Аналитик
«Уралсиба» Андрей Никитин считает приобретение «Окского» логичным шагом, так
как хладокомбинат может использоваться для расширения производственных или
складских площадей «Волги». А начальник операционного отдела нижегородского
филиала «Брокеркредитсервиса» Михаил Мартынов предполагает, что база хладокомбината может стать перевалочным пунктом для транспортировки пива в другие
регионы»[13].
4. «SUN Interbrew»
SUN
Interbrew тоже не осталась в стороне от нововведений. Компания начала готовиться
к изменениям в системе сбыта еще в 2000 году. Над программой работали
консультанты из McKinsey и ARG. Было определено оптимальное число дистрибьюторов,
при отборе которых учитывался опыт работы партнеров по сбыту с розницей,
наличие транспорта и складская инфраструктура.
«Средние
дистрибьюционные затраты в расчете на гектолитр во II квартале 2004 г. были на 1,1 евро выше, чем за тот же период прошлого года. В первом полугодии 2004 г. этот показатель превысил прошлогоднее значение на 1 евро. Это было вызвано увеличением затрат
по логистике, связанное с ростом объемов поставок с запада на восток и
увеличением тарифов на железнодорожные перевозки»[14].
«Sun
Interbrew в 2005 году предпринял в Москве попытку построить схему прямых
поставок пива от производителя до розничных точек – так это делается во всех европейских
странах. Роль дистрибьюторов в этой схеме минимальна – они должны выполнять
исключительно логистические функции»[15].
Стоит
отметить, что «ведутся работы по внедрению автоматизированной системы управления
транспортной логистикой «Перекресток» для торговых представителей в
Пивоваренной Компании «Сан ИнБев» в городах: Барнаул, Кемерово и Томск»[16].
«Автоматизированная
системы диспетчирования – это возможность автоматического формирования
маршрутных листов для каждого транспортного средства с учетом всех заказов
ежедневно. Это возможность построения на графическом уровне оптимальных
транспортных маршрутов по Новосибирску (Красноярску, Омску, Кемерово, Барнаулу,
Томску и другим) с учетом множества параметров, автоматическое распределение
заказанной продукции в автотранспорте согласно сформированным заявкам, а также
автоматическое формирование необходимых документов для каждого маршрута.
Программа
может выполнять различные задачи, например:
1. Расчёт
оптимального маршрута:
- минимальное
суммарное время развоза или
- минимальный
суммарный путь маршрута или
- минимальная суммарная
стоимость развоза или
- минимальное
количество транспортных средств или
- минимизация
некоторой комбинации числа транспортных средств и суммарного расстояния
(времени/стоимости)
Также
существует возможность накладывать различные ограничения при расчете
оптимального маршрута, например окна работы с клиентами, ограничения по
маршрутам следования автотранспорта (в случае, если движение на какой-то улице
временно перекрыто и другое).
2. Печать
необходимых документов:
- маршрутный лист
- сводная товарная
накладная
- pick-лист
(сводный список товаров, которые необходим погрузить в машину)
Сопроводительные
документы, такие, как счет-фактура и товарно-транспортная накладная
распечатывается непосредственно из существующей учетной системы Вашей компании.
Также в системе предусмотрена возможность распечатывать карту маршрута»[17].
Мы
подробно описали это нововведение, чтобы было понятно, какие новейшие
разработки и, соответственно, какие материальные средства вкладывают компании
в развитие своего бизнеса, а точнее в логистическую его часть, так как она
является одной из фундаментальных основ поддержания жизни фирмы.
5. Efes Beverage Group
«На
сегодняшний день Efes Beverage Group владеет тремя российскими заводами в
Москве, Ростове-на-Дону и Уфе, которые выпускают пиво под марками «Старый
Мельник», «Сокол», «Белый Медведь», Efes и Warsteiner.
Суммарная
производственная мощность заводов в 2004 году составила 6,7 млн. гкл. Со слов
руководства, благодаря открытию завода в Ростове-на-Дону в 2003 году, компании
удалось создать «золотой треугольник» из трех пивоварен, что позволяет
организовать бесперебойные поставки продукции практически в любой регион
России»[18].
«В
2002 году ЗАО «Пивоварни Москва-Эфес» первого в России проекта внедрения
mySAP.com от компании SAP. Это было сделано, чтобы на стратегическом уровне
осуществить стандартизацию, структуризацию и эффективность бизнеса. На более
низших уровнях – оперативный контроль и визуализация данных. А также
стандартизация ИТ-инфраструктуры, которая обеспечивает безболезненный переход с
внутренних разработок на стандартный пакет, который используется в мире.
«ERP-система»
(Enterprise Resource Planning — Управление ресурсами предприятия) может
употребляться в двух значениях. Во-первых, это — информационная система для
идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для
осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения
клиентских заказов. Во-вторых (в более общем контексте), это — методология
эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые
необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при
исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания
услуг»[19].
Новая
система была внедрена вместо прежней Efes Business Solution, которая
использовалась на предприятиях компании в России и в СНГ. Она включала в себя
финансовые функции, логистику, сбыт, мониторинг, что реализовывалось не на
таком уровне как у SAP, однако для компании этого было достаточно. И ЗАО «Пивоварни
Москва-Эфес» перешла на SAP вовсе не потому, что старая система плохо работала,
а так как внедрение SAP является стратегическим шагом»[20].
Система
SAP R/3 состоит из набора прикладных модулей, которые поддерживают различные
бизнес-процессы компании и интегрированы между собой в масштабе реального
времени. В их число входят и модули по логистике:
1.
Управление материальными потоками (MM). Модуль поддерживает функции снабжения и управления запасами,
используемые в различных хозяйственных операциях. Ключевые элементы: Закупка
материалов, Управление запасами, Управление складами, Контроль счетов, Оценка
запасов материала, Аттестация поставщика, Обработка работ и услуг,
Информационная система закупок и информационная система управления запасами.
2.
2.Сбыт (SD). Модуль
решает задачи распределения, продаж, поставок и выставления счетов. Ключевые
элементы: Предпродажная поддержка, Обработка запросов, Обработка предложений,
Обработка заказов, Обработка поставок, Выставление счетов (фактурирование),
Информационная система сбыта.
«i2
Supply Chain Strategist Tactician (SCST) является инструментом стратегического
и тактического планирования, предоставляющий средства для комплексного
моделирования взаимосвязей между производственной, транспортной и
дистрибуционной структурой цепи поставок компании.
i2
Supply Chain Strategist Tactician (Стратегическое планирование цепочки
поставок) позволяет решать многие задачи, в числе которых:
1.
Моделирование дистрибуционной составляющей
цепочки поставок:
1) определение
стратегически оптимального уровня запасов
2) выбор
товаров прямой поставки, централизованной поставки
3)анализ
оптимальной загрузки площадей хранения (распределительных центров и складов)
2. Моделирование
транспортной составляющей цепочки поставок:
1) мощностей
транспортировки (собственным транспортом / внешним перевозчиком)
2) типов
транспортировки (водным / автомобильным / железнодорожным транспортом)
Использование
SCST для планирования стратегического и тактического развития цепочки поставок
позволяет моделировать сценарии развития, приводящие к снижению постоянных и
операционных издержек, снижению оборотного капитала и увеличению эффективности
использования производственных, складских и транспортных мощностей компании»[21].
6. «SABMiller»
Строя
заводы, компании не только увеличивают и расширяют производство, но также
стараются решить логистические проблемы. Это хорошо видно на примере ПК
«SABMiller» (вторая по величине пивоваренная компания в мире после Inbev.
Основные брэнды – Miller, Peroni Nastro Azzurro, Pilsner Urquell), которая
выбрала город Ульяновск для строительства своего второго завода в России. По
словам[22]
гендиректор ООО «Трансмарк» (российское представительство SABMiller) Джеймса
Уилсона, компания долгое время работала в России с одной пивоварней в Калуге, и
в этом были свои преимущества, например, в более удобном управлении
производством, которое сосредоточено в одном месте. Однако был и ряд
недостатков, в частности, сложная и дорогая логистика. Ульяновск подошел компании
сразу по нескольким факторам: наличие трудовых и энергоресурсов, а также
транспортная доступность.
Директор
по продажам пивобезалкогольной продукции ГК «Мегаполис» (крупнейший дистрибутор
«Балтики») Вячеслава Султанова считает, что после завершения строительства
пивоварни в Ульяновске SABMiller сократит общие затраты на логистику примерно
на 15%. «Кроме того, завод в Ульяновске поможет SABMiller «более плотно»
работать на рынках Поволжья, Татарии и Башкирии, куда из-за близости завода
можно будет организовывать доставку продукции на автотранспорте, говорит
господин Султанов: «Это хоть и повысит затраты на логистику в данных регионах,
однако позволит расширить зону покрытия дистрибуции, ведь не во все населенные
пункты можно доставить продукцию на железнодорожном транспорте».[23]
7. Аналитическое подведение итогов
7.1.
Склады
«Как
показал опрос российских пивоваров, крупные производители предпочитают строить
собственные склады для хранения готовой продукции, сырья и материалов, но в
«высокий» сезон прибегают к аренде дополнительных складские площади.
Как
отметил директор по логистике группы компаний Heineken в России Владислав
Мишин, сторонние поставщики (3PL-операторы) используются в случае нехватки
места на локальном складе. Помимо использования внешних складов для буферных
запасов (например, предсезонные накопления), возможны и такие проекты, как
перенос к сторонним операторам прямых (связанных с большей долей ручной
загрузки) продаж. По словам В. Мишина, это дает возможность улучшения
клиентского сервиса и увеличения оборачиваемости собственных складских
территорий.
В
пивоваренной компании «Балтика», как было отмечено выше, считают наличие
собственной складской системы, не зависящей от колебаний спроса на рынке и
других внешних факторов, одним из своих главных конкурентных преимуществ. На
сегодняшний день складская инфраструктура компании состоит из 28 современных
терминалов, 18 из которых находятся в регионах и 10 складов – при заводах. 7 из
числа региональных – это склады класса А»[24].
7.2.
Транспорт
Большинство
своего товара пивоваренные компании перевозят с помощью авто дорожного
транспорта, личного или арендованного. Происходит это в значительной степени
потому, что «автомобили имеют ряд серьезных преимуществ — на коротких плечах
выгоднее тариф, доставка осуществляется «до двери», автоперевозчики ведут себя
более предсказуемо. Кроме «Балтики», собственные вагоны есть у Heineken (более
50-ти); остальные пользуются услугами ОАО «РЖД» и операторов»[25].
По
количеству своего транспорта «Балтика» и «Heineken»
являются неоспоримыми лидерами, так как имеют большой автопарк и свои
собственные ж/д вагоны. При чём среди них первая компания имеет много больше
преимуществ, так её личный ж/д парк состоит из 200 вагонов, что превышает
количество «Heineken» в 4 раза.
Здесь
необходимо сказать, что «Балтика» – единственная пивоваренная компания в России
— перевозит подавляющий объем продукции в собственном подвижном составе. Для
того чтобы обеспечить присутствие продукции во всех регионах страны, «Балтикой»
была создана разветвленная дистрибуционная сеть, основа которой — пять заводов,
расположенных в разных городах России, около трех десятков сбытовых
подразделений, имеющих собственные терминалы.
7.3.
Компьютерные технологии
Внедрение
новейших компьютерных разработок – еще один способ решения проблем, связанных с
логистикой. Такие компании как Heineken, Efes Beverage Group, Sun Interbrew водят
у себя на фирме разные компьютерные и иформационные технологии – ERP система
(система стратегического планирования), автоматизированная системы
диспетчирования «Перекресток», «1С:Управление производственным предприятием
8.0» и другие.
Такие
нововведения повышают эффективность производственной деятельности предприятия,
сокращают внутренние информационные потоки, уменьшая тем самым затраты на их
обеспечение, позволяют моделировать сценарии развития, приводящие к снижению
постоянных и операционных издержек, снижению оборотного капитала и увеличению
эффективности использования складских и транспортных мощностей компании, а
также автоматически распределять заказанную продукцию в автотранспорте согласно
сформированным заявкам и формировать необходимые документы для каждого
маршрута.
Еще
системы диспетчирования позволяют значительно сократить затраты на ГСМ,
поддерживать оптимальное количество машин в автопарке, и существенно повысить
уровень сервиса Вашей компании за счет расчета оптимального пути транспортного
средства, с учетом пожеланий Ваших клиентов по времени доставки.
7.4.
Освоение новых территорий
Сейчас
существует тенденция освоения крупными пивоваренными компаниями северной части
России. Это довольно большой регион с хорошим потенциалом для увеличения
пивного рынка, однако на данный момент потребление пива там невысокое.
В такой ситуации выигрывает тот игрок, который может до минимума
снизить затраты на логистику и дистрибьюцию.
Поэтому
большое значение приобретает баланс в отношениях производителя и дистрибьютора,
который определяется масштабом и «уникальностью» предложения. Так, кроме общего
финансового состояния и оборота, основными активами дистрибьютора в «торге» с
производителем являются:
- логистические возможности (наличие складов,
транспортный парк и так далее);
- клиентская база, покрытие розничной сети
Тем
не менее, именно процессы обострения конкуренции служат причиной постоянной
ревизии отношений производителей и дистрибьюторов. Консолидация сближает всех –
производителей, с завоеванием рынка транснациональными компаниями, дистрибьюторов,
которые захотели и смогли приспособиться к новым требованиям обслуживания, и
розницу, которая сегодня стремится объединиться в сети.
8. Список использованной литературы.
1. По материалам #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"http://">Коммерсант-Воронеж, 18.12.2006
7. #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] По материалам #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Информация взята из интервью директора по логистике
ПК «Балтика» Алексея Скатина, #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4]#"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Данные с #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">6 #"http://">Коммерсант-Воронеж,
18.12.2006
[7] #"http://">Коммерсант-Воронеж,
18.12.2006
[8] #"http://">Коммерсант-Воронеж,
18.12.2006
[9] Информация взята из интервью директора по логистике ПК «Балтика»
Алексея Скатина, #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Данные с #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Материалы взяты с #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Данные взяты с #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] По информации с #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] #"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">[24] #"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">[25] http://www.alkogol.com/ru/analytics/24142.xhtml?print=Y&ID=24142,
«Цена пивного вопроса», 20 января 2006 г.
Страницы: 1, 2
|