Анализ производственно-хозяйственной деятельности Новотроицкого филиала ОАО концерна "Уралэлекроремо...
Содержание
Введение........................................................................................................ 3
Глава 1. Трансформация
экономического развития в современных условиях и необходимость повышения
производительности и мотивации труда... 6
Глава 2. Анализ производственно-хозяйственной
деятельности Новотроицкого филиала ОАО концерна "Уралэлекроремонт"
за 1997г....................... 17
2.1.1. Основные
технико-экономические показатели Новотроицкого филиала концерна
"Уралэлекроремонт".......................................................... 17
2.1.2. Анализ
выполнения плана производства и реализации продукции. 21
2.1.3. Анализ
себестоимости продукции.......................................... 24
2.1.4. Анализ
численности, состава, квалификации и движения рабочей силы 34
2.2. Анализ и оценка
состояния результатов финансовой деятельности Новотроицкого филиала за
1997г...................................................... 38
Глава 3. Анализ
действующей в Новотроицком филиале системы оплаты труда и разработка наиболее
эффективной......................................................... 50
3.1. Организация труда........................................................................... 50
3.2. Организация
оплаты труда............................................................ 53
3.3. Анализ выполнения
плана по труду и з/плате............................... 62
Заключение.................................................................................................. 84
Список литературы..................................................................................... 86
Рыночная экономика - это экономика,
основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке, где
сталкивается спрос как представитель потребления и предложение как
представитель производства.
В рыночных отношениях участвуют различные
экономические субъекты. К ним относятся отдельные физические лица
(предприниматели, потребители, инвесторы, вкладчики, фермеры, продавцы, покупатели)
и юридические лица (хозяйствующие субъекты).
Хозяйствующие субъекты на рынке
представлены предприятиями различных организационно-правовых форм и форм собственности
(малые предприятия, арендные, совместные, муниципальные и др.), акционерными
обществами, товариществами, кооперативами, биржами,фондами, банками,
компаниями, ассоциациями, обществами, фирмами, концернами, консорциумами и другими
юридическими лицами.
Экономические субъекты рыночной экономики
могут выступать только в качестве продавцов и покупателей. Таким образом, в
основе рыночных отношений лежат отношения между продавцами и покупателями по
удовлетворению их интересов. Продавец стремится продать свое предложение, свою
продукцию. Покупатель стремится реализовать свой спрос, купить нужную ему
продукцию.
В основе функционирования рыночной
экономики лежат следующие принципы.
1)
Равенство производителей (продавцов) и потребителей
(покупателей) перед внешними факторами.
2)
Свободное ценообразование (курсов, процентных
ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения
3)
Использование юридических законов для
экономического регулирования.
4)
Наличие конкуренции как условие экономического
прогресса и экономического регулирования.
Суть рыночных отношений состоит в том,
что производители и продавцы должны быть абсолютно свободными и действовать
на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги,
процентные ставки, курсы, дивиденды и др.).
Цена является объектом конкуренции. Без конкуренции
рыночные отношения теоретически не мыслимы и практически не
осуществимы. Соединяясь с конкуренцией, рыночные регуляторы образуют единый
экономический метод рыночного хозяйствования, который заставляет производителя
(продавца) учитывать интересы и запросы потребителей (покупателей), производить
ту продукцию и оказывать те услуги, которые им требуются и поэтому могут быть
проданы на товарном рынке.
Рыночная экономика - очень тонкий механизм
и более сложный, чем планово-директивная экономика. Роль государства в рыночной
экономике заключается в том, что оно создает правила хозяйствования (законы) и
контролирует их выполнение.
Поэтому доверие потребителя к государству является
неотъемлемой частью существования рыночной экономики.
Смысл рыночной экономики заключается в
разрушении монополии как со стороны производителей (монополия,
олигополия), так и потребителей (монопсония, олигопсония);
свободной купле-продаже;
в самостоятельном выборе партнеров; свободном ценообразовании и
государственном регулировании хозяйственных процессов. Обязательным условием
рыночной экономики является наличие товаропроизводителей разных форм
собственности
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все
большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм
регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность предриятию,
акционерному обществу, любому другому хозяйствующему субъекту может обеспечить
только правильное управление движением финансовых ресурсов и капиталов,
находящихся в их распоряжении.
Целью настоящей дипломной работы
является исследование деятельности Новотроицкого филиала ОАО концерна
"Уралэлектроремонт" в условиях рыночной экономики; анализ действующих
систем оплаты труда и разработка наиболее эффективной системы оплаты труда в
условиях рынка.
Слово реформа
(от лат. reformo) означает прогрессивное изменение
каких-либо сторон жизни с целью упрочнения или спасения существующего строя.
Например, реформы Петра I, Александра I, Сперанского, Витте, Столыпина. Примером реализации современных экономических
реформ является Япония и Китай.
У реставраторов цель иная, чем у
реформаторов: спешно создать состоятельную прослойку общества (так называемый
средний класс), которая станет экономической и политической опорой дикого
капитализма.
В России за семь лет объем валового
внутреннего продукта (ВВП) сократился более чем в два раза, а инвестиции на три
четверти. По официальным данным треть населения находится за чертой бедности.
Но если учесть, что прежняя минимальная зарплата и пенсия по своей
покупательской способности на 50 % превышает современную среднюю заработную
плату, то за чертой бедности оказалось 37 млн. пенсионеров и более половины
работающих с членами своих семей.
Разрыв между нищим и богатым слоем
населения России увеличивается темпами, которых не знала мировая практика.
Закон Парето, согласно которому при капитализме на долю 20 % богатых приходится
80 % всех доходов, в современной России уже превзойден. Анализируя ход
реформ в России с января 1992 года, убеждаемся в очевидности тех предположений,
которые высказывали специалисты ещё на этапе перестройки, когда переход к рынку
поставил вопрос о механизме вхождения в него.
Лауреат Нобелевской премии В.Леонтьев в
1990 году отмечал, что "было бы неверно полагать внедрение в России
свободно функционирующей экономики американского образца. Несомненно, это
сделать невозможно, даже если очень захотеть. Идеальным результатом успешной
перестройки могло быть создание в отдалённой перспективе смешанной системы
европейского образца, в которой рыночный механизм основан на конкуренции, но
действует под строгим контролем со стороны государства, а также со всеми
системами государственных и социальных услуг, поглощающими значительную часть
национального дохода[1] ". Он говорил и о сроках реформы,
подчёркивая, что при самых благоприятных обстоятельствах начало роста
производства следует ожидать не раньше, чем через 5-6, а возможно и 7 лет.
В Японии в период реформ велась
целенаправленная государственная политика сдерживания-замораживания вкладов,
введение твёрдых цен на основные продукты и товары, избирательное предоставление
инвестиций, распределения ресурсов и фондов. Подъём начался только после 1956
года, но и тогда роль государства оставалась достаточно значительной. Лишь к
1975 году Япония пришла к модели свободного рынка.
Пятилетний этап реформирования в России
даёт основания для анализа и оценки результатов. Отмечается, например, резкое
(более чем в два раза) падение производства, снижение уровня жизни большей
части населения, значительная дифференциация доходов.
Основными причинами падения производства,
на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, снижение общего уровня управления
производством: с самого начала реформ было очевидно, что механизм
саморегулирования не сработает, так как только начали формироваться новые
отношения собственности, финансовая система, цены, не развита была ещё и
конкуренция.
Отсутствие права вмешиваться в действия
предприятий лишало органы государственного управления возможности контролировать
рациональное использование находящейся в ведении предприятий собственности,
осуществление технической и кадровой политики. Предоставление полной
самостоятельности предприятиям в соответствии с Законом РСФСР "О
предприятиях и предпринимательской деятельности" при отсутствии чётких нормативно-правовых
основ их деятельности создавало почву для служебных злоупотреблений,
нерационального использования мощностей и ресурсов. Формальные отношения между
предприятиями и органами государственного управления сохранились. Однако
ответственность за результаты деятельности ни та, ни другая сторона по закону
уже не несли.
В целях стабилизации производства,
очевидно, должны сохраняться элементы государственного контроля управления деятельности
государственных предприятий и других организационно-правовых форм базовых
отраслей производства.
Во-вторых, отсутствие чётко выраженной
структурной политики. Мы имеем в виду формирование структуры предприятий, которые
наиболее эффективно работают в условиях рыночной экономики. В развитых странах
большая часть продукции производится в мощных корпорациях.
И в России
следовало бы реализовать аналогичную идеологию, временно сохранить созданные за годы советской власти производственные
комплексы. Фактически всё было наоборот, желание предприятий получить
самостоятельность в хозяйственной деятельности вылилось в стремление их
структурных единиц и подразделений иметь аналогичные права, тем более
законодательно такие акции не только разрешались, но и инициировались.
Соотношение численности предприятий и
численность их работников в период с 1970 по 1997 гг. представлены в табл. 1.1.
Число предприятий с 1990 по 1997 год
увеличилось почти в 5 раз при сокращении численности рабочих на 17 %.
При реализации правительственных решений по развитию малого бизнеса в
промышленности создано 127.2 тыс. малых предприятий с общей численностью 2.4
млн. чел. Средняя численность работающих на одном малом предприятии - 20
человек. А если предположить, что в общей структуре промышленных предприятий
1990 года сохранились основные (крупные) по сравнению с 1997 годом, то на
оставшихся (до разукрупнения) предприятиях средняя численность составила 370
человек. Представляется, что создание малых предприятий в целом произошло за
счёт разукрупнения (с 370 до 20 человек), хотя на самом деле всё было значительно
сложнее.
Табл. 1.1.
Соотношение численности промышленных предприятий и промышленно-производственного
персонала (ППП) за 1970 по 1997 гг.
|