Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья
Содержание
Введение........................................................................................................ 3
Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшей
квалификации............................................................................................ 6
1.1.
Проблемы процесса подготовки высококвалифицированных специалистов........................................................................................................................................................... 6
1.2.
Маркетинг образовательных услуг...................................................................... 7
1.3.
Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров. 13
1.4.
Проблема качества подготовки специалистов......................................... 16
1.5.
Проблема недостаточной активности
студентов в профессиональном самоопределении................................................................................................................ 24
1.6.
Проблема занятости.................................................................................................... 26
Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей
квалификации на примере Восточного Оренбуржья.............................................. 31
2.1.
Направления, методы исследования регионального рынка труда и формирование
профессиональных планов и намерений молодежи... 31
2.3.
Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди
выпускников девятых и одиннадцатых классов.............................. 39
2.4.
Развитие ситуации на региональном рынке труда, проблемы формирования
спроса-предложения рабочих мест и рабочей силы....................................... 50
Глава 3. Совершенствование подготовки квалифицированных
кадров 59
3.1.
Управление воспроизводством квалифицированных трудовых ресурсов. 59
3.2. Практические предложения по организации воспроизводства
кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье............................................................... 65
3.3.
Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении
перспективных рабочих мест....................................................................................... 69
Заключение............................................................................................... 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 77
Введение
Российское образование вступает в
очередной этап глубоких и сложных качественных изменений во всех своих
институциональных проявлениях — от социокультурных целей до механизмов
организации и управления. Этот этап определен периодом начала реализации
концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской
Федерации.
В настоящее время можно
констатировать, что осуществлен переход от унитарного, единообразного образования
к образованию по выбору. Существенно расширилось применение технологий
развивающего обучения; в работе педагогов перестают доминировать репродуктивные
методы обучения.
Переход к многообразию
образовательных учреждений, усиление дифференциации и индивидуализации
образования позволяют действительно реализовать специфические запросы
обучающихся разнообразных социальных групп и объединений. Обучающиеся и их
родители становятся полноправными субъектами образовательного процесса.
Существенные преобразования
произошли в области управления образованием. Еще недавно управление
образованием строилось по вертикально-иерархической схеме. Децентрализация,
распределение компетенций, регионализация управления, широкое привлечение
общественных структур и развитие программно-целевого метода ознаменовали переход
к гибкой функциональной модели управления образованием в России.
Профессиональное образование России
переживает особенно трудный период. Отказ предприятий от подготовленных
специалистов, от помощи учебным заведениям в укреплении и расширении
материальной базы, от предоставления рабочих мест учащимся для производственной
практики напрямую сказываются на стабильности работы образовательных учреждений
и качестве подготовки квалифицированных кадров и специалистов.
Сегодня учебные заведения
стремятся удовлетворить потребности личности в образовании при том условии, что
человек не обязательно будет работать по данной профессии, но с полученным
образованием сам сможет найти себе применение.
Федеральная политика в области
образования во все большей мере осуществляется с учетом запросов регионов.
Одновременно усиливается и координирующая функция федеральных органов.
Активно разрабатывается проблема
массовой профессионализации молодежи, что подразумевает профориентацию, профдиагностику,
гибкую начальную подготовку.
Необходимо заметить также, что
переход России к рыночной экономике сопровождается кризисом в области
занятости. В связи с этим актуальным является создание нового типа учебных
планов и программ для обучения безработных граждан и незанятого населения,
гибко реагирующих на потребности рынка труда и предусматривающих возможные виды
трансформации квалификации обучаемых.
Тенденция повышения значимости
специальной подготовки выпускников колледжа и вуза, необходимость качественного
роста педагогических кадров ведет к развитию более широкого взгляда на
преемственность подготовки студентов колледжа и вуза, что в свою очередь
вызывает потребность в теоретическом обосновании этого процесса: необходимо
разработать концепцию и стратегию преемственности обучения в колледже и вузе.
Отсюда можно сделать вывод о
том, что проблема разработки теоретических основ преемственности подготовки
специалистов колледжа и вуза, равно как и проблема создания системы
непрерывного профессионального образования, существует, но ни в литературе, ни
в практической деятельности она не решена.
Актуальность исследования
проблем управления воспроизводством трудовых ресурсов в системе высшего
образования определяется следующими причинами:
— необходимостью определения
методологии и методики эффективного управления процессом воспроизводства
трудовых ресурсов в системе высшего образования;
— социальным заказом общества
на создание системы высшего образования в свете требований к качеству трудовых
ресурсов, предъявляемых к ним современной экономикой;
— необходимостью преодоления
недостатков и противоречий существующей системы высшего образования;
— признанием важности создания
целостной системы высшего образования, отвечающей потребностям экономики и гарантирующей
социальную защищенность личности, как средства эффективного управления
процессом воспроизводства трудовых ресурсов;
Тем не менее несмотря на
очевидность и конкретность задачи, стоящей перед высшим образованием, решение
ее не представляется простым в виду наличия ряда противоречий внутри самой
системы образования. Усугубляется положение тем, что сегодня существуют
противоречия, обусловленные корпоративной, ведомственной разобщенностью
образовательных структур, их замкнутостью во многих направлениях деятельности,
как содержательной и организационной, так и кадровой, экономической.
Система подготовки высококвалифицированных специалистов состоит
для учебного заведения из нескольких этапов:
1)
Изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг:
–
определение потребностей рынка в кадрах той или иной
квалификации (по специальностям);
–
прогноз потребности в кадрах на среднесрочный и
долгосрочный период;
–
изучение социальной потребности граждан в получении
образования по той или иной специальности (без привязки к потребности в кадрах
на реальных предприятиях и фирмах региона);
–
итоговое моделирование рыночной ситуации с учетом
динамики ее развития.
2) Организация учебного процесса
в соответствии с государственными стандартами по конкретным специальностям и
требованиями конкретных потребителей.
3) Трудоустройство выпускников и
комплексная работа образовательных учреждений с фирмами региона по
удовлетворению их потребностей в кадрах высшей квалификации на момент выпуска.
В
соответствии с вышеперечисленными этапами можно сформулировать проблемы,
стоящие перед образовательным учреждением и обществом, вообще, в процессе их
партнерства в деле воспроизводства высококвалифицированных специалистов:
1)
развитие маркетинга образовательных услуг;
2)
проблема профессиональной структуры воспроизводства
кадров – определение перечня специальностей,
соответствующего требованиям рынка, которым должны обучаться студенты в данный
момент и в будущем, а также количества студентов по каждой специальности;
3)
обеспечение высокого качества подготовки специалистов;
4)
недостаточный уровень активности студентов в
профессиональном самоопределении, при выходе на рынок труда, для эффективного использования
выпускниками полученных знаний;
5)
низкий уровень занятости, сложившейся на рынке труда.
Рассмотрим более
подробно каждую из упомянутых проблем.
В России активно идущая коммерциализация
образования (в силу льготного налогообложения) определила проблему маркетинга
уже в практическом плане, в том числе - перед
государственными учреждениями [6]. Российская
экономика подошла к "точке маркетинга" так быстро в связи с резким падением
платежеспособного спроса населения и обнищанием предприятий. Вместе с тем
спрос на образование
имеет весьма значительные перспективы для развития по прогнозам на 2000 год НИИ проблем высшей школы. Увеличение приема в
вузы за последние годы в пределах от 10 до 30% по Калининградской, Вологодской,
Тамбовской, Саратовской, Оренбургской области, Алтайскому
и Хабаровскому край: до 102
по Архангельской. Тверской, Тульской,
Волгоградской, Астраханской, Иркутской, Читинской. Амурской и Кемеровской
области. Чувашской, Удмуртской и Коми республики.
Краснодарского и Ставропольского края - подтверждает данный прогноз. С учетом длительности цикла
оказания образовательных услуг недопустимо ждать,
когда этот спрос будет предъявлен в оформленном
виде. К нему надо готовиться, его надо
прогнозировать с учетом региональных и отраслевых сегментов
и особенностей рынка.
Научно-технический прогресс создал небывалые возможности
обогащения рынка; таким образом, родилась
потребность формирования запросов потребителя, соответствующих открывающимся
перспективам; на место рыночной стихии приходит регулирование отношений между
производителями и потребителями, стратегия и тактика маркетинга [5].
Маркетинг, по существу, функционирует как систематическое детализированное,
научно обоснованное изучение, формирование и управление потребительским
спросом, проявляемым на индивидуальном, семейном, групповом, общегражданском
уровнях. Маркетинг можно определить как систему регулирования отношений между
производителем и потребителем в сфере образовательного рынка.
Образовательные услуги характерны также тем, что их потребитель, в
отличие от покупателя товаров, должен обладать определенными личностными
качествами (например, для получения большинства видов профессионального образования нужно
иметь определенный уровень общего образования и т.п.). При этом для получения
бесплатного образования не имеет значения уровень платежеспособности
потребителя данной услуги, что принципиально важно
для покупателя товара.
Важной с точки зрения маркетинга чертой образовательных услуг является
то, что они производятся и потребляются одновременно. В этом смысле они похожи
на услуги, оказываемые учреждениями культуры (просмотр фильма, концерта и
т.п.). Но, в отличие от них, образовательная услуга - это всегда длительный, многоактный
процесс, поддающийся планированию, регулированию и т.д.
Потребитель
образовательной услуги обязательно участвует в производстве этой услуги. Без
его активного интеллектуального участия процесс теряет
смысл. Этот аспект особенно важно учитывать при маркетинговых исследованиях
эффективности предоставляемых бесплатных и обязательных услуг. Если нет
заинтересованности потребителя в таких услугах, результатом бывает, как
правило, лишь пустая растрата средств и видимость бурной деятельности "на
пользу обществу".
Чем маркетинг будет отличаться от традиционного и привычного планирования
в системе государственного образования? Планирование образования как задача
государственных органов управления столкнулось с неразрешимыми проблемами в
силу внутренней противоречивости и усложнения социально-экономических процессов.
Предписанный и регламентированный порядок получения образования, жестко
определяющий жизненный путь человека, наталкивается на неприятие его личностью,
стремящейся к реализации собственной жизненной стратегии, принимаемой в
условиях выбора. Психологическое неприятие людьми планов органов управления, в основу которых часто был положен даже не государственный,
а чисто ведомственный интерес, или надуманные идеологические фетиши, приказы и
т.п., становилось все более очевидным. В условиях рынка человек начинает свой
жизненный путь, следуя естественным обстоятельствам социальной жизни, испытывая
разнообразные экономические, психологические и прочие воздействия социальной
среды. Он сам становится ответственным за свой жизненный путь, выбирая
субъективно предпочтительную возможность, не всегда объективно лучшую для реализации его личностных потенций и соответствующую
потребностям социума, но и не навязанную извне. Таким образом, традиционное
планирование оказывается несостоятельным, что требует обращения органов
управления образованием к методам маркетинга, которые строятся на основе
прогнозирования поведения различных субъектов сферы образовательных услуг.
Маркетинг образовательной сферы должен учитывать противоречивое взаимодействие,
в котором активно проявляют себя следующие субъекты:
- конкретные потребители образовательных услуг, т.е.
семья, первоначально выбирающая условия образования детей с точки зрения направленности,
уровня, содержания, качества, объема дополнительных (кроме государственного
бесплатного минимума) образовательных услуг; в дальнейшем, по мере взросления, таким потребителем, самостоятельно делающим выбор, становится сам молодой человек;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|