рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

Содержание



Введение........................................................................................................ 3

Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшей квалификации............................................................................................ 6

1.1. Проблемы процесса подготовки высококвалифицированных специалистов........................................................................................................................................................... 6

1.2. Маркетинг образовательных услуг...................................................................... 7

1.3. Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров. 13

1.4. Проблема качества подготовки специалистов......................................... 16

1.5. Проблема недостаточной активности студентов в профессиональном самоопределении................................................................................................................ 24

1.6. Проблема занятости.................................................................................................... 26

Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья.............................................. 31

2.1. Направления, методы исследования регионального рынка труда и формирование профессиональных планов и намерений молодежи... 31

2.3. Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди выпускников девятых и одиннадцатых классов.............................. 39

2.4. Развитие ситуации на региональном рынке труда, проблемы формирования спроса-предложения рабочих мест и рабочей силы....................................... 50

Глава 3. Совершенствование подготовки  квалифицированных кадров                                59

3.1. Управление воспроизводством квалифицированных трудовых ресурсов.      59

3.2. Практические предложения по организации воспроизводства кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье............................................................... 65

3.3. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест....................................................................................... 69

Заключение............................................................................................... 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 77


Введение

Российское образование вступает в очередной этап глубоких и сложных качественных изменений во всех своих  институциональных проявлениях — от социокультурных  целей до механизмов организации и управления. Этот этап определен периодом начала реализации концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации.

В настоящее время можно констатировать, что осуществлен переход от унитарного, единообразного образования к образованию по выбору. Существенно расширилось применение технологий развивающего обучения; в работе педагогов перестают доминировать репродуктивные методы обучения.

Переход к многообразию образовательных учреждений, усиление дифференциации и индивидуализации образования позволяют действительно реализовать специфические запросы обучающихся разнообразных социальных групп и объединений. Обучающиеся и их родители становятся полноправными субъектами образовательного процесса.

Существенные преобразования произошли в области управления образованием. Еще недавно управление образованием строилось по вертикально-иерархической схеме. Децентрализация, распределение компетенций, регионализация управления, широкое привлечение общественных структур и развитие программно-целевого метода ознаменовали переход к гибкой функциональной модели управления образованием в России.

Профессиональное образование России переживает особенно трудный период. Отказ предприятий от подготовленных специалистов, от помощи учебным заведениям в укреплении и расширении материальной базы, от предоставления рабочих мест учащимся для производственной практики напрямую сказываются на стабильности работы образовательных учреждений и качестве подготовки квалифицированных кадров и специалистов.

Сегодня учебные заведения стремятся удовлетворить потребности личности в образовании при том условии, что человек не обязательно будет работать по данной профессии, но с полученным образованием сам сможет найти себе применение.

Федеральная политика в области образования во все большей мере осуществляется с учетом запросов регионов. Одновременно усиливается и координирующая функция федеральных органов.

Активно разрабатывается проблема массовой профессионализации молодежи, что подразумевает профориентацию, профдиагностику, гибкую начальную подготовку.

Необходимо заметить также, что переход России к рыночной экономике сопровождается кризисом в области занятости. В связи с этим актуальным является создание нового типа учебных  планов и программ для обучения безработных граждан и незанятого населения, гибко реагирующих на потребности рынка труда и предусматривающих возможные виды трансформации квалификации обучаемых.

Тенденция повышения значимости специальной подготовки выпускников колледжа и вуза, необходимость качественного роста педагогических кадров ведет к развитию более широкого взгляда на преемственность подготовки студентов колледжа и вуза, что в свою очередь вызывает потребность в теоретическом обосновании этого процесса: необходимо разработать концепцию и стратегию преемственности обучения в колледже и вузе.

Отсюда можно сделать вывод о том, что проблема разработки теоретических основ преемственности подготовки специалистов  колледжа и вуза, равно как и проблема создания системы непрерывного профессионального образования, существует, но ни в литературе, ни в практической деятельности она не решена.

Актуальность  исследования проблем управления воспроизводством  трудовых ресурсов  в системе высшего образования определяется следующими причинами:

—  необходимостью определения методологии и методики эффективного управления процессом воспроизводства трудовых ресурсов в системе высшего образования;

—  социальным заказом общества на создание системы высшего образования в свете требований к качеству трудовых ресурсов, предъявляемых к ним современной экономикой;

—  необходимостью преодоления недостатков и противоречий существующей системы высшего образования;

—  признанием важности создания целостной системы высшего образования, отвечающей потребностям экономики и гарантирующей социальную защищенность личности, как средства эффективного управления процессом воспроизводства трудовых ресурсов;

Тем не менее несмотря на очевидность и конкретность задачи, стоящей перед высшим образованием, решение ее не представляется простым в виду наличия ряда противоречий внутри самой системы образования. Усугубляется положение тем, что сегодня существуют противоречия,  обусловленные корпоративной, ведомственной разобщенностью образовательных структур, их замкнутостью во многих направлениях деятельности, как содержательной и организационной, так и кадровой, экономической.


Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшей квалификации

1.1. Проблемы процесса подготовки высококвалифицированных специалистов.

Система подготовки высококвалифицированных специалистов состоит для учебного заведения из нескольких этапов:

1)     Изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг:

–       определение потребностей рынка в кадрах той или иной квалификации (по специальностям);

–       прогноз потребности в кадрах на среднесрочный и долгосрочный  период;

–       изучение социальной потребности граждан в получении образования по той или иной специальности (без привязки к потребности в кадрах на реальных предприятиях и фирмах региона);

–       итоговое моделирование рыночной ситуации с учетом динамики ее развития.

2)     Организация учебного процесса в соответствии с государственными стандартами по конкретным специальностям и требованиями конкретных потребителей.

3)     Трудоустройство выпускников и комплексная работа образовательных учреждений с фирмами региона по удовлетворению их потребностей в кадрах высшей квалификации на момент выпуска.

В соответствии с вышеперечисленными этапами можно сформулировать проблемы, стоящие перед образовательным учреждением и обществом, вообще, в процессе их партнерства в деле воспроизводства высококвалифицированных специалистов:

1)     развитие маркетинга образовательных услуг;

2)     проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров – определение перечня специальностей, соответствующего требованиям рынка, которым должны обучаться студенты в данный момент и в будущем, а также количества студентов по каждой специальности;

3)     обеспечение высокого качества подготовки специалистов;

4)     недостаточный уровень активности студентов в профессиональном самоопределении, при выходе на рынок труда, для эффективного использования выпускниками полученных знаний;

5)     низкий уровень занятости, сложившейся на рынке труда.

Рассмотрим более подробно каждую из упомянутых проблем.

1.2. Маркетинг образовательных услуг.

В России ак­тивно  идущая коммерциализация образования (в силу льготного налогооб­ложения) определила проблему маркетинга уже в практическом  пла­не,  в том числе - перед государственными учреждениями [6]. Российская эконо­мика подошла к "точке маркетинга" так быстро в связи с резким падением платежеспособного спроса населения и обнищанием предприятий.  Вместе с тем спрос на образование имеет  весьма  значительные  перспективы  для развития по прогнозам на 2000 год НИИ проблем высшей школы. Увеличение приема в вузы за последние годы в пределах от 10 до 30%  по  Калининг­радской,  Вологодской,  Тамбовской,  Саратовской, Оренбургской области, Алтайскому и Хабаровскому край:  до 102  по  Архангельской.  Тверской, Тульской,  Волгоградской, Астраханской, Иркутской, Читинской. Амурской и Кемеровской области.  Чувашской, Удмуртской и Коми республики. Крас­нодарского  и  Ставропольского  края - подтверждает данный прогноз.  С учетом длительности цикла оказания образовательных  услуг  недопустимо ждать,  когда  этот спрос будет предъявлен в оформленном виде.  К нему надо готовиться,  его надо прогнозировать с учетом региональных и  от­раслевых сегментов и особенностей рынка.

Научно-технический прогресс создал небывалые возможности обогащения рынка; таким обра­зом, родилась потребность формирования запросов потребителя, со­ответствующих открывающимся перспективам; на место рыночной сти­хии приходит регулирование отношений между производителями и потре­бителями, стратегия и тактика маркетинга [5].

Маркетинг, по существу, функционирует как систематическое детали­зированное, научно обоснованное изучение, формирование и управление потребительским спросом, проявляемым на индивидуальном, семейном, групповом, общегражданском уровнях. Маркетинг можно определить как систему регулирования отношений между производителем и потребителем в сфере образовательного рынка.

Образовательные услуги характерны также тем, что их потребитель, в отличие от покупателя товаров, должен обладать определенными личнос­тными качествами (например, для получения большинства видов профес­сионального образования нужно иметь определенный уровень общего об­разования и т.п.). При этом для получения бесплатного образования не имеет значения уровень платежеспособности потребителя данной услуги, что принципиально важно для покупателя товара.

Важной с точки зрения маркетинга чертой образовательных услуг яв­ляется то, что они производятся и потребляются одновременно. В этом смысле они похожи на услуги, оказываемые учреждениями культуры (про­смотр фильма, концерта и т.п.). Но, в отличие от них, образовательная услуга - это всегда длительный, многоактный процесс, поддающийся пла­нированию, регулированию и т.д.

Потребитель образовательной услуги обязательно участвует в произ­водстве этой услуги. Без его активного интеллектуального участия про­цесс теряет смысл. Этот аспект особенно важно учитывать при маркетин­говых исследованиях эффективности предоставляемых бесплатных и обя­зательных услуг. Если нет заинтересованности потребителя в таких услу­гах, результатом бывает, как правило, лишь пустая растрата средств и видимость бурной деятельности "на пользу обществу".

Чем маркетинг будет отличаться от тра­диционного и привычного планирования в системе государственного образования? Планирование образования как задача государственных ор­ганов управления столкнулось с неразрешимыми проблемами в силу внут­ренней противоречивости и усложнения социально-экономических процес­сов. Предписанный и регламентированный порядок получения образова­ния, жестко определяющий жизненный путь человека, наталкивается на неприятие его личностью, стремящейся к реализации собственной жизнен­ной стратегии, принимаемой в условиях выбора. Психологическое непри­ятие людьми планов органов управления, в основу которых часто был положен даже не государственный, а чисто ведомственный интерес, или надуманные идеологические фетиши, приказы и т.п., становилось все бо­лее очевидным. В условиях рынка человек начинает свой жизненный путь, следуя естественным обстоятельствам социальной жизни, испытывая раз­нообразные экономические, психологические и прочие воздействия соци­альной среды. Он сам становится ответственным за свой жизненный путь, выбирая субъективно предпочтительную возможность, не всегда объек­тивно лучшую для реализации его личностных потенций и соответствую­щую потребностям социума, но и не навязанную извне. Таким образом, традиционное планирование оказывается несостоятельным, что требует обращения органов управления образованием к методам маркетинга, ко­торые строятся на основе прогнозирования поведения различных субъек­тов сферы образовательных услуг.

Маркетинг образовательной сферы должен учитывать противоречивое взаимодействие, в котором активно проявляют себя сле­дующие субъекты:

- конкретные потребители образовательных услуг, т.е. семья, первона­чально выбирающая условия образования детей с точки зрения направ­ленности, уровня, содержания, качества, объема дополнительных (кроме государственного бесплатного минимума) образовательных услуг; в даль­нейшем, по мере взросления, таким потребителем, самостоятельно делаю­щим выбор, становится сам молодой человек;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.