Анализ динамики затрат автотранспортных организаций по этапам жизненного цикла продукта на примере ООО «Ночной экспресс»
ВВЕДЕНИЕ
Для решения важнейших задач по управлению затратами, связанных с
калькулированием себестоимости, прогнозированием величины издержек,
распределением косвенных расходов и многим другим, определяющее значение имеет
классификация затрат на переменные и постоянные. Классические подходы к
обоснованию величины переменных и постоянных затрат основаны на том, что в
краткосрочном периоде переменные издержки изменяются пропорционально объему
продукции (работ), а постоянные остаются неизменными. Пропорциональность первых
и неизменность вторых выражаются прямолинейной зависимостью относительно
изменений объемов производства и графически отображается соответствующими
прямыми линиями. Это делает функциональную зависимость между затратами и
объемами деятельности простой и, как следствие, легко доступной для анализа
безубыточности и прогнозирования величины издержек. Однако такой подход во
многом формален, поскольку, во-первых, не учитывает смешанного характера многих
затрат, а во-вторых, не адаптирован к концепции жизненного цикла товара и
производственной функции использования ресурсов, производственной мощности.
Проблема смешанного характера многих производственных затрат как
одноэлементных, так и комплексных может быть успешно решена аналитическим
методом, в соответствии с которым какой-то их процент присоединяется к
переменной части, а оставшийся процент - к постоянной. При этом, к сожалению,
под смешанными затратами часто понимаются не те издержки, которые содержат
изменчивую и неизменчивую относительно объема продукции долю, а те, которые
состоят из фиксированной и изменяющейся из месяца в месяц частей. Например,
расходы на телефонную связь, ежемесячно состоящие из фиксированной абонентской
платы и повременной части платежа, относят к смешанным затратам, и абонентскую
плату предлагают учитывать в составе постоянных расходов, а повременную часть
платежа - в составе переменных. Можно привести и много других случаев
неправильного понимания смешанных затрат. Во всех из них в основу критерия
определения переменных и постоянных расходов положена изменчивость (или
постоянство) затрат из месяца в месяц, т.е. время, но не критерий объема
производства. Это неправильно, исходя из базового определения переменных и
постоянных расходов, и опровергнуть такую позицию очень легко. В частности,
размер повременной части платежа за телефон пропорционально зависит не от
увеличения объема производства, а от числа минут, затраченных на разговоры,
число минут - от числа телефонов на балансе организации, число телефонов - от
численности сотрудников и т.д. Однако увеличение числа сотрудников, телефонов,
длительности переговоров, приводя к бесспорному увеличению различных затрат, к
сожалению, отнюдь не означает, что при этом пропорционально увеличился объем
производства.
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Следовательно, с одной стороны, такие затраты непосредственно не
связаны с изменениями объема производства и должны быть отнесены к постоянным,
но, с другой стороны, при подобной логике размер постоянных затрат из месяца в
месяц будет различным. На практике так и есть, но тогда возникает проблема
функциональной интерпретации постоянных и общих затрат в среднесрочном (в
пределах года) и долгосрочном периодах. По нашему мнению, анализ поведения
общих затрат должен выполняться в неразрывной связи с концепцией жизненного
цикла продукта и функциональной зависимости объема производства от потребленных
ресурсов, так как от стадии жизненного цикла и обеспеченности ресурсами зависят
величина затрат и возможность (целесообразность) увеличения объемов производства.
Однако на сегодняшний день концепции жизненного цикла продукта, функциональной
зависимости объема производства от потребленных ресурсов и зависимости затрат
от объема продукции широко известны, общепризнаны, но сосуществуют изолированно
друг от друга, не связаны между собой, что сужает возможности для исследования
поведения общих затрат в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Модель жизненного цикла продукта позволяет выявить стадии динамики
объема продаж в зависимости от временного фактора (рис. 1).
Этапы
жизненного цикла продукта
О
/│\
│
б │
│
ъ │
│
е │
│
м │
│
│
п
│ * * * * * * *
│ * │ │ *
р
│ * *
│ * │ │
о
│ * │ *
│ │ │ │
д
│ * *
│ │ │ │
а
│ * *
│ │ │ │
ж
│ * *
│ │ │ │
│
* *
│ │ │ │
│ * *
│ * │ │ │
│*
* │ │
│ │ │ │
│ │
│
│ │ │ │
│ │
│
│ │ │ │
│ │
│
└──────┼──────────┼───────────┼───────────┼────────────┼─────>
<----> <-------->
<---------> <---------> <---------->
Развитие Активный Умеренный
Насыщение Спад Время
рост рост
Рис.
1
Как следует из данных рис. 1, на этапе развития фирма пытается занять
место на рынке и предпринимает усилия для укрепления только что завоеванных
позиций. Эта стадия связана с низкими объемами продаж. После укрепления позиций
на рынке начинается период активного роста объемов производства и продаж, во
время которого фирма получает стимул для расширения своей деятельности. Далее
следуют этапы умеренного роста и насыщения, которые характеризуют тот максимум
производства и продаж, на который способна признанная на рынке и стабильно
работающая фирма в отношении рассматриваемого продукта. Наконец, при снижении
деловой активности, падении спроса на продукт, усилении позиций конкурентов и
влияния других многочисленных факторов неизбежно начнется стадия спада объема
продаж, предотвратить которую можно с помощью тщательно продуманной
инвестиционной стратегии, контроля за издержками, поддержания заданного уровня
эффективности использования ресурсов, проведения рекламных мероприятий и других
управленческих решений.
Таким образом, этапы жизненного цикла продукта не следует воспринимать
как нечто неизбежное, с чем следует мириться. Напротив, их выделили для того,
чтобы одним стадиям следовать, способствовать (например, стадиям развития и
активного роста), другие поддерживать (стадии умеренного роста и насыщения), а
с третьими бороться, пытаться предотвращать (стадия спада). В этой связи
отмечаем, что на динамику объемов производства и продаж продукта можно и более
того необходимо влиять посредством комплекса управленческих мероприятий, среди
которых немаловажное место должно быть уделено исследованию поведения затрат в
среднесрочном и долгосрочном периодах в зависимости от изменений уровня деловой
активности (объемов производства и продаж). Иными словами, каждую стадию
жизненного цикла продукта считаем необходимым рассмотреть с точки зрения
поведения затрат, ее затратоемкости.
Так, прохождение этапа развития неизбежно связано с проведением
затратных мероприятий как в рамках текущих затрат, так и в части капитальных
вложений, поскольку организации необходимо активно закупать ресурсы,
обустраивать производственную и управленческую инфраструктуру, проводить
рекламные мероприятия. При этом очевидно, что затраты будут расти более
быстрыми темпами, чем объем производства и продаж. Далее, на этапе активного
роста необходимо поддерживать повышение уровня деловой активности, однако для
этого потребуется осуществлять лишь переменные затраты, непосредственно
связанные с каждой единицей произведенного и проданного изделия. Уровень
постоянных расходов если и будет повышаться, то в гораздо меньшей степени, что
приведет к снижению темпов роста общих затрат по отношению к темпам роста
объемов продаж. На стадии умеренного роста и зрелости, как уже было отмечено,
организация достигает максимума объемов продаж при полной обеспеченности
основными и оборотными активами. Однако стабильная и финансово благополучная
деятельность неизбежно приводит к росту уровня постоянных затрат по содержанию
работников, накладных управленческих расходов и т.п., в результате чего темпы
роста совокупных издержек начинают медленно, но устойчиво ускоряться. Далее для
поддержания максимально возможных при существующих условиях деятельности
объемов продаж требуется все больше и больше затрат, а любое дополнительное
приращение выпуска и реализации продукции (работ, услуг) вызывает резкое
увеличение расходов. Это связано с тем, что существующих условий деятельности
становится недостаточно для дальнейшего роста деловой активности.
К существующим условиям деятельности, по нашему мнению, следует в
первую очередь отнести уровень производственной мощности и обеспеченность
трудовыми ресурсами, имеющийся уровень эффективности использования всех видов
ресурсов и действенность системы управления организацией, особенно в части
маркетинговой деятельности. Действительно, если предположить, что организация
работает на стадии насыщения и у нее появляется возможность выполнить
дополнительный заказ, то, во-первых, необходимо задействовать дополнительные
основные средства (оборудование, автомобили, вычислительную технику,
производственные площади и т.п.), а во-вторых, - дополнительные трудовые
ресурсы, которые, как правило, привлекаются со стороны в виде соисполнителей
(подрядчиков). Кроме того, усиливается уровень загруженности собственных
трудовых ресурсов, что зачастую ведет к экономически неоправданному
стимулированию их дополнительной выработки, и как следствие - снижает
эффективность их использования. Наконец, при заключении договоров на
дополнительный выпуск и продажу продукции работники отдела маркетинга
обязательно должны учитывать производственные возможности организации, степень
загруженности ее мощностей. Если указанные факторы игнорируются, то это
неизбежно ведет к нарушению сроков исполнения заказа и (или) снижению
эффективности использования ресурсов, необоснованному росту затрат.
Таким образом, у каждой организации имеется предел производственных
возможностей, перешагивать который следует только при тщательно разработанной
инвестиционной стратегии, так как без инвестиционных вливаний любое минимальное
приращение объемов производства и продаж будет сопряжено с необоснованным
ростом текущих затрат.
Изложенные выше рассуждения можно продемонстрировать на рис. 2. Он
представляет попытку взаимоувязки концепции жизненного цикла продукта и
динамики общих затрат. Еще раз обратим внимание, что, поскольку в основу
жизненного цикла продукта положено время, динамика затрат рассматривается как
минимум в среднесрочном периоде. Учитывая это, речь идет не о четком, а об
условном разделении затрат на переменные и постоянные, ибо чем длиннее период
исследования, тем более условным предполагается такое деление.
Снизу будут еще две приписки, говорящие о том, что не сам(а) автор этой
работы. Однако если ты их удалишь, для чего надо конечно же сначала прочесть
работу, то получишь «пять».
Динамика
общих затрат в среднесрочном периоде
в
разрезе этапов жизненного цикла продукта
/│\
│
з
┌┼───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
││ Линия
производственной │
а
││
мощности │
││
│
т ││ │
││
│ * │
р
││
│ │ │
├┼───────────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────┼─┤
а
││
│ │
││ │
│ │
т
││
│ │
││
│ │ │
ы ││ │
│
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|