Анализ показателей рентабельности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 3
Глава
1. Показатели рентабельности предприятия.. 4
1.1. Определение
рентабельности.. 4
1.2. Показатели
рентабельности.. 5
1.3. Группы
показателей рентабельности.. 5
1.4. Показатели,
используемые при анализе безубыточности и запасе финансовой прочности.. 9
Эффект
операционного рычага. 10
Порог
рентабельности. 10
Запас
финансовой прочности. 10
Глава
2. Анализ и оценка показателей рентабельности предприятия ЗАО
«Трансгазпоставка» за 2003 год.. 12
2.1. Краткая
организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Трансгазпоставка». 12
2.2. Расчет
показателей рентабельности предприятия.. 12
2.3. Анализ
показателей рентабельности предприятия.. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 17
Используемая
литература.. 18
Приложение
1 Бухгалтерский баланс.. 19
Приложение
2 Отчет о прибылях и убытках за 2003г. 22
Приложение
3 Анализ финансовых результатов ЗАО «Трансгазпоставка» за 2002, 2003 годы... 23
В современных экономических условиях
деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания
обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах
его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в
современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего,
уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и
существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении
финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном
анализе финансово-хозяйственной деятельности.
Целью любого предприятия является прибыль, она
же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако
сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования
предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих
эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в
общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к
вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.
Рентабельность и прибыль – показатели, которые четко отражают
эффективность деятельности предприятия, рациональность использования
предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности
(производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).
Предприятие реализует свою продукцию
потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение
прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с
затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью
продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость;
если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на
производство и реализацию продукции, и прибыль отсутствует; если затраты
превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный
финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не
исключая банкротство. Для получения максимальной прибыли и избежания
банкротства необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и
показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и
представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных
показателей.
Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность)
производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем
рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.
Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют
относительную прибыльность.
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных
накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая
категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской
деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает
эффективность производства, объем и качество производственной продукции,
состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Прибыль – один из основных финансовых
показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет
прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и
социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их
работников. Прибыль является не только источником обеспечения
внутрихозяйственных потребностей организации, но и приобретает все большее
значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных
фондов.
Доходность хозяйствующего субъекта
характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный
показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель –
уровень рентабельности.
Абсолютные показатели позволяют
проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом
следует отметить, что для получения более объективных результатов следует
рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
Относительные показатели меньше подвержены
влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и
вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно
судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только
качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики
эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют
относительный показатель – уровень рентабельности.
Эти характеристики наиболее целесообразно
рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по
себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более
достоверно судить о работе предприятия.
В условиях рыночных отношений велика роль
показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности
(убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются
относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности
деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность
предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных
позиций.
Прибыль, являясь важнейшим показателем
результативности производственно-хозяйственной деятельности, не дает полного
представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых
ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени
характеризует результат деятельности.
Для реальной оценки уровня прибыльности
организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим
факторам. В числе экономических показателей эффективности
предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической
среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются
обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния
предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются
как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то
рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так
как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация
рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только
для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Рентабельность может определяться по-разному.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы
предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности
(производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и
т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты
хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными
или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия
и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.
В практике
российских предприятий используют следующие показатели рентабельности:
Рентабельность производства (R)
- это отношение балансовой
прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОФ) и
оборотных средств (ОбФ).
Общую рентабельность (рентабельность предприятия) определяют как отношение
балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов
и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным
к ним затратам отражает доходность предприятия.
Общая
рентабельность определяется по формуле:
Ро =Пб /Ф*100% ,
где Ро - общая рентабельность,
Пб – общая сумма балансовой
прибыли,
Ф – среднегодовая стоимость основных
производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных
средств.
Уровень общей рентабельности - это ключевой
индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее
определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности,
необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность
оборота и число оборотов капитала.
Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой
(оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:
Роб. = Пн.п.*100 / В,
где Роб. – рентабельность оборота,
Пн.п. – прибыль до начисления процентов,
В – валовая выручка.
Чем больше прибыль по сравнению с валовой
выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Широкое применение
этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по
предприятию и отдельным видам продукции.
Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота)
предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:
Чоб.к.= В / А,
где Чоб.к. – число оборотов капитала,
В – валовая выручка,
А – активы.
Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше
число оборотов ее капитала. В итоге уровень общей рентабельности определяется
по следующей формуле:
Уо.р.= Роб * Чоб.к.,
где Уо.р. – уровень общей рентабельности,
Роб. – рентабельность оборота,
Чоб.к. – число оборотов капитала.
Иначе говоря, уровень общей рентабельности, то есть
индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется
прибыли до начисления процентов, умноженной на 100% и деленной на активы.
Связь между тремя ключевыми индикаторами
представлена в следующей схеме:
Схема
1.
Показатели
рентабельности продукции
отражают эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей
рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и
исчисляются как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости
реализованной продукции:
Ррп =Прп /С*100%,
где Ррп – рентабельность продукции;
Прп – прибыль от реализации
продукции;
С - полная себестоимость реализованной
продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|