянное перераспределение собственности, которое все­гда имеет одно направление — от мелких собственников к крупным.

Вторичный рынок в отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает постоянное перераспределение уже аккумулированных через первичный сынок денежных средств. Поскольку целью биржевых спекулянтов является получение мак­симального дохода в виде курсовой разницы, то они продают ценные бумаги предприятий, исчерпавших свои возможности роста прибыли,  покупают ценные бумаги перспективных предприятий и отраслей хозяйства.

В итоге функционирование вторичного рынка обеспечивает постоян­ную структурную перестройку экономики в целях повышения ее рыноч­ной эффективности и выступает столь же необходимым для существова­ния рынка ценных бумаг, как и первичный рынок.

Вторичный рынок обеспечивает ликвидность ценных бумаг, возможность их ре­ализации по приемлемому курсу и тем самым создает благоприятные условия для их первичного размещения. Возможность в любой момент превратить ценные бумаги в форму наличных денег представляет собой обязательное условие инвестирования средств в ценные бумаги, ибо источник инвестируемого ссудного капитала — временно свободные денежные капиталы и средства, которые могут быть использованы толь­ко в соответствии с основными принципами кредита.

Вторичный рынок ценных бумаг, концентрируя спрос и предложение обращающихся ценных бумаг, формирует тот равновесный курс, по которому продавцы согласны продать, а покупатели — купить ценные бумаги, что необходимо при перераспределении ссудного капитала между отраслями и сферами экономики, между хозяйствующими субъектами.

Возможность перепродажи — важный фактор, учитываемый инвесто­ром при покупке ценных бумаг на первичном рынке. Функцией вторичного рынка становится сбалансированность рынка ценных бумаг и обес­печение ликвидности. Ликвидный рынок характеризуется незначитель­ным разрывом между ценой продавца и ценой покупателя; небольшими колебаниями цен от сделки к сделке. Более того, ликвидность рынка тем выше, чем больше число участников продажи и возможность оператив­ной перепродажи ценных бумаг, а также чем выше процент новизны предложенных для продажи ценных бумаг.

Следует учиты­вать именные акции, проданные работникам данного предприятия, не обращаются на вторичном рынке. Они реализуются через механизм перерегистрации прав их владельцев в депозитариях, коммерческих банках либо самих акционерных обществах.

Существуют две основные организационные разновидности вторич­ных рынков ценных бумаг: организованный   биржевой и неорганизо­ванный — внебиржевой. В свою очередь и тот и другой принимают разнообразные формы организации.

3.2. Организованный вторичный рынок

Организованный или биржевой рынок исчерпывается  понятием фондовой биржи,  как особого, институционально организованного рынка, на котором обращаются ценные бумаги  наиболее  высокого качества и  операции,  на  котором  совершают  профессиональные участники рынка ценных бумаг. Фондовая биржа - это организованный  рынок  для  торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемая профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций.

Признаки классической фондовой биржи:

1.)          это  централизованный  рынок,  с  фиксированным местом торговли, т.е. наличием торговой площадки;

2.)           на  данном  рынке существует процедура отбора наилучших товаров (ценных бумаг),  отвечающих  определенным  требованиям (финансовая устойчивость  и  крупные размеры эмитента,  массовость ценной бумаги,как  однородного  и  стандартного  товара, массовость спроса, четко выраженная колеблемость цен и т.д.);

3.)          существование процедуры отбора лучших операторов  рынка в качестве членов биржи;

4.)          наличие временного регламента торговли ценными бумагами и стандартных торговых процедур;

5.)          централизация регистрации сделок и расчетов по ним;

6.)          установление официальных (биржевых) котировок;

7.)          надзор за членами биржи (с позиций их финансовой устойчивости, безопасного ведения бизнеса и соблюдения этики фондового рынка).

Основными функциями фондовой биржи являются:

1.)          создание постоянно действуещего рынка;

2.)          определение цен;

3.)          распространение  информации  о  товарах   и   финансовых инструментах, их цена и условия обращения;

4.)          поддержание   профессионализма   торговых  и  финансовых посредников;

5.)          выработка правил;

6.)          индикация  состояния экономики,  её товарных сегментов и фондового рынка.

Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа относится к участникам рынка ценных бумаг, организующим их куплю-продажу, т. е. «непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами».(з-н о РЦБ)  По закону фондовая биржа не может совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Организация биржевой торговли в ходе биржевой сессии оказывает значительное влияние на стабильность и ликвидность биржевого рынка. Формы организации биржевой торговли зависят в основном от состояния фондового рынка, а именно от его глубины, ширины и уровня сопротивляемости. Чем больше объем спроса и предложения на ценные бумаги, тем рынок шире, чем крупнее объемы заявок инвесторов и концентрированнее спрос и предложение, тем глубже вторичный рынок. Сопротивляемость связана с диапазоном цен, в котором участники рынка готовы покупать или продавать ценные бумаги. Если условия функционирования рынка изменяются, существует разрыв между спросом и предложением и цена подвержена влиянию многих факторов, то биржевая торговля организуется в форме аукциона.

Существуют различнные способы организации торгов на фондовой бирже, такие как простой аукцион, заочный аукцион, двойной аукцион, инициаторами, которых могут выступать как доверенные лица инвесторов, так и эмиссионеров.

Организация биржевой торговли и ее эффективность зависят не только от формы аукциона, принятой на той или иной бирже, но и от роли биржевых посредников в процессе ее осуществления. Облик биржевой торговли определяет работа биржевых посредников, их статус и порядок участия в торгах.

Биржа - это царство посредников и трудно найти фондовую биржу, на которой операции с фондовыми ценностями осуществляли сами инвесторы. Однако основная цель биржи - организовать торговлю, которую осуществляют профессионалы рынка - брокеры и дилеры - с целью исполнения заявок инвестора.

Фондовая биржа относится к числу закрытых бирж. Это означает, что торговать на ней ценными бумагами могут только ее члены. Фондовая биржа — это некоммерческая организация, поэтому в ее деятельности заинтересованы те, кто профессионально занимается ценными бумагами. Именно поэтому в российском законодательстве определяется, что членами фондовой биржи любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. В России к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относят коммерческие банки, поэтому они также могут быть членами биржи. Причем коммерческие банки, как правило, самые активные члены биржи.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.