Анализ финансовых результатов торговой организации
План.
1. Нормативное регулирование анализа торговой
деятельности предприятия.
2. Оценка формирования товарооборота в динамике.
3. Оценка издержек обращения в динамике.
4. Оценка финансового состояния.
5. Оценка финансовых результатов организации и
рентабельности.
Введение.
Торговля- вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей
товаров и оказанием услуг покупателям. Снабжение крупных городов и промышленных центров отечественными
продовольственными товарами тесно связано с развитием регулируемых государством
оптовых продовольственных рынков. Важнейшее перспективное направление
развития торговли — улучшение качественной структуры товарооборота.
Товарооборот – общая стоимость
товаров, реализованных населению и другим потребителям в денежном выражении.
Товарооборот измеряется в рублях, может вычисляться за различные промежутки
времени, наибольший интерес представляют дневной, месячный, квартальный,
годовой товарооборот. В зависимости от типа торгового предприятия, товарооборот
может быть оптовым и розничным.
Под издержками обращения
понимают выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда,
связанные с движением товаров от производителя к покупателю.
Уровень издержек обращения является
важнейшим показателем экономичности деятельности торгового предприятия, он
позволяет судить о том, насколько велики расходы предприятия из расчета на
единицу объема его деятельности. Этот показатель можно интерпретировать
следующим образом: какая часть денежной выручки (товарооборота) идет на
покрытие расходов или какова доля текущих затрат в цене реализуемых товаров.
Финансовое состояние торговой организации отражает все стороны
торгово-финансовой деятельности, прежде всего ее платежеспособность и наличие
ликвидных активов, которые представляют собой текущие активы, способные
незамедлительно обращаться в денежные средства.
Финансовые результаты
деятельности организации являются одним из важнейших объектов бухгалтерского
учета и экономического анализа.
Объектом исследования стало
одно из крупнейших предприятий пищевой промышленности Рязанской области ООО
«Мясной Двор».
Цель
курсовой работы – анализ состояния, динамики, а также
анализ выполнения прогнозных показателей товарооборота, издержек,
проанализировать финансовое состояние, дать оценку финансовым результатам.
1. Нормативное регулирование анализа
торговой деятельности предприятия.
Принятие законов и других нормативных
актов, регулирующих торговую деятельность предприятий, представляет собой одно
из направлений социальной политики государства. Законодательные и нормативные
основы этой политики регулируют торговую деятельность предприятий в разных
формах. К числу основных из этих форм относятся: определение требований к
лицензированию ( патентованию ) торговой деятельности; законодательное
обеспечение защиты прав потребителей; регулирование правил продажи
продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети;
требования обеспечения охраны окружающей среды; налоговое регулирование;
регулирование минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий
отдельных организационно-правовых форм деятельности и другие. Нормативно-правовой базой
являются:
1. Гражданский кодекс Российской
Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 27 июля
2006 г.)
2. Налоговый кодекс Российской
Федерации
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96. г. /
нормативные документы бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2004
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) (с
изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2004 г.)
5. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» утв. приказом Минфина РФ от 9
декабря 1998 г. № 60н) (с изменениями от 30 декабря 2004 г.)
ООО «Мясной Двор» является
юридическим лицом; имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по
своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде. Инструкция по бухгалтерскому учету
"Расходы организации" определяет правила организации и ведения
бухгалтерского учета расходов для коммерческих и некоммерческих организаций
(кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и
индивидуальных предпринимателей.
Учредительными
документами ООО «Мясной Двор»
является учредительный договор, подписанный учредителями и Устав. Общество
составляет годовую отчетность, имеет текущий и расчетный счета в рублях и
валютный счет в учреждениях банков. Оно имеет круглую печать, содержащую полное
фирменное наименование и местонахождение, а также штампы и бланки со своим
наименованием на русском языке и английском языках, фирменный знак (символику)
и другие средства визуальной идентификации. В своей деятельности компания
руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами и иными
нормативно-правовыми актами РФ. Контроль и ревизия финансово-хозяйственной и
правовой деятельности компании осуществляется самим обществом, а также
налоговыми, правоохранительными и иными органами (в пределах их компетенции),
на которые в соответствии с действующим законодательством возложена функция
проверки деятельности предприятия. Главным органом управления ООО «Мясной Двор», в соответствии
с изменением устава от 3. 01. 2000 г., стал генеральный директор. Текущей
деятельностью ООО «Мясной Двор»
руководит директор. Он отвечает за разработку и реализацию стратегии развития
организации, контролирует деятельность всех руководящих работников и
специалистов функциональных отделов и подразделений. К высшему руководству
организации также относятся заместитель директора по снабжению, торговле и
сбыту, главный бухгалтер, главный инженер. Согласно Устава ООО «Мясной Двор», компания
выполняет следующие основные виды деятельности:
·
производство
сельскохозяйственной продукции;
·
переработка
сельскохозяйственной продукции;
·
производство
любой иной продукции производственно-технического и потребительского
назначения;
·
реализация
сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и любой другой продукции, как
собственного производства, так и приобретенной у иных производителей;
·
осуществление
оптовой и розничной торговли.
На предприятии имеются следующие ведущие производства: убойный цех, колбасный цех, консервный цех. Обслуживающие и вспомогательные производства
представлены такими цехами, как механический, компрессорный, холодильный. На
предприятии имеется энергетический участок с собственной котельной, гараж,
складские помещения и помещения для временного содержания КРС. В настоящее
время производственные мощности
комбината используются далеко не полностью, в среднем на 10-15%, но уровень их
использования год за годом повышается.
Кроме животноводческих СПК - членов кооператива, поставщиками скота
являются хозяйства и население Рязанской и сопредельных областей, в т.ч.
Михайловского, Захаровского, Новомосковского, Тульского, Сторожиловского, Ряжского, Скопинского, Рыбновского,
Рязанского, Сараевского, Милославского, районов.
Примером взаимовыгодного партнерства является ЗАО «Рязмясопром», который
поставляет кооперативу оболочки и добавки для изготовления колбасных изделий.
2. Оценка
формирования товарооборота в динамике.
Товарооборот – общая
стоимость товаров, реализованных населению и другим потребителям в денежном
выражении. Товарооборот измеряется в рублях, может вычисляться за различные
промежутки времени, наибольший интерес представляют дневной, месячный,
квартальный, годовой товарооборот. В зависимости от типа торгового предприятия,
товарооборот может быть оптовым и розничным.
Определяется товарооборот следующим образом:
, (1)
где T – товарооборот, ЦI – розничная цена I-го товара, VI – объем продаж I-го товара, I – общее количество наименований реализованных товаров.
Структура товарооборота –
это его деление по товарным группам или по отдельным товарам.
Торговая надбавка для
розничного торгового предприятия – это разница между розничной и оптовой ценой
товара, для оптового – разница между оптовой ценой и ценой производителя
продукции. Максимальное значение торговой надбавки = 35%, при превышении этого
порога взыскивается штраф.
Валовый доход торгового предприятия – это сумма торговых надбавок на реализованные товары.
Определяется валовый доход следующим образом:
ВД = ДТ + ДНТ + ВНД, (2)
где ДТ – доход от торговой деятельности, ДНТ – доход
от неторговой деятельности, ВНД – доход от внереализационной деятельности.
ДТ – это собственно и есть сумма торговых надбавок на
реализованные товары:
,
(3)
где I – общее количество
наименований реализованных товаров, НI – сумма
торговых надбавок на все реализованные I-е товары, ЦО
I – оптовая цена I-го
товара, , ЦР I – розничная цена I-го товара, VI – объем продаж I-го товара.
ДНТ – доходы от реализации имущества, от дополнительно
оказываемых услуг, от сдачи в аренду помещений и т.д.; многие торговые предприятия
не имеют этих доходов.
ВНД – штрафы, пени, неустойки, полученные данным
предприятием от других предприятий, плюс положительные курсовые разницы (они
возникают в случае, если организация имеет ценные бумаги, курс которых вырос).
Балансовая прибыль торгового
предприятия – это разница между полученным им валовым доходом и издержками.
Определяется балансовая прибыль следующим образом:
БП = ВД – И – НДС – АКЦ – ВНР , (4)
где БП – балансовая прибыль, И – издержки, НДС – налог
на добавленную стоимость, АКЦ – акцизный налог, ВНР – внереализационные расходы
(штрафы, пени, неустойки, заплаченные другим предприятиям).
Основные статьи издержек торгового предприятия:
заработная плата работникам + отчисления с нее во внебюджетные фонды,
транспортные расходы, расходы на малоценный инвентарь, проценты за кредиты,
расходы на рекламу и стимулирование сбыта (в той их части, которая не превышает
5% от общей суммы издержек, а остальное – из чистой прибыли), командировочные и
представительские расходы, товарные потери (только в пределах норм естественной
убыли).
Чистая прибыль торгового
предприятия – это разница между балансовой прибылью и налогом на прибыль.
Определяется чистая прибыль следующим образом:
ЧП = БП – НПР – Н1 – Р1 , (5)
где ЧП – чистая прибыль, НПР – налог на прибыль (для
предприятий торговли = 35%), Н1 – другие налоги из прибыли, Р1 – расходы, не
относящиеся на издержки (например, расходы на рекламу и стимулирование сбыта в
их части, превышающей 5% от общей суммы издержек).
Полученную чистую прибыль торговое предприятие может
расходовать по своему усмотрению. Розничный товарооборот относится к числу
важнейших показателей экономического развития страны. Объем розничной продажи
товаров оказывает большое влияние на денежное обращение в стране, так как
выручка торговых организаций составляет важную часть налично-денежного
обращения. В результате продажи товаров населению возмещаются произведенные
затраты и реализуется вновь созданная стоимость, что дает возможность для
дальнейшего роста производства. Объем товарооборота — один
из основных показателей работы торговых организаций,
определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Он
оказывает влияние на издержки обращения, валовой доход, прибыль
и рентабельность, финансовое состояние организации и т.д.
Поскольку товарооборот является важным показателем, характеризующим торговую
деятельность, то систематический его анализ имеет большое значение в работе
торговых организаций.
Основными задачами оборота розничной торговли являются:
- проверка степени выполнения прогнозных продаж
по объему и структуре, удовлетворения спроса
покупателей на отдельные товары;
- выявление тенденции и
закономерностей его развития в динамику и изменений,
происходящих в них;
- определение факторов, влияющих на его изменение
(количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение
прогнозных показателей и динамику розничного товарооборота);
- оценка внедрения
прогрессивный методов торговли и их эффективности;
- выявление резервов, путей и возможностей рос та объема продаж и улучшения
обслуживания покупателей;
-
разработка мер по устранению недостатков и
повышению эффективности хозяйственно- финансовой деятельности.
Оборот оптовой торговли представляет стоимость
проданных товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, для профессионального
использования (дальнейшей переработки или пропажа), кроме продажи
населению, которая откосится к обороту розничной торговли. Обязательным
признаком операции, относимой к оптовой торговле, является
наличие счета-фактуры. Оптовый товарооборот означает начальное
движение товаров от производителя к потребителю и через него товары вводятся в сферу
обращения посредством установления связи между производством и розничной
торговлей.
Оптовый оборот относится к
числу важнейших показателей деятельности оптовых
организаций. Изучение деятельности оптовых организаций
обычно начинается с анализа объема ее товарооборота. Poст оптового товарооборота обусловливается
прежде всего ростом объема производства товаров,
увеличением количества оптовых организаций, складских площадей, размера розничного
товарооборота .
Экономический анализ в
области оптового товарооборот преследует выполнение следующих задач:
- изучение выполнения прогнозного объема товарооборота в целом за год и более короткие сроки времени, по составу и товарному ассортименту в сумме и в натуральном выражении;
-
оценка поступления товаров от поставщиков и
его соответствия
договорным условиям по количеству,
ассортименту, качеству и срокам поставок;
-
изучение отгрузки товаров покупателям и ее соответствия
с договорными условиями по
количеству, ассортименту, срокам поставок;
Анализ оптового товарооборота проводится в определенной
последовательности: дается общая оценка выполнения прогнозируемых показателей,
выявляется динамика продажи товаров, изучается товарооборот по направлениям
реализации, формам продажи и товарной структуре, определяются факторы, влияющие
на него и выявляются резервы его увеличения.
Динамика объема товарной продукции
ООО «Мясной Двор» за 2003-2005 г.г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|